Участие в районном методическом объединении «Интеграция образовательных областей в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»
материал
Доклад
Скачать:
Предварительный просмотр:
Доклад на РМО 28.10.2016г.
Слайд 1 «Интеграция образовательных областей в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»
Дошкольный возраст – важнейший период в развитии ребенка. Именно в этот период закладываются фундамент здоровья, выносливости и сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды.
Актуальность проблемы укрепления и сохранения здоровья дошкольников обусловлена еще и тем, что этот период постепенной подготовки ребенка к систематическому обучению в школе.
От состояния здоровья, достигнутого уровня физического и психического развития, во многом зависит успешность обучения, работоспособность и адаптация ребенка к школьным нагрузкам. Именно поэтому актуален поиск новых средств сохранения и укрепления здоровья детей, с учётом материально-технического оснащения ДОУ, индивидуальных особенностей детей, профессиональной подготовки педагогов. Реально оказать влияние на здоровье в условиях ДОУ можно лишь через создание условий для сохранения, укрепления и развития здоровья детей, а также пропагандируя и внедряя здоровый образ жизни среди родителей воспитанников.
Слайд 2 К здоровью необходимо относиться как к интегративной категории, включающей в себя компоненты: − физическое здоровье (здоровье тела); − психическое здоровье (здоровье разума); − психологическое здоровье (здоровье эмоций); − социальное здоровье (комфортность окружающей среды); − духовное здоровье (система ценностей и убеждений).
Слайд 3 Ведущие цели оздоровительной работы в детском саду - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе. Совершенствование условий для обеспечения физического и психического здоровья детей в соответствии с ФГОС ДО, СанПиНа. Интегрированный подход и реализация оздоровительных мероприятий в контакте со всеми участниками педагогического процесса (педагоги, медицинские работники, родители, дети).
Слайд 4 Вся оздоровительная работа в дошкольном учреждении проводится с учетом состояния здоровья воспитанников руководителем по физическому воспитанию и воспитателями групп, при регулярном контроле со стороны медперсонала и администрации ОУ. Модель организации здоровьесберегающего процесса включает в себя:
Оценку состояния здоровья детей
Формирование основ ЗОЖ
Организация деятельности детей
Оздоровление детей
Взаимодействие с родителями
Работа с персоналом
Слайд 5 Специфика здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения заключается в том, что основным исследователем и субъектом управления является сам ребенок. При этом педагог лишь помогает ему обрести необходимую мотивацию, которая должна быть основана на индивидуальных потребностях, обеспечивать свободу выбора, предоставлять возможность получения необходимых знаний и навыков. Дошкольное учреждение стоит перед решением совершенно новой задачи: необходимо не просто проводить цикл занятий по здоровьесберегающей деятельности, а организовать единый интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира. Конечным результатом такого процесса, должно стать:
- формирование у ребёнка представления о здоровье человека как ценности, являющейся необходимой предпосылкой для полноценной жизни, удовлетворения его материальных и духовных потребностей,
- активного участия в трудовой и социальной жизни общества, во всех видах человеческой деятельности
На слайде представлена система оздоровительной работы, которая включает в себя создание условий для двигательной деятельности детей, систему двигательной деятельности, закаливания, организацию рационального питания детей и мониторинга.
Слайд 6
Развитие современного гуманистического образования ставит теорию и практику образования перед необходимостью решения проблем дошкольного образования, переосмыслению его целей, задач, методов и форм работы.
Процесс перехода ребенка со ступени дошкольного образования на начальное сопряжен с увеличением нагрузки на физиологическую систему организма, что отражается на эмоциональной сфере ребенка. Использование в работе педагога современных инновационных методов работы способствует повышению защитных функций организма и безболезненному переходу на школьную ступень образования. Важно, чтобы к этому моменту ребенок обладал не только определенным багажом знаний и умений, но и имел хорошее физическое и психическое здоровье.
В Федеральных государственных требованиях к структуре образовательной программы дошкольного образования определены подходы и принципы построения образовательного процесса на основе интеграции образовательных областей, что предполагает получение целостного продукта образования, обеспечивающего формирование интегральных качеств личности ребенка, гармоничное его вхождение в социум
Интеграция понимается как сторона процесса развития, связанная с объединением в целое разнородных частей и элементов.
Слайд 7 Интеграция в образовательном процессе - особо выстроенный структурный процесс, направленный:
-на обучение детей рассматривать любые явления с разных позиций;
-развитие умения применять знания из различных областей в решение конкретной задачи;
-формирование способности самостоятельно проводить посильные небольшие исследования.
Слайд 8 Содержание общеобразовательной программы охватывает 5 образовательных областей, каждая из которых наполнена определенным содержанием.
Слайд 9 ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа дошкольного образовательного учреждения. Принцип интеграции образовательных областей выступает как основополагающий принцип работы ДОУ.
Вся работа по сохранению здоровья воспитанников должна опираться на принципы здоровьесбережения.
«Не навреди!»
