НОД с детьми подготовительной к школе группы
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Цель: формировать знания об устном народном творчестве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_s_detmi_podgotovitelnoy_k_shkole_gruppy.docx | 20.9 КБ |
prezentatsiya.pptx | 2.84 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы
Цель: формировать знания об устном народном творчестве.
Задачи:
Образовательная задача. Уточнить знания детей о жанрах русского народного творчества.
Развивающие задачи. Развивать речь детей как средство общения. Развивать логическое мышление, память, мелкую моторику.
Воспитательные задачи. Доброжелательное отношение друг к другу. Воспитывать интерес к народному творчеству.
Словарная работа: считалочка, потешки, песенки, устное народное творчество.
Материал: иллюстрации к русским народным сказкам, потешкам; потешки, небылицы, считалочки.
Подготовительная работа: заучивание считалок, проговаривание потешек, рассматривание иллюстраций о творчестве народа.
Содержание деятельности:
Вступительная часть.
- Что означают слова «Русь», «Россия»?
- Сегодня мы узнаем частицу нашей истории и для этого отправимся в путешествие в страну «Устное народное творчество». Кто из вас знает, что такое «Устное народное творчество»?
Устное народное творчество - это «народная мудрость». Русский народ создал мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные песни, героические, волшебные, сказки, прибаутки, потешки. В давние времена их сочиняли талантливые люди из народа. Обращает внимание на выставку, где представлены персонажи сказок, иллюстрации к потешкам. В каких сказках живут эти герои? Почему эти сказки называют русские народные? Как они появились? (Рассуждения детей.)
Жила-была в деревне бабушка Арина. Совсем уж старенькой стала: в поле работать не может, за скотиной ей ухаживать тоже тяжело. Лежит целыми днями на печи, сказки придумывает. А вечером соберутся внуки, она им сказки и сказывает. Вот выросла ее внучка Машенька, у нее уж своя дочка родилась – Катерина. Рассказывает Катеньке мама бабушкины сказки, да и сама еще что-нибудь придумывает, чтобы сказка интересней стала. А тут уж Катюша подросла, совсем взрослой стала, замуж вышла за доброго молодца, свои детки у нее народились. Она им мамины и бабушкины сказки рассказывает. Да еще сама присочинит, чтобы интересней было. Вот так — от бабушек к детям, от детей к внукам, от внуков к правнукам — и переходили сказки. Потому-то их называют народными. А сочинял сказки народ русский — вот и получились русские народные сказки, до того интересные, что и мы с вами их слушать очень любим. Какие у вас любимые сказки? Но не только сказки народ русский складывал. Послушайте загадки, которые я вам загадываю, да найдите-ка на своем столе отгадку — картинку.
Кого бьют по голове, чтобы ровно шел? (Гвоздь)
Кланяется, кланяется, придёт домой — растянется. (Топор)
Маленький, пузатенький, а весь дом бережет. (Замок)
Никого не обижает, а ее все толкают. (Дверь)
Без счёту одёжек, и все без застёжек. (Капуста)
Сидит дед во сто шуб одет; А кто его раздевает — слёзы проливает. (Лук)
Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь)
Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Ёж)
Пришла из лесу птичница в рыжей шубке кур посчитать. (Лисица)
Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит. (Петух)
От одного очага весь свет греется. (Солнце)
Шёл долговяз, в землю увяз. (Дождь)
Крашеное коромысло через реку повисло. (Радуга)
Воспитатель загадывает 3-4 русские народные загадки, дети показывают картинки-отгадки. Загадки эти, ребята, тоже русский народ придумал, поэтому о них также говорят «русские народные». Какие загадки знаете вы?
А еще на Руси всегда любили песни. Когда я была маленькая, мне бабушка пела:
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю,
Придет серенький волчок,
Таню схватит за бочок
А вам мамы и бабушки какие песни поют? (Предложить детям спеть.) Все эти песни тоже придумал народ. А еще на Руси любили играть в подвижные игры.
