Сценарий эколого - туристического похода для дошкольников "Встречаем матушку Весну"
методическая разработка

Ястребова Татьяна Игоревна

Данный материал будет полезен педагогам, работающим с дошкольниками. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vstrechaem_matushku_vesnu.docx25.26 КБ

Предварительный просмотр:

Эколого-туристический поход: «Встречаем матушку Весну»

I.Вводная часть.

1.Тема: «Встречаем матушку Весну»

2. Предварительная работа:беседы на тему экологии леса, экологии водоемов и рек. Беседа об экологической обстановке в городе.Продумывание и изучение маршрута движения, осмотр поляны.

3. Место проведения: поляна в лесу.

4. Время проведения:

5. Продолжительность:

6. Цель: Организовать активную деятельность и отдых на свежем воздухе.

7. Задачи:

  • Способствовать оздоровлению детей, формировать желание вести здоровый образ жизни.
  • Закрепление двигательных навыков.
  • Развитие у детей физических качеств: ловкости, силы, выносливости.
  • Воспитывать бережное и внимательное отношение к окружающей среде.
  • Закрепить знания туристических знаков, навыков ориентирования на местности.
  • Расширить знания детей о весенней природе.
  • Создать атмосферу дружелюбия, повысить эмоциональный настрой.

8. Персонажи: Весна, Лесовичок, Эльф, Природа, Флора, Фауна.

9. Инвентарь, оборудование, снаряжение:

Снаряжение: рюкзаки, сухой паёк, аптечка, мяч, ракетки для бадминтона, термос с чаем, сигнальные флажки, кружки, влажные салфетки.

Оборудование:шляпа с карточками, на которых написаны названия животных;4 ведра с надписями «Бумага», «Металл», «Пищевые отходы» и «Стекло»;карточки с изображениями различных предметов, относящихся к одному из четырех видов мусора;значки «Защитник природы» по количеству участников, сладости для награждения.

II. Основная часть.

Ход эколого-туристического похода:

1.Первый этап (подготовка):

Проведите беседы с детьми на следующие темы:

беседы с детьми о туристах, сообщение родителям о предстоящем походе и необходимой экипировке детей, создание карты-маршрута для детей. Беседы на тему экологии леса, экологии водоемов и рек.

2.Второй этап (содержание похода):

Выход детей с места:

Построение на площадке около центрального входа в д/с.

Проверка готовности к походу.

Повторение правил поведениятуристов.  

Распределение группового и специальногоснаряжения.

Повторение правил дорожного движения.

Напутствия.

Раздача сигнальных флажков.

Движение по маршруту:

Передвижение в колонне парами.

Переход через дорогу.

Движение по лесной тропе в колонне по одному.

Определение своего местоположения на схеме:

Сориентироваться на местности по карте. Проверка состояния детей, их одежды, обуви и снаряжения. По необходимости питьё. Дыхательные упражнения. Короткий отдых.Продолжить движение до места проведения мероприятия.

Ход мероприятия:

Весна встречает детей на лесной полянке.

Весна:Здравствуйте, ребята. Я Весна-красна  приглашаю вас полюбоваться красотой пробуждающейся от зимнего сна природы. Сегодня мы узнаем тайны лесного царства. Чтобы полностью окунуться в мир природы, давайте сделаем глубокий вдох, выдох. Чувствуете свежесть воздуха? Он придает бодрость и внутреннюю силу. Эти качества помогут вам пройти по Тропе Испытаний и добраться до самой Матушки Природы. Готовы?

Дети: Да!

Весна: Тогда вперед! Обратите внимание, что на некоторых деревьях есть красные ленточки – они будут указывать вам путь. Прежде, чем отправиться, давайте запасемся знаниями, как правильно себя вести в лесу. Что вы знаете об этом?

Дети: Ходить нужно тихо, стараясь не пугать животных. По тропинке, чтобы не топтать лесную траву. Нельзя рвать растения, разорять птичьи гнезда, мусорить, кричать.

Весна: Молодцы! Все-то вы знаете, все-то вы помните. Вижу, что хорошо подготовились.

Выбор пути каждой группы (когда группы меняются местами):

Команды отправляются по станциям, отмеченным в их маршрутных листах.

Дети отправляются в путь по тропе друг за другом. Доходят до первой станции «Лесные звуки». Их встречает Лесовичок.

Лесовичок: Всем здравствуйте. Ваша первая остановка – «Лесные звуки». Ребята, вспомните всё, что вы слышали, когда шли ко мне.

Ребята перечисляют.

Лесовичок: Сейчас проверим, все ли звуки вы смогли различить. Закройте глаза и прислушайтесь.

Дети выполняют задание.

Лесовичок: Теперь скажите, чьи звуки вы смогли различить.

Дети: Звуки деревьев (шум листвы), травы, птиц, насекомых.