Приоритет заботы о здоровье педагога и воспитанника
Непрерывность и системность
Субъектные взаимоотношения
Соответствие содержания и организации возрастным особенностям
Комплексный, интегративный подход
Успех порождает успех
Активность
Ответственность за свое здоровье
Слайд 10 Использование принципа интеграции имеет свои плюсы. Первое -это четкость, большая информативность. И благодаря этому реализуется один из основных принципов дошкольной педагогики — специально организованная деятельность с детьми должна быть непродолжительной по времени (требования Сан ПиН), но емкой. Второй плюс — это обеспечение взаимопроникновения содержания образовательных областей и целостного восприятия ребенком окружающего мира. Это значит, что интегрированное обучение имеет свои преимущества: у дошкольников формируется видение целостной картины мира, дети раскрепощаются в творчестве, у них формируется познавательный интерес, повышается мотивация. Интегрированное обучение помогает решать одну и ту же задачу в разных ситуациях и с разных сторон. Таким образом, реализуя принцип интеграции, ФГОС ориентирует не на чётко спланированное и организованное по времени НОД, а на взаимодействие — совместную деятельность всех субъектов образовательного пространства в целостном интегрированном процессе
Слайд 11 ФГОС ДО определяет, что образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. При этом каждый вид деятельности является приоритетным в соответствующей образовательной области и обеспечивает наиболее эффективное решение ее задач. Возникает вопрос о возможностях каждого вида деятельности в решении задач других образовательных областей. Каждая образовательная область содержит свои задачи психолого – педагогической работы с детьми дошкольного возраста и отражает направление, по которому следует развивать ребенка. В образовательной области «Физическая культура» педагогу следует развивать физические качества дошкольников, содействовать накоплению двигательного опыта, как важнейшего условия сохранения и укрепления здоровья детей. В образовательной области «Познавательное развитие» педагогам следует формировать целостную картину мира, расширять кругозор в части представлений о здоровье и ЗОЖ человека.
Слайд12
В образовательной области «Социально коммуникативное развитие» происходит формирование первичных ценностных представлений о здоровье и ЗОЖ человека, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения в части ЗОЖ, основ безопасности собственной жизнедеятельности, в том числе здоровья. Накопление опыта здоровьесберегающего поведения в труде, освоение культуры здорового труда
В речевом развитии происходит развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни человека (ЗОЖ); В образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» происходит обогащение и закрепление содержания образовательных областей в части представлений о здоровье и ЗОЖ человека в продуктивных видах деятельности посредством художественных произведений. Развитие представлений и воображения для освоения двигательных эталонов в творческой форме, моторики для успешного освоения указанных областей.
Слайд 13
Реализацию процесса интеграции невозможно представить без взаимодействия всего педагогического коллектива, а также родителей воспитанников. Именно поэтому комплексно-тематическое планирование помогает решить задачи интеграции.
Задачи образовательных областей решаются в различных видах деятельности, интегративно, при взаимодействии всех участников образовательного процесса.
Можно выделить следующие формы интегративного процесса: совместные творческие проекты, праздники, эксперименты, экскурсии, сюжетно-ролевые игры и т.д.
Согласно принципу интеграции, двигательная деятельность детей дошкольного возраста осуществляет не только в процессе НОД по физической культуре (физкультурных занятий), но и при организации всех видов детской деятельности:
через физкультминутки с речевым сопровождением, подвижно-дидактические игры, игры-вкладыши, игры-шнуровки.
подвижные игры с элементами развития речи, музыкально-ритмические игры, подвижные игры с дыхательными упражнениями, игры с атрибутами.
игровую дыхательную гимнастику, пальчиковые игры, подвижные игры на прогулке.
различные виды массажа, су-джок терапию, оздоровительные паузы.
обогащение представления детей о здоровье, об организме, его потребностях, о способах предупреждения травматизма, закаливании в совместной и самостоятельной деятельности.
При правильно организованной оздоровительной работе можно не только укрепить здоровье, но и скорректировать имеющиеся нарушения моторики, предупредить формирование неправильных двигательных стереотипов, осуществлять профилактику заболеваний и осложнений органов дыхания,
способствовать овладению связной речью, обогащению словарного запаса и художественно – эстетическому развитию, овладению сенсорными эталонами.
Слайд14 Интеграция видов детской деятельности по здоровьесбережению в течение дня может происходить по предложенной схеме физические упражнения: − физкультминутки и динамические паузы; − утренняя гимнастика; − непосредственная образовательная деятельность в зале и на свежем воздухе; − индивидуальная работа; − кружковая работа; − танцевально - игровая гимнастика на музыкальной ОД; − физкультурные досуги и праздники; − целевые прогулки, пешие походы и экскурсии; − самостоятельная двигательная деятельность− познавательные занятия; − занятия по ОБЖ; − тематические беседы
Таким образом, интеграция образовательных областей по оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста, как ведущий принцип организации деятельности в ДОУ, направлена на достижение единой цели - формирование здорового образа жизни. Подобное объединение видов деятельности позволяет добиться повышения у детей уровня ответственности по отношению к своему здоровью, обеспечивает более глубокое познание своего организма, воспитывает потребность ведения здорового образа жизни, формирование общей культуры, развитие качеств и формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность ребёнка в будущем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Районный семинар "Нетрадиционные формы и метода физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста"
В целом в дошкольных учреждениях сложился системный подход к организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Однако, любая система не прослужит достаточно долго и эффективно, если не будет с...
Выступление на окружной зимней методической неделе «Образовательная и оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста в зимний период» на тему «Формирование представлений о традиционных русских зимних забавах у детей старшего дошкольного возраста».
Формирование представлений о традиционных русских зимних забавах у детей старшего дошкольного возраста....
Доклад для районного методического объединения: "Интеграция- одна из форм развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе....
Консультация для педагогов «Интеграция образовательных областей при проведении прогулки с детьми дошкольного возраста»
Каждый ребенок - маленький исследователь, он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир....
Консультация для воспитателей «Интеграция образовательных областей при проведении прогулки с детьми дошкольного возраста»
Методические рекомендции для воспитателей...
Выступление на методическом объединении "Театрализованная деятельность в летней оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста"
Вашему вниманию предлагаются разные виды театрализованной деятельности, которые можно использовать в работе с детьми в летний оздоровительный период; методы и приемы организации работы....