Игра «Золотые ворота»
Пара игроков, встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка.
Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними.
«Золотые ворота, проходите, господа,
Первый раз пройдем, всех детей соберем.
Первый раз прощается, второй – запрещается,
А на третий раз не пропустим вас!»
С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков.
После хоровода предлагает детям пройтись по комнате, в разных местах которой расположены иллюстрации к русским народным потешкам.
Кто вспомнил потешки, прочтите их. Потешки — это небольшие стихи, которые русский народ придумывал. А как вы думаете, для чего народ придумывал эти потешки? (Чтобы развлекать, потешать детей.) А скажите мне, дети, чем загадки отличаются от потешек, сказок? (В загадке всегда содержится вопрос. На загадку всегда надо найти отгадку.)
Воспитатель: - Сейчас у нас потехи час. (Воспитатель накидывает платок берёт в руки поднос. На подносе несколько игрушек).
Воспитатель: - Кто хочет купить товар, опишите его, расхвалите!
(Ребёнок берёт игрушку, описывает её и ставит, и так 2-3 человека.)
Игра «Весёлый бубен». Дети встают полукругом и произносят слова:
Ты катись весёлый бубен
Быстро, быстро по рукам,
У кого весёлый бубен,
Тот считалку скажет нам…
Дети одновременно передают бубен друг другу по кругу. Как слова закончились, дети останавливаются. У кого в руках остался бубен, тот проговаривает считалку
Дети встают в круг и вспоминают известные им считалки.
Русские дети знали много считалочек. А для чего нужны считалки? Считалочки — это такие стишки, которые использовали и используют до сих пор для распределения ролей в играх.
Игра «Собери картинку и угадай пословицу». Воспитатель предлагает собрать картинку и угадать к какой пословице она относится.
«Поспешишь - людей насмешишь».
«Скучен день до вечера, если делать нечего».
«Хочешь есть калачи - не лежи на печи».
«Как птицы прилетят, так и теплота пойдет!», о каком времени года говорится в этой пословице? В старину люди верили, что именно с прилетом птиц, наступает весна.
Первыми из теплых стран возвращаются кулики да жаворонки, ведут за собой сорок птиц, которые несут на крыльях весну. Этот праздник так и называют - День Сороки.
Люди пекли из теста жаворонков, выходили с ними на гулянья, зазывали, кликали весну. А вы хотите сделать и испечь своих жаворонков?
Дети проходят за столы, лепят из соленого теста птичек. Взрослые помогают детям. Во время работы воспитатель читает закличку, повторяя несколько раз:
«Жаворонушки, перепелушки,
Прилетите к нам, принесите нам,
Весну красную да красно летеце»
Выкладывают сделанных птичек на противень, уносят на кухню.
Предлагает детям проговарить заклички:
1-ый ребенок: 2-ой ребенок:
«Жаворонок, жаворонок! «Жаворонки – полетовочки,
На тебе зиму, а нам лето! Прилетите к нам, принесите нам
На тебе сани, а нам телегу!» Весну красную, лету теплую!»
3- ий ребенок
«Жаворонки, прилетите,
Весну красну принесите!
Нам зима-то надоела,
И весь хлеб она поела!»
Итог занятия.(15 слайд)
-А теперь подведём итог нашего мероприятия. Наше занятие подошло к концу, но не закончилось наше путешествие по стране устного народного творчества. Сегодня мы прикоснулись к малой частичке этого волшебного искусства. Я предлагаю вам прочитать эти интересные книги (показ выставки книг) и продолжить знакомство с устным народным творчеством.
