НОД для детей средне-старшего возраста группы компенсирующей направленности (ЗПР) «Весна красна» Образовательная область «Познание»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему
НОД для детей средне-старшего возраста группы компенсирующей направленности (ЗПР) Образовательная область «Познание»
«Весна красна»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
весна, её признаки | 21.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель:
1.Закреплять и активизировать словарь по теме “Весна”.
2. Совершенствовать навыки подбора и употребления грамматических средств языка: глаголов и прилагательных к существительным;
3. Закреплять умение согласовывать числительные с прилагательными и существительными.
4. Закреплять навыки словообразования: умение образовывать прилагательные и существительные с уменьшительно – ласкательным суффиксом, умение подбирать родственные слова. Развивать координацию речи и движений, память, внимание.
5. Продолжать формировать навыки совместной деятельности: внимательно слушать педагога; умение отвечать полным предложением; при необходимости уметь помогать друг другу.
Коррекционно-образовательные задачи:
1. Закреплять умение считать до 5-ти, называть числительные по порядку, соотношение числа с количеством предметов, соотношение геометрических фигур с предметами.
2. Закреплять умения в сравнении предметов разного размера и величины, употреблении слов большой - маленький, высокий – низкий.
3. Закреплять пространственно – временные представления, правильное применение предлогов: на, под, за, около, перед, слева, справа.
4. Активизировать словарь по теме «Весна».
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Развивать мышление, память, воображение (установление причинно – следственной связи, закономерности, зрительное восприятие целостность, слуховое внимание).
2. Развивать общую и мелкую моторику.
3. Развивать диалогическую речь.
Коррекционно-воспитательные задачи:
1. Формировать познавательную активность.
2. Воспитывать навыки общения в играх и совместной деятельности.
Оборудование: фланелеграф; 3-и картины на весеннюю тему – по месяцам; цифры (на каждого ребенка) (1,2,3,4,5); набор геометрических фигур (на каждого ребенка); мяч; альбомные листы с недорисованным рисунком; счетные палочки.
Ход занятия.
Дефектолог:
- Ребята, сейчас я прочитаю вам стихотворение Ирины Токмаковой, но оно будет не законченно, и вы, пожалуйста помогите мне его закончить. Слушайте внимательно:
К нам она шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под ее ногами.
Черные проталины
На полях видны.
Верно, очень теплые
Ноги у …(весны) (дети подсказывают слово - весны)
Дефектолог:
- Скажите, про какое время года говорится в стихотворении? (ответы детей полным предложением)
На доску выставляются картины.
Упражнение «Подбери действия и признаки предмета» к существительным
Дефектолог:
- Что изображено на картинах? (ответы детей полным предложением)
- Какие периоды весны вы знаете? (ответы детей: весна бывает ранняя, середина весны и поздняя весна)
- Солнце весной что делает? (ответы детей: солнце весной сияет, греет, светит, ласкает, улыбается)
- Почки весной что делают? (ответы детей: весной почки набухают)
- Листочки весной что делают? (ответы детей: листочки весной появляются)
- А какие весной листочки? (ответы детей: листочки весной зеленые, молодые, клейкие)
- Трава весной что делает? (ответы детей: трава весной зеленеет, появляется, прорастает)
- Правильно, молодцы
Упражнение на развитие пространственно – временных представлений «Определи, что где находится»
Дети подходят к фланелеграфу, на котором находятся картинки: тучка за солнцем, высокое дерево и низкая елка, три птички, земля.
Дефектолог:
- Ребята, посмотрите внимательно, что находится на фланелеграфе? (ответы детей полным предложением: Здесь находится слева – высокое дерево, а справа – низкая елочка. Облако спряталось за солнце. Ворона ходит по земле. На ветке дерева сидит голубь. Около елки летает воробей).
Дефектолог:
- Правильно, молодцы.
Дети сели за стол.
Упражнение на развитие слухового внимания “Что лишнее и почему?”
Дефектолог называет слова “Зима, весна, март, лето”, просит сказать какое слово лишнее и почему.
Дети: лишнее слово - Март. Это месяц.
Дефектолог называет “Март, апрель, весна, май”.
Дети: лишнее слово - Весна. Это время года.
Упражнение на развитие слухового внимания “Выберите правильный ответ”.
На столе у каждого ребенка цифры.
Дефектолог:
- Сейчас я буду задавать вам вопрос, вы слушайте внимательно, и показывайте цифру – ответ
Дефектолог:
- Сколько времен года вы знаете? Поднимите цифру с ответом и назовите её
Дети поднимают карточку с цифрой 4 и называют времена года – осень, зима, весна, лето
Дефектолог:
- Сколько весенних месяцев вы знаете? (называет цифры: 1, 2, 3, 4, 5).
Дети поднимают карточку с цифрой 3 и объясняют – почему.
Дети: март, апрель, май
Дефектолог:
- Какой по счету март, апрель, май?
Дети поочередно поднимают карточки с цифрами, дополняя ответом.
Физминутка
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел,
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
На носочки надо встать.
