Непосредственно образовательная деятельность во второй младшей группе Тема: "Знакомство с русской избой"
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему
Непосредственно образовательная деятельность во второй младшей группе
Тема: "Знакомство с русской избой"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Непосредственно образовательная деятельность во второй младшей группе
Тема: "Знакомство с русской избой"
Задачи:
1. Дать представление о русской избе – жилище крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, чугунок, ухват, сундук и т. д.).
2. Расширять кругозор.
3. Воспитывать нравственность на основах народного творчества и ремесел (роспись платков, вышивка, вязание, пряжа ниток и т. д.)
Предварительная работа: Рассматривание картин, иллюстраций в книгах по теме " Русская изба". Беседа о народных предметах, связанных с предметами русского быта. Разучивание пословиц, поговорок, небылиц, хороводов, песенок, потешек, отгадывание загадок. Чтение русских народных сказок.
Оборудование: “Русская изба” с предметами быта (печь, сундук, плетень, старинная посуда, ухват и др.)
Ход НОД:
Милости просим в гости, дети. Догадались, ребята, куда мы с вами попали?
Дети: В русскую избу.
Воспитатель: правильно, раньше в старину, входя в избу, люди здоровались, делали низкий поклон. Давайте и мы поздороваемся (дети делают низкий поклон) проходите и присаживайтесь на скамеечки. Давным - давно люди строили себе жилища из бревен, такие дома называли избами. Сегодня мы узнаем много интересного о жилище и быте наших прабабущек и прадедущек. Я вам буду загадывать загадки, а вы попробуйте отгадать и найти в избе предмет, о котором мы с вами будем говорить. А вот и первая загадка:
Прячет бабушка в нем вещи
сапоги, кафтан, сюртук.
Вы мне дружно все скажите,
Этот шкаф зовут. (сундук)
Воспитатель: Правильно ребятушки, это сундук. Смотрите сколько добра в сундуке, сколько много разных интересных вещей: рушники, рубахи. Слушайте следующую загадку:
Мы в лесок шагаем с мамой,
Я, как груздь, надел панаму.
А на маме, как цветок, -
Яркий ситцевый (платок) .
Воспитатель: А давайте мы с вами поиграем в игру «алые цветки»:
Наши алые цветки
Распускают лепестки
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышит.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки
Головой кивают
Тихо засыпают.
Воспитатель: Молодцы, мы с вами поиграли повеселились, энергией зарядились, а теперь мои хорошие подумайте, что же являлось главной частью русской избы?
Дети: Печка!
Ребята, самое главное в деревенской избе - это печь. Она находилась в центре избы. Русская печь была массивной и надолго сохраняла тепло. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и светло и уютно. Русскую печь по праву считали гордостью русского народа.
Воспитатель: Ребята, а еще, для чего нужна была печка?
Дети: Чтобы еду готовить, спать на ней, для обогрева дома.
Воспитатель: Печь служила местом приготовления пищи. Очаг печки назывался горнило, в нем разводили огонь и готовили еду. Разогретое горнило часами хранило тепло, в нём готовили русские блюда (щи, каши, пекли хлеб, пироги и блины).
Каша, блины и щи, приготовленные в такой печи, были очень вкусными, ароматными и полезными.
Воспитатель: В нижней части печки оставалось свободное пространство — подпечье. Его использовали для хранения печного инвентаря: ухвата, кочерги, совка и др. (показывает утварь). Поверху горнила в русской печи располагалась - лежанка. Видите, подушка лежит. Дети, как вы думаете, для чего служило это место?
Дети: Для отдыха и сна людей.
Воспитатель: Правильно, на печке спали. Там было очень тепло, на печи также изгоняли хворь (простудные заболевания), сушили одежду (валенки, носки и чулки).
Воспитатель: ребята, а посмотрите дров- то маловато осталось. Давайте сходим в лес за дровами, чтобы было, чем печку топить.
Дети и Воспитатель (имитируют движения)
За дровами в лес пойдем
И пилу с собой возьмем,
Вместе пилим мы бревно
Очень толстое оно,
Чтоб дрова пролезли в печку,
Разогрели бы мы печку!
(Дети дрова кладут в печь, затапливают печь).
В лес за дровами мы сходили, устали, проголодались, пора и обед готовить!!!
Воспитатель: Послушайте загадку и скажите, в чем хозяйка готовила еду в русской избе.
Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля,
Где, там в печке уголек
Кашу сварит….
Дети: чугунок
Воспитатель: Чугунок был незаменим в хозяйстве, был вместо кастрюли. По весу он тяжелый, т. к. сделан из чугуна. Чугун - это особый вид металла, который выдерживал любой огонь, и никогда не бился.
Воспитатель: Чтобы не обжечься, нужно чугунок в печь убрать ухватом.
Не бык, а бодает
Не ест, а еду хватает.
Что схватит - отдает,
А сам в угол идет.
Воспитатель: Раньше, в старину, ребята, не было кроваток, колясок и малышей укачивали в люльках. Люльку подвешивали к потолку, возле печки, где теплее. Воспитатель: Ребята, а еще в каждой избе был «красный угол». Красный- значит, главный, красивый! В этом углу висела икона, накрытая вышитым полотенцем. Стояли лавки, стол, а на столе стоял выпуская жаркий пар древний чайник.
Дети: Самовар.
Воспитатель: Да, любили люди из самовара чай попить вместе с сушками и баранками. Самовар - был символом семейного уюта и дружеского общения. Наша экскурсия подошла к концу, пойдемте в группу тоже попьем чай с баранками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе «Русские матрешки»
Знакомство с народной игрушкой – матрёшкой, развитие детского творчества....
План - конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе по теме: "Знакомство со светофором"
Расширяются представления детей о правилах дорожного движения. Закрепляются знания детей о работе светофора....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе дошкольного возраста по теме «Знакомство с русской избой».
Знакомство детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям....
Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе по театрализации русской народной сказки «Теремок».
Дети второй младшей группы ГБДОУ детского сада №106 Фрунзенского района Санкт-Петербурга показали театрализованное представление по сказке "Теремок" с представлением визитной карточки группы....
МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 2 КВ» Г. ПИКАЛЕВО Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе. Тема: «Русские матрешки»
Актуальность:Чем можно увлечь ребенка, как не игрушкой? Такой самобытной, яркой, не похожей ни на одну игрушку мира. Знакомя детей с русской народной игрушкой, обычаями, традициями, мы уделяем внимани...
Примерный сценарий непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе на тему: "Знакомство с профессией воспитатель".
Цель: дать знания о профессии воспитатель Задачи: Познакомить с профессией воспитатель, его трудовыми процессами. 2. Развивать связную речь детей, учить отвеча...
Конспект образовательной деятельности во второй младшей группе Тема: «Знакомство с комнатными растениями» (Рассматривание фикуса).
Тема: «Знакомство с комнатными растениями».(Рассматривание фикуса). Задачи: формировать у детей первоначальное представление о комнатном растении – фикусе. Отм...