Развитие речи " Зимующие и перелетные птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

Костикова Светлана Николаевна

Учить детей составлять описательный рассказ о весне,птицах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_pereletnye_ptitsy.docx18.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

по развитию речи в средней группе

 Тема: «Зимующие и перелётные птицы»

                                               


Цель: продолжать учить детей составлять описательный рассказ, используя карточки-схемы.

Образовательные цели:

  • Уточнить и расширить представления детей о весне, о приметах весны и о том, какие птицы являются перелётными;
  • Продолжать учить детей образовывать уменьшительно-ласкательные имена существительные;
  • Учить понимать смысл загадок; продолжать учить отвечать на вопросы (познание, коммуникация).

Развивающие задачи:

  • Развивать связную речь детей, обогащать их словарь;
  • Развивать интерес к жизни пернатых;
  • Развивать логическое мышление, речь, память, воображение, мелкую  моторику, слуховое и зрительное внимание, память (коммуникация, физическая культура).

Материал:

  • Письмо от Ветерка (капельки);
  •  Картинки с изображением перелётных и зимующих птиц;
  •  Разрезные картинки к игре «Собери картинку» (перелётные птицы) ;
  • Схемы для описательного рассказа.

Проведение НОД:

I. Мотивация:

  (Дети входят в группу и видят на столе конверт)

Воспитатель: Ребята, что это лежит на столе? Какой большой и необычный конверт! Давайте посмотрим – на нём написано: «Ребятам группы «Теремок». А что же внутри? Как интересно, что же это такое?

II. Сообщение темы:

Воспитатель читает письмо: «Детям от Ветерка. Дорогие ребята! Я сегодня играл с дождиком и дул на капельки. Почти все они разлетелись, но некоторые из них, самые красивые я прислал вам. На каждой капельке вы найдёте задание. Если вы всё правильно сделаете, то можете забрать все капельки себе».

В.: Ребята! Тогда начнём выполнять задания, которые нам прислал Ветерок? (Дети берут по капельке, подходят по одному , подают капельки, воспитатель читает задание, дети выполняют его).

III. Работа по теме:

1). Первая капелька:  – Отгадайте загадку:

Отшумели все метели, и морозы не трещат,

С крыш закапали капели, и сосульки в ряд висят. (весна).

- Почему вы решили, что это весна? (ответы детей).

-  А хотите узнать – какие перелётные птицы прилетают весной? Воспитатель показывает перелетных птиц.

- Почему этих птиц называют перелётными? (ответы детей).

Зрительная гимнастика

Птичка пёрышки помыла, птичка крылышки сложила,

Птичка клювом поводила, птичка зёрнышки нашла.

Птичка зёрнышки поела, птичка песенку запела,

Птичка крылышки раскрыла, и тихонько полетела.

2).  Вторая капелька: - Игра «Зимующие и перелётные птицы»

     – Ветерок поиграл с картинками птиц и перепутал их. Помогите выбрать перелётных птиц и назовите их. Зимующие птицы пусть летят к снежинке, а перелётные – к капельке. (дети раскладывают картинки).

Пальчиковая гимнастика

Пой-ка, подпевай-ка!

Десять птичек – стайка.

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка –

Сонная головушка.

Эта птичка – скворушка

Серенькое перышко.

Это зяблик, это стриж,

Это развесёлый чиж.

Ну, а это – злой орлан…

Птички, птички – по домам!

3). Третья капелька: - Игра «Собери картинку»

     - А здесь ещё остались какие-то конверты – давайте их посмотрим! Нужно собрать и назвать  птицу по образцу!

4). Четвёртая капелька: - Игра «Назови ласково» (с мячом)

- Птица - …

- Перо - …

- Крыло - …

- Хвост - …

- Лапа - ….

- Клюв - ….

- Голова - …

5)Физкультминутка

Мы играем в стайку, стайка, полетай-ка!

Полетели птички, птички-невелички!

Птички летают, устали не знают.

Сели птички на дорожку, поклевали птички крошки.

Клю-клю-клю – поклюём, нашу песенку споём!

6). Шестая капелька: - Упражнение «Расскажи о птице»

- А теперь подойдём к мольберту и посмотрим – какое же ещё задание нам приготовил Ветерок? Составьте рассказ о перелётных птицах. Дети по очереди составляют описательный рассказ. Воспитатель помогает вопросами:

- Как называется?

- Эта птица крупная или мелкая?

- Назови части тела птицы: какие у неё крылья, клюв, лапы.

- Какой у птицы хвост?

- Как называется птенец?

- Где она живёт (вьёт гнездо….)…..

Вот какие интересные рассказы составили вы о птицах.  Мне очень понравилось, как вы работали – слушали внимательно, думали, отвечали полными ответами Ветерок очень рад, что вы справились с таким трудным заданием! Поэтому он оставляет вам капельки, как и обещал.

IV. Итог:

         О каком времени года мы говорили?

         Каких птиц встречали?

         Что нового узнали?

         Что больше всего понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

итоговое занятие по развитию речи на тему: "Перелетные птицы"

Дети выполняют дидактические упражнения на расширению словаря, по словоизменению, учаться согласовывать слова в предложении, пересказывают небольшой текст. В занятиии используются физ.минутка и пальчи...

Конспект НОД по развитию речи на тему «Перелетные птицы»

дать представление о перелётных птицах, знакомя с их внешним видом (туловище,голова,клюв,хвост,крыло,лапки)....

конспект занятия по познавательному развитию и развитию речи "Зимующие и перелетные птицы"

Занятие помогает закрепить, расширить знания детей о зимующих птицах, формировать бережное отношение к окружающему миру....

Конспект занятия по развитию речи Старшая группа «Перелетные птицы»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе....

Дидактические игры по развитию речи (Лексическая тема "Перелетные птицы")

Дидактические игры, представленные в материале, направлены на развитие речевой активности детей старшей, подготовительной группы с ОНР....

Игры и упражнения по развитию речи на тему "Перелетные птицы" для детей младшей группы ДОУ

Игры и упражнения по развитию речи на тему "Перелетные птицы" для детей младшей группы ДОУ...

Игры и упражнения по развитию речи на тему "Перелетные птицы" для детей средней группы ДОУ

Игры и упражнения по развитию речи на тему "Перелетные птицы" для детей средней группы ДОУ...