Содержание и основные направления работы по развитию речи в детском саду
статья по теме

Ступаченко Вера Григорьевна

В статье рассматривается содержание и основные направления работы по развитию речи в МБДОУ "Детский сад №1" г.Энгельса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание и основные направления  работы по развитию речи в МБДОУ №1

(авт.: учитель –логопед Ступаченко В.Г.)

МБДОУ «Детский сад №1» является дошкольным учреждением комбинированного вида, то есть имеет в своём составе общеобразвивающие и коррекционно – развивающие группы. Работа во всех группах ведётся с учётом возрастных и психологических  особенностей детей. Именно поэтому общеобразвивающие группы строят свою деятельность в соответствии  с:  "Программой  воспитания и обучения в детском саду" под ред. Васильевой М А, Гербовой. В В., Комаровой Т.С., а группы для детей с нарушениями речи кроме этой программы используют ещё и  специальную программу, разработанную с учётом возраста и речевого развития поступивших воспитанников, это может быть  «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» (авт. Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Г.В.Чиркина),  «Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи» (авт. Г.А.Каше, Т.Б. Филичева) или «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» (авт.  Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина). Рассмотрим основные цели и задачи  работы по развитию речи детей старшего и подготовительного возраста, определённые в этих программах.

К началу каждого учебного года воспитатели групп для детей с нарушениями речи и учителя-логопеды  готовят перспективные планы занятий с учётом интеграции двух программ. Например, в группе для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) занятия по развитию речи проводит не воспитатель, а учитель–логопед, так как их содержание совпадает с требованиями общеобразовательной программы, а за счёт коррекционно – развивающей программы имеет ещё более расширенный и углубленный вид. В группе же для детей с фонентико – фонематическим недоразвитьем речи  проведение занятий по развитию речи остаётся за воспитателем, но к ним прибавляются занятия логопеда по звукопроизношению и подготовки к обучению грамоте.                                        

В результате  реализации "Программы  воспитания и обучения в детском саду" (под ред. Васильевой М А, Гербовой. В В., Комаровой Т.С., М., 2011)

1) в старшей группе (от 5 до 6 лет) в  конце года дети должны уметь:

-участвовать в беседе;

-аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника;

-составлять по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок;

-последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения;

-определять место звука в слове;

-подбирать к существительному несколько прилагательных;

-заменять слово другими словами со сходным значением.

 2) в подготовительной к школе группе (6 -7 лет) в конце года  дети должны уметь:

-пересказывать и драматизировать  небольшие литературные произведения; составлять по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картинке, набору сюжетных картин с фабульным развитием действия;

-употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов;

-различать понятие «звук», «слог», «слово», «предложение»;

-называть последовательность слов в предложении, звуки, слоги  в словах.

         В результате занятий  учителя – логопеда с детьми, имеющими нарушения речи,  по   «Программе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» ( авт. Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Г.В.Чиркина, М.,2010)

1)в старшей группе (от 5 до 6 лет) к  концу года дети должны научиться: 

      • понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
      • фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

      • правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
      • пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;

      • владеть элементарными навыками пересказа;

      • владеть навыками диалогической речи;

       •  владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;

      • грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги — употребляться адекватно;

     • использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
      • владеть элементами грамоты: «навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и   коротких предложений в пределах программы.

2) в подготовительной к школе группе (6 -7 лет) к концу года  речь детей должна соответствовать языковым нормам по всем параметрам, таким образом, дети должны уметь:
      • свободно составлять рассказы, пересказы;

      • владеть навыками творческого рассказывания;

       • адекватно употреблять в самостоятельной речи простые и сложные предложения, усложняя их придаточными причины и следствия, однородными членами предложения и т. д.;

      • понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги;
      • понимать и применять в речи все лексико-грамматические категории слов;
       • овладеть навыками словообразования разных частей речи, переносить эти навыки на другой лексический материал;

     • оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка;
      • овладеть правильным звуко - слоговым оформлением речи.

        В результате реализации «Программы логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» (авт.  Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, М.,2008) учителем-логопедом

1)в старшей группе (от 5 до 6 лет) в  конце года дети должны уметь:

 - правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;

 - чётко дифференцировать все изученные звуки;

 - называть последовательность слов в предложении, последовательность слогов и звуков в словах;

 - находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

 - различать понятия «звук», «слог», « предложение» на практическом уровне;

 - овладеть интонационными средствами  выразительной речи в сюжетно – ролевой игре, пересказе, чтении стихов.

2) в подготовительной к школе группе(6 -7 лет) в конце года  дети должны уметь:

- правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;

- чётко дифференцировать все изученные звуки;

- называть последовательность слов в предложении, последовательность слогов и звуков в словах;

- различать понятия «звук», «твёрдый звук», «мягкий звук», « глухой звук», «звонкий звук», «слог», « предложение» на практическом уровне;

- производить элементарный звуковой анализ и синтез;

-читать и правильно понимать прочитанное в пределах изучаемой программы;

-отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, ставить вопросы к текстам и пересказывать их;

-выкладывать из букв разрезной азбуки и печатать слова различного слогового состава, предложения с применением усвоенных правил правописания.        

        После обучения детей с нарушениями звукопроизношения  в подготовительной группе по «Программе обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи» (авт. Г.А.Каше, Т.Б. Филичева, М., 1999) к концу года дети должны уметь:

- правильно артикулировать все звуки  в связной свободной речи,

- чётко дифференцировать все изученные звуки;

-пользоваться навыками фонематического анализа и синтеза;

-выкладывать из букв разрезной азбуки и печатать слова различного слогового состава, предложения с применением усвоенных правил правописания.

        Основными направлениями  работы по развитию речи в нашем детском саду являются: коррекционно – развивающая работа в логопедических группах, профилактика речевых нарушений  и развитее речи детей общеобразовательных групп:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления работы по развитию речи дошкольников

Речь - это наиболее совершенное емкое, точное и быстродействующее средство общения между людьми. В этом состоит ее межиндивидуальная функция.Речевой образец – правильная, предварительно продуманная ре...

Консультация для педагогов " Содержание и организация работы по развитию речи в детском саду"

Консультация для педагогов "Содержание и организация работы по развитию речи в детском саду"...

Основные направления работы с одаренными детьми в детском саду общеразвивающего вида.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями....

Основные направления работы по развитию речи детей в ДОУ

Основные направления работы по развитию речи детей в ДОУ...

Основные направления работы по развитию речи младших дошкольников

В дошкольном возрасте дети проходят период активного освоения разговорного языка. В это время происходит становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Для решения...

Основные направления работы по развитию речи младших дошкольников.

В дошкольном возрасте дети проходят период активного освоения разговорного языка. В это время происходит становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Для решения...

ФГОС ДО Основные направления работы по развитию речи дошкольников

ФГОС ДО Основные направления работы по развитию речи дошкольников...