Анкета для воспитателя
методическая разработка по развитию речи на тему
Предварительный просмотр:
Анкета по речевому развитию
1.Что мы понимаем под развитием речи ребенка?
2.Что включает в себя образовательная область « Речевое развитие»?
3. В каких видах деятельности развивается речь ребенка?
4. Назовите формы связного высказывания?
5. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи?
6.Какие умения развиваются в диалоге?
7. Какие формы работы используются при обучении детей связной речи?
8.Рассказ, сюжет которого развертывается во времени?
9.Название текста с перечислением признаков, свойств, качеств действий?
10.Назовите структуру повествования ?
11.Наовите приемы обучения рассказыванию?
12.Ведущий прием для активизации речи и мышления?
13.Какой прием применяет педагог для снятия пауз и напряженности у ребенка по обучению детей монологической речи?
14.Каковы задачи по формированию словаря?
15.Назовите 3 метода ознакомления детей с литературой?
16. Как называется основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера?
Диалогическое общение, через которое расширяются, систематизируются представления о предметах и явлениях, актуализируется личный опыт (беседа) | Изложение прослушанного произведения (пересказ) |
Назовите формы связного высказывания (монолог, диалог, повествование, описание, рассуждение) | Методический прием, используемый на первых этапах обучения описанию картин, игрушек (образец) (наблюдение) |
То, что служит основой рассказа по памяти (опыт) | Прием, используемый ребенком после рассказывания для уточнения. (вопрос) |
Прием, который позволяет оценить детский рассказ (анализ) | Разговор двоих или нескольких человек на тему связанную с какой-либо ситуацией (диалог) |
Смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. (связная речь) | Прием, используемый в старших группах при пересказе литературных произведений (драматизация) |
Как называется основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера. (сказка) | 6. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание) |
Как называется речь одного собеседника, обращенная к слушателям. (монолог) | 7. Как называется короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом-моралью. (басня) |
Ритмичная труднопроизносимая фраза или несколько рифмующихся фраз с часто встречающимися одинаковыми звуками (скороговорка) | 8. Правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность воспитателя. (речевой образец) |
Развитие звуковой культуры речи у детей 3—5 лет
Речь детей в возрасте от 3 до 5 лет продолжает развиваться. В этом возрасте
накапливается, уточняется и совершенствуется словарь. Дети точнее употребляют нужные по смыслу слова. Они начинают правильно пользоваться грамматическими формами, могут в логической последовательности пересказывать небольшие сказки, рассказы, описывать и передавать содержание картинок. Быстро развивается и звуковая сторона речи. Дети усваивают и правильно произносят многие, звуки
родного языка, чище и отчетливее произносят слова и фразы, умеют пользоваться голосом, Начинают следить за темпом своей речи.
Основная задача формирования звуковой культуры речи на данном; этапа сводится к развитию у детей фонематического слуха и правильного произношения всех звуков родного языка с отчетливым и внятным произнесением слов и, фраз. Наряду с решением основной задачи в этом возрасте необходимо проводить работу и по другим разделам, звуковой культуры речи, к именно: воспитывать умение соизмерять громкость голоса в зависимости от ситуации, говорить в размеренном темпе, правильно произносить слова с точным употреблением, в них ударения.
В работе с детьми раннего возраста и 1-й младшей группы широко используются звукоподражания. Для детей 2-й младшей и средняя групп воспитание звуковой культуры речи осуществляется в процессе работы над звукопроизношением.
Формирование его должно быть закончено в детском саду, а совершенствование остальных разделов звуковой культуры речи будет продолжаться и в школе. В то же время работу над звукопроизношением легко сочетать с развитием речевого слуха, речевого дыхания, голоса, артикуляционного аппарата, дикции и интонации.
Воспитание правильного звукопроизношения осуществляется при последовательной отработке всех звуков родного языка. При этом мы формируем не только навык правильного произношения тех или иных звуков, но и слухопроизносительные возможности ребенка, т. е. те связи слухового и артикуляционного контроля, без которых невозможно правильное произношение звуков.
