Конспект занятия "Рассказывание русской народной сказки "У страха глаза велики"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Конспект занятия по развитию речи. Рассказывание русской народной сказки "У страха глаза велики".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_rasskazyvanie_russkoy_narodnoy_skazki_u_straha_glaza_veliki.docx | 101.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
Образовательная область: речевое развитие.
Тема: рассказывание русской народной сказки «У страха глаза велики».
Цель: учить детей пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей; объяснять значение слов; дать представление о наперстке, колоде, подпечье.
Программные задачи:
образовательная: помочь понять содержание сказки; обратить внимание на необычное название (это пословица). Понимать эмоционально-образное содержание произведения. Продолжать упражняться в образовании слов с суффиксами оценки (уменьшительно- ласкательными и увеличительными).
развивающая: развивать зрительное и слуховое внимание — умение рассматривать иллюстрации, узнавать изображенных героев сказки по контурному изображению; умение вслушиваться в речь взрослого, отвечать на поставленный вопрос.
воспитательная: воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, математическое развитие.
Словарная работа: наперсток, колода, подпечье.
Предварительная работа: разучивание речевой разминки, слов физминутки, просмотр мультипликационного фильма по мотивам сказки.
Материалы и оборудование: зайчик-игрушка, ширма, , картинки-схемы с героями- заменителями, подарки для детей, дорожка, озеро-бассейн, напёрсток , плакаты.
Ход деятельности:
1. Введение игрового момента.
1 (Звучит медленная, плеск воды. )
Ребята, давайте подойдём к нашему озеру, водичка так успокаивает
Дети с воспитателем сидят на ковре, держась за руки, улыбаются друг другу.
- Посмотрите, какая сегодня замечательная погода, солнышко светит ярко, у всех отличное настроение. У нас в группе сегодня гости поприветствуем их( на двух языках русском и татарском)
2. Вдруг все слышат какое-то шевеление за ширмой
- Что за странный звук?
- Ой, ребята, кто это? (зайчик) Воспитатель берёт зайчика на руки, тот ему что-то шепчет на ушко.
2. Сообщение темы и цели занятия.
- Ребята, зайчик только что мне сказал, что он убежал из сказки и очень боится туда возвращаться. Говорит, что в сказке страшные охотники. Я вам предлагаю послушать сказку и узнать, чего же на самом деле испугался зайчик.
3. Речевая разминка.
- А чтобы попасть в сказку, надо взяться за руки и чётко повторять за мной волшебные слова:
«Ра-ра-ра – в сказку нам идти пора,
Ги-ги-ги – нам, зайчонок, помоги. (зайчонок первый )
- Отправляемся!
Большие ноги шли по дороге (идут по дорожке)
Топ-топ-топ, топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке
Топ-топ-топ, топ-топ-топ.
(дети садятся на стульчики)
4. Первичное знакомство со сказкой. Просмотр сказки.
-Я предлагаю познакомиться с еще одной русской народной сказкой, которая называется «У страха глаза велики».
Раз, два, три, четыре, пять –
Можно сказку начинать»
(Прослушивание грамзаписи с видео)
5. Беседа по содержанию.
- Кто запомнил, как называется сказка? (У страха глаза велики.)
- Как вы понимаете название сказки? ( Когда человек пугается, у него на лице появляются большие выпученные глаза).
Воспитатель предлагает упражнение «Говорящая мимика».
- Что такое мимика? (Движения лица, выражающие внутреннее душевное состояние.)
-Что может выражать мимика лица? (Она может выражать радость, гнев, печаль, обиду)
- Я буду называть эмоцию, а вы передайте ее с помощью мимики своего лица.(закрываем маской лицо)
Отрабатывается мимика следующих эмоций: радость, печаль, злость, страх.
- Ребята, а название этой сказки ещё является и пословицей «У страха глаза велики». Давайте произнесем ее хором.
-А теперь давайте разберемся, кто и чего в этой сказке испугался.
- Вспомните, как начинается сказка.
- Жили-были…
- Совершенно верно, эта сказка начинается со слов, с которых начинаются многие русские народные сказки «жили-были», а теперь мы вспомним, кто главные герои сказки и как проходило действие. Для этого нам необходимо поделится на 4 группы посмотрите у кого на спинке стула зелёный треугольник проходят к столу с цифрой 1; красный к столу с цифрой 2; жёлтый к столу с цифрой 3; синий к столу с цифрой 4.
А чтобы вам было понятнее, я приготовила вам схемы-помощники.
- Посмотрите, большой кружок – это бабушка… А какие герои ещё были в сказке и что с ними происходило расскажите друг другу используя схемы. Посмотрите, большой кружок – это бабушка…
- Как называли бабушку? - Старушка.
- Как называли внучку? - Хохотушка.
- Как называли курочку? - Клохтушка.
- Как называли мышку? – Норушка
- Куда герои ходили каждый день? (За водой)
- С чем они ходили за водой? ( С ведрами)
- Какие ведра были у бабушки, внучки, курочки, мышки?… (большие, поменьше, с огурчик, с наперсток) показывают дети.
