Открытое занятие ДОУ "Как мы общаемся" 2016
план-конспект занятия по теме
Это НОД по развитию речи для дошкольников подготовительной к школе группе с применением эор (учебная презентация, интерактивная игра).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_kak_my_obshchaemsya.doc | 48 КБ |
emotsii.ppt | 686 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №9» г. Сосногорска
Конспект открытого занятия (ДОУ)
НОД для детей 6-7 лет
КАК МЫ ОБЩАЕМСЯ
Образовательная область:
Речевое развитие.
Цель: ознакомление с различными видами общения (вербальное и невербальное).
Задачи, соответственно интеграции образовательных областей:
Речевое развитие: развитие свободной, связной речи, подбор синонимов и антонимов.
Познание: Развитие восприятия, логического и аналитического мышления, уточнение представлений о невербальных способах общения (мимика, жест).
Физическая культура: использование физминутки, соблюдение нормативного расстояния до демонстрационного экрана.
Художественно-эстетическое развитие: мультимедийность презентации и интерактивной игры (цвет, звук).
Социально-коммуникативное: развитие навыка непринуждённого общения.
Используемые технологии:
- Здоровьесбережение
- Личностно-ориентированные
- ИКТ и ИАТ
Автор – составитель: воспитатель МБДОУ №9
Лисинко О.В.
2016 год
Воспитатель встречает детей, вошедших в аудиторию,
ритуал приветствия.
Дети, я вас пригласила, чтобы просто пообщаться с вами. Встаньте, пожалуйста, полукругом, чтобы нам с вами было хорошо видно друг друга.
Я очень люблю общаться, а вы? А что означает слово «общаться»? Что мы делаем, когда общаемся? (Ответы детей).
Согласна, общаться – значит, разговаривать, беседовать. Мы с вами сейчас разговариваем, значит, уже общаемся. Для того, чтобы общаться, вовсе не обязательно знакомиться, общение вполне может быть и безличным. Но, гораздо приятнее, когда во время общения к человеку обращаются по имени. Давайте познакомимся.
Меня зовут Ольга Владимировна, а вас? (Хоровой ответ).
Что-то я не очень поняла, как вас зовут, давайте-ка дружнее, да погромче скажем. (Снова хоровой ответ).
Ничего не понимаю. Как же вам назвать свои имена, чтобы я вас поняла?
Это эвристический вопрос: у нас есть небольшая проблема и её надо решить. Детям даётся возможность сделать это самостоятельно. Если не получается, воспитатель помогает.
Пример.
Для того, чтобы общаться, недостаточно уметь говорить, надо ещё и уметь слушать тех, с кем общаешься, давать возможность высказаться. Это не так-то просто, как кажется на первый взгляд, но этому можно научиться. Чем больше вы будете общаться, тем быстрее этому научитесь. Давайте представимся ещё раз, только теперь вы будете произносить своё имя по одному, не перебивая других. Если собеседников много, то удобно называть свои имена по порядку, например, в соответствии с тем, как вы стоите. Вот сейчас вы стоите полукругом. Давайте представимся «по цепочке», друг за другом. (Дети представляются по порядку). Спасибо, гораздо лучше. Мне очень приятно с вами познакомиться.
А теперь я хочу предложить вам присесть, чтобы нам удобнее было общаться. Присядьте, пожалуйста, на стул, к спинке которого прикреплена буква, с которой начинается ваше имя.
Дети выполняют эту просьбу самостоятельно, это частично-поисковая деятельность. Им необходимо осмотреть все стулья, найти соответствующую их имени букву. Кроме того, первые буквы многих имён совпадают. Стульев с соответствующими буквами хватает, но надо каким-то образом распределиться, найти ещё один стул с нужной буквой, а не ссориться из-за одного. Завершается этот вид деятельности обобщением воспитателя: «Для всех нашёлся подходящий стул, – какие вы молодцы. Надеюсь, всем удобно, и мы можем продолжать наше общение».
Дети, а много ли вы знаете слов? (Ответы детей). Чем больше вы знаете слов, тем интереснее с вами общаться. Слова бывают разные. Некоторые похожи по своему значению, про одно и то же можно сказать разными словами. Вот, например, вас, сейчас, я могу назвать «дети», ещё могу вас назвать «ребята», ещё могу сказать - «дошкольники», ещё могу сказать про вас, что вы – «воспитанники нашего детского сада». Но это всё будет одно и то же – вы.
