«Использование речевых игр и художественного слова в режимных моментах дошкольников» (из опыта работы)
консультация по развитию речи по теме
Речевые игры и художественное слово в режимных моментах используются в качестве приёмов речевого развития детей. Давно доказано, что стихотворный язык, и поэтическая речь воспринимается ребенком на слух намного эффективнее и лучше, чем прозаический. Но постоянно говорить стихами это тоже не вариант, поэтому ребенок должен слышать разнообразную речь взрослого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_rechevyh_igr_i_hodozhestvennogo_slova_v_rezhimnyh_momentah.docx | 23.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете
«Использование речевых игр и художественного слова в
режимных моментах дошкольников» (из опыта работы)
Подготовила выступление: Андреева В.А.,
Воспитатель
Речь, во всём её многообразии, является необходимым компонентом общения.
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Качество речи – показатель уровня интеллектуального и эмоционального развития ребёнка.
Речь необходима человеку как воздух. С помощью речи люди общаются друг с другом, понимают друг друга, с помощью речи мы получаем знания, выражаем свои чувства. С помощью речи развивается всё наше общество.
Уже никому не секрет, что речь ребенка формируется по образцу окружающих его взрослых людей. Поэтому очень важно, чтобы ребенок слышал грамотную, культурную, эмоционально-окрашенную речь взрослого.
Большую часть дня дети находятся в детском саду, им приходится контактировать и общаться с педагогами детского сада. Для развития речевой активности, полноценного речевого развития дошкольников, необходимо постоянно говорить, общаться с ними. Побуждать желание общаться с окружающими людьми, будь то сверстники, или педагоги детского сада.
Речевые игры и художественное слово в режимных моментах используются в качестве приёмов речевого развития детей. Давно доказано, что стихотворный язык, и поэтическая речь воспринимается ребенком на слух намного эффективнее и лучше, чем прозаический. Но постоянно говорить стихами это тоже не вариант, поэтому ребенок должен слышать разнообразную речь взрослого.
Утро начинается с приёма детей. Иногда ребята упрямятся, капризничают и родителям приходится уговаривать детей зайти в группу. Можно использовать такой приём, как чтение стихотворения:
Это что за чудо-дом?
И живут игрушки в нём.
Мячики и мишки,
Куклы и мартышки.
Здесь для деток угощенье-
Просто всем на удивленье!
Краски и карандаши,
Здесь рисуют малыши.
И играют, и поют,
Очень весело живут.
В этом доме- детский сад,
Ждёт он в гости всех ребят.
Некоторые дети стесняются или забывают сказать волшебные слова: «Здравствуйте!», «Спасибо!», «Пожалуйста!». Всегда сами говорит эти добрые слова, когда общаетесь с ребятами. Тогда дети будут вынуждены перенять от вас хорошие манеры.
Не листай ты толстых книг,
Не смотри в учебники.
В мире есть на самом деле
Добрые волшебники.
Если с ними подружиться
И про них не забывать,
То волшебником ты тоже
Очень скоро можешь стать.
Есть волшебник Досвиданья,
Добрый вечер и Прости.
И они всегда помогут,
Если их произнести.
А Пожалуйста и Здравствуй,
И Спасибо, наконец?
Если с ними подружился,
Ты, конечно, - молодец!
Каждое утро в детском саду дети выполняют утреннюю зарядку. И им было бы очень интересно, если бы у их группы был девиз, который они сами придумали бы с воспитателем.
Её мы делаем по утрам,
Она бодрость дарит нам!
В детском саду мы должны воспитывать у детей уважение к труду и желание помогать взрослым. Утром, ухаживая за комнатными растениями привлечь внимание детей:
Про цветочки не забудем,
Поливать их, рыхлить будем.
Для того что бы дети лучше запомнили название комнатных растений, их внешний вид, можно предложить речевые игры: «Кто больше назовет названий цветов», «Угадай-ка», «Чего не стало?», «Четвертый лишний», «Узнай по описанию».и др.
Дети знают, что перед каждым приемом пищи, нужно помыть руки. И им будет интереснее, если этот процесс будет сопровождаться чтением стихов:
Свои ручки я люблю –
Правую и левую.
И сейчас я обе ручки
Чистенькими сделаю.
Я помою их водой
Тёплой и приятной,
А потом я их намылю
Очень аккуратно.
Тихо плещется вода,
Ручки мои моет.
Будем чистыми всегда –
Я и мы с тобою.
*** ***
Я умыл лицо под краном,
Очень долго вытирал,
И теперь я стал румяным,
Словно только что соврал.
*** ***
Мыло бывает разным-преразным:
Синим, зелёным, оранжевым, красным.
Но не пойму, отчего же всегда
Чёрной- пречёрной бывает вода?
