Рабочая программа кружка "Хатха-йога" для работы с детьми дошкольного возраста.
рабочая программа (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Детский сад №31 «Аленушка» города Лесосибирска»
Хатха – йога для дошколят
Рабочая программа кружка для работы с детьми
дошкольного возраста.
Составила:
Воспитатель
Ковтунова С.С.
Краткая характеристика структуры программы.
Программа составлена для работы с детьми среднего дошкольного возраста (с сентября по май месяц).
Курс хатха-йоги рассчитан на восемь месяцев и включает девять сменяющихся учебных комплексов, а так же беседы о здоровом образе жизни. Занятие проводится один раз в неделю от 20 до 25 минут.
Цель и задачи использования технологии в работе с детьми
Цель:
Использование здоровьесберегающей технологии – хатха – йога для сохранения и укрепления здоровья детей.
Задачи:
Оздоровительные:
- Сохранение и укрепление здоровья детей.
- Научить детей заботиться о своем здоровье с помощью специальных упражнений.
Развивающие:
- Формировать правильную осанку.
- Учить чувствовать свое тело, во время выполнения упражнений.
- Развивать физические качества – координацию , равновесие, гибкость, ловкость , выносливость, силу , пластичность , развивать двигательную память.
- Развивать внимание.
Образовательные:
- Формировать двигательные навыки при выполнении техники основных асанов (специальные упражнения, позы), доступные детям дошкольного возраста.
- Совершенствовать правильное дыхание, при выполнении упражнений.
- Совершенствовать навык выполнения гимнастики для глаз.
Воспитательные:
- Развивать морально-волевые качества, выдержку, настойчивость в достижении результатов, потребность в ежедневной двигательной активности.
- Воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками.
- Воспитывать культуру здоровья, прививать принципы здорового образа жизни.
Ожидаемые результаты:
- Повысятся защитные функции в организме, окрепнет иммунитет.
- Сформируется правильно осанка.
- Ребенок научится чувствовать свое тело , совершенствуются все физические качества - координация, равновесие, гибкость, ловкость, выносливость, сила, пластичность, двигательная память.
- Сформируется внимание.
- Сформируются двигательные навыки при выполнении асанов.
- Дети овладеют техникой равномерного дыхания.
- Сформируется устойчивый навык выполнения гимнастики для глаз.
- Сформируются морально – волевые качества – настойчивость, выдержка, доброжелательность.
- Сформируется потребность ЗОЖ.
Требования к условиям проведения занятий.
1. Место
Для занятий нужно выбрать ровную, твёрдую поверхность, лучше на полу, застеленном ковриком. Место занятия должно быть хорошо проветренным, температура не ниже + 17.
2. Одежда
Должна быть лёгкой, не стеснять движений и хорошо пропускать воздух. Можно заниматься без майки и босиком.
3. Время
Гимнастикой хатха-йога можно заниматься утром перед завтраком, вечером или днём перед едой. Занятия увеличивать постепенно по времени от 15 до 25 минут.
Нельзя приступать к занятию с высокой температурой и в послеоперационный период.
Взаимодействие с родителями
Процесс физкультурно-оздоровительной совместной работы с семьей включает:
- Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка.
- Результаты диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития доводятся до сведения каждого родителя. Отмечаются сильные и слабые стороны развития, намечаются пути оказания помощи в укреплении здоровья, физического развития и дальнейшего его совершенствования.
- Обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления (дыхательная гимнастика, самомассаж, разнообразные виды закаливания и т. д)
В педагогическом взаимодействии с родителями используются разнообразные формы работы по укреплению и сохранению здоровья детей и повышению их физических качеств:
- информация для родителей на стендах, папках-передвижках, консультации;
- семинары-практикумы;
- деловые игры и тренинги;
- «открытые дни» для родителей с просмотром разнообразных занятий в физкультурном зале, закаливающих лечебных процедур;
- физкультурные досуги и праздники с участием родителей.
Структура занятий с детьми.
Основу занятий составили комплексы из статических упражнений и упражнений на растяжку. Каждое занятие состоит из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной.
Подготовительная часть: Подготовить организм к занятию, настроить детей на хорошее, доброе. Разогреть суставы.
В подготовительную часть включаются разминки с упражнениями на растяжку, подвижность суставов, само массажи. В разминку включаются динамические упражнения. Разминка выполняется с умеренной нагрузкой. После разминки - отдых. Необходимо снять напряжение с мышц, успокоить дыхание. Настраиваться на дальнейшую работу нужную и полезную для здоровья.
