Из опыта работы «Логоритмика как эффективное средство устранения речевых недостатков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»
консультация по логопедии
Все мы мечтаем о том, чтобы вырастить детей успешными людьми. Прилагаем для этого все усилия: покупаем лучшие игрушки, как можно раньше отдаем на развивающие занятия, заставляем зубрить уроки. Хотя в душе понимаем, что дело тут не в одной учебе. Тогда в чем же? Что нужно ребенку, чтобы быть успешным в будущем? Это конечно же и целеустремленность и творческое мышление, но на первое место выходит умение общаться с окружающими. Но для этого у ребенка должно быть хорошо сформировано речевое развитие. В последнее время мы сталкиваемся с рядом проблем, которые носят системный характер, а именно возрастает число детей с речевыми нарушениями. Нарушение речевой деятельности у данной категории детей носит многоаспектный характер. И вовремя оказанная помощь - одна из важнейших задач современного дошкольного образования. Дети с тяжелыми нарушениями речи могут реализовать свой потенциал лишь при условии правильно организованного процесса воспитания и обучения. И я как педагог понимаю, что необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы работы, формы коррекции речи. Среди прочих хотелось бы отметить как раз таки логоритмику, которая является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции. Что же такое логоритмика? Это коррекционная методика обучения и воспитания детей с различными аномалиями развития, в том числе и с речевой патологией, средствами движения, музыки и слова. Основная цель логоритмики –профилактика и преодоление речевых расстройств путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Ритм нас сопровождает, он с нами всегд, это и ритмичное чередование времен года, ритмичное чередование приема пищи, отдыха и сна, ритмичное биение нашего сердца, ритмичное дыхание и вообще ритмичная жизнь. Я хочу вам показать вот такой треугольник. Это метафора логоритмики. В вершине треугольника-речь, а в основании треугольника это движение и музыка. И именно речь является важной составляющей в логоритмике. Во время занятий по логоритмике решается целый ряд задач. Включение логоритмики в коррекционно – образовательный процесс сейчас очень актуально. Ведь дети с тяжелыми нарушениями речи, представляют собой сложную и разнородную группу, как по тяжести проявления дефекта, так и по природе его возникновения, что представляет сложную проблему в коррекционной работе для специалистов. Включение занятий по логоритмике в комплекс мероприятий по преодолению речевых нарушений у дошкольников открывает новые возможности для успешного их развития и обучения. На сегодня не существует методики включения логоритмических занятий с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в систему образования. За многолетний опыт работы учителем – логопедом я использовала множество всевозможных технологий, и с уверенностью могу сказать, что логоритмика одна из наиболее эффективных.Опираясь на опыт педагогов практиков, таких как Г.А. Волкова, Картушина М. Ю. разработала программу по логоритмике для детей старшего дошкольного возраста имеющими тяжелые нарушения речи. Составляю свои собственные конспекты, которые привязаны к лексической теме, в соответствии с коррекционной программой. Логоритмическое занятие провожу 1 раз в неделю, оно входит в систему коррекционно-образовательный процесса. Работу по данному направлению я провожу с дошкольниками посещающими группу компенсирующей направленности для детей с ТНР. В качестве сюжетной основы беру сказку, путешествие или ролевую игру. Для достижения наилучших результатов равномерно распределяю психофизическую и речевую нагрузки. В логоритмической работе с дошкольниками я выделяю два основных направления: это развитие неречевых процессов: таких как совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, активизация всех видов внимания и памяти. И второе направление – развитие речи и коррекция их речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха. Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаю детям в сочетании с какой-либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное сопровождение. Дети, имеющие речевые нарушения, как правило, неловки: ходьба их неустойчивая, походка неровная. Поэтому задания по обучению ходьбе и легкому бегу под музыку обязательно включаю в каждое логоритмическое занятие. Данные движения также закрепляются инструктором по физической культуре на занятиях физкультурой. Для регуляция мышечного тонуса учимся с детьми расслаблять и напрягать определенные групп мышц. На занятиях по логоритмике обязательно использую упражнения, направленные на развитие всех видов внимания и памяти. В результате выполнения специально подобранных упражнений у дошкольников постепенно формируется быстрая и точная реакция на различные виды раздражителей. Дети учатся сосредотачиваться, проявляя для этого определенные волевые усилия. У детей с речевой патологией часто наблюдаются недостатки в восприятии ритма. Выражается это в том, что они с трудом заучивают стихотворения, не улавливают его рифмы. Также возникают сложности при воспроизведении слоговой структуры слов, поэтому включаю в занятие по логоритмике упражнения на развитие чувства музыкального темпа и ритма. Широко применяются игры с музыкальными игрушками. Благодаря этому у дошкольников формируется чувство музыкального ритма, темпа, улучшается внимание, музыкальный слух, совершенствуется пальчиковая моторика, развивается речевое дыхание. Для совершенствования тонких движений пальцев рук с детьми провожу различные пальчиковые игры с пением или игры с мелкими предметами под музыку. Словесный материал, проговариваемый детьми во время подвижных игр, служит важной цели – закреплению в речи различных групп звуков. Для меня, как для учителя – логопеда, важно развитие речи, коррекция речевых нарушений, развитие голоса у дошкольников, а это не возможно без развития дыхания. Поэтому в каждое логоритмическое занятие я включаю дыхательные упражнение, одновременно отрабатываются высота, тембр, сила, громкость