Игры на развитие общения дошкольников
картотека по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)
Большинство из этих игр требует нескольких участников. Если ребенок замкнут, то ему нужно быть одним из многих, выполнять указания ведущего. Это снимает страх общения. Цель таких игр – развить коммуникативные навыки у детей, создать возможность для самовыражения, научить регулировать свое поведение в коллективе, а стеснительным и замкнутым детям – преодолеть барьеры в общении, одним словом, создать легкое общение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_razvitie_obshcheniya_doshkolnikov.docx | 21.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры на развитие общения дошкольников
Большинство из этих игр требует нескольких участников. Если ребенок замкнут, то ему нужно быть одним из многих, выполнять указания ведущего. Это снимает страх общения. Цель таких игр – развить коммуникативные навыки у детей, создать возможность для самовыражения, научить регулировать свое поведение в коллективе, а стеснительным и замкнутым детям – преодолеть барьеры в общении, одним словом, создать легкое общение.
I. Интерактивные игры на сплоченность и сотрудничество.
1.«Доброе животное». Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научит детей понимать чувства других.
Ход игры. Ведущий говорит: «Встаньте в круг, возьмитесь за руки. Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как ровно и четко бьется его большое доброе сердце: на вдох – шаг вперед, на выдох – шаг назад, шаг вперед – стук, шаг назад – стук. Мы берем дыхание и стук сердца этого животного на себя».
2.«Паровозик». Цель: создание положительного эмоционального фона, сплочение группы.
Ход игры. Дети строятся друг за другом, держась за плечи. «Паровозик» везет «вагончики», огибая различные препятствия. Дети должны крепко держаться друг за друга и стараться не расцеплять «паровозик».
3. «Дракон кусает свой хвост». Цель: сплочение группы.
Ход игры. Дети стоят друг за другом, держась за впереди стоящего. Первый ребенок – голова дракона, последний – кончик хвоста. Первый ребенок пытается схватить последнего – «дракон ловит свой хвост». Остальные дети крепко держаться друг за друга. Если дракон не поймает хвост, то на роль «головы» назначается другой ребенок.
4. «Аплодисменты по кругу». Цель: формирование групповой сплоченности.
Ход игры. Дети стоят в кругу. Воспитатель, останавливаясь перед одним ребенком, начинает хлопать в ладоши. Затем вместе с ним выбирает следующего ребенка, который тоже получает свою порцию аплодисментов. Каждый раз тот кому аплодировали, выбирает следующего, пока последний участник игры не получит аплодисменты всей группы.
II.Игры на обучение эффективным способам общения.
1.«Попроси игрушку» Цель: развитие коммуникативных навыков.
Ход игры. Играют два ребенка, одному из них дается мягкая игрушка, второй должен попросить эту игрушку. «Ты держишь в руках игрушку, которая тебе очень нужна. Катя будет просить у тебя эту игрушку, а ты отдай ее только тогда, когда тебе захочется это сделать, когда она сможет тебя в этом убедить. Катя, а ты должна попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали. Подбери нужные слова». Потом участники меняются ролями.
2.«Ты мне нравишься». Цель: развитие коммуникативных навыков и хороших взаимоотношений между детьми.
Ход игры. Дети садятся на ковер в общий круг. Воспитатель: «Обмотайте конец шерстяной нити вокруг своей ладони и покатите клубок в сторону одного из ребят, говоря при этом: «Лена, ты мне нравишься, потому что…..». Лена перекатывает клубок дальше, произнося свои добрые слова.
III.Игры, отражающие притязание на социальное признание.
1.«Король». Цель: формировать у детей адекватную самооценку, привить новые формы поведения.
Ход игры. Воспитатель говорит: «Ребята, кто-нибудь из вас мечтал стать королем? Чем добрый король отличается от злого?» Воспитатель предлагает поиграть в игру, в которой каждый может побывать королем в течение 5 минут. При помощи считалки выбирается первый король, остальные – его слуги и должны делать все, что прикажет король. Король отдает приказания. Дальнейшее обсуждение: Как ты себя чувствовал, когда был королем? Что тебе больше всего понравилось в этой роли? Легко ли отдавать приказы другим детям? Что ты чувствовал, когда был слугой? Легко ли тебе было выполнять приказы короля? Король Вова добрый или злой?
IV.Игры, направленные на снятие конфликтности.
1.«Ссора». Цель: учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта.
Ход игры – чтение стихотворения А.Кузнецова «Ссора».
Мы поссорились с подругой и уселись по углам,
Очень скучно друг без друга, помириться нужно нам!
Я ее не обижала – только мишку подержала,
Только с мишкой убежала и сказала: «Не отдам!»
Вопросы для обсуждения:
1. Из-за чего поссорились девочки? А вы когда-нибудь ссорились со своими друзьями? Из-за чего? А можно обойтись без ссор? Подумайте и предложите, как девочкам помириться? Послушайте, как помирились Оля и Лена:
Подойду и повинюсь, дам ей мишку, извинюсь,
Дам ей мячик, дам трамвай и скажу: «Играть давай!»
Как вы думаете, лучше играть одному или с друзьями? С кем вместе вы любите играть? Что тебе нравится в твоем друге?
2.«Примирение». Цель: учить детей ненасильственному способу решения конфликтной ситуации.
Ход игры. Воспитатель: «Сейчас вы попробуете разыграть сцену ссоры между Филей и Хрюшей из-за книжки, которую принес в группу Филя. Ну вот, теперь Филя и Хрюша не дружат и не разговаривают друг с другом. Давайте поможем им помириться. Предлагайте, как можно это сделать. (Дети предлагают способы примирения). Дальнейшее обсуждение: Что происходит, когда вы сердитесь на кого-нибудь? Почему так важно прощать других?
