«Что такое осень?» Непрерывная образовательная деятельность с детьми старшей группы с использованием здоровьесберегающих, и игровых технологий
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме
Цели:
образовательные: обучать детей умению вслушиваться в звуки осенней природы и рассказывать об услышанном и увиденном, используя определения и эпитеты; обогащение эмоционально-чувственной и познавательной сферы детей через установление простейших сезонных закономерностей в явлениях живой и неживой природы;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osen47.docx | 23.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №47
Кировского района Санкт-Петербурга
«Что такое осень?»
Непосредственно образовательная деятельность
с детьми старшей группы
с использованием здоровьесберегающих,
и игровых технологий
Автор составитель: Маслова Людмила Ивановна
Санкт Петербург 2017
Цели:
образовательные: обучать детей умению вслушиваться в звуки осенней природы и рассказывать об услышанном и увиденном, используя определения и эпитеты; обогащение эмоционально-чувственной и познавательной сферы детей через установление простейших сезонных закономерностей в явлениях живой и неживой природы;
коррекционные: развитие умения детей использовать непосредственный опыт для решения речевых логических задач на тему осени; развитие зрительной и слуховой чувствительности;
воспитательные: воспитание интереса и бережного отношения к природе, пробуждение чувственного отношения к красоте осенней природы.
Оборудование:
картинки (на каждого ребенка) с изображением разноцветных листьев; репродукция картины И. Левитана «Золотая осень»; репродукции картин с изображением хмурого, ненастного, дождливого осеннего дня; макет «пруда» из большого листа голубой бумаги с «плавающими» по нему разноцветными опавшими листьями разных деревьев; засушенные осенние листья, силуэты березы, осины, рябины; аппликации по теме «Природа и фантазия»; запись музыкального цикла П. Чайковского «Времена года» («Октябрь»).
Ход занятия
Организация занятия.
Воспитатель. Ребята, сегодня я получила письмо. Посмотрите, весь конверт в разноцветных листьях. Хотите с ним познакомиться? Это письмо от лесных жителей.
В лесу мокром, золотом Ходит осень под зонтом...
А что происходит осенью в городе? Ребята, расскажите, что такое осень.
Игра «Отгадай загадку».
Воспитатель читает письмо от лесных жителей: «Мы посылаем вам свои загадки и загадочные объявления. А вы пришлите нам ваши рассказы про осень.
Ждем ваших ответов».
Воспитатель. Ребята, послушайте загадки и загадочные объявления, присланные лесными жителями:
Гонит осень в небе тучки,
Пляшут листья на дворе.
Гриб, надетый на колючки,
Я тащу к своей норе.
Кому нужны грибы,
Приходите ко мне!
(Еж.)
Друзья! Прошу разбудить весной!
Приходите лучше с медом.
(Медведь.)
Игра «Разыграй стихотворение».
Воспитатель. Итак, закроем глаза и представим, что такое осень, чем она пахнет. (Грибами, ягодами, овощами, фруктами, прелыми листьями, сыростью.)
А теперь вслушаемся в звуки осени. Какие они? А поможет вам услышать их вот это стихотворение. (Воспитатель читает стихотворение и предлагает разыграть по ролям диалог Шепота и Шороха.)
В тишине лесной глуши Шепот к Шороху спешит.
Шепот к Шороху спешит,
Шепот по лесу шуршит:
- Ты куда?
- К тебе лечу.
Дай на ушко пошепчу:
Шу-шу-шу да ши-ши-ши...
(В. Суслов )
Воспитатель. Давайте представим себе: какие легкие лесные шорохи можно услышать осенью? (Ответы детей.)
А какие звуки можно услышать в осеннюю погоду?
Игровое упражнение «Слушаем звуки осенней погоды».
- Листья опадают на землю и шепчутся, прощаясь друг с другом, — вот так.
- Слышен шум текущей воды — вот так.
- Капли дождя тихонько стучат по земле, слышен шорох листьев (шелест бумаги).
- Музыкальные шумы (грамзапись).
Воспитатель. Узнаете, что это за звуки? (Шум ветра; стук дождя по стеклу, по асфальту, по крыше, по лужам...).
Игра «Отгадай загадку».
Воспитатель. А теперь послушайте загадку. (Воспитатель читает рассказ Д. Кайгородовой «Разноцветные кораблики».)
Добрался я и до пруда. Сколько разноцветных корабликов сегодня на пруду: желтые, красные, оранжевые! Все они прилетели сюда по воздуху. Прилетит кораблик, опустится на воду и тотчас поплывет. Много их прилетит и завтра, и послезавтра. А потом кораблики не будут больше прилетать — пруд замерзнет.
Воспитатель. Расскажите, что это за кораблики плавают по пруду. Почему это произошло? (Ответы детей.)
Игра «Листопад».
Воспитатель. А теперь я приглашаю вас на пруд (голубой островбк из бумаги с разбросанными разноцветными листьями). Потрогайте, понюхайте. Чем они пахнут? Какие они на ощупь?
А теперь подбросим листочки вверх. Что с ними происходит? (Они падают, кружатся, летят, вальсируют...) А как все это можно назвать? (Листопад.) Давайте еще повторим слово листопад. (Следует неоднократно повторить это слово.)
Каким стало ваше настроение?
Как вы думаете, какой цвет главный в осеннем лесу? (Желтый, золотой.)
А теперь посмотрите, какое множество оттенков в этих листьях-корабликах.
Игровое упражнение «Найди пару».
Дети подбирают похожие по цвету листья, а воспитатель показывает и называет оттенки цветов: красный, багряный, оранжевый, лиловый, лимонный и т. д.