голоса. Дети учатся издавать звуки, различные по высоте, силе и тембру, громкости, тем самым развивая основные качества голоса. Очень важно также включать упражнения для интонационной выразительности речи, в этом помогает пение. Песенный и танцевальный репертуар мы разучиваем на музыкальных занятиях. В каждое из логоритмических занятий включаю речевые упражнения с движением и упражнения для коррекции нарушений звукопроизношения. Это позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает четкие координированные действия во взаимосвязи с речью. Артикуляционные упражнения выполняются под музыку или под счет. На этапе автоматизации звука детям предлагаются игры на четкое его проговаривание. Активно использую вспомогательные средства: например флажки, ленты на палочках, фанатки, природный материал, такой как шишки, камни, желуди и многое другое. Все упражнения проводятся по подражанию. Практика показывает, что регулярные логоритмические занятия с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, благоприятно сказываются на речевое развитие. Они не только способствуют нормализации речи ребенка, но и формируют положительный, эмоциональный настрой, учат общению. В результате использования логоритмики в коррекционно-образовательном процессе к концу учебного года у детей прослеживается положительная динамика речевого развития по всем компонентам речевой системы, снижается заболеваемость, развиваются психические процессы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_shelehovoy.pptx | 1.2 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Особенности детей с тяжёлыми нарушениями речи Нарушение звукопроизношения. Бедный словарный запас. Нарушение фонематических процессов. Нарушение письменной речи. Нарушение грамматики. Нарушение связной речи. Нарушение психических процессов. Нарушение моторной функции.
Логоритмика Речь Движение Музыка
Цель логоритмики Речевые расстройства Профилактика Коррекция Движение, музыка
Задачи логоритмики Коррекционные Образовательные Воспитательные Оздоровительные Развитие речевого дыхания. Развитие артикуляции. Развитие грамматического строя речи. Развитие фонематического слуха. Формирование правильного звукопроизношения. Развитие связной речи. Формирование двигательных навыков и умений. Формирование пространственных представлений. Развитие переключаемости. Совершенствование певческих навыков. Воспитание и развитие чувства ритма. Воспитание ритмической выразительности. Воспитание умения перевоплощаться. Воспитание умения соблюдать установленные правила. Укрепление костно – мышечного аппарата. Развитие физиологического дыхания. Развитие координации движений и моторных функций. Развитие ловкости, силы, выносливости.
Педагоги практики занимающиеся вопросом логоритмики
Сюжетная основа занятия
Направления логоритмической работы Развитие неречевых процессов Совершенствование общей моторики. Совершенствование координации движений. Совершенствование ориентации в пространстве. Регуляция мышечного тонуса. Развитие чувства музыкального темпа и ритма. Активизация всех видов внимания и памяти. Развитие речи, коррекция речевых нарушений Развитие дыхания. Развитие голоса. Развитие интонационной выразительности. Развитие артикуляционной и мимической моторики. Координация речи с движением. Воспитание правильного звукопроизношения. Формирование фонематического слуха.
Развитие общей моторики
Регуляция мышечного тонуса
Развитие темпа и ритма
Развитие мелкой моторики
Развитие правильного дыхания
Речевые упражнения
Коррекция звукопроизношения
Первый год обучения. Сравнительный анализ речевого развития за 2019 – 2020 учебный год Начало учебного го да Конец учебного го да
Второй год обучения. Сравнительный анализ речевого развития за 2020-2021 учебный год Начало учебного го да Конец учебного го да
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетно-ролевая игра как средство социально-коммуникативного развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
Для всестороннего развития ребенка в соответствии с его возможностями, формирования предпосылок учебной деятельности, компетенций, обеспечивающих готовность к обучению в школе, социальную успешность и...
«ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ, В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» "Проект "Чудо-дерево"
laquo;ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ, В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»«Только вместе с родителями, общими у...
Статья из опыта работы учителя-логопеда. «Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ (тяжелым нарушением речи, старший возраст)»
В статье рассказывается опыт работы с детьми старшего возраста по развитию у детей мелкой моторики. Все дети с ОВЗ, тяжелым нарушением речи....
«Работа с родителями по развитию фонематического слуха у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»
Материал нацелен на привлечение внимания родителей к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, так как успех в воспитании и обучении детей в ДОУ во многом з...
Логопедический ликбез для воспитателей ДОУ «Формирование самоконтроля и саморегуляции как средство коррекции звукопроизношения у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»
Формирование правильного звукопроизношения – это важный, необходимый, но длительный, кропотливый, «скучный» процесс. Как сделать занятия по автоматизации звуков речи интересными, эфф...
Опыт работы «Развитие речевой активности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи посредством использования кинетического песка»
Традиционные подходы и методы по развитию речи дошкольников в образовательной деятельности не эффективны. Очевидным решением данной проблемы явился поиск эффективных методических приемов и необходимос...
: «Вокальные логопедические упражнения как средство коррекции речевой деятельности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи».
В настоящее время наметилась тенденция к появлению детей с тяжелыми нарушениями речи. Актуальность данной проблемы определяется увеличением количества таких детей. А главная задача педагогов – с...