Конспект совместной деятельности с детьми группы компенсирующей направленности (ТНР) по развитию речи «Птиц изучаем, Незнайкин огород спасаем»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Аракчеева Ольга Викторовна

Данный материал будет полезен воспитателям групп компенсирующей направленности и массовых групп детского сада.Цель: формирование познавательной и речевой активности детей через использование приемов мнемотехники.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 г. Владимира

«Детский сад № 34 комбинированного вида»

Конспект совместной  деятельности

с детьми группы компенсирующей направленности (ТНР)

по развитию речи  

«Птиц изучаем, Незнайкин огород спасаем»

                                                                                  Подготовила и провела:

                                                                воспитатель высшей кв. категории

                                                                                                   О.В. Аракчеева

г. Владимир

2017 г.

Цель: формирование познавательной и речевой активности детей через использование приемов мнемотехники.

Задачи:

Образовательные:

- систематизировать знания детей по теме «Перелетные птицы»;

- обучать детей составлению предложений и небльших рассказов с помощью мнемодорожек и мнемотаблиц.

Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематический слух, слуховое восприятие;

- расширить активный словарь (огородник, саженцы, рыхлить);

- совершенствовать умение детей отвечать на вопросы полным предложением, занимать активную позицию в диалоге;

- содействовать развитию разных видов детской инициативы (коммуникативной, познавательной, двигательной);

- развивать ритмические способности детей.

Воспитательные:

- способствовать возникновению в игре дружеских отношений;

- помочь детям в освоении позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности, дружбы, помощи;

- воспитывать умение подчинять свои желания общим требованиям и правилам игры;

- воспитывать любовь к природе.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Методы и приёмы:

наглядные: рассматривание слайдов на проектной доске; рассматривание картинок с изображением перелетных птиц;

словесные: отгадывание загадок; составление предложений с помощью мнемодорожек; составление описательных рассказов с помощью мнемотаблицы «Птицы»; вопросы по теме;

игровые: игровые ситуации; артикуляционная гимнастика; инсценировка песни «У дороги чибис»; словесная игра «Яша».

Материал и оборудование: аудиозапись «Песенка Незнайки» муз. К.Костин, сл. А.Бабкин, исп. студия «Дельфин»; аудиозапись «У дороги чибис» муз. А.Пришелец, сл. М.Иорданский, исп. БДХ; аудиозапись «Голоса певчих птиц»; проектная доска; слайды к конспекту; картонные напольные деревья (5 шт.); изображения перелетных птиц (5 шт.), расположенных на картонных деревьях; кукла Незнайка.

Предварительная работа: чтение книги Н.Носова «Приключение Незнайки и его друзей», рассматривание открыток с перелетными птицами, беседа о перелетных птицах, составление предложений и рассказов с помощью мнемодорожек и мнемотаблиц, разучивание танца, слушание аудиозаписи с голосами птиц.  

Взаимодействие с семьями воспитанников:  чтение книг о птицах

К. Ушинский «Ласточка», Н.Сладков «Скворцы-молодцы», В.Бианки «Кто чем поет» и т.д., беседа о перелетных птицах.

Ход организованной образовательной деятельности.

Звучит аудиозапись песенки Незнайки.

Воспитатель:  Ребята, как вы думаете, какой сказочный герой придет к нам сегодня. Чья это песенка?

Дети: Это песенка Незнайки.

В.: Давайте посмотрим, правильный ли это ответ?

На проектной доске появляется изображение Незнайки.

В.: Ребята, вы молодцы! Вы внимательно послушали песенку и смогли ответить правильно! Незнайка все время хотел чем-нибудь заняться, каким-нибудь делом. Но, к сожалению,  всё он делал не так, как надо, потому что не хотел учиться и слушать других коротышек. Про Незнайку написано много историй.  Хотите, я расскажу вам еще одну?

Д.: Да.

В.: Хорошо. Садитесь поудобнее,  слушайте внимательно.

Дети садятся на ковер перед проектной доской.

В.: После  долгой зимы в Цветочном городе наступила…что?

Д.: Весна.

В.: Совершенно верно. Незнайка вспомнил, как девочки-малышки из Зеленого города сажали весной овощи в  своих огородах,  и тоже решил стать огородником. Он вскопал грядки, и посадил… А что Незнайка посадил в своем огороде, вы узнаете, если отгадаете загадки.

На проектной доске появляются тексты загадок и после отгадывания детьми – изображения отгадок-овощей.

Загадки:

  1. Сидит девица в темнице, а коса на улице (морковь).
  2. Сто одежек и все без застежек (капуста).
  3. Без окон, без дверей – полна горница людей (огурец).
  4. Сидит дед, во сто шуб одет.

Кто его раздевает, тот слезы проливает (лук).