Воспитатель читает стихотворение:
Осень длинной, тонкой кистью Перекрашивает листья.
Красный, желтый, золотой —
Как хорош ты, лист цветной!
Воспитатель. Это разноцветная осень, но если вы хотите увидеть золотую осень во всем ее очаровании, давайте отправимся в лес. (Дети переходят к выставке осенних картин. Воспитатель обращает внимание детей на картину И. Левитана «Золотая осень».)
Воспитатель. Как вы думаете, правильно ли об этой картине говорится, что здесь изображено «золотое чудо природы»?
Найдите, что здесь золотое.
Мы видим, как желтые и золотистые цвета создают радостную, светлую картину осени. Посмотрите, как золото берез красиво оттеняет синеву реки и голубизну неба. (Среди осенних листьев дети находят листочки похожих цветовых оттенков и прикладывают их к картине.) Лес сверкает, как золотой остров. Земля покрыта мягким желто-зеленым ковром.
А теперь взгляните на остальные картины и скажите, какой еще бывает осень. (Хмурая, грустная, печальная, унылая, дождливая...)
«Унылая пора, очей очарованье» — так об этом сказал поэт А. Пушкин. А художники рассказали нам о красоте осени кистью и красками.
Игровые упражнения на дыхание.
Воспитатель. А теперь из этого прекрасного золотого уголка осени мы уйдем и под музыку покружимся, как листочки. (Дети кружатся и выполняют упражнения.)
Упражнение 1.
Закройте глаза, присядьте...
Ветер щеки толстые Надул, надул, надул И на листочки пестрые Подул, подул, подул.
Упражнение 2.
Воспитатель предлагает детям произнести тихим голосом: «Слабый ветерок» — и нежно подуть. Затем громко, протяжно произнести: «Сильный ветер» — и подуть с натугой, продолжительно.
Игра «Отдохнем под музыку».
Воспитатель. А теперь отдадимся власти нежного ветерка и, тихонько покачиваясь, как бы паря в воздухе, отдохнем под музыку осени. (Релаксация под музыку П. Чайковского «Времена года», «Октябрь».)
Что ощущали вы, «паря» в воздухе осени? Хотите спросить у меня об этом? Я почувствовала шорох листьев, ощутила запах лесных грибов. А вы?
Мы можем уже ответить, что такое осень?
Беседа по теме занятия.
Воспитатель. Осень похожа на настоящую лесную сказку: села в высокую траву жар-птица и распустила свой огненный хвост. (Показывает аппликации из осенних листьев.)
Деревья осенью превращаются в ослепительных красавиц. Ни один художник не знает такого разнообразия осенних красок. Листья бывают лимонно-желтыми, зеленовато-розовыми, пурпурными, красными, оранжевыми. (Дети с помощью воспитателя находят листья этих оттенков.)
Осень — это запах грибов, овощей, фруктов, дождя, мокрых листьев.
Ребята, теперь мы знаем, что такое осень? Кто может добавить свои впечатления к моему ответу лесным жителям? (Ответы детей.)
Коллективная работа.
Воспитатель. Осень такая выдумщица! Смотрите, сколько красивых работ можно сделать из осенних листьев! Вы сейчас попробуете сложить свою осень, и мы пошлем работы лесным жителям. (Воспитатель предлагает детям познакомиться с выставкой «Фантазия».)
Воспитатель. Все работы сделаны из засушенных листьев. Присмотритесь к ним получше! Мастером может стать каждый. Согласны? (Дети выполняют работы.)
Итог занятия.
Демонстрация детских работ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы с использованием здоровьесберегающих технологий «Где живут витаминки?»
Цель: Закрепить знания детей: - о витамине «С», его полезных свойствах; - о фруктах и ягодах, в которых он содержится витамин «С»Задачи:Образовательные: Пополнят...
«Белочки» Непрерывная интегрированная образовательная деятельность с детьми младшей группы с использованием здоровьесберегающих и игровых технологий
Цели:образовательные: углубление чувства причастности к окружающемумиру; знакомство с животными;коррекционные: закрепление названий детенышей диких животных;активизация словаря: пушистая, мягкая, берл...
«Елочка нарядная иголочка» Непрерывная образовательная деятельность с детьми старшей группы с использованием проблемно-поисковых, игровых информационно-коммуникативных технологий
Закрепить умение различать понятия «много», «один», «по одному», «ни одного».Закрепить умение обознать результат сравнения предметов по высоте словами ...
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы с использованием технологии развивающего обучения и здоровьесберегающих технологий по теме “Знакомство со швейными принадлежностями”
Знакомство детей со швейными принадлежностями. Рассказ о правилах безопасности при работе с иглой. Активизация словаря за счет существительных: игла, ткань, нитки, ножницы. Развивитие у де...
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы с использованием технологии развивающего обучения и здоровьесберегающих технологий по теме “Вышивание салфеток для музея”
Закрепление знаний о предметах русской старины. Совершенствование умения вышивать разными видами швов....
«Елочка нарядная иголочка» Непрерывная образовательная деятельность с детьми старшей группы с использованием проблемно-поисковых, игровых информационно-коммуникативных технологий
Программные задачи:Закрепить умение различать понятия «много», «один», «по одному», «ни одного».Закрепить умение обознать результат сравнения предметов ...
Конспект методической разработки образовательной деятельности с детьми старшей группы с использованием здоровьесберегающей и игровой технологий по теме: «Деревянные истории»
Конспект методической разработки образовательной деятельности с детьми старшей группы с использованием здоровьесберегающей и игровой технологий по теме: «Деревянные истории»...