Во время приёма пищи необходимо напоминать детям, чтобы кушали
аккуратно, не играли с едой, не разговаривали. Здесь можно использовать пословицы и поговорки:
«Хлеб - всему голова»,
«Щи да каша, пища наша»,
«Без хлеба нет обеда»,
«Всякому нужен завтрак, обед и ужин».
Очень нравятся детям и стихи про обед:
Ну скажите мне, ребята,
Что сегодня на обед?
Суп горячий, борщ со свёклой,
И салат, и винегрет.
А ещё компот со сливой
И пирог с вареньем есть.
Очень вкусно и красиво.
Приглашаем всех поесть
*** ***
Час обеда подошёл.
Эй, ребята, все за стол!
Только Маша хмурит бровь:
«Есть я борщ не стану!
Ненавижу я морковь,
Не люблю сметану!»
Что ж, не нравится – не ешь,
Походи голодной.
Стынет каша на столе,
Борщ стоит холодный.
«Я попробую чуть-чуть,
Больше есть не буду».
Смотрим – Маша уж несёт
Грязную посуду.
«Очень вкусно здесь в саду,
За добавкой я иду».
Как известно, внимание детей короткое. Они устают даже в то время, когда самостоятельно играют. Это приводит к тому, что дети начинают баловаться и бегать по группе. Поэтому их нужно отвлекать и дать им возможность расслабиться. Для этого с детьми можно провести динамическую паузу, поиграть в игры малой подвижности, например с мячом: «Скажи по- другому», «Скажи наоборот», «Я знаю…» и др. Эти игры формируют умение реализовывать коммуникативные навыки в соответствии с правилами речевого общения. Народные игры «Коршун», «Фанты» и др. Эти игры помогают в развитии диалогической речи, умении применять в игре считалки.
Ребятам очень нравятся пальчиковые игры «Кот на печку пошёл», «Замок», «Раз, два, три, четыре, пять», «Апельсин» и др. Пальчиковые игры способствуют развитию координации речи и мелкой моторики рук.
Во время самостоятельной игровой деятельности детей иногда между детьми происходят конфликты: кто-то не хочет делиться, отнимает игрушки, задирается. Вот тогда придут на помощь следующие стихи:
Ссора
Саша взял мою машинку
И играет целый час.
Мне так грустно и обидно,
Разберусь я с ним сейчас.
- Отдавай мою машинку!
- Отдавай мой паровоз!
- У тебя большие уши!
- У тебя курносый нос!
Я ушёл, сижу в сторонке,
К Саше я не подхожу.
Он – в своём углу тихонько,
Я – в своём углу сижу.
Только грустно стало мне,
Что-то не играется.
Самолётик не летит,
Поезд не катается.
Веселей играть всем вместе,
Знаю я, что говорю.
Вот возьму свои игрушки
И все Саше подарю!
Забияка
Знают все, что я дерусь,
Обзываюсь и плююсь,
Обижаю малышей
И царапаю людей.
Вот такой я забияка,
Там где я, там сразу драка,
Сразу слёзы, синяки,
В ход пускаю кулаки.
Очень- очень я отважный,
Нет сильнее и смелей.
Ну скажите, почему же
Нету у меня друзей?
Во время примирения можно использовать мирилочки.
Мирилочки
Мирись, мирись,
Больше не дерись.
Если будешь драться,
Я буду кусаться.
А кусаться нам нельзя,
Потому что мы друзья!
*** ***
Не дерись, не дерись,
Ну-ка быстро помирись!
*** ***
Давай с тобой мириться
И во всём делиться.
А кто не будет мириться,
С тем не будем водиться!
*** ***
Не дерись, не дерись,
Ну-ка быстро помирись!
Помогают в организации режимных моментов и пословицы о дружбе:
«Дружба – великая сила.»
«За дружбу дружбой платят.»
«Нет друга – ищи, а нашёл – береги.»
«Без друга в жизни туго.»
После того как дети поиграли, они начинают наводить порядок в групповой комнате. И как правило для большинства детей это занятие, им не по душе. В этот процесс также можно включить стихи:
Что такое? Что случилось?
В нашей комнате беда-
Непослушные игрушки
Разбежались кто куда.
Мишки все играют в прятки
И рассыпались лошадки.
Куклы - в умывальнике,
Слон - в пододеяльнике.
А матрёшки раскатились
И назад не воротились.
Мы их не ругаем,
Мы их убираем!
*** ***
Книжки любим мы читать!
Но их нужно убирать!
Книжки мы не рвем! Жалеем!
Убирать мы их умеем!
Кубики в коробочку.
Машинки все на полочку!
Красота! Построим дом!
Пусть живут игрушки в нем!
Будет в группе красота!
Все разложим на места!
Уместны здесь будут и пословицы про порядок:
«Всему своё время и своё место».
«Что в порядке лежит – само в руки бежит!»
