«Идет матушка Весна»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

 

1. Расширять и уточнять представление детей о весенней природе. Учить наблюдать явления природы, анализировать, делать выводы о закономерностях и взаимосвязи. 2. Закрепить знания об изменениях происходящих весной в жизни растений, уточнить представление детей о значении леса в жизни людей, животных. Упражнять в умении подбирать слова с противоположным значением. 3. Воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться ее красотой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл idet_matushka_vesna.docx16.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение «Управление дошкольного образования» исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

«Идет матушка Весна»

(Конспект  занятия  по  развитию речи и

ознакомлению с окружающим миром в старшей группе)

                                                                                                              Составила и провела:     воспитатель  детского сада №76

Закирова Разида Минсалиховна.

Город Нижнекамск

Республика Татарстан

Тема: «Идет матушка Весна»

Программное содержание: 1. Расширять и уточнять представление детей о весенней природе. Учить наблюдать явления природы, анализировать, делать выводы о закономерностях и взаимосвязи. 2. Закрепить знания об изменениях происходящих весной в жизни растений, уточнить представление детей о значении леса в жизни людей, животных. Упражнять в умении подбирать слова с противоположным значением. 3. Воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться ее красотой.

Материал: картина «Весна», схема для составления описательного рассказа, картинки на каждого ребенка для составления предложений.

Словарная работа: проталинка, подснежник, первоцвет, мать-и-мачеха.

Активизация словаря: оттепель, посевная.

Предварительная работа: наблюдения на прогулке, по картине, заучивание стихотворений, песен, загадок, поговорок, чтение рассказов.

Методика проведения занятия

- Ребята, когда я пришла на работу, утром приходил в нашу группу почтальон и принес телеграмму от весны. А о чем эта телеграмма я не знаю, давайте мы вместе прочтем ее, может получиться.

          Греет солнце, тает снег

          На ветвях набухли почки

          Возвращаются из теплых краев птицы

          Бегут ручейки

          Дети пускают корабли.

Дети вместе с воспитателем читают ее.

- Ребята, когда наступает весна?

- Зима кончается и наступает весна.

- Правильно Карина, после зимы наступает весна.

- Назовите весенние месяцы.

- Март, апрель, май.

- Который по счету апрель?

- Апрель – второй месяц весны.

- А который по счету март, май?

- Владик: март – первый месяц весны.

- Гульфина: май – это третий месяц весны.

- Как вы думаете, май – это середина, конец или начало весны?

-Данил: май – это конец весны.

- А какой месяц – это начало весны?

- Максим: март – это начало весны.

- Что бывает в начале весны?

- В начале весны снег тает.

- Прилетают перелетные птицы. Первыми возвращаются грачи, скворцы, журавли и т.д.

- Солнышко греет и светит.

- Появляются сосульки, на солнышке они капают.

- Молодцы ребята, вы все правильно сказали. А по каким признакам мы узнаем конец весны?

- Аделия: В конце весны травка зеленая, сочная, пушистая, густая.

- Павлик: у деревьев много листьев.

- Регина: Цветут одуванчики, ландыши, сирени, тюльпаны, ирисы, нарциссы.

- В конце весны солнышко греет и печет, становится очень жарко.

- Люди одеваются очень легко.

- Ребята, давайте мы с вами вспомним загадки про весну.

1. Из-под снега расцветает

    Раньше всех весну встречает. (Подснежник)

2. На ветках  - плотные колючки

    В них дремлют клейкие листочки. (Почки)

3. Висит за окошком кулек ледяной –

    Он полон капели – и пахнет весной. (Сосулька)

Дети загадают свои загадки (по желанию).

-Вы тоже много знаете, оказывается.

- А вы знаете перелетные птицы?

- Дети отвечают: грачи, скворцы, журавли, жаворонки, гуси-лебеди, дикие утки, кукушки, соловьи, ласточки.

- Давайте послушаем пение птиц. (Слушание грамзаписи пение птиц в лесу).

- Понравилась вам песня? Птицы очень рады весне, им очень весело, радостно.

   Физкультминутка: давайте ребята отдохнем.

- На березку птичка села, головою повертела, и обратно улетела.

  На кровати спит Федот, просыпается, встает.

  Встав с утра с своей кровати

  Приступает он к зарядке. 1-2-3-4

  Ноги выше, руки шире, влево, вправо

  Поворот – наклон вперед, наклон назад.