А бывают слова совсем различные, прямо-таки противоположные по своему значению. Слов в русском языке много, и всегда можно подобрать очень точное, подходящее слово. Давайте попробуем: я буду называть слово, а вы подберёте слово, которое совершенно противоположно по значению, то есть – наоборот.
Далее проводится игра «Назови антонимы», развивающая аналитическое мышление детей, расширяющая словарный запас, стимулирующая активный поиск верного ответа. Слова для игры подбираются по принципу возрастающей сложности в подборе точного слова.
Пример.
Светло - …, теплый - …, высоко - …, жара - …, шире - …, зима - …, глубоко - …, утро - …, дети - …, чёрный - …, добро - …, храбрый - …, быстро - …, грустно - …
Молодцы, ребята, вы, действительно, знаете много слов и умеете их точно подбирать. Но, общаться с помощью слов легко. А можно ли общаться без слов? Вот ничего собеседник не говорит, а мы его понимаем, чувствуем его настроение. Как же это происходит? С помощью чего? Если человек молчит – мы его не слышим, это не слова. Но, мы во время разговора обычно собеседника видим. Что же мы видим, что помогает нам его понять?
Давайте посмотрим на экран и постараемся понять того, кто на нём будет изображён.
Далее следует презентация «Эмоции» (различные изображения кота с мимикой, ярко отражающей определённые эмоции). Дети пытаются определить словами (желателен подбор синонимов) конкретные эмоциональные состояния. Это развитие не только эмоционального восприятия, но и рефлексии, умения осознать, понятийно обозначить испытываемые чувство или эмоцию (радость, грусть, удивление, испуг…)
Молодцы, ребятки, вы всё правильно определили и поняли изображения. Но как вы догадались, ведь картинки «молчали», ничего не говорили? (Ответы детей). Верно, мы всё поняли без слов, по выражению мордочки кота, по мимике. Теперь вы сами убедились, что можно общаться и без слов, можно выражать свои чувства, настроение, намерения и действия с помощью мимики.
А есть ещё один способ общаться без слов. И даже можно и без мимики. Сейчас я вас с ним познакомлю, а вы скажете, с помощью чего мы с вами сейчас пообщаемся.
Далее проводится игра «Пойми меня». Дети встают в круг. Чтобы дети поняли, как играть, воспитатель протягивает руку к кому-нибудь из детей, демонстрируя желание поздороваться с ним за руку. Ребёнок привычно пожимает руку воспитателя. Тогда воспитатель обращается к детям с вопросом: «Когда я протянула руку вот так (демонстрирует ещё раз), что я хотела сделать? – Поздороваться. Как вы догадались? Что вам помогло меня понять? – Движение, жест. Давайте вспомним ещё какой-нибудь всем понятный жест». Идёт совместная работа по поиску характерных жестов. Задача для дошкольников сложная, поэтому можно применить метод моделирования: предлагать кому-либо из детей представить, что он в какой-нибудь ситуации, и изобразить соответствующий жест.
Пример.
Ты уходишь из детского сада вечером домой и прощаешься с детьми и воспитателем… - машешь рукой на прощанье.
Тебе что-то очень понравилось, и ты показываешь… - большой палец руки.
Ты не хочешь слышать, как очень громко кто-то кричит и… - закрываешь уши руками.
Ты хочешь ответить на поставленный вопрос, обратить на себя внимание, и… - поднимаешь руку.
Ты хочешь кого-то строго поругать, собираешься сказать, что так делать нельзя, и… - «грозишь» указательным пальцем.
Тебе очень понравилось выступление ребят на концерте, хочешь высказать одобрение, похвалу и… - хлопаешь в ладоши.
Ты кому-то сердечно благодарен, хочешь выразить своё чувство… - поклон, рука прижата «к сердцу».
Ты очень кого-то любишь, хочешь как бы сказать об этом, и посылаешь… «воздушный поцелуй».
Вот видите, как у нас с вами здорово получилось: мы не сказали ни одного слова, а прекрасно поняли друг друга. Что нам помогло общаться? С помощью чего мы сейчас общались? – С помощью жестов.
Способов общения много, но обычно, мы применяем все сразу, даже не замечая этого. Мы не просто говорим с кем-нибудь, но и выражаем эмоции (улыбаемся, удивляемся, сердимся), и применяем жесты, движения (руки и ноги как бы помогают нам говорить, полнее выразить свои мысли и чувства). Давайте мы сейчас с вами проведём физминутку и убедимся, насколько легко и непринуждённо мы с вами используем в общении не только слова, но и мимику и жесты.
