«Использование речевых игр и художественного слова в режимных моментах дошкольников» (из опыта работы)
консультация по развитию речи по теме

Андреева Вероника Анатольевна

Речевые игры и художественное слово в режимных моментах используются в качестве приёмов речевого развития детей. Давно доказано, что стихотворный язык, и поэтическая речь воспринимается ребенком на слух намного эффективнее и лучше, чем прозаический. Но постоянно говорить стихами это тоже не вариант, поэтому ребенок должен слышать разнообразную речь взрослого.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

«Использование речевых игр и художественного слова в

режимных моментах дошкольников» (из опыта работы)

Подготовила выступление: Андреева В.А.,

Воспитатель

Речь, во всём её многообразии, является необходимым компонентом общения.

Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Качество речи – показатель уровня интеллектуального и эмоционального развития ребёнка.

Речь необходима человеку как воздух. С помощью речи люди общаются друг с другом, понимают друг друга, с помощью речи мы получаем знания, выражаем свои чувства. С помощью речи развивается всё наше общество.

Уже никому не секрет, что речь ребенка формируется по образцу окружающих его взрослых людей. Поэтому очень важно, чтобы ребенок слышал грамотную, культурную, эмоционально-окрашенную речь взрослого.

Большую часть дня дети находятся в детском саду, им приходится контактировать и общаться с педагогами детского сада. Для развития речевой активности, полноценного речевого развития дошкольников, необходимо постоянно говорить, общаться с ними. Побуждать желание общаться с окружающими людьми, будь то сверстники, или педагоги детского сада.

Речевые игры и художественное слово в режимных моментах используются в качестве приёмов речевого развития детей. Давно доказано, что стихотворный язык, и поэтическая речь воспринимается ребенком на слух намного эффективнее и лучше, чем прозаический. Но постоянно говорить стихами это тоже не вариант, поэтому ребенок должен слышать разнообразную речь взрослого.

Утро начинается с приёма детей. Иногда ребята упрямятся, капризничают и родителям приходится уговаривать детей зайти в группу. Можно использовать такой приём, как чтение стихотворения:

Это что за чудо-дом?

И живут игрушки в нём.

Мячики и мишки,

Куклы и мартышки.

Здесь для деток угощенье-

Просто всем на удивленье!

Краски и карандаши,

Здесь рисуют малыши.

И играют, и поют,

Очень весело живут.

В этом доме- детский сад,

Ждёт он в гости всех ребят.

Некоторые дети стесняются или забывают сказать волшебные слова: «Здравствуйте!», «Спасибо!», «Пожалуйста!». Всегда сами говорит эти добрые слова, когда общаетесь с ребятами. Тогда дети будут вынуждены перенять от вас хорошие манеры.

Не листай ты толстых книг,

Не смотри в учебники.

В мире есть на самом деле

Добрые волшебники.

Если с ними подружиться

И про них не забывать,

То волшебником ты тоже

Очень скоро можешь стать.

Есть волшебник Досвиданья,

Добрый вечер и Прости.

И они всегда помогут,

Если их произнести.

А Пожалуйста и Здравствуй,

И Спасибо, наконец?

Если с ними подружился,

Ты, конечно, - молодец!

Каждое утро в детском саду дети выполняют утреннюю зарядку. И им было бы очень интересно, если бы у их группы был девиз, который они сами придумали бы с воспитателем.

Её мы делаем по утрам,

Она бодрость дарит нам!

В детском саду мы должны воспитывать у детей уважение к труду и желание помогать взрослым. Утром, ухаживая за комнатными растениями привлечь внимание детей:

Про цветочки не забудем,

Поливать их, рыхлить будем.

Для того что бы дети лучше запомнили название комнатных растений, их внешний вид, можно предложить речевые игры: «Кто больше назовет названий цветов», «Угадай-ка», «Чего не стало?», «Четвертый лишний», «Узнай по описанию».и др.

Дети знают, что перед каждым приемом пищи, нужно помыть руки. И им будет интереснее, если этот процесс будет сопровождаться чтением стихов:

Свои ручки я люблю –

Правую и левую.

И сейчас я обе ручки

Чистенькими сделаю.

Я помою их водой

Тёплой и приятной,

А потом я их намылю

Очень аккуратно.

Тихо плещется вода,

Ручки мои моет.

Будем чистыми всегда –

Я и мы с тобою.

*** ***

Я умыл лицо под краном,

Очень долго вытирал,

И теперь я стал румяным,

Словно только что соврал.

*** ***

Мыло бывает разным-преразным:

Синим, зелёным, оранжевым, красным.

Но не пойму, отчего же всегда

Чёрной- пречёрной бывает вода?