Воспитатель уточняет, что у курочки ведра сравниваются по размеру с огурчиком, а у мышки с наперстком (при этом зайчик показывает наперсток и объясняет его истинное предназначение)
Воспитатель демонстрирует вторую схему.
- Откуда брала воду бабушка?... (из колодца, колоды, лужицы, поросячьего следа)
Если дети затрудняются, воспитатель сам говорит, что из колоды, при этом поясняет, что колода - это старинный термин, который обозначает бревно с выдолбленной серединой, использующееся как корыто.
Воспитатель обращает внимание детей на прилагательное поросячий, но не свинячий.
Воспитатель демонстрирует следующую схему.
- Ребята, кто запомнил, как в сказке названы герои одним словом? (Водоносы)
- Почему они так названы? ( Потому что каждый день носили воду)
- В этот день водоносы донесли воду? ( Нет)
- Кто им помешал? (Зайка)
- Где он сидел? (Под яблоней)
- Как он помешал? (Зайке яблоко упало в лоб, он испугался и бросился под ноги водоносам)
Воспитатель демонстрирует следующую схему.
- Что произошло с водоносами? ( Они побросали ведра и убежали домой)
- Куда спряталась бабушка? (на лавку)
- Куда спряталась внучка? (за бабушку)
- Куда взлетела курочка? (на печку)
- Куда спряталась мышка? (под печку)
Воспитатель демонстрирует очередную схему.
- Кто со страху померещился бабушке? (Медведище)
Воспитатель обращает внимание детей на ту форму слова, которая употреблена в сказке.
- Почему медведище сказано в сказке? (Потому что большущий медведь привиделся бабушке)
- Кто привиделся внучке? (волк), курочке? (лиса), мышке? (котище)
Воспитатель демонстрирует схему.
- Что произошло с зайчиком? (спрятался в лесу под кустом)
- Как вы думаете, что он испытал? (Страх)
- Кто привиделся зайчику? (Четыре охотника)
- Какова концовка сказки? ( У страха глаза велики: чего нет, и то видят)
Произносят хором.
6. Физминутка.
-Давайте покажем, как это было, превратившись в главных героев.
Покружитесь, покружитесь
в героев сказки превратитесь!
«Бабушка-старушка ведёрки взяла
И по воду пошла . (еле-еле идут, охают)
А за ней вприпрыжку
Внучка да мышка. (бегут, смеются, пищат)
А за ними бегом
Курочка с ведром. (бегом, кудахчет :ко-ко-ко)
Воды набрали и
Домой зашагали». (спокойно идут)
(Подходят к озеру ,черпают воду из озера и идут по дорожке назад)
-Давайте опять превратимся в ребяток.
Покружитесь, покружитесь и в ребяток превратитесь!
5. Пересказ по схемам.
Предлагаю вам пересказать ее по схемам.
(у доски)
6. Подведение итогов.
– Понравилось вам путешествие по сказке??
- Чему вас научила эта сказка?
- Если чего-то испугался, нужно подумать , а на самом ли деле это так страшно и преодолеть страх.
(Зайчик что-то шепчет воспитателю на ушко)
Ой, ребята, это ещё не всё, зайчик не хочет так просто с вами прощаться.
Вот пенёк.
А что внутри?
Если хочешь,
Посмотри! – (дети открывают и заглядывают)
Посмотрели детишки
А в пенёчке - игрушки!
-Ребята, зайчик хочет подарить вам фигурки с изображением персонажей сказки. Они надеваются на пальчики.( показ)
(музыка «В гостях у сказки»)
– Вот и закончилось наше путешествие по сказке, надо возвращаться домой. Давайте встанем и повторим волшебные слова:
«Ра-ра-ра – возвращаться нам пора»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект «Драматизация русской народной сказки «Теремок» (старшая группа)
Конспект «Драматизация русской народной сказки «Теремок» (старшая группа)...
План - конспект пересказа русской народной сказки "Репка" (вторая младшая группа)
Конспект занятия по речевому развитию - пересказ русской народной сказки "Репка "для детей 3-4 лет....
Конспект драматизации русской народной сказки "Теремок"
Драматизация Сказки...
Конспект ООД "русские народные сказки".
Викторина по русским народным сказкам....
Конспект НОД «Русские народные сказки»
Цель: развивать речевую активность детей дошкольного возраста. Продолжать знакомить с русскими народными сказками, вспомнить сказки «Три медведя», «Репка»...
Конспект чтение русской народной сказки "Лиса и заяц", обр. В.Даля
Цели:познакомить с русской народной сказкой помочь понять смысл произведения (мал удалец, да храбрец);приобщать детей к истокам художественной литературы (сказкам) распознавать добро и зло, восп...
Конспект НОД "Русская народная сказка "Теремок"
Целью занятия является развитие речевой активности детей , упражнять в словообразовании . В ходе занятия дети учатся эмоционально воспринимать содержание сказки,Формировать интонационную выразительнос...