"Развитие речи дошкольника через коммуникативные игры"
консультация по логопедии
Развитие речи у ребёнка- это одна из основных задач в общей системе работы дошкольного образовательного учреждения. В настоящее время развитие речи детей дошкольного возраста приобретает особую актуальность.
Почему же речь имеет такое большое значение? Во-первых, с освоением речи связаны все высшие психические функции: память, мышление, восприятие, внимание. Соответственно все эти высшие психические функции напрямую зависят от того, насколько качественно и своевременно развивается речь.
Одна из самых важных задач речевого развития – научить детей последовательно, связно и грамотно излагать свои мысли. Учить умению рассказывать о происходящем вокруг, используя многообразие речевых средств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_doshkolnika_cherez_kommunikativnye_igry.docx | 24.3 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие речи дошкольника через коммуникативные игры»
Развитие речи у ребёнка- это одна из основных задач в общей системе работы дошкольного образовательного учреждения. В настоящее время развитие речи детей дошкольного возраста приобретает особую актуальность.
Почему же речь имеет такое большое значение? Во-первых, с освоением речи связаны все высшие психические функции: память, мышление, восприятие, внимание. Соответственно все эти высшие психические функции напрямую зависят от того, насколько качественно и своевременно развивается речь.
Одна из самых важных задач речевого развития – научить детей последовательно, связно и грамотно излагать свои мысли. Учить умению рассказывать о происходящем вокруг, используя многообразие речевых средств.
Очень важно знать и помнить, то, что речь – это явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. С самого раннего возраста, дети встречаются на игровых площадках, в гостях, на различных мероприятиях и т.д. Благодаря речи ребёнок познаёт мир, накапливает знания, овладевает нормами поведения. Проблема в речи может стать началом проблем общения с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками, а в дальнейшем определённые изменения личности на пути развития «ребёнок- подросток- взрослый». Сложности в развитии речи окажут влияние при обучении чтению и письму, и дальнейшему обучению в школе.
Коммуникативные игры оказывают большое влияние на совершенствование речи, обеспечивают возможности сотрудничества, т.е. умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, правильно выражать свои мысли в речи.
Проблема межличностных отношений является очень актуальной на сегодняшний день. Дошкольники, не имеющие навыков конструктивного общения с ровесниками, часто становятся причиной ссор, конфликтов в детском коллективе.
Развитие речи у дошкольников в процессе игровой деятельности является актуальным вопросом коррекционной педагогики и психологии. Речь всегда входит в какую-то другую интеллектуальную или практическую деятельность. Речь порождается потребностями жизни – труда, познавательной деятельности, игры и прочее. При нарушении связной речи отмечаются коммуникативные трудности, отклонения в познавательном развитии. Дошкольники, которые испытывают, психологические проблемы, не всегда могут правильно построить речевое развернутое высказывание.
Картотека коммуникативных игр для детей 5-7лет
1.«Вежливые слова»
Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.
Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).
2.«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»
Цель: развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.
Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки.
Воспитатель даёт задания:
– Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки;
– снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки;
– ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.
3.«Коврик примирения»
Цель: развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты.
Придя с прогулки, воспитатель сообщает детям, что два мальчика сегодня поссорились на улице. Приглашает противников присесть друг против друга на «Коврик примирения», чтобы выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Эта игра используется и при обсуждении «Как поделить игрушку».
4.«Закорючка»
Цель: развивать уважение в общении. Учитывать интересы других детей.
Воспитатель предлагает детям волшебный фломастер, который превращает простые закорючки в разные предметы, животных, растения. Первый игрок берет фломастер и рисует на листе небольшую закорючку. Затем предлагает этот лист следующему игроку, который дополнит закорючку так, чтобы получился какой-нибудь предмет, или животное, или растение. Потом второй игрок рисует для следующего игрока новую закорючку и т.д. В конце определяют победителя игры.
5 «Пресс-конференция»
Цель: развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ; формировать речевые умения.
Все дети группы участвуют в пресс-конференции на любую тему (например: «Твой выходной день», «Экскурсия в зоопарк», «День рождения друга», «В цирке» и др.). Один из участников пресс-конференции “гость” (тот, кому будут заданы все вопросы) – садится в центр и отвечает на любые вопросы детей.
6. «Без маски»
Цель: развить умения делиться своими чувствами, переживаниями, настроением с товарищами.
Перед началом игры воспитатель говорит ребятам о том, как важно быть честным, открытым и откровенным по отношению к своим близким, товарищам.