Во время приёма пищи необходимо напоминать детям, чтобы кушали

аккуратно, не играли с едой, не разговаривали. Здесь можно использовать пословицы и поговорки:

«Хлеб - всему голова»,

«Щи да каша, пища наша»,

«Без хлеба нет обеда»,

«Всякому нужен завтрак, обед и ужин».

Очень нравятся детям и стихи про обед:

Ну скажите мне, ребята,

Что сегодня на обед?

Суп горячий, борщ со свёклой,

И салат, и винегрет.

А ещё компот со сливой

И пирог с вареньем есть.

Очень вкусно и красиво.

Приглашаем всех поесть

*** ***

Час обеда подошёл.

Эй, ребята, все за стол!

Только Маша хмурит бровь:

«Есть я борщ не стану!

Ненавижу я морковь,

Не люблю сметану!»

Что ж, не нравится – не ешь,

Походи голодной.

Стынет каша на столе,

Борщ стоит холодный.

«Я попробую чуть-чуть,

Больше есть не буду».

Смотрим – Маша уж несёт

Грязную посуду.

«Очень вкусно здесь в саду,

За добавкой я иду».

Как известно, внимание детей короткое. Они устают даже в то время, когда самостоятельно играют. Это приводит к тому, что дети начинают баловаться и бегать по группе. Поэтому их нужно отвлекать и дать им возможность расслабиться. Для этого с детьми можно провести динамическую паузу, поиграть в игры малой подвижности, например с мячом: «Скажи по- другому», «Скажи наоборот», «Я знаю…» и др. Эти игры формируют умение реализовывать коммуникативные навыки в соответствии с правилами речевого общения. Народные игры «Коршун», «Фанты» и др. Эти игры помогают в развитии диалогической речи, умении применять в игре считалки.

Ребятам очень нравятся пальчиковые игры «Кот на печку пошёл», «Замок», «Раз, два, три, четыре, пять», «Апельсин» и др. Пальчиковые игры способствуют развитию координации речи и мелкой моторики рук.

Во время самостоятельной игровой деятельности детей иногда между детьми происходят конфликты: кто-то не хочет делиться, отнимает игрушки, задирается. Вот тогда придут на помощь следующие стихи:

Ссора

Саша взял мою машинку

И играет целый час.

Мне так грустно и обидно,

Разберусь я с ним сейчас.

- Отдавай мою машинку!

- Отдавай мой паровоз!

- У тебя большие уши!

- У тебя курносый нос!

Я ушёл, сижу в сторонке,

К Саше я не подхожу.

Он – в своём углу тихонько,

Я – в своём углу сижу.

Только грустно стало мне,

Что-то не играется.

Самолётик не летит,

Поезд не катается.

Веселей играть всем вместе,

Знаю я, что говорю.

Вот возьму свои игрушки

И все Саше подарю!

Забияка

Знают все, что я дерусь,

Обзываюсь и плююсь,

Обижаю малышей

И царапаю людей.

Вот такой я забияка,

Там где я, там сразу драка,

Сразу слёзы, синяки,

В ход пускаю кулаки.

Очень- очень я отважный,

Нет сильнее и смелей.

Ну скажите, почему же

Нету у меня друзей?

Во время примирения можно использовать мирилочки.

Мирилочки

Мирись, мирись,

Больше не дерись.

Если будешь драться,

Я буду кусаться.

А кусаться нам нельзя,

Потому что мы друзья!

*** ***

Не дерись, не дерись,

Ну-ка быстро помирись!

*** ***

Давай с тобой мириться

И во всём делиться.

А кто не будет мириться,

С тем не будем водиться!

*** ***

Не дерись, не дерись,

Ну-ка быстро помирись!

Помогают в организации режимных моментов и пословицы о дружбе:

«Дружба – великая сила.»

«За дружбу дружбой платят.»

«Нет друга – ищи, а нашёл – береги.»

«Без друга в жизни туго.»

После того как дети поиграли, они начинают наводить порядок в групповой комнате. И как правило для большинства детей это занятие, им не по душе. В этот процесс также можно включить стихи:

Что такое? Что случилось?

В нашей комнате беда-

Непослушные игрушки

Разбежались кто куда.

Мишки все играют в прятки

И рассыпались лошадки.

Куклы - в умывальнике,

Слон - в пододеяльнике.

А матрёшки раскатились

И назад не воротились.

Мы их не ругаем,

Мы их убираем!

*** ***

Книжки любим мы читать!

Но их нужно убирать!

Книжки мы не рвем! Жалеем!

Убирать мы их умеем!

Кубики в коробочку.

Машинки все на полочку!

Красота! Построим дом!

Пусть живут игрушки в нем!

Будет в группе красота!

Все разложим на места!

Уместны здесь будут и пословицы про порядок:

«Всему своё время и своё место».

