Содержание и основные направления работы по развитию речи в детском саду
статья по теме
В статье рассматривается содержание и основные направления работы по развитию речи в МБДОУ "Детский сад №1" г.Энгельса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soderzhanie_i_osnovnye_napravleniya__raboty_po_razvitiyu_rechi_v_mbdou.docx | 31.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание и основные направления работы по развитию речи в МБДОУ №1
(авт.: учитель –логопед Ступаченко В.Г.)
МБДОУ «Детский сад №1» является дошкольным учреждением комбинированного вида, то есть имеет в своём составе общеобразвивающие и коррекционно – развивающие группы. Работа во всех группах ведётся с учётом возрастных и психологических особенностей детей. Именно поэтому общеобразвивающие группы строят свою деятельность в соответствии с: "Программой воспитания и обучения в детском саду" под ред. Васильевой М А, Гербовой. В В., Комаровой Т.С., а группы для детей с нарушениями речи кроме этой программы используют ещё и специальную программу, разработанную с учётом возраста и речевого развития поступивших воспитанников, это может быть «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» (авт. Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Г.В.Чиркина), «Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи» (авт. Г.А.Каше, Т.Б. Филичева) или «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» (авт. Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина). Рассмотрим основные цели и задачи работы по развитию речи детей старшего и подготовительного возраста, определённые в этих программах.
К началу каждого учебного года воспитатели групп для детей с нарушениями речи и учителя-логопеды готовят перспективные планы занятий с учётом интеграции двух программ. Например, в группе для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) занятия по развитию речи проводит не воспитатель, а учитель–логопед, так как их содержание совпадает с требованиями общеобразовательной программы, а за счёт коррекционно – развивающей программы имеет ещё более расширенный и углубленный вид. В группе же для детей с фонентико – фонематическим недоразвитьем речи проведение занятий по развитию речи остаётся за воспитателем, но к ним прибавляются занятия логопеда по звукопроизношению и подготовки к обучению грамоте.
В результате реализации "Программы воспитания и обучения в детском саду" (под ред. Васильевой М А, Гербовой. В В., Комаровой Т.С., М., 2011)
1) в старшей группе (от 5 до 6 лет) в конце года дети должны уметь:
-участвовать в беседе;
-аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника;
-составлять по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок;
-последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения;
-определять место звука в слове;
-подбирать к существительному несколько прилагательных;
-заменять слово другими словами со сходным значением.
2) в подготовительной к школе группе (6 -7 лет) в конце года дети должны уметь:
-пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения; составлять по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картинке, набору сюжетных картин с фабульным развитием действия;
-употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов;
-различать понятие «звук», «слог», «слово», «предложение»;
-называть последовательность слов в предложении, звуки, слоги в словах.
В результате занятий учителя – логопеда с детьми, имеющими нарушения речи, по «Программе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» ( авт. Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Г.В.Чиркина, М.,2010)
1)в старшей группе (от 5 до 6 лет) к концу года дети должны научиться:
• понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
• фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
• правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
• пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
• владеть элементарными навыками пересказа;
• владеть навыками диалогической речи;
• владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;
• грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги — употребляться адекватно;
• использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
• владеть элементами грамоты: «навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.
2) в подготовительной к школе группе (6 -7 лет) к концу года речь детей должна соответствовать языковым нормам по всем параметрам, таким образом, дети должны уметь:
• свободно составлять рассказы, пересказы;
• владеть навыками творческого рассказывания;
• адекватно употреблять в самостоятельной речи простые и сложные предложения, усложняя их придаточными причины и следствия, однородными членами предложения и т. д.;
• понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги;
• понимать и применять в речи все лексико-грамматические категории слов;
• овладеть навыками словообразования разных частей речи, переносить эти навыки на другой лексический материал;
• оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка;
• овладеть правильным звуко - слоговым оформлением речи.
В результате реализации «Программы логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» (авт. Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, М.,2008) учителем-логопедом
1)в старшей группе (от 5 до 6 лет) в конце года дети должны уметь:
- правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
- чётко дифференцировать все изученные звуки;
- называть последовательность слов в предложении, последовательность слогов и звуков в словах;
- находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
- различать понятия «звук», «слог», « предложение» на практическом уровне;
- овладеть интонационными средствами выразительной речи в сюжетно – ролевой игре, пересказе, чтении стихов.
2) в подготовительной к школе группе(6 -7 лет) в конце года дети должны уметь:
- правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
- чётко дифференцировать все изученные звуки;
- называть последовательность слов в предложении, последовательность слогов и звуков в словах;
- различать понятия «звук», «твёрдый звук», «мягкий звук», « глухой звук», «звонкий звук», «слог», « предложение» на практическом уровне;
- производить элементарный звуковой анализ и синтез;
-читать и правильно понимать прочитанное в пределах изучаемой программы;
-отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, ставить вопросы к текстам и пересказывать их;
-выкладывать из букв разрезной азбуки и печатать слова различного слогового состава, предложения с применением усвоенных правил правописания.
После обучения детей с нарушениями звукопроизношения в подготовительной группе по «Программе обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи» (авт. Г.А.Каше, Т.Б. Филичева, М., 1999) к концу года дети должны уметь:
- правильно артикулировать все звуки в связной свободной речи,
- чётко дифференцировать все изученные звуки;
-пользоваться навыками фонематического анализа и синтеза;
-выкладывать из букв разрезной азбуки и печатать слова различного слогового состава, предложения с применением усвоенных правил правописания.
Основными направлениями работы по развитию речи в нашем детском саду являются: коррекционно – развивающая работа в логопедических группах, профилактика речевых нарушений и развитее речи детей общеобразовательных групп:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные направления работы по развитию речи дошкольников
Речь - это наиболее совершенное емкое, точное и быстродействующее средство общения между людьми. В этом состоит ее межиндивидуальная функция.Речевой образец – правильная, предварительно продуманная ре...
Консультация для педагогов " Содержание и организация работы по развитию речи в детском саду"
Консультация для педагогов "Содержание и организация работы по развитию речи в детском саду"...
Основные направления работы с одаренными детьми в детском саду общеразвивающего вида.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями....
Основные направления работы по развитию речи детей в ДОУ
Основные направления работы по развитию речи детей в ДОУ...
Основные направления работы по развитию речи младших дошкольников
В дошкольном возрасте дети проходят период активного освоения разговорного языка. В это время происходит становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Для решения...
Основные направления работы по развитию речи младших дошкольников.
В дошкольном возрасте дети проходят период активного освоения разговорного языка. В это время происходит становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Для решения...
ФГОС ДО Основные направления работы по развитию речи дошкольников
ФГОС ДО Основные направления работы по развитию речи дошкольников...