В.: Молодцы, ребята, все загадки отгадали. Я попрошу вас еще раз сказать, что же посадил Незнайка в своем огороде. Но сначала давайте приготовим наш ротик к тому, чтобы правильно и красиво говорить.

Дети встают с ковра. Проводится артикуляционная гимнастика «Незнайкин огород».

«Пришли дети в Незнайкин  огород,

От удивления открыли рот (широко открыть рот, удерживать под счет до пяти-шести).

Решили ребята Незнайке помочь.

Взяли лопаты (широкий язык удерживать под счет до пяти-шести);

Стали копать грядку (язык вверх-вниз),

Засеяли семенами (язык вправо-влево).

Вырастут у Незнайки овощи большие (надуть щеки под счет до пяти-шести),

Вкусные и полезные (упражнение «Лошадка»)».

В.: Наш ротик готов хорошо говорить. Ребята, ответить полным предложением на вопрос, что же Незнайка посадил в своем огороде, вам поможет вот эта дорожка.

Дети садятся на ковер перед проектной доской. На проектной доске появляются слайды: 4 мнемодорожки. Воспитатель предлагает ответить детям старшей подгруппы.

Ответы детей:

  1. Незнайка посадил морковь.
  2. Незнайка посадил капусту.
  3. Незнайка посадил огурец.
  4. Незнайка посадил лук.

В.: Вы справились с заданием, ответили правильно, и красиво. Молодцы! Слушайте дальше историю про Незнайку!

В.: Ухаживает Незнайка за огородом: поливает саженцы, рыхлит. Вот уже появились росточки. И тут в Незнайкин огород стали прилетать птицы, которые вернулись из дальних южных стран в родные края. Стали птицы песни петь, по огороду летать – червяков искать.

На проектной доске слайд «Огород и птицы».

В.: Не понравилось это Незнайке. «Что за вредные птицы, - думает Незнайка. – По огороду летают, по грядкам ходят. Так они все мои саженцы погубят, и мои овощи не вырастут». Поставил Незнайка в своем огороде пугало: а ну-ка, птицы, улетайте с моего огорода!

На проектной доске слайд «Огород и пугало".

В.: Птицы обиделись и улетели. А насекомые-вредители наоборот обрадовались. Скажите, какие насекомые приползли в огород?

На проектной доске слайд «Огород и вредители». Дети называют насекомых по мере их появления на экране (гусеницы, червяки, жуки, улитки).

В.: Ребята, какой вред насекомые приносят огородникам?

Д.: Насекомые едят листья, растения. Урожай погибнет и в огороде ничего не вырастет.  

В.: Верно. Слушайте дальше. Расстроился Незнайка, думал, пугало ему поможет прогнать насекомых, а они пугала совсем не боятся и чувствуют себя в Незнайкином огороде хозяевами.

Воспитатель берет куклу Незнайку. Дети встают с ковра, подходят к воспитателю, рассматривают куклу, слушают воспитателя.

В.: Жалко мне Незнайкин огород и Незнайку жалко. Ведь он не специально обидел птиц, а случайно. Просто он не знал, что птицы не враги, а наши друзья. А вам Незнайку жалко?

Д.: Да.

В.: Что же делать, ребята, как же ему помочь? Ведь пропадет урожай у Незнайки.

Д.: Нужно позвать птиц обратно.

В.: Ребята, я знаю, что вы настоящие друзья и помогаете друг другу. Знаете, мне кажется, что если Незнайка один пойдет звать птиц, он опять что-нибудь напутает. Что же делать?

Д.: Нужно пойти вместе с Незнайкой и позвать птиц обратно.

В.: Молодцы, ребята, вы приняли правильное решение, вы настоящие друзья! Я вами горжусь! А нам пора в дорогу!

Звучит аудиозапись песни «У дороги чибис». Дети танцуют танец.

В.: Куда же мы пришли? Как вы думаете?

Д.: Мы пришли в лес.

В.: Незнайка, зови пернатых друзей!

Незнайка: Эй, птицы, прилетайте ко мне в огород и прогоните вредителей! Ой, почему же птицы молчат и не отзываются, я же их позвал?

В.: Ребята, я так и знала, что Незнайка не справится один, без нашей помощи. Как вы думаете, почему птицы молчат и Незнайке не отвечают?

Д.: Потому что птицы обиделись на Незнайку. Надо прощения попросить.

Н.: Птицы, не обижайтесь на меня, возвращайтесь обратно, пожалуйста!

В.: Птицы опять молчат. Кажется, я догадалась, почему? Хотите узнать?

Д.: Да.

В.: У каждого из нас есть имя, и у каждой птицы тоже есть свое название. Если Незнайка позовет птиц по имени, то они наверняка прилетят к Незнайке и помогут ему спасти урожай.

Н.: Здорово! Только я ни одного имени птичьего не знаю, как же я их позову?

