Логопедическая ритмика. Картотека игр.
картотека по развитию речи по теме

Еремина Елена Николаевна

Логопедическая ритмика(игровая гимнастика) – необходима для усвоения детьми различных движений, которые являются: общеукрепляющими, коррекционно-развивающими.Логопедическая ритмика является составной частью комплексного метода преодоления речевых нарушений у дошкольников. Специализированная методика логоритмики является средством коррекции  речи через тренировку и развитие необходимых качеств общей и речевой моторики. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmika.docx0 байтов
Файл logoritmika.docx24.56 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Логоритмика

«Зайкин день»

Маленький зайчик по имени Ваня

Быстро скакал по зеленой поляне,

Он торопился и песенку пел,

Сегодня у зайчика тысяча дел:

Надо бы сбегать на огород,

Туда, где капуста пышно растет,

Нужно морковку из лейки полить,

Водой ключевой носик умыть,

Нужно проверить –поспела ль редиска

Нагнуться придется над грядкою низко,

И на полянке понюхать цветок,

Нежный, душистый пахучий росток,

Вечером с белочкой поболтать

И с ней орешки пересчитать.

За день устанет - и сразу в кровать,

И до утра сладко он будет спать.

На завтра проснется и снова крикнет:      « Ура! Да здравствует утро! Ждет нас снова игра!»

Дети сжимают пальцы в кулак подняв указательные и средние пальцы (ушки)

Поворачивают «зайчика»

вправо и лево.

Разводят руки в стороны.

Пробегают пальчиками по бедрам.

Округляют руки вперед собой, показывая большой кочан капусты.

« Поливают из лейки»- кулачка.

Потирает ладошками нос.

Приставляют ладонь к глазам.

Наклоняются, отводя руки назад.

Соединяя ладони, образуя бутон, и приближают их к носу.

Поочередно прикасаются пальцами к большим пальцам.

Встряхивают и опускают руки.

Кладут ладони под щечку.

Тянутся!

Энергично поднимают руки, выпрямляя пальцы, и опускают их к плечам, сжимая пальцы в кулаки.

Ритмическая игра «Эхо»

Дети стают в круг ,берутся за руки и,  покачиваясь из стороны в сторону, поют.

Эхо, эхо! Вот потеха!

Не могу сдержать я смеха!

Поиграю я в игру:

Все, что хлопнешь, - повторю!

Затем дети прохлопывают за педагогам ритмический рисунок. Каждому ребенку предлагается  разный ритмический рисунок. После повторения игра повторяется.

 Игра  « Повернись и поздоровайся»

Дети становятся по кругу и под музыку выполняют движения

Смотри, кто справа,

Смотри, кто справа,

Это- наш друг,

И скажем вместе: «Привет!»

А кто та слева?

А кто же там слева?

Это- наш друг,

И скажем вместе: «Привет!»

Дети поворачивают голову и отставляют вправо правую руку, затем ставят её на пояс.

Повторяют движения первой строчки.

Приветственно наклоняют голову.

Хлопают правой ладонью по левому плечу ребенка, стоящего справа.

Повторяют те же движения в левую сторону.

Русская народная прибаутка « Скок- поскок»

Дети поют ,отмечая звучащими жестами метрическую пульсацию

Скок, скок-поскок,

Молодой доздок,

По водичку пошел,

Молодичку нашел.

Молодиченька,

Невеличенька,

Сама с вершок,

Голова с горшок.

Молодичка молода,

Поехала во дрова,

Зацепилась за пенек,

Простояла весь денек.

Дети хлопают в ладоши.

Шлепают по коленям.

Хлопают в ладоши.

Шлепают по коленям.

Ударяют кулачками руг о друга,

Кулачками по бедрам,

Друг о друга,

По коленям.

Делают поочередно шлепки ладонями по коленям.

Щелкают.

Шлепают ладонями по коленям.

Щелкают.

Ритмическая игра «Капли»

Капля раз, капля два,

Капля медленно сперва.

Потом стала поспевать,

Капля каплю догонять.