Основная часть: Вначале разучивается комплекс статистических упражнений, в котором уделяется внимание каждому движению, при выполнении позы. Выполнять позу правильно, но без напряжения. Позу держать рекомендованное время. Дыхание свободное, спокойное, ровное. Предложить ребёнку представить мысленно, на кого похожа поза – на животное, птицу или предмет. Это придаёт эмоциональный настрой и поможет ребёнку быстрей освоить позу.
Заключительная часть: Основная задача части научить детей расслабляться и приводить свой организм в первоначальное состояние. Поэтому последние физические упражнения (поза) в хатха-йоге – упражнения на расслабление. Самое удобное положение для расслабления – лёжа на спине. Можно расслабляться и сидя (поза кучера). Чтобы достичь полного отдыха, мышечного расслабления, необходимо концентрировать внимание на спокойном дыхании. На медленном выдохе, расслаблять мышцы всего тела. Важен этап выхода из расслабления: спокойно сделать вдох и выдох полным дыханием, пальцы соединить в замок и поднять над головой, хорошо потянуться всем телом, опустить руки, спокойно сесть, вытянув ноги и снова потянуться. Улыбнуться, мысленно пожелать всем здоровья, хорошего настроения, добра и радости.
Требование к выполнению статических упражнений.
Прежде чем приступить к выполнению статических упражнений (поз), нужно обратить внимание на некоторые методические особенности их освоения.
Комплекс нужно составлять от простого к сложному. Позы разучивать постепенно (2 –3 недели). Те позы, которые вызывают затруднения, заменять облегчёнными вариантами. Например: сначала осваивается поза полу лотоса, а затем переход к разучиванию самой позы лотоса.
Особое внимание уделяется упражнениям, которые снимают напряжение спины, укрепляют её мышцы, способствуют приобретению правильной осанки: это такие позы, как божественная, рыба, дерево и т.д.
Позы, в которых, используются повороты туловища, выполняются в обе стороны.
Позы, требующие наклона, выполняются на выдохе. Упражнения будут более эффективны, и выполняться с меньшими усилиями.
Дети дошкольного возраста выполняют упражнения с произвольным дыханием. Оно должно быть спокойным без задержки.
После выполнения поз с наклоном вперёд, необходимо выполнить позы с прогибом назад или принять горизонтальное положение на спине.
Весь процесс занятий требует умения расслабиться. Позы расслабления считаются в йоге одним из самых полезных. Хатха-йога гласит: «Освободи мускул, сила – в покое».
Одним из самых основных требований при выполнении поз является то, что их всегда следует выполнять очень медленно. Каждая поза выполняется до того предела, когда начинается лёгкая и приятная мышечная боль. Ощутив такую боль, скажите себе три раза: «Эта лёгкая приятная боль – моё здоровье». Установление такой положительной связи, один из «секретов» поз.
Очень важно правильно дышать во время выполнения поз: свободно, легко и глубоко, без напряжения. Продолжительность выполнения поз различна, она определяется возрастом, состоянием здоровья, самочувствия. Минимальная продолжительность 3 – 5 секунд. Время постепенно увеличивается, но каждая поза имеет свой предел длительности. Позы приносят больше пользы, если соблюдаются все рекомендации.
Этапы выполнения.
I этап. Отдых перед вхождением в позу.
Не начинайте выполнять упражнения, если у вас напряжены мышцы и учащено дыхание. Сделайте 2 – 3 спокойных вдоха, удлиняя выдох. Напряжение снимается, сидя или лёжа в удобной позе.
II этап. Мысленная настройка на выполнение позы.
Рассмотрите изображение позы. Представьте себя в этой позе. Показ воспитателем позы.
III этап. Вхождение в позу.
Позу выполните медленно по показу, движения плавные и спокойные, дыхание свободное.
IV этап. Фиксация позы.
Удержите положение тела в позе определённое время. Сначала удерживаем позу от 3–5 секунд. Каждую неделю прибавлять по 1–2 секунде. В среднем удерживание позы от 7 до 10 секунд.
При удерживании позы настраивать детей думать о чём-нибудь добром и хорошем.
V этап. Выход из позы.
Выход из позы в исходное положение производить плавно и медленно. Дыхание спокойное.
VI этап. Отдых после выхода из позы.
Принять удобную позу, расслабиться, отдохнуть. Отдых составляет от 2–4 секунд. Расслабление в позе полного отдыха, лёжа на спине.
