"Развитие общения дошкольников в коммуникативных играх"
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Горбушина Ольга Геннадьевна

 Целью данной работы является оказание практической помощи педагогам ДОУ в приобретении и освоении новых знаний теоретического и практического характера.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическая наука, рассматривая личность как главную ценность общества, отводит ей роль активного, творческого субъекта познания, общения и деятельности. Благодаря общению происходит развитие познавательной сферы че-ловека, формируется его внутренний мир, с позиции которого он воспринимает окружающую среду.

 Дошкольное детство представляет наиболее важный период в становлении личности ребенка, в том числе его коммуникативной сферы. И если к этому времени созданы благоприятные педагогические условия, то уже к 6-ти годам ребенок может свободно общаться с окружающими, соблюдая нормы и правила, принятые в об-ществе. В основную общеобразовательную программу ФГОС ДО включена такая образовательная область как социально-коммуникативное развитие. Однако сегодня психологи и педагоги приходят к выводу, что многие дети испытывают трудности в общении, как с взрослыми, так и со сверстниками. Обусловлено, это тем, что ускорение темпов жизни, всеобщая компьютеризация, технический прогресс, привели к тому, что непосредственное общение между людьми постепенно заменяется опосредованным.

Согласно концепции деятельности, выдвинутой А.А.Леонтьевым, общение-это «коммуникативная деятельность», то есть система последовательно развертываю-щихся действий, каждое из которых направлено на решение определенной задачи. Следовательно, общение включается в практическую деятельность: совместный труд, познание, игру, музыку. Общение является самостоятельным видом деятель-ности, может сопровождать другие виды деятельности.

Интерес к общению и коммуникативная избирательность с возрастом постоянно  увеличиваются: до 3 лет ребенок концентрирует внимание на общение с близкими взрослыми, в 4-5 лет обращает внимание на своих сверстников, легко меняет партнеров по игре, в 6-7 лет начинает дружить с определенными детьми, с теми которых трудно заменить в игре. В игровой деятельности- в группе формируется его

половая матрица поведения, самооценка, статус: появляется возможность оценить себя и сравнить свои возможности с возможностями партнеров по игре.

Выделяют пять элементов, которые проявляются в коммуникативной деятельности: - самосознание и выражение эмоций (определение своего места в группе, становление позитивного самоощущения и самооценки);

- слушание (реализуется при слушании другого человека: внимательность,  интерес,    

сопереживание, отклик, рефлексия);

- подражание, повторение (реализуется при точном повторении стихов, текстов, действий партнера по общению);

- диалог (проявляется в умении выслушивать точку зрения другого человека и выражать свое отношение к ней);

- сотрудничество в совместной игровой деятельности, рисовании, конструировании. Для развития коммуникативной деятельности можно выделить следующие условия: - условия, ориентированные на психофизиологические, личностные, возрастные особенности ребенка;

- социальное и семейное окружение (первый опыт общения в семье);

-общение осуществляется в совестной игровой, творческой, познавательной деятельности (субъект - субъектные отношения педагога и ребенка);

- организация безопасного пространства коммуникации (доверительные отношения, создание ситуации успеха, доброжелательность педагога).

       Коммуникативные игры можно разделить на три группы:

- вербальные (придумывание детьми разных ситуаций, коллективное сочинение сказок, подбор ассоциаций к какому-либо слову);

- невербальные (предполагают изображение детьми живого существа или неживого предмета, жесты, мимика);

- «мыслительные картинки» (придумывание картинки на свободную или определенную тему, в соответствии со звуком, музыкой, определение ролей героев).

         Коммуникативные игры помогают решить ряд важнейших задач:

- развитие свободного общения с взрослыми и сверстниками,

- развитие всех компонентов устной речи детей,

- практическое овладение нормами речи.

В коммуникативной игре сознание ребенка подготавливается к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками, взрослыми, формируются качества личности. Играя, ребенок приучается действовать в коллективе сверстни-

ков, подчинять свои желания интересам товарищей, прилагать определенные усилия для преодоления трудностей, выполнять установленные правила.

       Игры и упражнения развивающие коммуникативные навыки можно разделить на  парные (способствуют «расширению» открытости по отношению к партнеру по игре) и групповые (дают навыки взаимодействия в коллективе детям малообщительным, замкнутым, нарушено поведение, низкая самооценка, кто страдает страхами). Парные упражнения «Приветствие», «Представься с помощью куклы», «Мое настроение», «Танцы противоположности», «Ладонь в ладонь», «Мост дружбы», этюд на различные позиции в общении и другие. Игры, направленные на достижение положительного самоощущения, умение выражать позитивные эмоции, на развитие навыков взаимодействия, групповые игры: «Солнечный зайчик», «Менялки игрушек», «Липучка», «Дракон кусает свой хвост». Игры доверия, помогающие детям испытывать положительные чувства друг к другу,  формировать атмосферу сотрудничества, использовать эти игры можно тогда, когда дети чувствуют себя довольно уверенно в коллективе. Например: «Прогулка с закрытыми глазами», «Ива на ветру», «Фотография», «Комплимент», «Волшебные очки».  Игры направленные на контроль импульсивности и тренировку выдержки, такие как :«Да и нет не говори», «Запрещенное движение». Игры, направленные на снятие напряжения и реагирования на агрессию: «Крикуны», «Нехочухи», «Рвакля» и многие другие.

В результате общения, ребенок овладевает важнейшими средствами

 умственной деятельности, среди  которых первое место принадлежит развитию

 речи, как   овладению важнейшей коммуникативной операцией.

         

Литература

Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Академия, 2005.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников/Сост. Журавлева С.С. Курск: ООО «Планета+», 2014.

Сиротюк А. Как развивать коммуникативные способности//ДВ №6,2007, с.6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подборка игр на развитие общения дошкольников со сверстниками и игры направленные на доброжелательное отношение со сверстниками

Данные игры направлены на развитие общения дошкольников со сверстниками и  на доброжелательное отношение со сверстниками....

Игры на развитие общения дошкольников

Большинство из этих игр требует нескольких участников. Если ребенок замкнут, то ему нужно быть одним из многих, выполнять указания ведущего. Это снимает страх общения. Цель таких игр – развить к...

ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА

 Игра - является для детей средством коммуникации, прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Игра - главная сфера общения детей: в ней решаются проблемы межлично...

Консультация для родителей "Игры для развития общения дошкольников старшего возраста"

Консультация для родителей«Игры для развития общения  дошкольников старшего возраста »...

"Развитие речи дошкольника через коммуникативные игры"

Развитие речи у ребёнка- это одна из основных задач в общей системе работы дошкольного образовательного учреждения. В настоящее время развитие речи детей дошкольного возраста приобретает особую актуал...

Игры направленные на развитие общения дошкольников со сверстниками

Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании. Он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно...

Методы организации общения дошкольников, испытывающих коммуникативные трудности со сверстниками

В дошкольном периоде очень важна поддержка и помощь взрослых, которые вступают в контакт с ребенком. От них он получает информацию о нормах и правилах общения, взаимодействия. Любое негативное или неу...