Дети хлопают по коленям.

Хлопают медленно в ладоши.

Ударяют пальцами по ладони другой руки.

Фонопедическое упражнение

По весне вспахал старик землю плугом.

Посеял пшеницу.

Солнце светит.

Пшеница растет.

Ветер прилетает, пшеницу качает.

Дети делают движение кулаком от груди вперед и произносят звук [у].

Повторяют 3-4 раза, каждый раз увеличивая продолжительность выдоха.

Показывают как разбрасывают зерна, и произносят короткие звуки [п].

Произносят звонкие певучие звуки [а].

Медленно поднимают руки, произнося звуки [ш].

Припевают звук [у]громко и тихо, показывая высоту звука рукой.

Русская народная закличка с движениями « Гром гремучий».

Гром гремучий,

Тресни тучи,

Дай дождя.

С небесной кручи.

Дети ритмично ударяют кулаками друг о друга.

Поднимают руки и поворачивают кисти рук то в одну сторону, то в другую.

Стихотворение с движениями «Дрозд-дроздок»

Дружок ты, мой дроздок.

В крапивку хвост,

Носик- остренький,

Бочок- пестренький,

Перья- тонкие,

Песни- звонки.

Весной распеваются.

Зимой забываются.

Дети машут сложенными ладошками, как крыльями.

Прячут руки за спину.

Показывают пальцем на нос.

Гладят бока.

Поднимают указательные пальцы.

Отводят руки назад и вытягивают шею.

Поднимают руки.

Опускают их.

Игра «Горошина»

Дети встают в круг, в центре которого стоит «петушок», и взявшись за руки водят вокруг него хоровод.

По дороге Петя шел,

Он горошину нашел.

А горошина упала.

Ох,ох,ох,ох!

Где-то вырастет горох!

«Петушок» движется внутри круга противоходом.

На слово «нашел», он задевает ребенка, оказавшегося рядом с ним. Тот становится «горошиной».

Дети останавливаются и поднимают руки.

«Горошина» выбегает из круга и бежит за кругом. «Петушок» стоит и притопывает ногой, на слово « пропала горошина» прячется за одним из детей.

«Петушок» кружится на одном месте, помахивая крыльями, ка бы ищет горошину. Дети, держась за руками, постепенно приседая все ниже и ниже.

 « Горошина» приседает вместе с ним, прикрывая руками голову, как листочками.

«Горошина» постепенно поднимается, плавно раскрывая руки.

Упражнение на развитие  координации движений «Колосок»

По весне поле вспахали,

Зерном поле засеяли.

Солнце припекает,

Землю согревает.

Высоко поднялись колоски, к солну тянутся они.

Ветер налетает,

Колоски качает.

Вправо пригнулись,

Влево качнулись.

А как дождичек идет,

Рож водицу пьет и пьет.

Вот какая нива!

До чего красива!

Дети делают делают скользящие  движения ладоней друг о друга.

Прикасаются пальцами одной руки к ладоням другоц и отводят руки в стороны( «сеют»).

Перекрещивают ладони, раздвинув пальцы и поднимают руки( « солнце»)

Опускают руки, делая пружинящие движения ладонями, раскрытыми к полу.

Сгибают руки в локтях, разворачивают ладони друг к другу и медленно поднимают руки.

Покачивают руками над головой.

Наклоняют корпус и руки вправо, влево.

Медленно опускают руки, быстро шевеля пальцами.

Складывают ладони чашечкой и подносят ко рту( «пьют»).

Поднимают руки, раздвинув пальцы. Трясут кистями рук над головой.

Ритмическая игра «Лягушка»

Педагог читает стихотворение, дети в нужный момент квакают и отстукивают ритм палочками.

Мы лягушки-кваксы,

Ночь чернее ваксы…

Шелестит трава.

Ква-ква, ква-ква-ква!

Разевайте пасти,-

Больше, больше страсти!

Громче! Раз и два!

Ква-ква, ква-ква-ква!

Красным помидором

Месяц стал над бором.

Гукает сова!

Ква-ква, ква-ква-ква!

