Образовательная деятельность по развитию речи средствами экспериментальной деятельности "Проделки невидимки"
план-конспект занятия по развитию речи на тему
Развивать у детей творческий интерес, вызывать познавательный интерес
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_razvitiyu_rechi.docx | 1020.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи средствами экспериментальной деятельности в старшей группе «Проделки невидимки»
ГБОУ Школа № 1955, здание № 6, г. Москва
Воспитатель: Дюбанкова Е. В.
Тема: «Проделки невидимки».
Цель: расширять представления детей о свойствах воздуха, развивать у детей творческий интерес.
Задачи:
1. Уточнить знания детей о свойствах воздуха и способе его обнаружения.
2. Закрепить знания детей о значении чистого воздуха для нашего здоровья.
3. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
4. Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать.
5. Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.
Материал и оборудование: письмо от жителей неизвестной планеты, воздушные шары разных цветов и размеров, мыльные пузыри, одноразовый стакан, вата, игрушки, внутри которых есть воздух, духовые инструменты, пустые бутылочки пластиковые, картинки: на одной – изображён город, с дымящимися трубами заводов, автомобилями, а другой – лес, горы, моря.
Предварительная работа:
Чтение русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть».
Расширение словаря по теме (знакомство с пословицами и поговорками о воздухе).
Ход непосредственно образовательной деятельности:
1. Организационный момент.
Детям в группу пришло письмо от жителей неизвестной планеты:
"- Помогите! Наша планета в опасности! На планете осталось совсем мало чистого воздуха. Мы можем погибнуть. Как нам спасти жизнь на нашей планете? "
Воспитатель: - Ребята, чем так взволнованы жители далекой планеты?
Дети: - На планете осталось мало чистого воздуха
Воспитатель: - Возможна ли жизнь без воздуха?
Дети: -Воздух необходим всем живым организмам: человеку, животным, растениям. Без воздуха нет жизни.
Воспитатель: - Вы хотите помочь жителям далекой планеты? Для этого мы должны узнать как можно больше о воздухе и его свойствах. Предлагаю отправиться в город удивительных открытий. Готовы пойти в этот город? Итак, в путь!
Дети произносят слова: «Влево, вправо покружились - в исследователей превратились».
2. Основная часть.
Мы оказались с вами в лаборатории.
/На столе, на подносе стоят ванночки, стаканчики, вата; салфетки/
Воспитатель: - Что находится в этих стаканчиках?
Дети: -Ничего, там пусто.
Воспитатель: -А на самом деле - там воздух. Почему мы его не видим? Он прозрачный. Неслучайно его называют Невидимкой. Воздух есть вокруг нас. Сквозь воздух мы можем увидеть все, что нас окружает.
Опыт 1 «Воздух занимает место»
Воспитатель: -Возьмем стакан с ваткой на дне, перевернем его и опустим в ванночку с водой так, чтобы вода скрыла стакан. А теперь вынем стакан и проверим, в каком состоянии находится вата.
Дети: -Она сухая
Воспитатель: -Почему вата на дне стакана осталась сухой, ведь мы же полностью погрузили стакан в воду?
Дети: -Вата сухая, потому что в стакане находился воздух, он занимал место и вода не смогла войти в стакан.
Воспитатель: -Опустим перевернутый стакан в воду, слегка наклоним его. Что произошло? Пузырь воздуха поднимается наверх, это воздух выходит из стакана и вода полностью заполняет стакан.
Итак, какое открытие мы сделали? Что мы узнали о воздухе нового?
Дети: -Воздух прозрачный, он невидим, имеет объем - занимает место
Воспитатель: -Ребята, вы любите пускать мыльные пузыри? Что находится внутри пузырьков? (ответы детей)
Игра «Мыльные пузыри»
Дети встают парами. Один ребёнок выдувает пузыри, а другой дует на них, так чтобы они не упали. Потом дети меняются ролями.
Воспитатель читает отрывок из стихотворения С. Маршака «Мыльные пузыри».
Воды обыкновенной
В стаканчик набери.
Пускать из мыльной пены
Мы будем пузыри.
Соломинку простую
Сейчас возьму я в рот,
Воды в неё втяну я,
Потом слегка подую
В соломинку -и вот,
Сияя гладкой плёнкой,
Растягиваясь вширь,
Выходит нежный, тонкий,
Раскрашенный пузырь.
Опыт 2 "Как узнать, что мы дышим"
Воспитатель предлагает ребятам поднести свою ладошку сначала ко рту, затем к носу и подышать.
Воспитатель: – Что вы чувствуете? Ладошке становится тепло от вашего дыхания.
Когда на улице бывает мороз, мы говорим: «Как холодно, даже пар изо рта идёт! » Это значит - мы дышим.