Физминутка «Ёлочка».
Ёлочка в лесу росла. Поднимаемся на носочки, ладони соединить
«лодочкой», поднять вверх и потянуться.
Грустная она была. Руки опустить вдоль тела вниз, наклоны
головы влево-вниз и вправо-вниз.
К ней никто не приходил Шагаем на месте.
И подарков не дарил. Наклоны влево-вперёд, руки в стороны и
вправо-вперёд, руки в стороны.
Ёлку в садик принесли, Стоим прямо, руки параллельно вперёд.
Огоньки на ней зажгли. Руки согнуты в локтях перед грудью,
сжимаем и разжимаем пальцы (мерцание).
Ярче, ёлочка, сияй, Хлопаем в ладоши.
Ребятишек поздравляй. Наклон вперёд с широким разведением
рук в стороны.
Пляшет, рада детвора: Руки на пояс, одну ногу вперёд на пятку,
затем, другую.
«Скоро Новый год! Ура!» Подскоки на месте, руки вверх.
А теперь давайте присядем на стулья и продолжим наше общение.
Как бы там ни было, но без слов общаться было бы трудно: очень много мы передаём друг другу информации, да и не всегда простую. Слово, речь – главное средство общения. Чтобы нас правильно понимали, надо знать много слов, уметь выбирать нужные, думать во время беседы, а не просто болтать то, что в голову придёт.
Давайте сейчас посмотрим, как вы умеете думать.
Далее идёт интерактивная игра «Неподходящий признак» (эор). Режим доступа: eor-np.ru/sites/default/files/eor/00/29/a5/b4/15/00/ac/92/21/d0/d4/15/b5/92/8b/ba/html/index.html
Молодцы, ребятки, вы очень хорошо умеете думать, понимаете значение слов, много знаете. Вы – уже практически выпускники нашего детского сада, скоро пойдёте в школу. И я очень рада, что вы у нас такие умные и знающие дети.
Вам понравилось со мной общаться? А как мы с вами общались? Что понравилось? (Рефлексия). Мне тоже очень понравилось с вами общаться, приходите ещё, я буду рада.
Ритуал прощания.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
КОММЕНТАРИЙ Эмоции – важная составляющая межличностного общения. Иногда не столь важно, что говорит человек, как то, как он это говорит, какие эмоции передаёт. Правильно «читать» эмоции – значит, правильно понимать собеседника. Учимся…
ДОБРЫЙ, ДОВОЛЬНЫЙ
ЗЛОЙ, РАССЕРЖЕННЫЙ
ОБИЖЕННЫЙ, НЕДОВОЛЬНЫЙ
УДИВЛЁННЫЙ, ОЗАДАЧЕННЫЙ
ИСПУГАННЫЙ, ТРУСЛИВЫЙ
ПЕЧАЛЬНЫЙ, РАССТРОЕННЫЙ
ВЕСЁЛЫЙ, РАДОСТНЫЙ
ДОБРОГО ВАМ ОБЩЕНИЯ! Составитель: Лисинко О.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Открытое занятие посвященное "Дню Матери" совместно с родителями "День открытых дверей в детском саду" Тема: "С чего начинается Родина".
Цель: Формировать чувство патриотизма путём осмысления таких понятий как « Род, Родители, Родина». Воспитание чувства долга, любви к ближним. Пробуждение интереса к истории своего рода и желания...
конспект открытого занятия Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа)
Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа) ТЕМА: «Почему медведь зимой спит» (по мотивам сказки В. ...
открытое занятие Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию в старшей группе на тему: «Удивительные свойства воды»
Удивительное свойства воды...
открытое занятие для родителейКонспект открытого занятия во второй младшей группе. Сенсорика, Логоритмика, Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста Тема: «Путешествие в страну Вообразилию»
Цель: развитие актерских способностей детей.Задачи:- побуждать детей к импровизации с использованием доступных средств выразительности (жестов, мимики, интонации, движений);- развивать память, во...
Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе с презентацией (фотографии в альбоме "Открытое занятие с элементами ТРИЗ)
Конспект открытого занятия по развитию речиво второй младшей группепо сказке "Теремок"Цель: Активизация и обогащение словаря прилагательными (серый, рыжая…) Развитие диалогическ...
Конспект открытого занятия "Будем солнышко искать и зверушкам помогать" конспект открытого занятия
Цель: Художественно – эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие...