Конспект НОД "Природа родного края" (развитие речи и подготовка к обучению грамоте)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
НОД "Природа родного края" - речевое развитие, подготовка к обучению грамоте. Интеграция - образовательная область познавательное развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_priroda_rodnogo_kraya.docx | 41.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение
«Детский сад № 7 «Журавушка»
«Природа родного края»
Познавательно-речевое развитие
в подготовительной к школе группе.
Воспитатели: Бобина Т.Ю.
Цель. Обогащение представлений о Саратовской области, развитие связной речи, звуковой культуры речи.
Задачи.
Образовательные
- систематизировать представления об особенностях и природе родного края; продолжать учить составлять описательный рассказ по картине, учить рассуждать, делать выводы;
- упражнять в образовании слов с уменьшительно – ласкательным суффиксом, в согласовании существительных с прилагательными в роде и числе;
- активизировать словарь детей; названия злаков, круп, деревьев, животных, цветов, рек, природных зон родного края; глаголы. Упражнять в подборе определений.
- упражнять в делении слов на слоги и определении количества слогов в слове; продолжать учить составлять звуковую модель слова, упражнять в умении давать характеристику звукам, определять позицию звука в слове, умении обозначать звуки буквами, упражнять в чтении.
Развивающие
- Развивать связную речь, умение ясно и четко выражать свои мысли, составлять рассказы без повторов и пауз, развивать интонационную выразительность речи.
- Развивать познавательную активность у детей, развивать представления о взаимосвязях растений и животных со средой обитания; развивать мышление, временные представления.
Воспитательные
- Формировать положительное отношение к обучению в школе, ответственное отношение к школьным заданиям; вызвать желание помогать товарищам по учебе;
- воспитывать любовь к родному краю.
Предшествующая работа:
Изучение природы родного края, сведения о природных зонах Саратовской области, рассматривание фотографий, слайдов, наблюдения на прогулке, чтение художественной литературы.
Рассматривание картины И.Шишкина «Рожь».
Рассматривание злаков, круп.
Рассматривание разных видов почв, проведение опытов с ними.
Деление слов на слоги. Составление звуковой модели слова. Знакомство с буквами, чтение.
Пособия, материал.
Презентация об особенностях Саратовской области, репродукция картины И.Шишкина «Рожь»; контейнеры с разными видами злаков, образцы продуктов, получаемых из злаков; игра «Составь пары слов»; интерактивная игра «Сколько слогов в слове?»; карточки с заданиями за столом трех степеней сложности, карандаши; кроссворд, буквы, картинки и иллюстрации для энциклопедии, книга с пустыми страницами.
Содержание НОД.
Воспитатель. – Ребята, вы уже стали такими большими. Вы уже ходите в школу на подготовку? Что вы уже узнали? О чем говорили в школе? На все ли вопросы хорошо отвечали?
(ответы детей)
Ребенок – Не все ребята хорошо знают о нашей Саратовской области, и учительница просила принести книги о нашем Саратовском крае, чтобы мы лучше о нем узнали.
Девочка – А я хотела принести энциклопедию Саратовской области, но в магазине нет такой энциклопедии, это меня огорчило.
Дети – мы поможем тебе, мы сами изготовим энциклопедию Саратовской области.
- А что такое энциклопедия? Как она составлена? (Энциклопедия – это такая толстая книга. В ней есть фотографии, тексты, иллюстрации)
- Как же нам сделать энциклопедию Саратовской области? Нужно очень много времени, чтобы везде побывать, все сфотографировать. Хорошо бы сделать фотографии с высоты птичьего полета.
Дети фантазируют, предлагают решения. (Полететь на воздушном шаре, на самолете и т.д.)
Раздается волшебная музыка. Появляется солнышко (слайд – анимация).
- Здравствуйте, ребята! Я могу вам помочь. Ведь я – Солнце, я путешествую повсюду, мои лучи могут проникнуть в каждый уголок мира. Я подарю вам фотографии и иллюстрации для вашей энциклопедии, но расскажете о своем крае вы сами. Вы должны доказать, что хорошо знаете свой родной край, выполнить все мои задания. Согласны?
Воспитатель – ребята, вы знаете, в каких природных зонах находится Саратовская область, чем она знаменита?
(Саратовская область находится в трех природных зонах, лесостепной, степной и полупустыне. Здесь можно встретить смешанные леса, лиственные леса, перелески, дубравы, степи, поля, реки. )
Воспитатель – в нашей области можно увидеть огромные поля. Засаженные зерном. Саратовская область – это родина самых лучших в России злаков.
1.Солнышко – рассмотрите репродукции картин. Пейзаж какого художника больше всего напоминает пейзажи нашего края. Расскажите о нем.
( Мы выбираем картину И.Шишкина «Рожь». )
Дети составляют рассказ по картине И.Шишкина «Рожь».
Воспитатель – мне так нравится эта картина. Когда я смотрю на нее, я как будто слышу гудение пчел и шмелей. (Слышу крик ласточек, стрекотание кузнечиков; как будто чувствую запах спелых колосьев).
- Что художник Иван Шишкин выразил в картине? (Любовь к родному краю)
Воспитатель. – Художник показывает мощь и величие родных просторов, хлеб, ухоженный руками человека. Какое стихотворение Николая Некрасова подходит к этому пейзажу?
Все рожь кругом, как степь живая,
Ни замков, ни морей, ни гор,
Спасибо, сторона родная,
За твой врачующий простор.
Солнышко - Молодцы! Справились с заданием. Я дарю вам пейзаж Саратовской области – пшеничное поле.
Дети прикрепляют иллюстрацию в энциклопедию.
2.Солнышко – Знаете ли вы, какие злаки выращивают в Саратовской области. расскажите о них.
Воспитатель – Для чего выращивают злаки? У нас в экспериментальном уголке есть разные виды злаков, продукты, полученные из них. Я бы хотела узнать, какие продукты из каких злаков получают.
Игра «Что из чего».
Воспитатель – а как вы определили, где здесь рожь, а где пшеница? Чем ржаные зерна отличаются от пшеничных?
(Сравнение зерен ржи и пшеницы по цвету, размеру, форме. Составление сложносочиненных предложений с союзом а.)
Воспиатель. – А у меня есть новая игра, называется она «Составь пары слов». Нужно рассмотреть картинки на карточках и составить пары слов. Рассмотрите карточки, какие картинки встречаются чаще всего? (Картинки с изображением ржи и пшеницы. Можно разделиться на две команды )
Дети делятся на две команды, составляют пары слов. (согласование существительных с прилагательными, образование окончаний слов).
Солнышко – Вы – молодцы! Получите еще одну иллюстрацию «Богатый урожай».
Воспитатель - Мы узнали, что Саратовская область знаменита своими хлебами. А чем еще радует природа саратовского края?
(В Саратовской области есть красивые леса).
3. Солнышко – Какие деревья растут в лиственных лесах Саратовской области? Я предлагаю игру. Рассмотрите деревья. Определите количество слогов в словах – названиях деревьев.
Интерактивная игра «Определи количество слогов в слове». ( береза, клен, дуб, рябина, липа, ива)
Солнышко дарит иллюстрацию с изображением деревьев.
4. Солнышко – Каких животных можно встретить в Саратовской области? выполните задания за столами.
а) - Рассмотрите животных, изображенных на картинках. Какие группы животных можно составить (хищники, травоядные, грызуны). Проведите стрелки к нужным обозначениям. Назовите группы животных.
б) – Рассмотрите карточки с изображением животных и звуковых моделей слов. Определите, какие звуки пропущены. (лось, лиса, волк, белка).
Солнышко дарит иллюстрацию с изображением животных Саратовской области.
5. Солнышко – Саратовский край – цветущий край. Какие группы цветов можно составить?
Дети выполняют задания за столами – чтение, определение названий цветов, классификация – полевые цветы, садовые цветы, цветы – первоцветы.
Воспитатель – есть цветок в глуши лесной, очень нежный и душистый. Он занесен в Красную книгу и находится под охраной. Чтобы узнать название цветка, нужно определить звуки и обозначить их буквами. Предлагаю работать парами.
- Обозначьте буквой последний звук в слове пол. Гласный звук в слове мак. Второй звук в слове дно. Последний звук в слове шары. Звук, который дважды встречается в слове шишка .
(Дети читают название цветка – ландыш)
Воспитатель – ландыши все реже и реже встречаются в природе. Если найдете ландыши в лесу – не рвите. Можно просто полюбоваться ими, вдохнуть их чудесный аромат, сфотографировать.
Солнышко – вы справились с заданиями, и я дарю вам очень красивую иллюстрацию с изображением цветов саратовской области.
6.Воспитатель – А что еще вы можете рассказать о природе родного края?
(В Саратовской области есть реки)
Солнышко – Отгадайте названия рек, протекающих по Саратовской области.
Воспитатель – я предлагаю разгадать кроссворд. Под номером 1 обозначено название реки, на берегу которой находится самый главный город нашей области - Саратов. Под номером 2 – река, протекающая недалеко от города. 3 – река с живописными берегами, куда ртищевцы любят выезжать на отдых.
Дети разгадывают кроссворд, вставляют пропущенные буквы.
Как называется река, на берегу которой находится самый главный город нашей области – Саратов? (Волга).
Что можно сказать о Волге – какая она? (подбор определений )
Солнышко дарит иллюстрацию с изображением рек.
8. Солнышко - Знаете ли вы, как называются рыбы, изображенные на гербе саратовской области?
Умник – А что символизируют стерляди на голубом фоне?
(в реках Саратовской области много рыбы)
Солнышко – вы доказали, что знаете и любите природу Саратовской области. Пусть реки нашего Саратовского края всегда будут чистыми, полноводными. Богатыми рыбой. Я дарю вам герб Саратовской области. Желаю успехов в школе. До свидания, ребята.
- Воспитатель – Посмотрите. Алиса улыбается . Почему? (Мы сделали для нее энциклопедию Саратовской области).
Девочка – Я принесу ее в школу, чтобы другие ребята больше узнали о нашей саратовской области.
Воспитатель - Я хочу подарить вам разноцветные закладки для книг. Те ребята, которые узнали много нового, легко справились с заданиями, выберут зеленые закладки, те, кто не узнал ничего нового – желтые. А те, кому было трудно справляться с заданиями – синие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по программе « Играем, читаем». (развитию речи и подготовка к обучению грамоте) для детей 5-6 лет г.Наб.Челны,МБ ДОУ №21 Гук Л.Н. Тема: «Растём грамотными»
Конспект занятия по программе « Играем, читаем».(развитию речи и подготовка к обучению грамоте)для детей 5-6 летг.Наб.Челны,МБ ДОУ №21 Гук Л.Н.Тема: «Растём грамотными» Програмные задачи: 1...
Конспект занятия по программе « Играем, читаем». (развитию речи и подготовка к обучению грамоте) для детей 6-7 лет г.Наб.Челны,МБ ДОУ №21 Гук Л.Н. Тема: « Юные натуралисты»
Конспект занятия по программе « Играем, читаем». (развитию речи и подготовка к обучению грамоте)для детей 6-7 лет г.Наб.Челны,МБ ДОУ №21 Гук Л.Н. Тема: « Юные натуралисты»Цели:...
Конспект занятия по программе « Играем, читаем». (развитию речи и подготовка к обучению грамоте) для детей 6-7 лет г.Наб.Челны,МБ ДОУ №21 Гук Л.Н. Тема: « Мы - изобретатели».
Конспект занятия по программе « Играем, читаем». (развитию речи и подготовка к обучению грамоте)для детей 6-7 лет г.Наб.Челны,МБ ДОУ №21 Гук Л.Н. Тема: « Мы - изобретатели»....
Конспект Образовательной деятельности по развитию речи и подготовке к обучению грамоте со здоровьесберегающими технологиями в старшей группе Тема: « Как солнышко помогало весне»
КонспектОбразовательной деятельности по ...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и подготовке к обучению грамоте
Открытое занятие в подготовительной группе с использованием интерактивной доски...
Конспект итоговой НОД по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе
Итоговая НОД в подготовительной группе в форме КВН...
конспект коррекционного занятия по развитию речи и подготовке к обучению грамоте старших дошкольников "В поиске букв"
Конспект занятия будет интересен педагогам ДОУ, родителям. В деятельности используются различные технологии: игровая, здоровьесберегающая, ИКТ, технология сотрудничества....