"Использование игр в коррекционной работе по устранению речевых недостатков у детей с ОНР".
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Игра является основной деятельностью ребёнка в детском коллективе. Поэтому необходимо использовать различные виды игр в коррекционном процессе, чтобы повысить эффективность усвоения программного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya.docx | 14.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Основной формой воздействия на ребёнка в ДУ являются специально организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит логопеду и воспитателю. Эффективность усвоения программного материала зависит от эмоционального фона занятия, интереса детей к нему. Ряд трудностей, встретившихся на фронтальных занятиях, могут быть преодолены путём применения игры или отдельных игровых действий.
Игра – это традиционный метод обучения и воспитания дошкольников. Учитывая то, что игра является основной деятельностью ребенка – дошкольника в организованном детском коллективе, я считаю, что необходимо проводить систематическую коррекционную работу по исправлению ошибок, встречающих в речи детей с ОНР, используя дидактические игры для закрепления изученного материала. Кроме того, игры снимают психологические проблемы, вселяют уверенность в собственных силах, улучшают общение детей со сверстниками и взрослыми.
В своей работе использую различные виды игр: дидактические, настольно-печатные, сюжетно – ролевые, компьютерные, которые развивают интерес к занятиям, формирует потребность в изучении звуковой стороны речи, что является основой подготовки детей к школе.
Наибольшим значением в процессе коррекционной работы отводится дидактической игре, так как её основная цель – обучающая. В ходе дидактической игры ребёнок должен правильно выполнить предложенное логопедом задание, а игровая ситуация, игровой персонаж или игрушка ему в этом помогают. Например: «Собери картинку», «Весёлые поварята», «Кубик», «Волшебный мешочек» и др. В ходе планирования логопедических занятий связываю содержание дидактических игр с программным материалом, а ставящаяся перед детьми игровая задача всегда должна совпадать по содержанию с познавательной. При формировании грамматического строя использую настольно-печатные игры, дидактические пособия. Понимание пространственного значения простых и сложных предлогов формировать в непосредственных играх с предметами, с пособиями на фланелеграфе «Мебель для куклы Маши», «Кто, где находится?» «Зимний парк», «Где находится бабочка?» и.т.д.
Особое значение для общего психического развития детей дошкольного возраста с ОНР имеет сюжетно – ролевая игра. В такой игре и реализуется задача социализации ребенка, что способствует формированию связной речи ребенка. Цель игры – формирование и развитие речевых навыков и умений дошкольников с ОНР. Сюжетно-ролевая игра относится к играм обучающего характера, она определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет выбирать стиль общение между детьми при различных ситуациях. Сюжетно-ролевую игру можно использовать на фронтальных логопедических занятиях по звукопроизношению и развитию лексико-грамматических средств языка. Например, в игре «Ателье», ребёнок, делая заказ закройщику, сообщает «Я хочу заказать брюки из шерсти», а получая готовое изделие, говорит: «У меня шерстяные брюки».
В качестве динамических пауз или самостоятельной части занятий использую подвижные игры («Найди свой домик», «Собери букет», «Во саду ли в огороде?») . При развитии артикуляционной мускулатуры, таких качеств как подвижность, скорость, точность, переключаемость, координация, сила, при формировании различных артикуляционных укладов, использую “Логопедические сказки; Игры с язычком”. Речевое дыхание развиваю в играх «Ветерок; Загони мяч в ворота; Сдуй листик с ладошки; Посади бабочку на цветок».
В своей работе по коррекции речевых нарушений у детей разрабатываю презентации, а также использую заимствованные из интернетресурсов презентации, которые несут обучающий и развивающий характер. Организация занятия с ИКТ побуждает детей к речевой деятельности, стимулирует речевую активность, создает интерес к занятию с первых минут и удерживает этот интерес на всём его протяжении.
Компьютерные игры использую как на логопедических занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи, так и на занятиях по обучению грамоте. Например: «Зашифрованные слова», «Составь рассказ с опорой на картинки – символы», «Буква заблудилась», «В гостях у лесовичка», «Кто в домике живёт?» и др.
Связная речь развивается постоянно, при составлении рассказов, пересказов, придумываний сказок, используя дидактические пособия, настольно-печатных игры («Найди отличие»; «Что перепутал художник»; «Нелепицы»; «Серии сюжетных картинок», с помощью игровых наборов для сюжетных игр.
Использование разнообразных видов игр, игровых ситуаций на логопедических занятиях вызывает огромный интерес у детей, стимулирует у них оживление, радость, способствует оптимизации процесса коррекционного обучения в группе детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Использование компьютерных игр и презентаций в коррекционной с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса. У детей быстрее активизируется и формируется словарный запас, совершенствуется грамматический строй речи, связная речь, психические процессы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система коррекционной работы по устранению у детей дошкольного возраста различных фонематических недостатков
Безусловно, для достижения положительного результата необходимо создание единого коррекционно–образовательного пространства, когда над речью работает коллектив единомышленников (логопед – родитель – у...
Специальная образовательная программа коррекционной работы логопеда Устранение речевых нарушений у детей 6 лет в условиях логопедического пункта
Специальная образовательная программа коррекционной работы логопедаУстранение речевых нарушений у детей 6 летв условиях логопедического пунктаПериод освоения 2018-2019 учебный годРазработала учи...
«Значение логоритмики в коррекционной работе по преодолению речевых нарушений у детей»
Важным звеном логопедической коррекции является логопедическая ритмика. Основная ее цель — преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы, неречевых функ...
Логоритмические занятия как одна из форм коррекционной работы по устранению речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи
С начала изучения детей с речевыми нарушениями возникла идея использования музыкальной ритмики в системе коррекционно-педагогического процесса. В результате возникла проблема включения музыкальной рит...
Методики коррекционной работы по устранению недостатков звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Коррекционная работа по коррекции звукопроизношения у детей с дизартрией....
«Использование сенсорных ковриков в работе по коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ»
Развитие сенсомоторных функций у детей с различными речевыми нарушениями дает заметный положительный результат. Тактильные воздействия облегчают коррекционную работу по автоматизац...
Содержание коррекционно-логопедической работы, при устранении речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Актуальность предлагаемой модели обучения несомненна. Эффективность обучения ребенка в начальной школе напрямую зависит от его интеллектуально-эмоциональных сил и возможностей. Предлагаемая автором мо...