В.: Эх, ты! А все потому, что не хочешь ничему учиться! Не переживай, наши ребята птичек знают и о них тебе расскажут. Правда, ребята?

Д.: Да.

В.: Дети, птицам так понравился ваш танец и песенка про чибиса, что они давно уже за нами наблюдают. Как вы думаете, где они спрятались?

Д.: Птицы спрятались на деревьях.

В.: Верно. Злата, посмотри!

Ребенок подходит к дереву и открывает картинку.

В.: А вот и первая птичка, какая красивая! Расскажите Незнайке, что вы знаете об этой птичке. А составить рассказ поможет вот эта таблица.

На проектной доске слайд: мнемотаблица «Птицы». Дети садятся на ковер. Дети подготовительной подгруппы  по очереди открывают спрятанные на деревьях картинки с изображением птиц и рассказывают о каждой птице с помощью мнемотаблицы.

В.: Ребята, какие вы молодцы! Как много знаете о перелетных птицах и Незнайку познакомили с птицами! А теперь немного отдохнем и поиграем в интересную игру.

Воспитатель играет с детьми в игру «Яша, Яша, мы в лесу». После игры звучит аудиозапись «Голоса певчих птиц».

В.: Ребята, вы так весело играли, у вас такие звонкие голоса, что наши птицы тоже запели. Послушайте внимательно, может, узнаете, кто поет?

Дети слушают и отвечают (кукушка, соловей, ласточка).

В.: Красиво птицы поют, правда, ребята?  Птицы – настоящие певцы, они любят стихи. Они хотят, чтобы Незнайка рассказал про них стихотворение. А вот и оно.

На проектной доске появляется слайд: «Позовем птиц».

Н.: Это какая-то загадка, а не стихотворение. Мне не справиться с этим хитрым заданием. Ребята, вы мне поможете прочитать это стихотворение? И тогда птицы прилетят ко мне в огород и спасут урожай от вредителей.

Д.: Да.

На проектной доске появляется слайд: зашифрованное стихотворение-загадка в виде мнемотаблицы: «Позовем птиц».

«Ласточки, скворцы, грачи

Малиновки и соловьи!

К Незнайке в огород летите,

Овощи от гусениц спасите!»

После того, как дети отгадают письмо, звучит аудиозапись «Голоса певчих птиц».

В.: Птицы запели, а это значит, что мы с вами прочитали это стихотворение-загадку правильно! Смотрите, птицы прилетают к Незнайке в огород!

На проектной доске появляется слайд: «Птицы возвращаются в огород Незнайки».

В.: Нам тоже пора возвращаться в садик. Скажите, вам понравилось наше путешествие? Кому вы сегодня помогли? Как вы помогали Незнайке? Какое задание было трудное для вас? Что вам понравилось больше всего?

В.: Ребята, вы большие молодцы! Вы помогли Незнайке вернуть птиц в его огород и тем самым спасли его урожай. Вы научили Незнайку узнавать птиц и называть их по имени. Вы не оставили Незнайку в беде одного, а вместе с ним отправились в лес, чтобы помочь ему попросить прощения у птиц и вернуть их обратно. Ребята, так поступают настоящие друзья! Я горжусь вами! Я надеюсь, что вы и дальше будете помогать друг другу и не будете никого обижать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми группы компенсирующей направленности ТНР «Экскурсия в Ателье»

Конспект занятия "Экскурсия в Ателье" разработан для детей группы компенсирующей направленности ТНР старшего возраста по образовательной области "Познавательное развитие"...

Конспект совместной деятельности педагога с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности(задержка психического развития)

Конспект позволяющий познакомить детей с понятием "Настроение".Учить на примере сказочных персонажей различать и понимать характер эмоционального состояния людей.Учить дифференцировать посту...

Конспект НОД по развитию речи с элементами театрализации с детьми группы компенсирующей направленности (драматизация сказки В.Сутеева «Под грибом»)

Цель: Создание благоприятных условий творческой активности у детей посредствам театрализованной деятельности. Формирование у детей интереса к игре - драматизации. Развитие речи детей с помощью театрал...

Конспект открытого мероприятия с детьми старшего возраста (5-6 лет) группы компенсирующей направленности по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) «Деревья»

Цель: формировать элементарные математические представления посредством игрыЗадачи:Социально - коммуникативное развитие: Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициатив...

Конспект открытого мероприятия с детьми старшего возраста группы компенсирующей направленности по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) «Осень»

Цель: формировать элементарные математические представления посредством игрыЗадачи:Социально - коммуникативное развитие: Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициатив...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию связной речи у детей группы компенсирующей направленности с РАС начального этапа обучения «Изучаем героев сказки Курочка Ряба»

Конспекторганизованной образовательной деятельностипо формированию связной речи  у детей группы компенсирующей направленности с РАС начального этапа обученияЗанятие начального этапа обучени...