Открытое занятие
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Коровенкова Татьяна Васильевна

Обобщить представления детей о весне, её приметах; знание весенних месяцев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx30.04 КБ

Предварительный просмотр:


                                                                                                                             
УТВЕРЖДАЮ
                                                                               
Методист ГБОУ Школа 1174
                                                                                  (детский сад «Карусель»)
                                                                               _____________Ю.В. Детушева

                                              Конспект
открытой комплексной непосредственной образовательной
                                                                                                       
 деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по
   ОО «Речевое развитие» и « Познавательное развитие»
                                       
Тема: «Весна»
             
                                         



                                                                           
Подготовила воспитатель:
                                                                             группы № 5 «Бабочки»
                                                                             Коровенкова Т.В.

                                                                             


                                          Москва, 2018

                                                                                                             
                                                                                                                                              
Образовательная область:
Развитие речи и рисование.                                                   

Цель: Обобщить представления детей о весне, её приметах; знание весенних месяцев.

Задачи:
Обучающие:
- Продолжать учить говорить правильно согласованные слова в
  в предложении;
- Учить употреблять в речи  сложносочинённые предложения;
- Способствовать  диалогической и монологической речи у детей;
- Учить раскрашивать рисунок жёсткой кисточкой (метод «тычком» ).

Развивающие:
- Расширять лексический запас у детей словами –признаками, описания и т.д.  
 по теме «Весна»;
- Развивать связную речь;
- Развитие артикуляционной и общей моторики;
- Стимулирование мыслительной и речевой активности детей;
- Развивать словесно-логическое мышление у детей;
- Развивать слуховое восприятие.
Воспитательные :
- Воспитывать бережное отношение к природе у детей;
- Формирование умения работать в коллективе.
Активизация словаря: Весна; весенние месяцы – март, апрель, май; приметы весны ( становится тепло, тает снег, деревья просыпаются, появляются цветы); солнце; ручеёк; сосулька; цветы; птицы.
Предварительная  работа: чтение и разучивание стихотворений советских авторов и поэтов о весне; чтение рассказов; рассматривание иллюстраций по теме;  поговорок;  логоритмических стихотворений; игр и песен.
продуктивный ; вопросы к детям, игровое упражнение, игра, задание, беседа, использование литературы, практическая деятельность детей  
Материалы и оборудование: Мольберт, настенная доска, магнитофон, аудиозапись; атрибуты для оформления игровой зоны (деревья, берлога, «следы» медведя, снег, солнышко); атрибуты для мольберта (солнце, небо, лёд, сосулька, ручейки, лужи, птицы, травка ,цветочки).  
Дем. материал: Т.В. Цветкова «Времена года. Весна»-5шт,174х220 мм.                              
Раздаточный материал: рисунки детей «Медведь» (предварительно нарисованных) – альбомный лист А4; кисти для рисования, гуашь (жёлтая,
                                                      2
                                                                                                                                                                          зелёная); салфетки;  баночки с водой – по количеству детей.

Структура и методические приёмы используемые на занятии:
1. Вводная часть – 2 минуты.
   а) Наблюдение;
   б) Рассматривание;
   в) Загадки.
П. Основная часть – 20 минут.
    а) Беседа;
    б) Называние весенних примет;
    в) Рассматривание;
    г) Физкультминутка;
    д) Игра на речевое дыхание;
    е) Игровое упражнение;
    ж) Гимнастика для рук и пальцев;
    з) Рисование.
Ш.Заключительная часть – 3 минуты.
    а) Обобщение воспитателя;
    б) Анализ НОД.                                                    

Ход  НОД:
1. Вводная часть.

Дети строятся в колонну друг за другом (перед игровой зоной); затем                                                   воспитатель предлагает детям пройти в игровую зону и на пути они замечают чьи-то следы.
Воспит-ль: «Что это?»
Дети: « Следы!»                                                    
Воспит-ль: «Ребята, как вы думаете, чьи это следы?»
Ответы детей.
Воспит-ль: « Я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать чьи это следы».
-« Он всю зиму в шубе спал,
  Лапу бурую сосал,
  А проснулся – стал реветь,
  Это зверь – лесной ….»                                  
Дети: «Медведь».                                                      
Воспит-ль: « Да. Это следы медведя. Куда же ведут эти следы? Давайте
                                                         3
пойдём по следам и посмотрим».
Воспитатель с детьми шагают по следам и подходят к берлоге медведя.
Воспит-ль: «Посмотрите, рядом с берлогой сидит мишка. Он проснулся от зимней спячки и никак не может понять какое же время года на улице. Давайте поможем ему разобраться».
Дети: «Поможем».
(В инсценированной берлоге сидит медведь, потягивается, смотрит из берлоги вокруг удивлённо, глаза потирает.)
Воспит-ль: «На лесной опушке есть пенёчки. присаживайтесь на них».
Воспит-ль: « Тает снежок, оживает лужок.
                      День прибывает, когда это бывает?»
Дети: «Весной».
Воспит-ль: « Молодцы».

