НОД: «Матушка весна – всем красна»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

НОД: «Матушка весна – всем красна»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_matushka_vesna_-_vsem_krasna.docx20.5 КБ

Предварительный просмотр:

Непрерывная образовательная деятельность дошкольников

Авторская образовательная программа: Основная образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 117» с учётом комплексной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

Возрастная группа: старшая группа

Тема (в соответствии с комплексно-тематическим планированием): «Весна»

Тема НОД: «Матушка весна – всем красна» 

Ведущая образовательная область: речевое развитие.

Цель: создать условия для формирования представлений о чередовании времен года и весенних изменениях в природе.

Задачи: 

Образовательные:

  • Формировать представления дошкольников о временах года;
  • Закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна»;
  • Совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными);
  • Упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием наглядных пособий, связных в логической последовательностью;

Развивающие:

  • Развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;
  • Продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-образное мышление.

Воспитательные:

  • Воспитывать доброе, бережное отношение к природе, проявлять заботу о ней, побуждать эмоциональную отзывчивость детей;

Виды деятельности: Игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, музыкальная, двигательная.

Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная.

Формы реализации детских видов деятельности: Дидактическая игра, рассматривание, развивающие игры, беседы, рассказ, проблемная ситуация, разговор с детьми, отгадывание загадок.

Оборудование: мультимедийный проектор, календарь природы, картинки-пазлы по временам года, мнемотаблицы, временная модель.

Предварительная работа:

  • Наблюдения в природе;
  • Чтение потешек, стихов, рассказов, сказок о весне;
  • Рассматривание альбомов, иллюстраций по теме «Весна»;
  • Рисование по теме «Весна»;
  • Разучивание поговорок, пословиц, народных примет о весне, о птицах;
  • Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Нарисуй портрет весны», «В гости к весне».

ХОД НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

  1. Вводная часть

Добрый день, дорогие ребята. Сегодня у нас необычное занятие к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем.

Ребята, а вы знаете, что приветствовать друг друга можно по-разному. Можно сказать, «Здравствуй!», «Привет!», «Доброе утро!». А можно приветствовать друг друга и без слов, например, так:

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Я улыбнусь и вы, улыбнитесь друг другу, чтобы у нас вами было хорошее настроение. Ребята, а у вас хорошее настроение?

Дети здороваются с гостями.

Дети выполняют движения.

Ответы детей.

Конечно же ребята, у нас у всех хорошее настроение. А почему? Конечно потому что выглянуло ласковое солнышко, зазвенела мелодичная капель, слышен звонкий щебет птиц, и мы с вами встречаем весну. Вот сегодня прилетел к нам в сад скворец и принес с собой ларец. (Воспитатель открывает ларец, а в нем загадки)

Вы любите отгадывать загадки?

Тогда. Давайте пройдем за столы и начнем отгадывать загадки.

Ответы детей.

Ответы детей.

II. Основная часть

Послушайте звуки, а отгадки нарисуйте на листках бумаги. А помогут вам в этом отгадки – схемы на экране.

Дети рассаживаются за столы, выполняют задание, зарисовывают ответы загадок.

(ответы загадок -. признаки весны)

Ребята, вы угадали все признаки весны, а теперь каждый из вас вспомнит и называет пословицу о весне.

Дети называют пословицы о весне.

(Матушка – весна всем красна.

Весенний день год кормит.

Вода потекла, весну принесла.

Кто спит весною - плачет зимою. И др.) 

Ребята, это еще не все загадки о весне.

(Воспитатель открывает ларец и достает DVD диск).

Ребята, давайте посмотрим, что на этом диске.

Включается диск и на экране появляется Незнайка.

Воспитатель читает текст на экране:

«Путаница», подарок детям старшей группы детского сада №117.

На экране появляется картинка – «Путаница».

Ребята, посмотрите внимательно на картинку и скажите, что перепутал художник – Незнайка?

Дети: Незнайка перепутал времена года.

А почему вы так думаете?

Дети: Потому что времена года не могут быть все сразу, они приходят друг за другом, одно время сменяется другим.

Сейчас мы с вами попытаемся исправить ошибки художника. Ребята, посмотрите, что стоит у меня на столе?

Дети: Временная модель.

Посмотрите на модель и скажите, какими цветами обозначают каждое время года?

Дети: Белым – зиму, светло - зеленым – весну, темно - зеленым – лето, желтым – осень.

Назовите все времена года.

Дети: Зима, весна, лето, осень.

А теперь предлагаю помочь Незнайке исправить ошибки и поиграть в игру «Когда это бывает?»

Дети собирают картинки-пазлы по временам года. 

Ребята, вы справились с заданием и посмотрите, что происходит на экране. Все ошибки исправляются. На экране появилась картинка о весне. Вот мы и помогли Незнайке. А сейчас пришло время поговорить о весне. Вставайте в круг и поиграем в игру «Говорящий мяч».

Всех наших игр с мячом не счесть

Так много их на свете есть

Ведь можно мяч бросать, катать

Весну – девицу прославлять!

Я скажу солнце, а вы ласково – солнышко, ветка – веточка, ручей – ручеёк…

Дети в процессе игры называют слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Март – первый весенний месяц – на Руси март называли «проталинник», «водотек», «дорогорушитель». Имя второго месяца весны – Апрель, что означает согревающий солнцем. Последний весенний месяц – Май называли «травень», «цветень», «Светодень».

А сейчас предлагаю вам составить свой рассказ о весне, а в этом вам помогут помощники – таблицы.

Дети составляют в парах рассказ о весне по мнемотаблицам.

Молодцы! Вы составили интересные рассказы о весне. И я предлагаю поиграть в весеннюю игру.

Проводится игра «Веснянка».

Солнышко, солнышко,

Золотое донышко.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей,

Прилетели сто грачей,

А сугробы тают, тают,

А цветочки подрастают.

Идут по кругу, взявшись за руки.

Бегут по кругу.

«Летят» по кругу.

Медленно приседают.

Тянутся на цыпочках, руки вверх.

Дети говорят слова и выполняют движения.

III. Заключительная часть

Мы говорили о весне,

Ведь она уже везде.

В облаке, в тучах, в потоках дождя

В утренних росах, в зеленых узорах,

И в голубых небесных просторах –

Жизнь без весны невозможна нигде

Слава весне! Слава весне!

Воспитатель проводит беседу по НОД: кому дети помогали, что делали, какое у них настроение и т.д.

Дети отвечают на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прощай, Зимушка-Зима, здравствуй, матушка-Весна!

Сценарий уличного гуляния на последний день масленичной недели...

«Идет матушка Весна»

1. Расширять и уточнять представление детей о весенней природе. Учить наблюдать явления природы, анализировать, делать выводы о закономерностях и взаимосвязи. 2. Закрепить знания об изменениях п...

Методическая разработка досуга в подготовительной группе "Идет матушка весна"

Разработка направлена на развитие связной речи дошкольников посредством театрализованной деятельности....

«Матушка Весна всем людям красна!»

Конспект  НОД в подготовительной группе Цель: Формирование и систематизирование знаний детей о характерных признаках весны.Задачи:1. Углубить представления о сезонных изменений в природ...

Сценарий эколого - туристического похода для дошкольников "Встречаем матушку Весну"

Данный материал будет полезен педагогам, работающим с дошкольниками....