- А теперь тихо сели на свои стулья, спинку выпрямили, ноги поставьте вместе.

- А сейчас я проверю ваше внимание, я начинаю предложение, а вы его заканчиваете.

1. Погода весной бывает (какая?)…

2.Солнце весной (какое?)…

3. Травка вырастает (какая?)…

4. Сосульки весной (что делают?)…

5. Снег…

6. Ручьи…

7. Птицы…

8. Листочки (что делают?)…

- Молодцы, вы справились с заданием.

- Ребята, посмотрите какие рисунки, принесли Ежик и Зайчик. Вы должны выбрать картинки о весне.

- Хорошо, вы все нашли по одной картинке. А давайте придумаем предложение по этой картине.

- Регина: Весной возвращаются перелетные птицы.

- Паша: Весной люди одеваются легко.

- Аделия: Травка зеленеет, солнышко блестит.

- Айрат: Весной у деревьев появляются листочки.

- Ребята, а вы хотите поиграть? Игра «Наоборот»

Весна – осень: тепло - холодно, пасмурно - ясно, снег - дождь, сосулька - вода, прилетают - улетают, зеленеет – желтеет и т.д.

- Ребята, перед вами висит схема описательного рассказа. Давайте попробуем составить свой рассказ о весне (даю время).

- Кто хочет (по желанию)?

- Владик: Вот и наступила долгожданная весна. Весной солнце светит и греет. Небо голубое, ясное, чистое, иногда и бывает облачное. Идут дожди. Снег тает – начинается проталинка, бегут ручейки. Появляется травка – зеленая, сочная. Возвращаются перелетные птицы. У деревьев набухают почки и появляются листочки. Люди одеваются по весеннему: куртку, сапоги, ботинки, шапки, штанишки. Дети пускают кораблики.

- Молодец Владик. У тебя получился очень красивый рассказ о весне.

- Ребята, давайте мы с вами выложим лодочки из счетных палочек.

- Сколько палочек понадобилось, чтобы выложить саму лодочку. (Парус)

- Если подует ветерок, то лодочку будет качать на волнах.

- Долго лодочку качало, ветер стих и лодка встала.

Предлагаю детям покачать лодочку. Для этого руки надо расположить ладонями вверх, пальцы сложить лодочкой и плавно двигать кисти рук влево – вправо.

- Ребята, попробуйте назвать одним словом все слова, что я произнесу.

Лед идет по реке – это… (ледоход)

Первый цветок – это… (первоцвет)

Цветок, растущий из-под снега – это… (подснежник)

Участок земли с растаявшим снегом – это… (проталина)

При этом выделяю слова, лежащие в основе ответа детей: Идет снег, из-под снега и

т.д.

- Молодцы ребята, вы очень внимательные и шустрые.

- Ребята, мы с вами знаем много стихотворений о весне, давайте вспомним.

Айрат: Плещеев «Сельская песенка»

Марат: Токмакова «Весна»

Регина: Благинина «Дождик»

Владик: Фет «Весна»

- Включаю магнитофон. Ребята, угадайте это какая песенка?

- Песня «Плаксы-сосульки» (дети поют под фонограмму)

- На этом наше занятие окончено. Вам понравилось занятие? А что больше понравилось Данилу?

- Данил: Мне понравилась телеграмма.

- Аделия: Мне понравилась игра «Наоборот».

- Владик: Мне понравилось составлять предложения по рисунку.

- Вы можете играть, а дежурные убирают со столов картинки, раздаточный материал.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прощай, Зимушка-Зима, здравствуй, матушка-Весна!

Сценарий уличного гуляния на последний день масленичной недели...

Методическая разработка досуга в подготовительной группе "Идет матушка весна"

Разработка направлена на развитие связной речи дошкольников посредством театрализованной деятельности....

НОД: «Матушка весна – всем красна»

НОД: «Матушка весна – всем красна»...

«Матушка Весна всем людям красна!»

Конспект  НОД в подготовительной группе Цель: Формирование и систематизирование знаний детей о характерных признаках весны.Задачи:1. Углубить представления о сезонных изменений в природ...

Сценарий эколого - туристического похода для дошкольников "Встречаем матушку Весну"

Данный материал будет полезен педагогам, работающим с дошкольниками....

Сценарий интегрированного развлечения "Идет матушка Весна"

      Цель: вызвать у детей чувство радости, праздника. Закреплять знания детей о приметах весны, перелетных птицах,  особенностях разных видов деревьев. Воспитывать эм...