П. Основная часть.
1.  Беседа о признаках весны.

Воспит-ль: « Поговорим о Весне. На улице сегодня светло и тепло. Какое сейчас время года?»
Дети: «Весна».
Воспит-ль: « А как вы узнали?»
Ответы детей.
Воспитатель:
-  «Солнышко весной какое? (яркое, тёплое, ласковое, доброе);
- «А травка появляется какая?» (зелёная, нежная, маленькая);
- «Молодцы ребята, сколько много вы знаете о весне.
- «Скажите, а какие птицы к нам возвращаются из тёплых краёв» (грачи, скворцы, ласточки, утки, кукушка, соловей).
- Есть народные приметы, поговорки -
  « Грачи прилетели, весну принесли»;                                                    
  « Грачи прилетели – весна пришла»;
  « Грачи прилетели – быть весне».                                                  
Воспит-ль: « Чтобы весна к нам пришла, давайте назовём её признаки»,
Дети называют признаки весны.
Воспитатель одновременно с высказываниями детей оформляет наглядный стенд.  
( Небо голубое, тает снег, текут ручейки, появляются лужи , на реках тает лёд,  с сосулек капает капель, ярко светит солнышко, птицы возвращаются из тёплых стран, на деревьях начнут набухать почки, зеленеет травка,
                                                     4
появляются первые цветочки, просыпаются насекомые, в лесах медведи просыпаются после зимней спячки, становится теплее).
Воспит-ль: «Молодцы. Всё правильно рассказали».
- « Весна, весна красная,
     Пришла весна ясная!
     Птицы громко поют -
     Долго спать не дают».
Звучит музыка.                                                                                                              Выходит «Весна»-ребёнок. Приветствует всех.
Рассказывает стихотворение о весне.
Весна: «Разбегайтесь, ручьи,
Растекайтесь, лужи.
Вылезайте, муравьи,
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник,
Стали птицы песни петь,
И расцвёл подснежник».
2.Физкультминутка  «Весна пришла».
Солнце, солнце высоко
                                           (на цыпочках руки тянем вверх)
Нам от солнышко тепло
                                           (лёгкие поглаживания руками по лицу)
Тает снег от лучей            (приседание)
Звонко побежал ручей,
                                           (бег по кругу)
Вы за ручейком бегите,
Лужи все перешагните
                                           (ходьба по кругу).                                                      

3.Игра «Ветерок» - на развитие речевого дыхания; произношение парных звуков.
- «Прислушайтесь, по весенней травке гуляет ветерок :Ш-Ш-Ш. Он ещё очень слабенький. Давайте поможем ветерку».
(Дети дуют на ладошку).
Воспитатель включает аудиозапись «Ветер».
Воспит-ль: «Как шумит ветерок?» - Ш-Ш-Ш.
- «А в травке зашевелились первые весенние жучки».
                                                     5
Воспитатель включает аудиозапись «Жуки».
- «Как жучки жужжат?» -Ж-Ж-Ж.
Воспит-ль: «Ребята, А зиму с весной не перепутаете?
                 Давайте проверим. Я начну говорить, а вы продолжите»                                            

4. Игровое упражнение «Зима – весна».
Цель: Развитие умения подбирать антонимы.
- «Зима ушла, а весна …… (пришла);
- Зима холодная, а весна ……(тёплая);
- Зимой солнце морозит, а весной ,,,,,,,(греет);
- Зимой сугробы высокие, а весной ……(низкие);
- Зимой надевают шубы, а весной ……(куртки).
Воспит-ль: «Всё правильно ответили, молодцы»,                                                                                                                                                                                                    

5. Рисование «Мишка».
Воспит-ль: « Ой, ребята, мишка нас очень внимательно слушал, много интересного рассказали, но что-то он загрустил. Давайте спросим, что это он загрустил?»
Воспитатель наклоняется к мишке.
Воспит-ль: « Мишка мне на ушко говорит, что он соскучился по зелёной травке, листикам на деревьях и по тёплому яркому солнышку. И от этого ему стало немного грустно».
- «Давайте, нарисуем и подарим мишке в подарок рисунки».
Дети: «Да. Нарисуем».
- « Но прежде чем приступим к рисованию, сделаем разминку для рук и пальчиков».
6. Гимнастика для рук и пальцев «Весна».
                                                                                       
  Действия:                   
« Вот уж две недели капают капели.             Опускать поочерёдно руки вниз;
  Снег на солнце тает                        Руки ладонями вниз разведены в стороны;
                                                       
  И ручьём стекает».                         Обе руки ладонями вниз двигаются в
                                                                одну и другую сторону.

