Конспект непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе дошкольного возраста по теме «Знакомство с русской избой».
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Знакомство детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod-russkaya_izba.dorabotannoe.docx | 25.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе дошкольного возраста.
Тема: «Знакомство с русской избой».
Цель:
- Знакомство детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям.
Задачи:
- Познакомить детей с избой -жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта ( печь, чугунок, ухват, решето, самовар, люлька);
- Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами;
- Воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;
- Оборудование: экспозиция русской избы, чугунок, ухват, решето, самовар, деревянные ложки.
Предварительная работа: беседы о русском быте, о русской национальной культуре, традициях русского народа. Рассматривание предметов русского быта, макета русской избы. Заучивание русских народных песен, поговорок, потешек и т.д. Знакомство с русскими народными праздниками, народными играми.
Ход непосредственно-образовательной деятельности.
-Ребята, посмотрите красивая какая у меня шкатулка. (Показ шкатулки).
- Хотите узнать, что в ней находится?
-Да.
- Для этого надо отгадать загадку. «Сами не едим, а людей кормим».
- Ложки. (Показ деревянных ложек).
- А какие ложки?
- Деревянные.
- А сейчас едят деревянными ложками?
-Нет.
- А когда ели такими ложками?
- В далёкие времена.
- Ребята, а хотите совершить путешествие в далёкие времена, когда ели такими ложками?
-Для этого надо сказать волшебные слова:
«Крибле - крабле»-мы сказали
И волшебниками стали.
Ручками похлопали.
Ножками потопали.
Потянулись, улыбнулись
И в далёкие времена вернулись.
(Переодеться в русский народный сарафан).
- Здравствуйте, ребятушки. Как вы думаете, где мы оказались?
- В русской избе.
- А я - хозяйка русской избы и приглашаю вас в гости. Зовут меня Матрена.
И ты, лисичка, проходи, ведь изба-то у меня не простая, а волшебная.
- Скажите, гости дорогие, а вы умеете загадки отгадывать?
- Да.
-Я вам буду загадки загадывать ,да про избу рассказывать.
- Вот моя загадка
Стоит изба из кирпича.
То холодна, то горяча.
- Что это?
-Печка. Правильно.
- Почему печка горячая?
- Внутри огонь горит.
-Чем топят печь?
- Дровами, хворостом.
- А у меня как раз хворост закончился, лисичка, принеси мне хворосту, пожалуйста. Ведь у меня изба волшебная, даже звери мне помогают.
Инсценировка потешки.
Идёт лисичка по мосту,
Несёт вязанку хворосту.
- Зачем тебе хворост?
- Печь топить.
- Зачем тебе печь?
- Обед варить.
- Зачем обед?
- Гостей кормить.
- А гости кто?
- Медведь с женой, да ёж, да кот, да мы с тобой.
- Лисичка, положи, пожалуйста, хворост возле печки.
- А скажите, гости дорогие, как вы думаете, что готовили в русской печи?
- Кашу, щи, борщ.
- А скажите р. н. поговорки о еде: «Щи да каша-еда наша», «Хлеб - всему голова», «Что есть в печи-на стол мечи».
- В чём варили кашу?
- В чугунке. (Показать, вот он чугунок, мой помощник.)
-Я хочу кашу сварить .А как же мне чугунок в печь поставить, ведь в печи-то горячо?
- Мои догадливые, а вы знаете, как называется предмет, который помогает чугунок в печку поставить?
-Ухват. (показ, вот мой рогатый помощник)
- А кто хочет загадку об ухвате рассказать?
Бычок рогат.
В руках зажат.
Еду хватает.
А сам голодает. (Алёна).
Вот вы какие умные, много знаете о моих помощниках.
- А кто мне поможет чугунок в печь поставить? (Алена).
- Вкусная будет каша.
-Ребята, проходите, пожалуйста, в избу. А раз вы такие умные- разумные загадаю я вам ещё одну загадку .
-Новая посудина, а вся в дырках.
-Что это? Кто догадливый? Кто сметливый? Кто смекалистый?
- Решето. Правильно.
-А для чего нужно решето?
-Муку сеять. А где раньше муку мололи? (На мельнице)
- А я знаю одного журавля, который на мельницу ездил, да диковинку видел.
-Выходите да себя покажите.
Долговязый журавель
На мельницу ездил.
На мельницу ездил,
Диковину видел.
Козёл муку мелет,
Коза засыпает.
Малые козляточки
Муку выгребают.
А барашки-круторожки
В дудочки играют,
В дудочки играют,
Песни распевают.
Тётка утка-перегудка
«Кря-кря-кря»- кричала,
«Кря-кря-кря»- кричала,
Головой качала.
- Кто мне поможет просеять муку? (Даша).
-Из такой муки и пирожки будут вкусными да пышными.
-Ребята, а вы знаете потешку, в которой говорится о том, как муку сеяли да пирожки затеяли.
-Да.
Ай, тата, тата, тата.
Пожалуйте решета.
Мучки посеять,
Пирожки затеять.
А для нашей лапушки
Затеем оладушки.
Испечём блинка,
Покормить сынка.
Ребята, а я тоже пирожки затеяла да в печь поставила. А пока мои пирожки подходить будут да румяниться, давайте с вами поиграем в русскую народную игру «Заинька, попляши, серенький, попляши…»
Заинька, попляши, (Идут по кругу).
Серенький, попляши.