Календарно – тематический план
месяц | Тема занятия ,задачи | Содержание ,методы ,приёмы |
Октябрь | Комплекс 1 Развивать двигательные умения и навыки детей; формировать правильную осанку; сохранять и развивать гибкость и эластичность позвоночника, подвижность суставов; развивать умение быть организованными, поддерживать дружеские отношения со сверстниками | Встреча «Круг дружбы» Настройтесь на занятие. Разминка. Комплекс статических упражнений:
-Поза кошки (доброй, сердитой, ласковой)
Массаж «Взяли ушки за макушки.» Силовой блок (упражнения на укрепление основных групп мышц)
Дыхательные упражнения «Задержка дыхания», Гимнастика для глаз «Вращение глаз» |
Ноябрь | Комплекс №2 Закреплять название основных асан, умение детей выполнять асаны на равновесие. Совершенствовать навык правильно дышать, сочетая дыхание и движение. | Встреча «Круг дружбы» «Настройтесь на занятие». Разминка. Самомассаж «Разминаем шею» Комплекс статических упражнений:
Силовой блок (упражнения на укрепление основных групп мышц) - упражнение «стул» -упражнение лягушка
Дыхательные упражнения животом. Гимнастика для глаз - Перемещения глаз вправо-влево, вниз
Релаксационная гимнастика - Движение руками «Лыжник» Йога – игра «Прыгающие кролики» |
Ноябрь | Комплекс №3 Закреплять названия основных асан. Развивать выносливость, привычку сохранять правильную осанку. | Встреча «Круг дружбы» «Настройтесь на занятие». Разминка. Комплекс статических упражнений:
Энергетический массаж. Помассировать ладонями голову, шею, руки, спину и ноги. Силовой блок (упражнения на укрепление основных групп мышц)
Дыхательные упражнения и игры - Расширение грудной клетки Гимнастика для глаз - «Рисуем» восьмерки» Релаксационная гимнастика - Наклоны головы к плечам. Игры - «Изобрази позу по имени» Дыхание очистительное – «царапание» |
Декабрь | Комплекс №4 Развивать умение выполнять движения осознанно ,ловко, красиво; Сохранять правильную осанку; Развивать координацию движений, выдержку, настойчивость в достижении результатов. | Приветствие «Улыбнитесь, потянитесь» «Настройтесь на занятие». Разминка. Самомассаж - Растирание ладони Комплекс статических упражнений:
Переменное дыхание, или раздельное продувание - Раздельно продувание (пранаям) «Окно и дверь» Силовой блок (упражнения на укрепление основных групп мышц)
Дыхательные упражнения - Дыхание животом Гимнастика для глаз - «Мой веселый звонкий мяч» Релаксационная гимнастика - 1. «Потянулись». 2. «Растишка». Беседа на тему «Свежий воздух» |
Январь | Комплекс №5 Познакомить с новыми вариантами выполнения основных асан. Развивать мелкую моторику рук. Закреплять навыки массажа. Развивать гибкость | Встреча «Улыбнитесь, потянитесь» «Настройтесь на занятие». Разминка. Самомассаж «Человечки» Комплекс статических упражнений: -Поза дерева (вариант 1)
Совершенная поза
Силовой блок (упражнения на укрепление основных групп мышц)
Дыхательные упражнения - Одна ноздря Гимнастика для глаз - Елка Релаксационная гимнастика Беседа «Полезная пища», «Расскажи, что ты ешь» |
Февраль | Комплекс №6 Развивать гибкость позвоночника, приводить в тонус мышцы. Познакомить с новым упражнением на дыхание. Развивать равновесие. | Встреча «Улыбнитесь, потянитесь!» «Настройтесь на занятие». Разминка. Самомассаж лица для детей в стихах «Нос, умойся!» Комплекс статических упражнений:
Силовой блок (упражнения на укрепление основных групп мышц)
поза свернутого листа
Дыхательные упражнения - «Сильные руки» Гимнастика для глаз - Бабочка Релаксационная гимнастика - Аист Беседа «Что делать, когда начинается насморк?» |
Март | Комплекс №7 Развивать двигательную активность. Приводить в тонус мышцы. Закреплять названия основных асан. Формировать умение следить за дыханием | Встреча «Улыбнитесь, потянитесь!» «Настройтесь на занятие». Разминка. Самомассаж "Мытье головы" Комплекс статических упражнений:
Силовой блок (упражнения на укрепление основных групп мышц)
-поза всадника
Поза Откинутого Большого Пальца Ноги - асан лягушка - асан на равновесие Дыхательные упражнения – Ладошки, Кошка Гимнастика для глаз - Перемещения глаз вправо-влево, вниз-вверх и по диагоналям Релаксационная гимнастика - Игра «Любопытная Варвара» (имитация движений ) Беседа о зарядке |