Под ногами кочки,

У пруда- цветочки.

В небе –синева!

Ква-ква, ква-ква-ква!

Месяц лезет выше.

Тише-тише-тише,

Чуть-чуть-чуть- едва.

Ква-ква, ква-ква-ква!

Дети ударяют палочками друг о друга.

Одновременно стучат палочками по полу.

Стучат палочками друг о друга подняв над головой.

Поочередно стучат палочками по полу.

Тихо ударят одной палочкой по другой.

Упражнение на координацию речи и движения 

Под песню «Про медведя» Д. Кабалевского.

Ходит по лесу медведь,

Хочет сесть и посидеть.

Где ж такое место есть,

Чтобы мог медведь присесть?

То высокий пенек,

То торчит сучок,

То мокрый мох,

То мох пересох.

Ох!

То низкий пень,

То густая тень,

То узкий ров,

То гнездо муравьев,

То кричит сорока,

То колючки с боку,

То кустарники,

То речка-

Нет хорошего местечка.

Эта сказка о медведе,

О медведе-привереде.

Дети идут друг за другом в перевалочку.

Разводят руки в стороны ,спрашивая.

Высматривая из под руки подходящее место.

Поднимают руки на уровень груди.

Сжимают пальцы одной руки в кулак и отставляют палец большой руки в сторону.

Сжимая и разжимая пальцы, развернув ладони вниз ,вверх.

Вытирают ладонью лоб.

Нагибаются и показывают руками высоту пня.

Разводят руки в сторону и смотрят вверх.

Приближают руки развернув ладони друг к другу.

Показывают руками холмик соприкасаясь пальцами.

Взмахивают руками как крыльями.

Широко раздвигают пальцы.

Прижимают ладони друг к другу, переплетая пальцы.

Разводят руки в стороны.

Качают головой.

Покачиваясь переступают с ноги на ногу.

Л.Некрасова

Стихотворение с движениями « Двенадцать месяцев»

А сейчас запоминай:

Это март, апрель и май,

Три сыночка месяца

У весны- кудесницы!

Шаловливы и ловки,

Лета красного сынки:

Вот июнь, июль, за ним

Август рыбку ловит им.

Вот прошли весна и лето.

Осень в золото одета –

Во дворе сентябрь, октябрь.

С дождиком всегда ноябрь.

У зимы же, посмотри,

Дети есть их тоже три:

Декабрь, январь и февраль

Одели все в снежную шаль.

Дети грозят пальцем.

По очереди загибают пальцы на одной руке.

Поднимают вверх три пальца.

Хлопают в ладоши.

Отводят в сторону сначала одну руку, потом другую.

Прижимают ладони друг к другу и качают ими из стороны в сторону («рыбка»)

«Проходятся» пальчиками от бедра к коленкам.

Ставят руки на пояс и поворачиваются из стороны в сторону.

Стучат указательным пальцем одной руки по ладони другой («дождик»)

Вытягивают обе руки вперед.

Поднимают три пальца.

Загибают по очереди пальцы.

Поднимают руки и постепенно опускают их, делая мягкие движения кистями рук.

Упражнение на координацию речи и движения « Самолет»

Ну-ка, летчики-пилоты,

Приготовились к полету.

К самолету подошли

И по трапу вверх взошли.

Начинается полет,

Загудел наш самолет.

Вверх поднялся, полетел.

Летчик вправо посмотрел,

Летчик влево посмотрел.

Быстро полетел вперед

 Наш почтовый самолет.

Дети стоят прямо, руки по швам.

Маршируют.

Приседают на одно колено, расставив руки в стороны («самолет»).

Загудел самолет: «У-у-у…».

Встают на ноги.

Поворачивают головы вправо, влево.

Бегут по кругу на носочках.

Двигательное упражнение  « Мы идем»

Мы идем, мы идем,

По дорожке мы идем.