«Что в порядке лежит – само в руки бежит!»

«На всё есть свой порядок.» и др.

При одевании детей на прогулку часто возникает такая ситуация, что ребёнок не хочет сам одеваться, можно предложить соревнование: «Кто быстрее оденется –- девочки или мальчики?». Хорошо помогают загадки про одежду:

По дороге я шёл,

Две дороги нашёл.

По обеим пошёл,

Да и в обе вошёл. (Штаны, брюки)

Две дороги пришло –

В обе и пошёл. (Сапоги)

Маленький Данилка

В петельку ударился. (Пуговка) и др.

Помогут в процессе одевания и стихи:

Моя одежда

Я сейчас пойду гулять,

Что мне надо надевать?

Розовую юбку,

Беленькую шубку,

Белую жилетку,

Красную беретку.

Надо мне надеть носки,

А потом уж сапоги.

Красные сапожки,

Чтоб не мёрзли ножки.

Тёплый шарф и рукавички ,

Рукавички –невелички.

Я совсем готова

И гуляю снова!

Прогулка для детей – это, пожалуй, самый любимый режимный момент в детском саду. И конечно же самое благоприятное время, в которое можно включить массу речевых игр: «Придумай предложение», «Закончи предложение», «Кто больше увидит и назовёт?» и др. Эти игры способствуют развитию речевой активности, умению связно высказывать свои мысли.

Во время прогулок дети часто ведут наблюдение за явлениями и объектами природы. Перед этим занятием можно загадать загадки, прочитать стихотворение. Для того, чтобы дети сами догадались за кем, или за чем будет вестись наблюдение.

Без рук, без ног,

А ворота отворяет.

(Ветер)

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадает.

И никуда я не иду,

Покуда не пускают.

(Дождь)

Расцвели в саду цветы небывалой красоты.

К солнцу тянутся цветочки, пять волшебных лепесточков.

На ладонь посадим птичку, кормим милую синичку.

Птичка зернышки клюет, деткам песенку поет.

Также на прогулке очень весело для детей проводить подвижные игры с речевым сопровождением: "У медведя во бору", "Гуси-гуси", "Караси и щука", "Кот и мыши", "Карусели", "Два мороза" и многие другие игры.

Очень нравятся ребятам игры с мячом: "Съедобное – несъедобное", "Скажи наоборот", "Назови ласково", "Подскажи словечко»" и др.

После окончания прогулки, когда дети заходят в группу и начинают раздеваться, можно также сопроводить этот процесс стихами:

Любит шкафчик мой прядок!

Все лежит в шкафу как надо!

Вся одежда по местам!

Все в шкафу убрал я сам!

Во время укладывания детей на дневной сон можно включить приятную, спокойную музыку, прочитать стихи:

Дальний лес стоит стеной.

А в лесу, в глуши лесной,

На суку сидит сова.

Там растёт усни -трава.

Говорят, усни - трава

Знает сонные слова

Как шепнёт свои слова,

Сразу никнет голова.

Я сегодня у совы

Попрошу такой травы.

Пусть тебе усни – трава

Скажет сонные слова.

И, наконец, каждому ребенку поднимем настроение, если разбудить словами:

Реснички поднимаются,

Глазки открываются.

Вы спокойно отдыхали,

Сном волшебным крепко спали,

Но уже звенит звоночек,

Ты вставай скорей дружочек,

Одеяло убери и зарядочку начни.

Вторая половина дня – это наиболее благоприятное время для развития детской игровой и речевой деятельности. Так как дети постепенно уходят домой, можно проводить игры с небольшими подгруппами и индивидуальную работу с детьми.

Таким образом, обычная повседневная деятельность в режимных моментах для детей может стать намного интереснее и веселее с помощью речевых игр и художественного слова. Чтобы ребёнок мог реализовать свои способности, ему необходимы положительная эмоциональная обстановка в группе, демократический стиль общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация : Использование художественного слова в режимных моментах.

Художественное слово имеет большое влияние на развитие языка ребенка. Малыши учатся родному языку на забавных прибаутках, поговорках, потешках, пестушках, загадках, сказках....

"Использование художественного слова в режимных моментах"

В дошкольном детстве художественное  слово помогает формировать отзывчивость, сочувствие, доброту, радость за других. Эти чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить...

Использование художественного слова в режимных моментах. Часть 1

В данном материале представлены потешки, стишки позволяющие интересно организовать режимные моменты в течении дня....

Использование художественного слова в режимных моментах. Часть 2

Стишки, потешки для интересного проведения режимных моментов...

Методическая разработка "Использование художественного слова в режимных моментах"

Использование потешек, стихотворений, закличек в режимных моментах в детском саду....