Апрель | Комплекс №8 Продолжать развивать гибкость, координацию движений. Развивать умение правильно дышать. | Встреча «Улыбнитесь, потянитесь!» «Настройтесь на занятие». Разминка. Самомассаж - Ушки Комплекс статических упражнений:
Силовой блок (упражнения на укрепление основных групп мышц) поза собаки
Дыхательные упражнения – Большой маятник Гимнастика для глаз - Вращение глаз по часовой и против часовой стрелки Релаксационная гимнастика – Танец плеч, Мельница Беседа «Заповеди здорового образа жизни» |
Май | Комплекс №9 Развивать гибкость позвоночника и подвижность суставов. Познакомить детей с первой помощья при травмах. Закрепить названия асанов. закреплять умение осознанно дышать. | Встреча «Улыбнитесь, потянитесь!» «Настройтесь на занятие». Разминка. Самомассаж «Расслабленное лицо», Теплые ручки Комплекс статических упражнений
(вариант 2)
Силовой блок (упражнения на укрепление основных групп мышц)
Дыхательные упражнения – Обними плечи Гимнастика для глаз - Зажмуривание Релаксационная гимнастика - Марионетки Беседа «Скорая помощь при травмах» |
Диагностика.
Диагностика проводится для контроля за уровнем развития физических качеств ребёнка и физической подготовки. Тестами выявляется общий уровень физического развития, уровень специальной подготовки двигательного аппарата.
Наименование | Описание тестов | Требования к выполнению |
Гибкость | Ребенок встает на куб с прикрепленной линейкой так, чтобы носки ног касались края, наклон вперед выполнить с прямыми ногами. | Измеряем от нулевой отметки (края куба) выше – отрицательный, ниже положительный. Положение фиксируется 3 сек. |
Равновесие | Из положения, стоя на одной ноге, другая согнутая вперед (носок касается колена опорной ноги), руки в стороны. | Оцениваем удержание в секундах. |
Статическая. Выносливость (тест Крауса Вебера) | Даются 3 упражнения, каждое упражнение выполняется только 1 раз. | 1.Поднять туловище из положения, лежа на животе, туловище закреплено. Держать 10 сек. 2. Из исходного положения, лежа на спине поднять ноги на 30 см над полом, руки за головой. Держать 10 сек. |
Сила мышц рук | Измеряется с помощью ручного динамометра. | Оценивается в килограммах. |
Литература
1. Белов В.И. Йога для всех М. «КСП» 1997.
2.Латохина Л.И. Хатха-йога для детей М., Просвещение. 1993.
3.Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела. СПб,1997.
4.В.Осипова. Поза ребенка «Хатха-Йога в детском саду». Ж. Обруч №3-1997.
5.Рашосорока Хатха – йога Научно-издательский центр «Альфа» Санкт-Петербург 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья
Коррекционно-развивающая программа, обеспечивающая полноценное овладение фонетического строя русского языка, интенсивное развитие восприятия, лексико - грамматических категорий языка, развитие с...
Рабочая программа для работы с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Рабочая программа содержит:1.Пояснительную записку.2. Тематическое планирование лексических тем.3. Тематическое планирование по формированию элементарных математических представлений.4. Диагностически...
Рабочая программа. Тема: Нетрадиционное рисование с детьми дошкольного возраста
Пояснительная запискаСпособность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.Психологи и пе...
примерные рабочие программы работы с детьми дошкольного возраста по программе "От рождения до школы"
Примерные рабочие программы для дошкольников в первой младшей группе, во второй младшей группе, в средней групе, в старшей группе, в подготовительной группе по пограмме "От рождения до школ...
Рабочая программа «ОСНОВЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РОБОТОТЕХНИКИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Рабочая программа для старшего дошкольного возраста...
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста
Рабочая программа учителя-дефектолога определяет содержание и организацию образовательной деятельности и коррекции развития детей раннего возраста, в соответствии с основной общеобразовательной програ...
Коррекционно-развивающая программа физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «Шаг к слову». план-конспект занятия по физкультуре (старшая группа) по теме Опубликовано 10.02.2013 - 17:15 - Коваленко Окса
Коррекционно-развивающая программа физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «Шаг к слову».план-конспект занятия по физкультуре (старшая ...