«На всё есть свой порядок.» и др.
При одевании детей на прогулку часто возникает такая ситуация, что ребёнок не хочет сам одеваться, можно предложить соревнование: «Кто быстрее оденется –- девочки или мальчики?». Хорошо помогают загадки про одежду:
По дороге я шёл,
Две дороги нашёл.
По обеим пошёл,
Да и в обе вошёл. (Штаны, брюки)
Две дороги пришло –
В обе и пошёл. (Сапоги)
Маленький Данилка
В петельку ударился. (Пуговка) и др.
Помогут в процессе одевания и стихи:
Моя одежда
Я сейчас пойду гулять,
Что мне надо надевать?
Розовую юбку,
Беленькую шубку,
Белую жилетку,
Красную беретку.
Надо мне надеть носки,
А потом уж сапоги.
Красные сапожки,
Чтоб не мёрзли ножки.
Тёплый шарф и рукавички ,
Рукавички –невелички.
Я совсем готова
И гуляю снова!
Прогулка для детей – это, пожалуй, самый любимый режимный момент в детском саду. И конечно же самое благоприятное время, в которое можно включить массу речевых игр: «Придумай предложение», «Закончи предложение», «Кто больше увидит и назовёт?» и др. Эти игры способствуют развитию речевой активности, умению связно высказывать свои мысли.
Во время прогулок дети часто ведут наблюдение за явлениями и объектами природы. Перед этим занятием можно загадать загадки, прочитать стихотворение. Для того, чтобы дети сами догадались за кем, или за чем будет вестись наблюдение.
Без рук, без ног,
А ворота отворяет.
(Ветер)
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадает.
И никуда я не иду,
Покуда не пускают.
(Дождь)
Расцвели в саду цветы небывалой красоты.
К солнцу тянутся цветочки, пять волшебных лепесточков.
На ладонь посадим птичку, кормим милую синичку.
Птичка зернышки клюет, деткам песенку поет.
Также на прогулке очень весело для детей проводить подвижные игры с речевым сопровождением: "У медведя во бору", "Гуси-гуси", "Караси и щука", "Кот и мыши", "Карусели", "Два мороза" и многие другие игры.
Очень нравятся ребятам игры с мячом: "Съедобное – несъедобное", "Скажи наоборот", "Назови ласково", "Подскажи словечко»" и др.
После окончания прогулки, когда дети заходят в группу и начинают раздеваться, можно также сопроводить этот процесс стихами:
Любит шкафчик мой прядок!
Все лежит в шкафу как надо!
Вся одежда по местам!
Все в шкафу убрал я сам!
Во время укладывания детей на дневной сон можно включить приятную, спокойную музыку, прочитать стихи:
Дальний лес стоит стеной.
А в лесу, в глуши лесной,
На суку сидит сова.
Там растёт усни -трава.
Говорят, усни - трава
Знает сонные слова
Как шепнёт свои слова,
Сразу никнет голова.
Я сегодня у совы
Попрошу такой травы.
Пусть тебе усни – трава
Скажет сонные слова.
И, наконец, каждому ребенку поднимем настроение, если разбудить словами:
Реснички поднимаются,
Глазки открываются.
Вы спокойно отдыхали,
Сном волшебным крепко спали,
Но уже звенит звоночек,
Ты вставай скорей дружочек,
Одеяло убери и зарядочку начни.
Вторая половина дня – это наиболее благоприятное время для развития детской игровой и речевой деятельности. Так как дети постепенно уходят домой, можно проводить игры с небольшими подгруппами и индивидуальную работу с детьми.
Таким образом, обычная повседневная деятельность в режимных моментах для детей может стать намного интереснее и веселее с помощью речевых игр и художественного слова. Чтобы ребёнок мог реализовать свои способности, ему необходимы положительная эмоциональная обстановка в группе, демократический стиль общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование художественного слова в режимных моментах
Укладывание ребенка спать...
Консультация : Использование художественного слова в режимных моментах.
Художественное слово имеет большое влияние на развитие языка ребенка. Малыши учатся родному языку на забавных прибаутках, поговорках, потешках, пестушках, загадках, сказках....
"Использование художественного слова в режимных моментах"
В дошкольном детстве художественное слово помогает формировать отзывчивость, сочувствие, доброту, радость за других. Эти чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить...
Использование художественного слова в режимных моментах. Часть 1
В данном материале представлены потешки, стишки позволяющие интересно организовать режимные моменты в течении дня....
Использование художественного слова в режимных моментах. Часть 2
Стишки, потешки для интересного проведения режимных моментов...
Методическая разработка "Использование художественного слова в режимных моментах"
Использование потешек, стихотворений, закличек в режимных моментах в детском саду....
Консультация"Использование речевых игр и художественного слова в режимных моментах"
Консультация для педагогов из обмена опытом...