Опыт 3
Воспитатель: -Ребята, а как долго мы можем не дышать. Попробуйте закрыть рот и нос и не дышите. (Воспитатель следит за тем, чтобы дети слишком долго не задерживали дыхание)
Вывод: Без воздуха жить нельзя.
Воспитатель: - Ребята, я знаю способ, как можно поймать воздух. Отгадайте загадку:
Твой хвостик я в руках держал.
Ты полетел, я побежал.
(воздушный шарик)
(Воспитатель показывает воздушный шарик, надувает его)
Почему шарик стал большим и упругим? (ответы детей)
Вывод: Мы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике.
Танец с воздушными шарами (кинезитерапия)
Воспитатель: - Ребята, хотите поиграть?
Игра «Найди правильный предмет»
Цель: Дети должны выбрать те игрушки, внутри которых есть воздух. Сказать чем они отличаются, сравнить по весу, какие они на ощупь.
(Среди разложенных разных предметов должны быть надувные игрушки)
Воспитатель: - Как вы думаете, если эти предметы опустить в воду, что произойдёт?
Предложить детям опустить игрушки наполненные воздухом в тазик с водой.
Игрушки не тонут.
Вывод: Воздух легче воды.
Ребята, сегодня мы не только увидели, но и поймали воздух-невидимку.
Можно его услышать? Как это сделать?
Опыт 4.
• (Детям раздают бутылочки) Дети подносят горлышко бутылочки к нижней губе и дуют в неё – появляется звук.
• Дети выпускают воздух из воздушных шариков.
• Дети прикладывать пальцы к горлу во время разговора и чувствуют дрожание
Вывод: Звук появляется, когда дрожит воздух.
Воспитатель:
– Ребята, я приглашаю вас в музыкальную гостиную. (Дети слушают записи органной музыки, игры на флейте, на трубе. Рассматривают иллюстрации инструментов на экране)
– Эти инструменты называются духовыми. Каждый инструмент издаёт разные звуки. Флейта свистит как птица, гобой крякает как утка, фагот ворчит.
– Что делает артист, играющий на духовых инструментах? (ответы детей) Он направляет воздух в музыкальный инструмент. Воздух дрожит, появляются звуки.
Игра на дудочках и свистульках
Воспитатель: – Ребята, что значит «чистый» и «грязный» воздух. (ответы детей)
На экране картинки: на одной – изображён город, с дымящимися трубами заводов, автомобилями. На другой – лес, горы, моря.
Воспитатель: – Как можно сохранить «чистый» воздух? (ответы детей)
3. Заключительная часть.
Воспитатель: – Ребята, вам понравилось быть исследователями?
Через какие опыты вы узнали, что воздух легче воды, воздух прозрачен, как воздух звучит?
Воспитатель: – Ребята, а воздух может рисовать? Хотите проверить?
Каждому ребёнку раздаются стаканы с мыльной, цветной водой. Дети дуют в трубочки, когда появляется пенная «шапка», прикладывают к ней лист бумаги. На бумаге остаётся разноцветный отпечаток.
Воспитатель: – Что же нарисовал нам воздух? Может это и есть неизвестная планета? Как она называется?
Детям предлагается дорисовать планету и с помощью Воспитателя написать её название. Воспитатель вкладывает в конверт рисунки планет и обещает отправить письмо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи«Животные и их детёныши»(для старшей, логопедической группы)...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с элементами экспериментальной деятельности в первой младшей группе Тема: «При солнышке тепло»
Создание условий для знакомства детей с признаками весны....
Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности по развитию речи, по освоению образовательной деятельности "Речевого развития" на тему: "Теремок
Возрастная группа: 2 младшая группа (3-4 года)Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, познавательное развитие.Виды деятельности: игровой, коммуникативный.Форма организации: фронтальная....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе по мотивам сказки «Три медведя» Интегрированное занятие по развитию речи, познавательному развитию в средней группе.
Развитие речи детей по средствам игровой деятельности...
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи (по познавательному развитию, по развитию речи, по рисованию, по ознакомлению с природой и т.д.) «Перелётные птицы»
Цель- расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний о перелетных птицахЗадачиКоррекционно-образовательные:- расширять знания о перелетных птицах;- упражнять в...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи посредством поисково — исследовательской и экспериментальной деятельности. Тема: «Радужный калейдоскоп».
это занятие решает основные задачи нод, формирует навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности....
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по развитию речи с использованием игровых технологий в средней группе по средством сюжетно-ролевой игры. Тема: "Экскурсия по зоопарку". Образовательная область: "Коммуникативное разви
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по развитию речи с использованием игровых технологий в средней группепо средством сюжетно-ролевой игры.Тема: "Экскур...