Мы идем, мы идем,

Звонко песенку поем:

« Ля-ля-ля-ля…»

Через сугробы мы шагаем,

 Ноги выше поднимаем,

Все равно вперед идем,

Смело песенку поем:

« Тра-та-та…»

А теперь на лыжи встали,

Очень быстро побежали,

Мчимся с горки не молчим,

И задорно так кричим: «Ух!…»

Дети маршируют.

Шагают, высоко поднимая колени.

Двигаются скользящим шагом.

Чистоговорка  « Лиса»

Са-са-са – идет рыжая лиса.        

Щурит хитрые глаза.

Ицу-ицу-ицу –мы заметили лисицу.

Се-се-се – подошли мы к лисе.

Дети по очереди мягко вытягивают вперед руки.

Прикасаются указательным пальцем к уголкам глаз.

Приставляют ладони к глазам.

«Проходят»  пальчиками по бедрам.

Чистоговорка  « Д-Д’»

Ду-ду-ду – по дороге я иду.

Да-да-да – друг поможет мне всегда.

Де-де-де – веретенце где?

Ди-ди-ди – вижу домик впереди.

«Проходят»  пальчиками по бедрам.

Хлопают в ладоши.

Разводят руки в стороны и пожимают плечами.

Приставляют ладони к глазам.

Речевая игра  « Барабан»

Барабанщик очень занят –

Д-д, д-д-д.

Барабанщик барабанит:

Д-д, д-д-д.

Бей, руками помогай:

Д-д, д-д-д.

Ритм ногами отбивай:

Д-д, д-д-д.

Учись играть на барабане:

Д-д, д-д-д.

Твой язык послушным станет:

Д-д, д-д-д.

Язык, к верху поднимайся:

Д-д, д-д-д.

Смотри - с ритма не сбивайся:

Д-д, д-д-д.

Упражнение на коррекцию речи и движения  « На коне»

Ходит конь по бережку,

Вороной по зеленому.

Он головушкой помахивает,

Черной гривушкой потряхивает.

Гоп-гоп! Ну, скачи в голоп!

Ты лети, конь, скоро-скоро,

Через реки, через горы!

Скачи в голоп – гоп-гоп!

Стоп!

Дети ходят с высоким подъёмом колена.

Наклоняют голову вперед, вправо, влево.

Двигаются прямым галопом.

Резко останавливаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Р.Л. Бабушкина, О.М.Кислякова "Логопедическая ритмика в системе коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи"

Данное пособие посвящено актуальной, но мало разработанной в специальной литературе теме: роли логопедической ритмики в комплексе коррекционно-воспитательных мер по преодолению общего недоразвития реч...

Логопедическая ритмика - занятие или игра?

При организации комплексного коррекционного воздействия на личность ребенка с общим недоразвитием речи мы придерживаемся принципа «разносторонности усилий», в котором особую роль отводим взаимодополня...

статья "Развитие музыкальных способностей у детей раннего возраста с недоразвитием речи средствами логопедической ритмики"

Наряду с нарушением речевого развития,у детей с ОНР имеются и отклонения в формировании различных аспектов музыкальных способностей, для преодоления которых необходимо специальное коррекционно-педагог...

логопедическая ритмика в системе комплексной психолого-педагогической работы по преодолению заикания

Приведены логоритмические упражнения и игры для коррекциии заикания....

Технологическая карта занятия по логопедической ритмике в старшей группе с диагнозом общее недоразвитие речи. Тема: «Волшебный карандаш». Конспект логопедической ритмики « Волшебный карандаш»

Технологическая карта занятия по логопедической ритмике в старшей группе с диагнозом общее недоразвитие речи. Тема: «Волшебный карандаш». Учитель-логопед Хакимова Муна...

Методическая разработка по теме: "Практическое использование элементов логопедической ритмики в коррекционной (логопедической) работе в старшей группе ДОУ компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (ТНР)

Наш практический опыт позволяет заключить, что системное использование методик логоритмического воспитания, опирающихся на психофизиологическую взаимосвязь музыки, движения и речи в комплексе  ле...

"Работа над ритмом" (картотека логопедической ритмики)

quot;Работа над ритмом" (картотека логопедической ритмики)...