Упражнение на соотношение геометрических фигур с предметами «Выложи картинку»
У каждого ребенка тарелочка с геометрическими фигурами разных размеров.
Дефектолог:
- Ребята, изображение каких предметов можно выложить из этих геометрических фигур?
Дети предлагают разные варианты: солнце, облака, дерево, елку
Дефектолог:
- Хорошо, приступайте к работе.
Дети выкладывают свои картинки, по окончании работы – задаются вопросы.
Дефектолог:
- Молодцы, хорошо справились с заданием.
Упражнение на развитие зрительного внимания и развитие мелкой моторики «Дорисуй тучку»
Дефектолог:
- Перед вами картина, которую не дорисовала Весна, её надо закончить словами и деталями.
Дефектолог:
- Пожалуйста, возьмите карандаши и дорисуйте тучку с дождиком.
Дети самостоятельно выполняют работу.
Игра с мячом на развитие координации, согласование действия с речью.
Упражнение на умение образовывать существительные в уменьшительно – ласкательной форме «Назови ласково»
Дефектолог:
- Как сказать ласково: солнце, трава, облако, лист, дерево, почка – (ответы детей).
- Хорошо, молодцы.
Игра с мячом «Угадай – ка» согласование существительного с прилагательным.
Дефектолог:
- А теперь послушайте меня внимательно и дайте мне правильный ответ.
Дефектолог читает предложения, дети подбирают по смыслу – правильный ответ
Дефектолог:
- Теплый – это весна или денек?
- Веселое – это солнце или настроение?
- Быстрый – это лужа или ручеек?
- Красивый – это лодочка или кораблик?
- Глубокая –это лужа или ручеек?
- Молодцы, хорошо отвечали.
Дети подходят к доске.
Упражнение на развитие зрительного внимания, логического мышления, установления причинно – следственной связи «Что неправильно нарисовал художник?»
Дефектолог:
- Ребята, посмотрите внимательно на эту картину и скажите, что неправильно нарисовал художник?
Дети ведут рассуждения и дают ответы.
Дети садятся за стол. Перед каждым ребенком лежит коробочка с счетными палочками.
Упражнение на развитие конструктивной деятельности «Построй кораблик»
Дефектолог читает стихотворение:
Плывет, плывет кораблик,
В далекие края,
Кто капитан кораблика?
Конечно, это я.
Дефектолог:
- О чем говорится в стихотворении? (ответ детей: о кораблике) .
- Предлагаю каждому сделать свой кораблик из счетных палочек по предложенному образцу (образец лежит перед каждым ребенком).
Дети выкладывают кораблики.
Дефектолог:
Молодцы, каждый справился с заданием хорошо.
Итог занятия.
Дефектолог:
- Ребята, скажите, о чем мы сегодня с вами беседовали, о каком времени года? (дети дают свои ответы).
- Какие характерные признаки весны вы знаете? (дети дают ответы полным предложением).
- Молодцы, вы очень хорошо сегодня работали, правильно отвечали на поставленные вопросы.
Хочу вас поблагодарить и вручить каждому по золотой медали. Всем спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В гости к старичку Лесовичку». Образовательная область: «Познание».
Цель: Продолжать знакомить детей дошкольного возраста с дикими животными, их отличительными особенностями; закреплять правила поведения в лесу.Задачи:ОО «Познание»: - воспитывать бережное отноше...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста по теме: « Предметы вокруг нас: мебель». Образовательная область «Познание» Интеграция с образовательными областями «Коммуникация» и «Художественное тво
непосредственно - образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста...
Образовательная деятельность с использованием театрализованной игры "Как зимуют лесные жители" для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности
Игра – основная деятельность ребёнка. Игровая деятельность повышает умственную и эмоциональную активность, совершенствует речевые навыки. Особая роль в этом принадлежит театрализованным играм. У...
Непосредственная образовательная деятельность для детей младше-среднего возраста группы компенсирующей направленности (ЗПР) Образовательная область «Познание» «Домашние животные и их детеныши»
Цель: закрепить знания детей о понятии «домашние животные и их детеныши»Задачи:Корркеционно-образовательные:- закрепить в речи детей существительное с обобщающим значением" домашние жи...
Перспективный план (группа компенсирующей направленности 2 года обучения)- Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Изучив научно-методическую литературу по вопросу использования разнообразных нетрадиционных техник аппликации с детьми 5-7 лет, Комаровой Т.С., Петровой И.М., Богатеевой З.А., Пищиковой Н.Г. и д...
Перспективный план (группа компенсирующей направленности 1 года обучения)- Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Используя в своей работе нетрадиционные техники аппликации, мы усиливаем интерес ребёнка к данной деятельности. В процессе работы дети планируют свою деятельность, проявляют высокую активность и вариа...
Конспект НОД для детей старшей группы компенсирующей направленности (О.Н.Р.) Образовательная область ФЦК М Тема «Профессия швея»
Формирование позитивной установки у детей старшего дошкольного возраста к различным видам труда (профессия швея)...