Лесовичок: Молодцы, так много услышали. Скажите, все эти звуки вы назвали мне первый раз?

Дети: Нет.

Лесовичок: Для того чтобы услышать природу, нужно быть очень внимательным. Как говорится, «держать ушки на макушке». Проверим, хорошо ли у вас развита внимательность.

Проводит игру «Лесной хор». Выбирается один водящий, он поворачивается к ребятам спиной. Участники вытягивают из шляпы карточку с названием животного, чей голос должны они подать. По знаку Лешегоребята одновременно произносят «свои» звуки (волк воет, воробей чирикает и т.д.) под мотив любой известной песни, например, «В траве сидел кузнечик…». Задача водящего – отгадать, какие звери и птицы «присутствуют» в хоре.

Лесовичок: Молодцы, ребята. Многих зверей и птиц знаете. Многих можете распознать по голосу. Но запомните, что никто не сможет «услышать» природу, пока этого не захочет. Окружающий мир часто подает нам какие-либо знаки, но многие их просто не замечают. Мы отдалились от природного мира, а ведь люди должны жить в согласии с ней, чтобы выжить. Именно поэтому умение «слышать» природу просто необходимо каждому. Вам пора двигаться дальше. Прощайте.

Дети продолжают движение. Доходят до станции «Природные краски». Здесь их встречает Эльф.

Эльф: Здравствуйте, ребята! Сегодня такой чудесный день: солнышко решило порадовать нас своими яркими желтыми лучами, деревья и трава – зеленью. Весь лес Весна раскрасила, ничего не забыла. Скажите, какие цвета вы видели в этом лесу.

Дети перечисляют.

Эльф: У Природы много цветов, каждый из них она использует с определенной целью:

  • желтое солнышко согревает душу, поднимает настроение;
  • зеленый олицетворяет собой жизнь: каждая веточка, каждая травинка свидетельствует о наличии жизни вокруг;
  • осенью, когда все деревья готовятся ко сну, Природа решила порадовать нас яркими красками, чтобы мы не грустили;
  • в зимнее время яркий белоснежный ковер устилает темную землю, поднимая настроение, а красивые снежинки зовут на прогулку;
  • даже весной, когда снег начинает таять, обнажая черную землю, Природа решила разукрасить небо в ярко – голубой цвет, чтобы хоть как-то разбавить темные оттенки.

Эльф: Посмотрите вокруг: разве это не чудесно? Как можно губить такую красоту? Но некоторые люди не думают об этом, они после похода оставляют отходы прямо на том месте, где находились. Разве так можно поступать?

Дети: Нет.

Эльф: Как нужно правильно вести себя в такой ситуации?

Дети рассказывают.

Эльф: Вижу, что знаете. Давайте очистим лес от мусора!

Проводит игру «Собери мусор». Все участники делятся на 4 команды, каждой из которых вручается ведро. На ветках деревьев привязаны карточки с изображением предметов – «мусор». Задача команд – собрать «свой» мусор как можно быстрее. При этом важно не ошибиться и не захватить «чужую» карточку.

Эльф: Молодцы, быстро справились с заданием. Теперь лес чистый, приятно на него посмотреть. Кроме этого, он теперь безопасен для его обитателей: они не поранятся о стекла или консервные банки, не отравятся ядовитыми отходами. Чтобы такого не было, нужно следить за своими действиями и не допускать нарушения правил поведения в лесу. Настала пора прощания. Обещайте, что будете соблюдать все правила поведения в лесу.

Дети обещают, идут дальше по тропинке до следующей станции – «Живая природа», где их встречают Флора и Фауна – духи растений и животных.

Флора: Добрый день, ребята.

Фауна: Здравствуйте. Я – Фауна, дух животного мира, а это – моя сестра Флора, дух растительности.

Флора: Мы отвечаем за нормальное существование всех живых организмов в этом лесу.

Фауна: Вы нас, ребята, порой огорчаете: бывает, что бегаете по лесу, кричите, пугаете птиц и зверей. А может, в это время птичка на гнезде сидит? Бросит она своих невылупившихся птенчиков, улетит. Уйдут животные из того места, где им нормально жить не дают. Погибнет лесная экосистема.

Флора: Или цветы рвете, ветки у деревьев обламываете. Думаете, им не больно? Им очень больно, они кричат, да вы их не слышите – на очень высокой частоте издают звуки, которые практически невозможно услышать человеку. Они ведь тоже живые.

Фауна: Ко всему живому нужно относиться с уважением. Каждый имеет на это право.

Флора: Ребята, может ли человек жить без растений и животных? Почему?

Дети отвечают.

Фауна: Но почему-то некоторые об этом забывают. Нужно заботиться о детях природы, сотрудничать с ними, а не уничтожать. Ведь все мы живем на одной планете, и друг без друга просто не выживем.