Все участники садятся в круг. Дети без подготовки продолжают высказывание, начатое воспитателем. Вот примерное содержание незаконченных предложений:
«Чего мне по-настоящему хочется, так это…»;
« Особенно мне не нравится, когда…»;
«Однажды меня очень напугало то, что…»;
«Помню случай, когда мне стало невыносимо стыдно. Я…».
7.«Ласковое слово»
Цель: Формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу.
Педагог собирает детей в хоровод со словами:
В хоровод, в хоровод,
Здесь собрался народ!
Раз, два, три — начинаешь ты!
Вслед за этим педагог надевает на себя колпачок и ласково обращаем к рядом стоящему ребенку.
Например:
— Сашенька, доброе утро!
Педагог уточняет, какие добрые и ласковые слова мы можем произносить, обращаясь к своим друзьям (Здравствуйте, как я рад(а) тебя видеть; какой красивый у тебя бантик; у тебя красивое платье и т.д.). После этого дети снова идут по кругу с песенкой. Педагог передает колпачок следующему ребенку, который должен, в свою очередь, ласково обратиться к стоящему с ним рядом малышу, и т.д.
8.«Весёлая сороконожка»
Цель: развивать как коммуникативные способности, так и процессы наблюдательности, внимания.
Не забудьте включить детям веселую музыку!
В игру участвует, как минимум, шестеро детей – чем больше, тем лучше. Участники должны стоять друг за другом, положив руки на плечи ребенка впереди. Первый игрок, соответственно, оказывается ведущим, он направляет движение сороконожки. Взрослый регулирует движение сороконожки при помощи ритма и темпа музыки. Если дети успешно справились с этим этапом задания, его можно усложнить, попросив ребят усложнить свое движение разными замысловатыми движениями.
9.«Каравай»
Дети становятся в круг. Один (самый смелый) ребенок становится в центр круга. Дети начинают движение вправо по кругу со словами: «Как на Настины именины испекли мы каравай, вот такой ширины (растягивают круг в ширину), вот такой вышины (поднимают руки вверх), вот такой ужины (подходят к центру). Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай!» Настя говорит: «Я люблю, конечно, всех, но Алину больше всех». Алина становится в центр круга, и дети танцуют в паре. Дети в кругу тоже выполняют танцевальные движения. Игра повторяется.
10. «Испорченный телефон»
Дети по цепочке передают на ухо друг другу какое-нибудь слово. Последний должен назвать это слово вслух. Затем ребята выясняют, какое слово должны были передать, где «телефон» испортился.
11.«Я знаю пять имён»
По правилам игры участники подбрасывают мяч вверх или бьют им по земле со словами: «Я знаю пять имен мальчиков (девочек, названий городов, животных, цветов и т.д.) при этом считая: Дима-раз, Вася-два, Лёша -три и т.д.
Когда кидается мяч – произносится только одно имя (название).
Если игрок ошибается или долго думает – мяч передается другому участнику. Побеждает игрок, который дольше всех играл с мячом и ни разу не ошибся.
12. «Правая и левая»
Ритмическая игра на подражание и освоение схемы тела.
Правая и левая водят поезда.
Правая и левая строят города.
Правая и левая могут шить и штопать.
Правая и левая могут громко хлопать.
Ночь стоит над городом,
Руки так устали,
Правая и левая спят на одеяле.
Рассказывая стихотворение, участники сопровождают его соответствующими движениями: показывают поочередно правую и левую руки и подражают тем действиям, о которых говорится.
12. «Дождь идет» – Ритмическая игра на подражание.
Дождь идет, а мы бежим –
В домик спрятаться спешим.
Будет дождь стучать в окно –
Мы не пустим все равно.
Участники рассказывают стихотворение и выполняют соответствующие движения: хлопают руками, топают ногами, делают «крышу», соединяя руки над головой, стучат указательным пальцем по коленке, мотают головой.
13.«Зеркало»
Цель: Учить детей распознавать эмоциональные состояния (радость, грусть, злость, страх) по мимике.
Педагог. Представьте, что вы готовитесь к спектаклю и гримируетесь перед зеркалом. Что такое грим? Это подкрашивание лица, искусство придания лицу (с помощью специальных красок, наклеивания усов, бороды и т. п.) внешности, необходимой актеру для данной роли. Встаньте парами лицом друг к другу. Один из вас артист, а другой — зеркало. «Зеркало» внимательно следит за движениями артиста и повторяет их зеркально. Старайтесь предугадать любой жест, любую мимику. Что может делать артист? (Надевать парик, маску; укладывать волосы, класть на лицо тон, подводить брови, красить ресницы и губы; улыбаться, смеяться, плакать, грустить и т. д.) Движения должны быть плавными и неторопливыми. Не смейтесь при этом! Когда у вас бывает радостное настроение? Какие настроения вы знаете?