Вот так, вот так, попляши. (2 раза).
Заинька, выбирай. (Идут в другую сторону).
Серенький, выбирай.
Вот так, вот так выбирай. (2 раза). (Ребёнок, стоящий в центре круга, выбирает себе партнёра и танцует с ним).
Вот молодцы, и играть умеете в народные игры.
Вижу, какие у вас светлые головушки разумные.
- А я вам хочу ещё одну загадку загадать.
Хвост - узорами, а сапоги со шпорами.
- Кто это?
- Петушок. А вот он на окошке сидит.
- Ребята, а вы знаете песню о петушке?
-Да.
- Давайте споём.
Петушок, петушок,
Золотой гребешок.
Масляна головушка,
Шелкова бородушка.
Что ты рано встаёшь?
Громко песни поёшь.
Детям спать не даёшь.
(Показ петушка)
Петя-петушок, не пой так громко, пожалуйста.
Какие вы голосистые, и ты, Петя ,голосистый, громко поешь.
- А моим деткам спать пора. Поможете мне их уложить?
- Да.
-А скажите мои хорошенькие - пригоженькие, где раньше матушка укладывала спать малышей, своих детишек?
- В люльке.
- А хотите посмотреть, куда я укладываю спать малышей? Как называется этот предмет?
-Люлька.
-Да, мама качала люльку и пела песенку.
- Как называется песенка, которую поёт мама при укладывании малыша?
- Колыбельная.
-А мои детишки любят слушать колыбельную песенку.
-Поможете мне спеть колыбельную?
- Да. (Возьмите на руки куколок , качайте их и как мамы пойте колыбельную песенку).
Колыбельная песенка.
Баю, баюшки, баю.
Баю лялечку мою.
Ляля спать не хочет.
Ножками топочет.
Уложу в постельку.
Дам ей карамельку.
Ляля засыпает.
Глазки закрывает.
- Положите, пожалуйста, деток в люльку, закроем их пологом, чтобы хорошо спалось.
- А что вы видите на столе? Что это за диковинка пузатая, да с носиком, если открывать вода потечет?
-Самовар и ложки.
- Кто знает загадки о самоваре?
В небо-дыра.
В землю-дыра.
А в середине- огонь да вода. (Дарина).
Он пыхтит, как паровоз,
Важно к верху держит нос.
Пошумит, остепенится.
Пригласит чайку напиться.
-Кто расскажет загадки про ложки?
Сами не едим, а людей кормим. (Дима).
-Ложками едят, а что ещё делают ложками?
- Играют на ложках и танцуют с ложками.
-Ребята, а вы умеете танцевать с ложками?
-Да.
- Выходите да ложки берите и в круг становитесь.
Танец с ложками.
-Вот молодцы, да на ложках играть умеете.
-Каша моя уже сварилась. Дарина, помоги мне кашу вытащить из печи.
-Я для вас испекла пироги. Какие румяные да аппетитные.
Вам у меня понравилось в гостях? Приходите еще, буду вам рада.
- Вот и пришло время проститься с русской избой.
-Ребята, чтобы нам вернуться в детский сад, нужно сказать волшебные слова.
«Крибле, крабле»- мы сказали.
И волшебниками стали.
Ручками похлопали.
Ножками потопали.
Потянулись, улыбнулись.
В детский сад назад вернулись. (Снять русский сарафан).
-Откуда вы вернулись? Давайте вспомним, что вы видели?
- Печь, ухват, решето, люльку, самовар, деревянные ложки.
-Вот мы и в детском саду. Пойдемте угощаться пирожками, предложим гостям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Мы весёлые ребята, любим бегать и играть». Конспект непосредственно образовательной двигательной деятельности в 1 младшей группе.
Продолжить учить ходить и бегать под музыку, сохраняя устойчивое равновесие. Выполнять действия по сигналу воспитателя. Приучать детей говорить внятно, не торопясь. Продолжать совершенствовать двигате...
Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности во второй младшей группе с использование здоровьесберегающих технологий на тему «Зимушка зима»
Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности во второй младшей группе с использование здоровьесберегающих технологий на тему «Зимушка зима» Программные задачи:1. Развив...
Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе дошкольного возраста с использованием игровых технологий.
Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе дошкольного возраста с использованием игровых технологий.Воспитатель: Заякина Н.А.Тема: «Домашние животные&raq...
Конспект непосредственной образовательной художественной деятельности с детьми младшей группы. Тема: «Лесенка для матрешки»
Развивать восприятие, обогащать сенсорный опыт путём выделения формы предметов...
Организованная образовательная деятельность во второй младшей группе №3 по патриотическому воспитанию «Знакомство с русской избой»
Конспект ООД по патриотическому воспитанию во второй младшей группе....
Конспект занятия по «Лепке» Во второй младшей группе (3 – 4 года) Тема: Знакомство с пластичным материалом - пластилин. «Шар, цилиндр, конус».
Конспект занятия по «Лепке»Во второй младшей группе (3 – 4 года)Тема: Знакомство с пластичным материалом - пластилин. «Шар, цилиндр, конус». Доминирую...
презентация для детей дошкольного возраста на тему " Знакомство с русской избой и бытом на Русси"Познакомить детей с предметами русской старины
Познакомить детей с предметами русской старины; быцтом русских людей;Продолжать формировать у детей представление о народной культуре, ее богатстве и разнообразииВоспитывать любовь к Родине; патриотич...