Статья на тему: "Роль музыкальных занятий в устранении речевых недостатков"
статья по развитию речи на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Роль музыкальных занятий в устранении речевых недостатков
Музыкальное занятие является самым сложным по своему построению в детском саду, поскольку чередование различных видов музыкальной деятельности требует от детей внимания, сосредоточенности, волевых усилий. Как показывает опыт работы синтез логопедических и музыкальных занятий является одним из самых действенных методов обучения детей с общим недоразвитием речи. А точнее сказать музыкальные занятия в детском саду становятся продолжением логопедических занятий учителя-логопеда. Музыкальный руководитель с помощью изобразительных средств расширяет круг знаний и представлений ребенка на определенную тему, отрабатывает определенные компоненты речевой системы.
Музыкальные занятия включают в себя следующие разделы: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах. На этих занятиях происходит взаимосвязь различных видов художественной деятельности речевой, музыкальной, песенной, танцевальной и творческо-игровой.
Рассмотрим, как в процессе музыкального занятия может проходить коррекционная работа по устранению речевых недостатков.
Слушание музыки
У детей с нарушением речи недостаточно развито слуховое восприятие. Они слушают музыку, но фактически ее не слышат. Происходит проблема с запоминанием произведений, фамилий композиторов. Для решения этой проблемы необходимо объединить ряд музыкальных произведений одной общей темой.
Быстро и четко сформулировать мысль, одна из основных трудностей у детей с ТНР. И поэтому повторение фамилии композитора, название пьесы, музыкальных инструментов, будет хорошей речевой гимнастикой. Составление рассказа по заданной теме, так же составляет трудность. А после прослушивания музыкального произведения, опираясь на наглядный материал подготовленный педагогом или на рисунок, который сам нарисовал, ребенок может самостоятельно придумать рассказ или историю, которую он услышал в данной музыке. В ходе таких занятий ребенок учится рассказывать не только по памяти, но и по воображению, и он погружается в волшебный мир сказки, где ему легко и все понятно.
Пение
Пение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Петь одновременно и легко, и тяжело, т.к. здесь важна координация слуха и голоса, а это дано не каждому. Но развить это можно. В процессе пения у ребенка формируется правильное звукообразование, ясное произношение, слитность звучания, происходит автоматизация звука
развивается музыкально-сенсорные способности, а также умение слышать себя и конечно контролировать.
У ребенка с ТНР нарушено дыхание, голос имеет носовой оттенок, интонационную невыразительность, монотонность. Дыхательная и артикуляционная гимнастики, являются основой не только пения, но и речи, специальные упражнения помогут максимально развить и исправить существующие проблемы.
В ходе занятий пением значительно развивается:
- музыкальный слух, т.е. способность различать интонационно точное и неточное пение, звуков по высоте и длительности;
- фонетический слух.
Одним словом, пение для детей с нарушением речи является и учебным, и лечебным средством. Оно способствует развитию внимания, памяти, воображения, мышления. Позволяет расширить кругозор, нормализовать деятельность периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного).
Музыкально-ритмические движения
В основном у всех детей с ТНР нет баланса между процессами торможения и возбуждения в центральной нервной системе, также наблюдается нарушение внутреннего ритма. Они не могут самостоятельно справиться со своей активностью или медлительностью. Все это сказывается и в речи. Необходимо помочь настроить их организм на правильный ритм собственного тела.
Двигаясь в заданном ритме и темпе, ребенок учится владеть своим телом, в согласии с характером музыкального произведения. С помощью движения ребенок выражает свои эмоции, он не просто двигается в такт музыке, а проговаривает ритмический рисунок танца, упражнения. Он пытается передать в движении такие средства выразительности, как форма, темп, динамика.
Но не надо забывать, что важным в логопедической работе, является единство слова, движения и музыки.
Игра на детских музыкальных инструментах
Игра на музыкальных инструментах является одним из ведущих видов деятельности, в работе с детьми с нарушением речи. Для проведения занятий с детьми, имеющими речевые нарушения, используются ударно - шумовые инструменты со звуками неопределенной высоты; бубны, колотушки, погремушки, трещотки, треугольники, колокольчики и ложки. Обучение на детских музыкальных инструментах является не самоцелью, а средством для решения коррекционных задач: развитию мелкой моторики, координации движений, чувства ритма, внимания и памяти.
Этот вид музыкальной деятельности позволяет решать большинство коррекционных задач, основными из которых являются:
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие дыхания;
- развитие фонематического и ритмического слуха;
- развитие координации пения с движением пальцев рук;
- развитие координации движения и музыкального мышления;
- совершенствование музыкальной памяти.
Каждый из видов музыкальной деятельности имеет свои специфические возможности в развитии музыкальности ребенка. Комплексное же их использование позволяет создавать наиболее благоприятные условия для этого развития.
Необходимо помнить, что музыкальные занятия - это основная форма музыкального воспитания и обучения ребенка в дошкольном учреждении. Они способствуют не только развитию музыкальности ребенка и формированию его личности, но и позволяют исправить различные формы нарушения речи. А это в свою очередь в сочетании с другими видами художественно-эстетической деятельности позволяет сформировать полноценную, гармонично развивающуюся личность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Коррекционно-развивающих занятий по устранению речевых нарушений у детей 5-7 лет на логопедическом пункте
Рабочая программа Коррекционно-развивающих занятий по устранению речевых нарушений у детей 5-7 лет на логопедическом пункте...
Статья на тему: "Роль музыкального воспитания в детском саду".
Музыка — единственное искусство, проникающее в сердце человеческое так глубоко, что может изображать переживания этих душ. СтендальМузыка как вид искусства открывает человеку возможность познава...
Статья на тему "Роль музыкального воспитания в семье дошкольника"
Статья для родителей о том,как можно в домашних условиях разнообразить досуг с ребёнком....
Статья на тему РОЛЬ СЕМЬИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ РЕБЁНКА
Довольно часто мы с вами слышим фразу: «Всё начинается с семьи», и это действительно так, поскольку воспитание ребёнка начинается в раннем детстве, ещё до того момента как малыш поступил в...
"Использование игр в коррекционной работе по устранению речевых недостатков у детей с ОНР".
Игра является основной деятельностью ребёнка в детском коллективе. Поэтому необходимо использовать различные виды игр в коррекционном процессе, чтобы повысить эффективность усвоения программного...
Использование интерактивных электронных образовательных игр в логопедической практике, с целью устранения речевых недостатков, развития познавательной сферы повышения коммуникативной компетенции дошкольников,посещающих логопункт (На примере сайта« Мерсибо
Не секрет, что современного ребенка сложно удивить обычными традиционными средствами наглядности (картинками, игрушками), так как с раннего детства он включен в видеосреду.Ученые отмечают, что использ...
Из опыта работы «Логоритмика как эффективное средство устранения речевых недостатков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»
Все мы мечтаем о том, чтобы вырастить детей успешными людьми. Прилагаем для этого все усилия: покупаем лучшие игрушки, как можно раньше отдаем на развивающие занятия, заставляем зубрить уроки. Хотя в ...