Воспитатель предлагает детям пройти и сесть за столы, подготовленные для рисования.
Воспит-ль: « У вас на столах лежат листы с рисунком медведя ,которого мы с вами рисовали. Но на рисунке нет нарисованной травки, листиков на деревьях и солнышка. Вам нужно их нарисовать.
                                                     6                                            
   У каждого на столе стоят краски-гуашь: жёлтого и зелёного цветов. Начнём рисовать жёлтой краской.
- «Что мы будем рисовать жёлтой краской?» (солнышко).                                                      
- «Солнышко какой формы?» (круглой).
- «Где мы будем его рисовать: сверху или снизу листа? (Сверху).
- « Посмотрите. Сначала я рисую колечко- круг, потом его закрашиваю и рисую лучики.
Воспитатель показывает процесс рисования на рисунке.
   Возьмите кисти в руки и попробуйте без краски сделать такие движения, нарисовать круг.                                                        
Воспит-ль: « Всё правильно делаете!
Воспит-ль: « Смочите кисть в воде, отожмите лишнюю воду, после этого набирайте на кисть жёлтой краски и начинайте рисовать солнышко».                                                      
- «Что мы будем рисовать зелёной краской?» (травку, листочки).                                                        
Воспитатель напоминает (показом ) каким движением кисти рисовать траву и листочки.
Дети приступают к рисованию.
Воспитатель контролирует процесс выполнения работы, при необходимости помогает детям.
По окончании рисования воспитатель оценивает качество рисунков. Даёт положительную оценку за работу.
- «Эти красивые весенние рисунки вы подарите мишке. Он будет рад вашим подаркам».                                                      

- « Какое настроение стало у мишки?» (Он улыбается, не грустный, весёлый).

Ш. Заключительная часть.
Воспит-ль: «Мишка очень рад рисункам и что у него появилось  много друзей !»
- Дети, о каком времени года мы сегодня говорили? (О весне; о признаках весны; когда  в природе происходят  перемены погоды от холодной зимы к                                                  
  тёплым весенним дням).
- « В марте солнышко печёт, в марте с крыш вода течёт,
    И расцвёл подснежник в срок – самый первый наш цветок.
    Добрый март, весь мир согрей, ты всех месяцев милей!»
- « Первый месяц весны ….» (Март).
- «Какие ещё вы знаете весенние месяцы?» (Апрель, май).
- «Правильно. Это весенние месяцы: Март, апрель, май».

                                                    7
Дети ещё раз все вместе повторяют весенние месяцы.
- «У Миши будут ваши рисунки, он много интересного узнал и  конечно же понял  какое время года сейчас на улице».                                                  
   - « Молодцы, все хорошо сегодня поработали.
    А сейчас мы с вами  пойдём  на улицу и будем играть в любимую игру мишки  - «У медведя во бору».




                                                       

                                                       
                                                       8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Открытое занятие посвященное "Дню Матери" совместно с родителями "День открытых дверей в детском саду" Тема: "С чего начинается Родина".

Цель: Формировать чувство патриотизма путём осмысления таких понятий как « Род, Родители, Родина». Воспитание чувства долга, любви к ближним. Пробуждение интереса к истории своего рода и желания...

конспект открытого занятия Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа)

Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа) ТЕМА: «Почему медведь зимой спит» (по мотивам сказки В. ...

открытое занятие для родителейКонспект открытого занятия во второй младшей группе. Сенсорика, Логоритмика, Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста Тема: «Путешествие в страну Вообразилию»

Цель: развитие актерских способностей детей.Задачи:- побуждать детей к импровизации с использованием доступных средств выразительности (жестов, мимики, интонации, движений);- развивать память, во...

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе с презентацией (фотографии в альбоме "Открытое занятие с элементами ТРИЗ)

Конспект открытого занятия по развитию речиво второй младшей группепо сказке "Теремок"Цель: Активизация и обогащение  словаря прилагательными (серый, рыжая…) Развитие диалогическ...

Конспект открытого занятия "Будем солнышко искать и зверушкам помогать" конспект открытого занятия

Цель: Художественно – эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие...