Игры и упражнения по развитию речи на тему "Перелетные птицы" для детей средней группы ДОУ
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

 Игры и упражнения по развитию речи на тему "Перелетные птицы" для детей средней группы ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл l.t.-pereletnye_ptitsy-sred.gr_.docx23.06 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема "Перелетные птицы" (средняя группа)

Утренний сбор детей

(игры)

Динамическая пауза

(развитие общей моторики)

«Найдём дружочка»

Поскорее встанем в круг, (Встаём в круг)

Ты – мой друг, и я – твой друг! (Ладонь направляется на друга, потом к себе)

Мы ногами топнем, (Топнем ногами)

Мы в ладоши хлопнем, (Хлопнем в ладони)

А потом пойдём, пойдём,

Друга за руку возьмём! (Ходим по группе, ищем дружочка, берёмся за руки)

«Птички»

Птички полетели, (ладони повернуть к себе, переплести большие пальцы – «птица»)

Крыльями махали.

На деревья сели, (поднимают руки вверх, пальцы широко расставлены)

Вместе отдыхали. (пальцы сцеплены в «замок»)

Пальчиковая гимнастика

(развитие мелкой моторики)

Дыхательная гимнастика

«Журавли»"

До свиданья, до свиданья,

Возвращайтесь поскорей!" -

Провожаем, провожаем

В путь-дорогу журавлей.                      

Машем ручкой вслед птицам.

Крылышками машем:

"До свиданья, Маша!

Полетели мы на юг,

Вспоминай нас, добрый друг!"  Ладошками изображаются крылья птиц.

«Кто дальше загонит шарик»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Сядьте с малышом за стол, положите перед собой два ватных шарика (разноцветные несложно найти в супермаркетах, а белые сделать самим из ваты). Дуйте на шарики, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола.

Артикуляционная гимнастика

(развитие артикуляционной моторики)

Мимическая разминка

(развитие мимических мышц)

Упражнения для щек и губ

Клювы разных птиц. Медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед.

Мама-птица прогоняет от птенцов куницу. Всасывать верхнюю губу под нижнюю, а потом резко выбрасывать ее при раскрытом рте (чмоканье).

Упражнения для языка

Птенчики ждут пищу.

Сделать из языка «чашечку» и удерживать ее под счет до «шести».

Очень вкусная пища!

Присасывать «широкий» язык к нёбу, затем произносить звук а.

     Выразить мимикой состояние голодных и замерзающих птиц. Передать эмоциональное состояние: вы сочувствуете птицам, жалеете их.

     Изобразить радость аистов и других перелетных птиц, увидевших родные края после возращения из дальних странствий.

Речевая зарядка

Скороговорки

Аист заботится об аистятах.

- Грач заботится о … грачатах.

- Журавль заботится о … журавлятах.

- Лебедь заботится о … лебедятах.

- Чиж заботится о … чижатах.

- Соловей заботится о … соловьятах.

- Дрозд заботится о … дроздятах.

- Утка заботится об … утятах.

- Скворец заботится о … скворчатах.

- Гусь заботится о … гусятах.

Пестренькая сойка, о весне мне спой-ка!

Чистоговорки

Стихотворения

Птицы  поют:

Удод: «Уп-уп-уп-уп».

Щегол: «Пить-пиль-пить».

Снегирь: «Фью-фью-фью».

Осоед: «Кине-е-кине-е».

Перепелятник: «Кик-кик-кик».

Коростель: «Крэк-крэк-крэк».

«Аист»

Аист свил гнездо на крыше,

И отныне всей семьёй

Клёкот аиста мы слышим

У себя над головой.

По секрету вам признаюсь,

Что увидел я во сне,

Как летит по небу аист

И несёт сестренку мне.

Считалка

Раз-два, раз, два, три,

Улетают журавли.

К югу тянется один

Журавлей последний клин.

Вот исчезли все в дали –

Улетели журавли.

Раз, два, три, четыре, пять,

Возвращайтесь, будем ждать!

Загадки

Зрительная гимнастика

Солнце греет у порога

И растаяли сугробы,

Потекли рекой ручьи,

Прилетели к нам…

(Грачи)

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад,

Ищет в речке лягушат.

(Цапля)

Кто без ног и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это? …

(Соловей)

Разотрем свои ладошки,

Разогреем их немножко.  (Растирают ладони.)

Пальчики плотно друг к другу прижмем,

Свету проникнуть сквозь них не даем. (Делают лодочки.)

Ладошки – это лодочки у нас:

Одной закроем левый глаз,

Другой закроем правый глаз. (Закрывают глаза.)

О хорошем подумать сейчас в самый раз.

Глаза закрыты, ладоней не касаются…

Сейчас с них напряжение снимается.

(Думают о хорошем. воспитатель может давать разного рода установки типа: «Глазки наши хорошие, глазки отдыхают» и т.д.)

Тихонько уберем ладони,

Медленно глаза откроем.

То, что стало четче видно,

Мы от вас, друзья, не скроем.

Рече-двигательные упражнения

Массаж (лица, ушей и т.д.)

«Аист»

Аист, аист длинноногий (хлопки)

Покажи домой дорогу.

- Топай правою ногой, (топают правой ногой)

Топай левою ногой (топают левой ногой)

Снова правою ногой,

Снова левою ногой.

И тогда придем домой. шагают на месте

А уточки, а уточки

Все топают по улочке.

Идут себе вразвалочку

И крякают считалочку.

Утка крякает, зовет (поглаживать шею ладонями сверху вниз)

Всех утят с собою,

А за ними кот идет, (Указательными пальцами растирать крылья носа)

Словно к водопою.

У кота хитрющий вид, (Пальцами поглаживать лоб от середины к вискам)

Их поймать мечтает!

Не смотри ты на утят- (Раздвинуть указательный и средний пальцы, сделать «вилочку» и массировать

точки около уха)

Не умеешь плавать!

Игры (на развитие

фонетико-фонематического восприятия)

Игры (на развитие

лексико-грамматического строя речи)

«Эхо»

Педагог громко произносит любой гласный звук, а ребенок повторяет его, но тихо: «а-а-а», ребенок-эхо тихо отвечает: «а-а-а» и т. д. Можно использовать сочетание гласных звуков: «а-у, у-а, э-а» и т. д.

«Ответь на вопросы»

Согласование числительных с существительными.

Сколько у утки лапок? (У утки две лапки.)

Сколько у кукушки крыльев?

Сколько у грача хвостов?

Сколько у журавля голов?

Сколько у цапли клювиков?

Сколько у птицы перышек?

Сколько у птицы глаз?

Психоэмоциональные и

релаксационные упражнения

Чтение художественной литературы

(развитие связной речи)

Изобразить журавля,  который стоит  на одной ноге, ходит по болоту, ловит лягушек.

«Журавль»

По болоту я хожу,

Во все стороны гляжу.

Часто нагибаюсь,

Клюковкой питаюсь.

Я схожу на ручеек,

Заварю себе чаек.

Буду пить-попивать,

Красно лето вспоминать.            В. Боков

Константин Ушинский:

«Ласточка»

«Кукушечка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщенный педагогический опыт по теме: «Игры и упражнения для развития речи и речевого общения детей»

Условиями  для    возникновения  становления опыта Считаю наличие следующего: - работа по программе  « от РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. К...

Игры и упражнения в развитии речи и творческих способностей детей

Вашему вниманию представлен буклет для родителей, который знакомит их с речевыми играми детей дошкольного возраста....

Публикация на тему:"Развитие речи и творчества у детей средней группы"

Дошкольный возраст – это период, когда дети наиболее остро нуждаются в приобретении информации , поэтому необходима специальная организация общения, чтобы помочь им приобрести коммуникативные и ...

Игры и упражнения по развитию речи непосредственно образовательной деятельности детей 5-6 лет

Игры и упражнения по развитию речи непосредственно образовательной деятельности детей 5-6 летАннотация: сборник игр и упражнения по развитию речи для детей 5=6 летнего возраста....