Вот так русские люди придумывали сказки и потешки, загадки, песенки и перевертыши. Все это называется устным народным творчеством. Устное — потому что ничего не записывали, так как писать не умели, а только пересказывали друг другу. В старину говорили не «рот», а «уста». Отсюда — устное. Народное — потому что народ придумывал; творчество — потому что сочиняли, творили сами. Вот и получилось — устное народное творчество.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Жила-была в деревне бабушка Арина. Совсем уж старенькой стала: в поле работать не может, за скотиной ей ухаживать тоже тяжело. Лежит целыми днями на печи, сказки придумывает. А вечером соберутся внуки, она им сказки и сказывает. Вот выросла ее внучка Машенька, у нее уж своя дочка родилась – Катерина. Рассказывает Катеньке мама бабушкины сказки, да и сама еще что-нибудь придумывает, чтобы сказка интересней стала. А тут уж Катюша подросла, совсем взрослой стала, замуж вышла за доброго молодца, свои детки у нее народились. Она им мамины и бабушкины сказки рассказывает. Да еще сама присочинит, чтобы интересней было. Вот так — от бабушек к детям, от детей к внукам, от внуков к правнукам — и переходили сказки. Потому-то их называют народными. А сочинял сказки народ русский — вот и получились русские народные сказки, до того интересные, что и мы с вами их слушать очень любим. Какие у вас любимые сказки? Но не только сказки народ русский складывал.
Кого бьют по голове, чтобы ровно шел? (Гвоздь) Кланяется, кланяется, придёт домой — растянется. (Топор) Маленький, пузатенький, а весь дом бережет. (Замок) Никого не обижает, а ее все толкают. (Дверь) Без счёту одёжек, и все без застёжек. (Капуста) Сидит дед во сто шуб одет; А кто его раздевает — слёзы проливает. (Лук) Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь) Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Ёж) Пришла из лесу птичница в рыжей шубке кур посчитать. (Лисица) Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит. (Петух) От одного очага весь свет греется. (Солнце) Шёл долговяз, в землю увяз. (Дождь) Крашеное коромысло через реку повисло. (Радуга)
Игра «Золотые ворота» « Золотые ворота, проходите, господа, Первый раз пройдем, всех детей соберем. Первый раз прощается, второй – запрещается, А на третий раз не пропустим вас!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности (коммуникация, познание) с детьми подготовительной к школе группы "Путешествие в лесную школу".
конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной к школе группы совмещает в себе задания по обучению грамоте, звуко-слоговой анализ слов, задания по математике, информатике, а также психоло...
Конспект совместной организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с ЗПР "Незнайка собирается в школу".
Интеграция образовательных областей:"Познание", "Коммуникация", "Социализация", "Здоровье", "Музыка", "Чтение художественной литературы".Цель: Развитие математических способностей, познавательно-речев...
Конспект итогового логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей вида "В школу с Буратино"
Конспект итогового занятия "В школу с Буроатино" предназачен для учителей-логопедов, воспитателей поготовительных к школе компенсирующих групп....
Конспект совместной образовательной деятельности по формированию основ безопасности с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Школа пешеходных наук» (с применением ЭОР)
Конспект совместной образовательной деятельности по формированию основ безопасности с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Школа пешеходных наук» с использованием интерактивной доски...
Конспект непосредственно образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми подготовительной к школе группы, имеющими тяжелые нарушения речи. Тема: «К школе – готовы!».
Формирование знаний детей о школе, закрепление названий и назначения учебных принадлежностей; обогащение словаря, развитие фонематических процессов, совершенствование грамматического строя речи и связ...
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы с логопедическим заключением общее недоразвитие речи по лексической теме «Школа. Школьные принадлежности.»
-Обобщение представлений о школе и школьных принадлежностях. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Тетрадь. Из чего она сделана». Совершенствование грамматического строя речи....
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ. Тема: Дидактические игры как средство подготовки детей к обучению грамоте (подготовительная к школе группа)
Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте).Уточнение артикуляции и произношения звука [д]. Буква Д.Открытое занятие по речевому развитию (обучение грамоте).Дидактические игры по обучению гра...