Флора: Вернее, люди не смогут жить без окружающей живой природы. Она без них справится.

Фауна: Давайте не будем забывать об этом. Договорились?

Флора: Вот и хорошо. Чтобы заботиться о растениях и животных, нужно стремиться узнавать их. Сейчас посмотрим, насколько хорошо вы знаете некоторые растения и животных.

Проводят игру «Узнай по описанию». Духи по очереди читают описание растения или животного, дети отгадывают.

Фауна: Молодцы, ребята. Вы многое знаете из мира природы.

Флора: Но не останавливайтесь на этом. Узнавайте больше, тогда сможете раскрыть множество природных тайн.

Фауна: Желаем вам удачи на этом нелегком пути. До свидания!

Дети отправляются дальше. Доходят до последней станции «Мой дом». Здесь встречает ребят сама Природа.

Природа: Ребята, наконец-то вы пришли. Я уж беспокоиться начала, что вы назад повернули. Не захотели идти вперед. Расскажите, кого встретили на своем пути, о чем узнали.

Дети рассказывают.

Природа: Молодцы, многое запомнили. Ребята, вы знаете, что лес – это дом для многих организмов? Давайте посмотрим, кто живет в этом огромном доме.

Природа проводит экскурсию по лесу, спрашивает, а затем рассказывает о его обитателях, показывает их «домики»: муравейники, домик белки, гнезда птиц и т.п.

Природа: Вот и закончилась наша экскурсия. Помните, что человек без природы жить не сможет. Поэтому он должен любыми усилиями сохранить то, что имеет. Не обижайте природу, и она отплатит вам добром. Отправляйтесь дальше по тропинке там вас ждет красавица-Весна. До свидания!

Дети идут по тропинке и выходят на полянку, где их ждет Весна.

Весна: И снова здравствуйте. Ребята, понравилась ли вам сегодняшняя экскурсия в мир природы? Что особенного вы запомнили? Как нужно себя вести в лесу? Почему?

Дети отвечают на вопросы Весны.

Весна: Сегодня вы узнали много о мире природы. Думаю, вы не только запомнили все, что видели и слышали, но и намотали на ус. Так как вы смогли пройти все испытания, можете считать себя победителями. А победителям положен знак отличия.

Вручает ребятам значки «Защитники природы».

Весна: Вижу, устали вы немного. Предлагаю отдохнуть.

Дети устраивают пикник. Весна проводит игры и конкурсы на природе, раздает детям угощение. После пикника не забывают убрать за собой.

Весна: Природа заботится о каждом своем подопечном независимо от его размера и возможностей. Всем живым существам она дала особенность, позволяющую выжить в этом суровом мире: зайцы могут менять цвет шубки, чтобы иметь возможность скрыться от хищников, ежи – сворачиваться в колючий клубок с той же целью, хищники – острый нюх, чтобы найти добычу. Физически слабому человеку она дала развитый мозг, чтобы он мог придумать план спасения. Да, человек придумал, как выжить в этом мире, даже больше – он начал уничтожать неподвластную ему природу. Если он не остановится, то погибнут не только растения и животные, но и сам человек. Поэтому давайте будем беречь то, что у нас есть. Станем частью природы, а не ее врагом. Надеюсь, наш день сегодня не прошел даром, и каждый что-то взял для себя. Не будем прощаться, скажем просто: «До свидания».

Возвращение в детский сад.

Сбор. Построение. Подведение итогов похода. Подготовка

снаряжения. Проверка самочувствия детей, одежда,обувь.

Возвращение в д/с. Свободный ход парами.  Переходчерез дорогу.

Торжественная встреча туристов около д/с №16 «Ласточка». Проверка состояние детей, одежды и снаряжение.

III. Заключительная часть.

Приведение в порядок инвентаря.

Подведение итогов.

Фотоотчет о походе или фильм. Туристский вечер (с родителями). Просмотр фотографий, исполнение любимых походных песен, игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий проведения туристического похода с детьми на территории и за территорией ДОУ.

Цель: ознакомление детей с основами безопасного поведения на природе.Задачи:·         обучение правилам поведения на природе и в экстремальных ситуа...

Эколого-туристический поход в березовую рощу села Кызыл-Даг с детьми подготовительной группы

Поход помоает  детям развить такие качества, как  сплоченность, наблюдательность, любовь к природе....

Физкультурный досуг с элементами туристических навыков для средней группы «Туристический поход»

ГБОУ СОШ № 2001 Дошкольный корпус «Северная Радуга»        Физкультурный досуг с элементами туристических навыков для средней группы«Туристиче...

Сценарий эколого - туристического похода "Нарядим елочку в лесу"

Сценарий  эколого - туристического похода "Нарядим елочку в лесу"...

Конспект туристического похода по туристической тропе в ДОУ

Во время похода у детей формируются представления об активном отдыхе....