14.Игра «Липучки»
Все дети передвигаются по комнате. Двое детей, держась за руки, пытаются поймать сверстников. При этом припевают (приговаривают): «Я – липучка – приставучка, я хочу тебя поймать - будем вместе прилипать!». Каждого пойманного ребёнка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей «липучей» компании. Затем они вместе ловят других детей.
15.Игра «Змея»
Дети становятся в разных местах комнаты. Ведущий начинает ходить и приговаривать: «Я змея, змея, змея, я ползу, ползу, ползу. Хочешь быть моим хвостом?» Если ребёнок соглашается, он должен проползти у ведущего между ног и стать сзади. Игра продолжается до тех пор, пока в «змею» не соберутся все желающие.
16.Игра «Поварята»
Все встают в круг — это кастрюля. Сейчас будем готовить компот. Каждый участник придумывает, каким фруктом он будет (яблоко, вишня, груша). Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя встаёт в круг, следующий участник, вставший, берёт за руки предыдущего. Пока все компоненты не окажутся в круге, игра продолжается. В результате получается вкусный и красивый компот. Таким способом также можно сварить суп или сделать винегрет.
17.Игра «Ветер дует на…»
Ведущий начинает игру словами «Ветер дует на…». Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» – после этих слов все светловолосые собираются рядом в одном месте. «Ветер дует на того, у кого есть…сестра», «кто любит сладкое» итак далее…
18.«Нос к носу»
Дети свободно располагаются по комнате и двигаются в любом направлении. По команде взрослого, например, «Нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами. Команды могут быть разнообразными: «Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», «Ухо к уху» и т.д.
19.Игра «Где мы были, мы не скажем»
Цель: Развивать внимание, память, образное мышление детей.
Водящий, которого выбирают дети, уходит за дверь, а оставшиеся ребята вместе с педагогом договариваются, кого или что они будут изображать. Затем входит водящий и говорит: «Расскажите, где вы были, что вы делали?» Дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем» (если они договорились изображать действие) или «Кого видели, покажем» (если они изображают животное) т.д. В процессе игры педагог помогает детям найти наиболее характерные особенности животных или предметов и выразительно их передать.
20.Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай
Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания.
Количество играющих: 2 или более человек.
Описание игры: взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.
«Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».
«Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним».
«Лене очень нравился Сережа, поэтому она его побила».
21.Игра «Измени голос»
Цель: Развивать внимание, наблюдательность, воображение детей.
Дети приветствуют друг друга от имени любого, придуманного ими сказочного персонажа (лисы, зайца, волка), надевают (по желанию) маски и рассказывают, на кого они стали похожи. Педагог помогает им изобразить выбранных героев через выразительные движения, мимику, голос.
22.Игра «Угадай, что я делаю?»
Цель: Развивать память, воображение детей.
Дети встают в круг. Каждый ребёнок принимает определенную позу и оправдывает её: – стоит с поднятой рукой (кладу книгу на полку, достаю конфету из вазы в шкафчике, вешаю куртку, украшаю ёлку и т. п.); – стоит на коленях, руки и корпус устремлены вперед (ищу под столом ложку, наблюдаю за гусеницей, кормлю котёнка, натираю пол и т. п.); – сидит на корточках (смотрю на разбитую чашку, рисую мелом и т. п.); – наклонился вперед (завязываю шнурки, поднимаю платок, срываю цветок и т.п.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи дошкольников, через пальчиковые игры.
Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я пойму.Восточная мудрость. Речь – неотъемлемая ч...
Проект по развитию речи дошкольников через пальчиковые игры "Весёлые пальчики"
Проект по развитию речи дошкольников через пальчиковые игры "Весёлые пальчики"...
Развитие речи дошкольников через дидактическую игру
С каждым годом растет число детей имеющих отклонения в развитии речи.А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов ...
Развитие речи дошкольников через дидактическую игру
"Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний" К.Д.Ушинский С каждым годом растет число детей имеющих отклонения в развитии речи. А речь, ...
Развитие речи дошкольников через дидактическую игру
Одним из основных видов игровой деятельности является дидактическая игра, она направлена не только на решение разных речевых задач, но и способствует развитию познавательных и умственных способностей....
Семинар - практикум для родителей детей группы компенсирующей направленности Тема «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру».
Знакомство родителей с дидактическими играми, направленными на формирование связной речи, мышления, зрительного и слухового внимания, памяти.Донести до родителей о значении дидактических игр в развити...
Проект "Развитие речи дошкольника через пальчиковые игры и развитие мелкой моторики"
Проект "Развитие речи дошкольника через пальчиковые игры и развитие мелкой маторики"...