3. «Сладкая проблема». Цель: научить детей решать проблемы путем переговоров, принимать совместные решения.
Ход игры. Дети разбиваются на пары и садятся на коврик. Между парой детей на салфетке печенье. Воспитатель объясняет, что печенье получит тот, чей партнер добровольно откажется от него. Без согласия партнера брать печенье нельзя. Воспитатель наблюдает за действиями детей.
4. «Коврик мира». Цель: научить детей стратегии переговоров в разрешении конфликтов в группе.
Ход игры. Двое детей сидят напротив друга, перед ними «коврик мира». Воспитатель предлагает ситуацию: две девочки, а игрушка одна. Как разрешить эту ситуацию?
«Давайте познакомимся!»
Дети с воспитателем (ведущим) становятся в круг, воспитатель держит мяч, затем он называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок должен поймать мяч, назвать свое имя и имя того, кому он бросит мяч, и т.д.
Эта игра помогает детям познакомиться, а также вовлечь в общение стеснительных детей.
«Ау!»
Один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» – и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.
Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.
«Интервью»
Дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они – взрослые люди, по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы, которые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ребенка представляться по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т.д.
На первых этапах игры дети часто затрудняются в подборе вопросов. В этом случае взрослый роль ведущего берет на себя, предлагая детям образец диалога. Вопросы могут касаться чего угодно, но необходимо помнить, что разговор должен быть «взрослым».
«Давай поговорим»
Играют взрослый и ребенок (или дети). Взрослый начинает игру словами: «Давай поговорим. Я бы хотел стать… (пожарником, волком, маленьким). Как ты думаешь, почему?». Ребенок высказывает предложение и завязывается беседа. В конце можно спросить, кем бы хотел стать ребенок, но нельзя давать оценок его желанию и нельзя настаивать на ответе, если он не хочет по каким-либо причинам признаться.
Важно! В игре взрослый должен находиться на одном уровне с ребенком, а в случае трудностей – ниже его.
«Охота на тигров»
Дети встают в круг, водящий отворачивается к стене и громко считает до 10-ти. Пока водящий считает, дети передают друг другу игрушку (маленького тигра). Когда ведущий заканчивает считать, ребенок, у которого оказалась игрушка, закрывает тигра ладошками и вытягивает вперед руки. Остальные дети делают точно так же. Водящий должен найти тигра. Если он угадал, то водящим становится тот, у кого была игрушка.
«Головомяч»
Дети ложатся на живот на пол парами, так, чтобы головы оказались рядом. Точно между головами нужно положить мяч. Цель игры – встать, не уронив мяч. Мяч нельзя трогать руками!
Усложнить игру можно, предложив поднимать мяч втроем. После этого можно поставить эксперимент: каково самое большое число детей, при котором можно поднять мяч?
«Газета»
На пол кладут развернутую газету, на которую встают четыре ребенка. Затем газету складывают пополам, все дети должны снова встать на нее. Газету складывают до тех пор, пока кто-то из участников не сможет встать на газету. В процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно обняться – тогда расстояние между ними максимально сократится.
«Исполнение желания»
Дети разбиваются на пары, один из них водит. Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могу тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?». Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай на скакалке», – или предлагает что-нибудь хорошее сделать позже (оговаривается время и место).
Эта игра учит дошкольников эмпатии, умению понять чувства другого, посочувствовать ему.
«Поварята»
Все встают в круг – это кастрюля. Сейчас будем готовить суп (компот, салат). Каждый придумывает, чем он будет (капуста, картошка, соль и т.д.). Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя прыгает в середину круга, следующий, прыгнув, берет за руки предыдущего. Игра продолжается, пока все “компоненты” не окажутся в середине круга. В результате получается красивое блюдо.
«Зеркало»
Попросите детей представить, что они находятся в магазине зеркал. Одна половина детей – зеркала, другая – разные зверюшки. Зверюшки ходят между зеркал, прыгают, строят рожицы, а зеркала должны точно отражать их движения и выражения “мордочек”.
«Дракон кусает свой хвост»
Дети становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник – “голова”, последний – “хвост” дракона. “Голова” должна дотянуться до “хвоста” и дотронуться до него. “Тело” дракона при этом не должно разорваться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )
С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...
"Что такое социализация дошкольника .Важность игры в социализации дошкольника."
раскрывает понятие социализации дошкольника и её важность в процессе игры....
Презинтация: «Что такое социализация дошкольника? Важность игры в социализации дошкольника»(Выступление на педсовете)
Презинтация на ГМО...
Проект "Мир дошкольника - первый опыт".Интеллектуальная командная игра для старших дошкольников.
Игра "Что?Где?Когда?"...
«Что такое социализация дошкольника? Важность игры в социализации дошкольника»
Поскольку ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, то в игровой деятельности происходит социализация ребенка. Именно в игре он развивается и самореализуеться, усваивая и в...
Что такое социализация дошкольника. Важность игры в социализации дошкольника.
Современная практика дошкольного образования реализует положение о том, что в каждом ДОУ необходимо создавать условия для полноценного социального развития детей: предоставлять ребенку возможность про...
Презентация "Что такое социализация дошкольника с ОВЗ ?" Важность игры в социализации дошкольника"
Каждый человек – алмаз, который может очистить себя. В той мере, в какой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека – не стараться светить, но стараться очищать се...