Если дети 3 лет еще недостаточно хорошо произносят звуки с, а, ц, ш, ж, ч, щ, р, л, не следует начинать их отрабатывать, так как это может привести к закреплению, их неправильного произношения. Надо проводить работу по всем разделам звуковой культур речи. Совершенствование речевого слуха и произносительных возможностей будет способствовать появлению этих звуков в речи ребенка и правильному их произношению.
Например, отрабатывая с детьми 3 лет более легкие для произношения звуки и, ф, в, воспитатель создает предпосылки для появления новой группы звуков — свистящих (с, з, ц), для которых характерен определенный уклад органов артикуляционного аппарата, близкий к укладу звука и, а также наличие целенаправленной воздушной струи, которая вырабатывается при отработке звуков ф, в. Так мы создаем возможность переноса навыков, выработанных, для одной группы звуков, на другую.
Последовательная обработка звуков дает возможность систематически,
последовательно проводить работу по формированию и дальнейшему
совершенствованию звуковой культуры речи.
Отработка всех звуков родного языка предусматривает четыре вида работы,
последовательно сменяющих друг друга: подготовку органов артикуляционного аппарата, уточнение произношения кодированного звука (и в слогах) и умение выделить этот звук среди других, закрепление правильного произношения звука в словах, закрепление правильного произношения звука во фразовой речи.
В содержание последних трех видов работы входит и развитие речевого слуха. Эти виды работы над звуками речи могут осуществляться как на занятиях, так и вне их (подробнее об этом сказано в конце главы, в разделе о планировании). Не рекомендуется все эти виды работы совмещать на одном занятии, так как процесс овладения правильным произношением звуков — это выработка определенного навыка, а его создание требует последовательности и систематичности. Проведение перечисленных четырех видов работы с интервалом между ними в 3—6 дней дает
возможность детям усвоить и закрепить определенные положения и движения органов артикуляционного аппарата и способствует лучшему формированию правильного произношения звука и восприятию его на слух.
Работа по звукопроизношению сочетается с работой по другим разделам звуковой культуры речи (развитие речевого слуха, артикуляции, речевого дыхания, голоса, дикции, темпа, интонационной выразительности речи).
1-й вид работы — уточнение движений органов артикуляционного аппарата.
Воспитатель дают игровые упражнения для развития или уточнения движений, выработки определенных положений способствующих правильной артикуляции звуков. При этом выделяется работа над следующими разделами звуковой культуры речи: воспитание четкой и правильной артикуляции, длительного, главного ротового
выдоха, развитие громкости голоса.
2-й вид работы — уточнение произношения изолированного звука и развитие речевого слуха.
Воспитатель дает игры или игровые упражнения дня уточнения произнесения изолированного звука или вызывания его по подражанию. Внимание детей фиксируется на положении органов артикуляционного аппарата при произнесении этого звука и его звучания. Используются игры для выделения данного звука из группы звуков.
Этот вид работы способствует воспитаний речевого слуха, умения соизмерять громкость голоса, развитию артикуляционного аппарата, речевого дыхания.
3-й вид работы — воспитание правильного произношения звука в словах и развитие фонематического слуха.
Воспитатель дает различный игровой материал (в основном дидактические игры), способствующий четкому и правильному употреблению звуков в словах. Сначала даются те слова, в которых отрабатываемый звук стоит в ударном слоге. Дети учатся произносить его более четко, длительно, т. е. вырабатывают умение выделять звук голосом, а в дальнейшем не только выделять, но и определять его место в слове.
Одновременно решаются задачи совершенствования фонематического слуха, дикции и произнесения слов согласно орфоэпическим нормам.
4-й вид работы — воспитание правильного произношения звуков во фразовой речи и развитие речевого слуха. Педагог дает специально подобранный речевой материал: словесные игры, чистоговорки, скороговорки, загадки, потешки, стихи, рассказы, сказки. Он следит за
правильным употреблением данного звука на перечисленном материале. Воспитание правильного произношения звуков в самостоятельной речи сочетается с развитием речевого слуха и речевого дыхания, с выработкой умения пользоваться умеренным темпом и интонационной выразительностью речи.
Примерный практический материал по развитию звуковой культуры
речи детей дошкольного возраста (3-5 лет)
Звук с
1-й вид работы
Цель. Вырабатывать четкие движения и правильное положение органов
артикуляционного аппарата.
«Покажи, как Федя сердится и как он радуется».
Содержание. Воспитатель говорит детям, что, когда Федя недоволен, он надувает губы вот так (вытягивает сомкнутые губы вперед трубочкой), а когда Федя бывает доволен, он улыбается (растягивает губы, обнажая верхние и нижние передние зубы).
Воспитатель: «А теперь я буду рассказывать про Федю. Когда он будет недоволен, вы надувайте губы (показывает как), а когда будет радоваться, вы улыбайтесь... Купила мама Феде машину. Доволен Федя, улыбается. Вышел он с машиной гулять, а на улице дождь идет, что ему делать, не знает. Надул он губы. В это время вышел Петя. Обрадовался ему Федя, улыбнулся. Попросил Петя у Феди покатать ere машину.Жалко стало Феде машину, надул он губы. А здесь и тучки разбежались, выглянулосолнышко. Улыбнулся Федя и говорит Пете: «Пойдем вместе играть с машиной».
Методические указания. Следить, чтобы дети без напряжения растягивали губы в улыбке и обнажали передние зубы. При вытягивании губ вперед они должны быть сомкнуты.
«На прогулку».
Содержание. Педагог, обращаясь к детям: «Наш язычок решил погулять. Открыл он свой дом (открывает рот), посмотрел сначала направо, потом налево, опять направо,опять налево, видит, никого нет, и решил лечь на забор и погреться на солнышке(кладет широкий язык на нижние зубы)». Все это время дети подражают действиям педагога.
Методические указания. Следить, чтобы широкий язык спокойно лежал на нижнихпередних зубах.
«Летят снежинки».
Содержание. Детям раздаются «снежинки» — небольшие кусочки ваты, подвешенные на нитке. Дети, изображая ветер, спокойно дуют на «снежинки».
Методические указания. Следить, чтобы дети дули плавно и длительно, не надувая щек.
2-й вид работы
Цель. Уточнение движений органов артикуляционного аппарата, правильного
произношения изолированного звука с. Развитие речевого слуха, выработка
длительного ротового выдоха.
«Насос».
Содержание. Воспитатель говорит: «Решили дети покататься на велосипедах, а у них
спущены шины, весь воздух вышел. Взяли они насосы и стали накачивать шины.
Воздух выходит из насоса и свистит: сссс..., сссс... Накачаем все вместе шины». Дети
имитируют движения, вместе с воспитателем длительно произносят звук с.
Методические указания. Следить, чтобы дети произносили звук с четко, правильно,
длительно.
3-й вид работы
Цель. Закрепить правильное произношение звука с в словах, развивать
фонематический слух, добиваться четкого произнесения слов согласно литературным
нормам произношения.
«Знаешь ли ты?»
Содержание. Воспитатель: «Дети, я задам вам несколько вопросов, а помогут
ответить на них картинки, которые лежат у каждого на столе. Тот, кто найдет
правильный ответ на мой вопрос, выйдет и четко назовет предмет, изображенный на
картинке». Далее следуют вопросы: «На чем можно ездить?» (У детей по этой теме
имеются картинки с изображением самоката, санок, самолета, коляски, автобуса,
троллейбуса и т. д.). «Что есть в магазине?» (Сахар, сок, сыр, весы, колбаса, масло,
капуста, мясои т. д.). «Кто живет в зоопарке?» (Сова, сом, суслик, слон, собака, лиса,
аист и т. д.). После того как дети правильно назовут предметы и животных,
изображенных на картинках, воспитатель спрашивает, какой звук повторяется во всех
этих словах.
Методические указания. Следить за четким произнесением слов, за правильным
произнесением звука с в словах. Если дети затрудняются определить звук с в словах,
воспитатель сам называет несколько слов, голосом выделяя в них звук с.
4-й вид работы
Цель. Развивать речевой слух, вырабатывать хорошую дикцию, закрепить звук с во
фразах при произнесении их на одном выдохе, воспитывать умение говорить
интонационно выразительно, в умеренном темпе.
«Почтальон».
Содержание. Почтальон раздает детям сюжетные картинки. Каждый ребенок, получив
картинку( показывает ее остальным детям и говорит, что на ней нарисовано.
Например, используется набор таких картинок: в саду стоит скамейка, самолет летит
высоко над лесом, собака ест суп и т.д.
Методические указания. Следить, чтобы дети говорили фразы четко, громко, на одном
выдохе.
Речевой материал для этого вида занятий
Скороговорки
У Сани сани едут сами.
У Сани сом с усами. Саня в
лесу поймал лису.
Чистоговорки
са-са-са — вот идет лиса, Л
со-со - лиса катит колесо,
сы-сs-сы-хвост красивый у лисы,
су-су-су"-видел я в лесу лису.
(используется по усмотрению воспитателя)
Загадки
В воде купался, сухим остался. (Гусь.)
Кто не лает, не кусает,
А в дом не пускает? (Замок.)
Стихотворение
Песенка машиниста
Спят ли волки? Спят. Спят.
Спят ли пчелки? Спят. Спят.
Спят ли птички? Спят. Спят.
А лисички? Спят. Спят.
А все дети? Спят. Спят.
Все на свете Спят. Спят.
Только я и паровоз —
Мы не спим,
Мы не спим,
И летит до самых звезд
К небу дым,
К небу дым.
(А. Введенский.)
Звук ж
1-й вид работы
Цель. Выработка четкого движения и правильного положения органов
артикуляционного аппарата. Отработка длительного, плавного ротового выдоха.
«Вкусное варенье».
Содержание. Воспитатель: «Ела Маша клубничное варенье и испачкала верхнюю
губу. Маша вот так (показывает как) широким языком слизала варенье с верхней
губы». Затем он предлагает детям слегка приоткрыть рот и широким передним краем
языка сделать движения сверху вниз, как бы облизывая верхнюю губу.
Методические указания. Следить, чтобы дети делали движения языком не из стороны
в сторону, а сверху вниз. Язык при этом должен быть широким.
«Вот так грибок!»
Содержание. Воспитатель напоминает u1076 детям, что у гриба есть ножка и шляпка.
Шляпка широкая, а ножки бывают разные. Потом предлагает детям сделать язычок,
как грибок. Для этого надо его поднять я прижать спинкой кверху, тогда хороню будет
видна тоненькая ножка (подъязычная уздечка).
Методические указания. Чтобы у детей правильно получался грибок, педагог просит
их улыбнуться, приоткрыть рот и приклеить язычок к нёбу. Если у некоторых детей
это не получается, следует предложить им сначала пощелкать язычком, а потом
задержать его наверху.
«Подул ветерок».
Содержание. Воспитатель рассказывает: «Наступило лета Выросла травка большая,
большая. Подул легкий ветерок, и травка заколыхалась». Он раздает детям
«султанчики» зеленого цвета со словами: «Это у нас будет травка. По командам
«Подул ветерок!» вы подуете на «травку». Затем говорит: «Ветерок дует по дорожке, и
вы тоже сделайте (показывает) дорожку из языка. Откройте рот, положите широкий
язык на нижнюю губу». Проследив за тем, чтобы дети положили широкий язык на
нижнюю губу, воспитатель дает команду: «Подул ветерок!»
Методические указания. Чтобы проверить, правильно ли дуют дети, воспитатель
проводит упражнение с подгруппой, а остальные смотрят, хорошо ли дует ветерок.
Нужно следить за тем, чтобы дети не натягивали нижнюю губу на нижние зубы, а
язык был широко распластан — боковые края касались углов рта.
2-й вид работы
Цель. Уточнение движений органов артикуляционного аппарата, правильное
произношение изолированного звука ж. Развитие речевого слуха, голоса, выработка
длительного ротового выдоха.
«Угадай, кто жужжит».
Содержание. Воспитатель: «Дети пошли гулять в лес. На поляне было много цветов.
Над ними летала и жужжала пчела (громко, длительно произносит звук ж). Идут дети
дальше, а в кустах сплел паук паутину. Попала туда муха, хочет выбраться, из сил
выбивается и жужжит (тихо, менее длительно произносит звук ж). А теперь
послушайте и угадайте, кто жужжит — пчела или муха» (произносит звук ж то громко
и длительно, то тихо и недолго). Дети определяют и называют. Потом они делятся на
две группы. u1054 Одни изображают пчел, другие муху, попавшую в паутину, и
соответственно этому произносят звук ж. При повторении игры дети меняются
ролями.
Методические указания. Следить, чтобы дети четко и правильно произносили звук ж с
соответствующей громкостью голоcа.
3-й вид работы
Цель. Добиваться правильного произношения звука ж в словах, формировать умение
произносить слова четко, достаточно громко, развивать фонематический слух. «Что
появилось?»
Содержание. Педагог ставит на стол игрушки, в названии которых имеется звук ж
(жираф, ежик и т. п.). Ребята называют их. Затем воспитатель накрывает игрушки,
меняет их местами и добавляет новую, также имеющую в названии звук ж, например
медвежонка или флажок. Открывая, он спрашивает, что новое появилось.Потом
воспитатель предлагает детям самим подобрать слова, в которых имеется звук ж.
Методические указания. Следить, чтобы дети произносили слова четко, звук ж —
правильно. Если они назовут недостаточное количество слов, то воспитатель,
показывая заранее подобранные картинки, предлагает детям назвать, что изображено
на них.
4-й вид работы
Цель. Закрепить правильное произношение звука ж во фразовой речи, добиваться
четкого, выразительного и достаточно громкого произнесения слов и фраз.
«Скажи что-нибудь о картинке».
Содержание. Детям раздаются картинки с изображением предметов, в названии
которых имеется звук ж. Каждый должен что-нибудь рассказать о своей картинке.
Например, о картинке, на которой нарисован жук, дети могут сказать: «Жук жужжит»;
о картинке, где изображено катание на лыжах: «Женя катается на лыжах» и т. д.
Методические указания. После того как ребенок скажет фразу о своей картинке,
можно предложить другим детям сказать об этом предмете что-нибудь еще.
Речевой материал, который используется для закрепления звука фразовой речи
(включается в занятие по усмотрению воспитателя)
Чистоговорки
жи-жи-жи — живут в лесу ежи,
жа-жа-жа — я нашел ежа,
жу-жу-жу — молоко даю ежу.
Скороговорки
У ежа ежата, у ужа ужата.
У Жени жили ужи и ежи.
Загадка
Иголки лежали, лежали
Да под стол побежали.
Стихотворения
Флажок
Праздник, праздник у ворот!
Кто встречать его пойдет?
Я и верный мой Дружок —
Красный маленький флажок.
(Е. Серова.)
Подснежник
Голубенький, чистый
Подснежник-цветок!
А подле сквозистый
Последний снежок.
(А. Майков.)
Сверло
Если видишь —я кружусь,
Это значит —я тружусь,
А кружиться перестало
Это значит — я устало.
(В. Лифшиц.)
Звук л
1-й вид работы
Цель. Вырабатывать четкое и правильное движение и положение органов
артикуляционного аппарата, развивать громкость голоса.
«Качели».
Содержание. Ребята вспоминают, как качаются на качелях. Потом им предлагают
«покачать на качелях» язык. При этом рот приоткрывается, широкий язык (по
указанию воспитателя—«вниз») опускается за нижние зубы, затем (по указанию
воспитателя — «вверх») поднимается за верхние зубы.
Методические указания. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, а
движения вверх и вниз выполнялись только языком, губы— в улыбке, зубы обнажены.
«Болтушка».
Содержание. Воспитатель, показывая детям картинку с изображением индюка,
говорит: «Когда индюк сердится, он делает так» (делает движение языком по верхней
губе и произносит звуки бл, бл). Затем предлагает детям показать, как индюк
«болбочет». Дети производят сначала медленные движения широким языком по
верхней губе вперед и назад. Затем постепенно темп движения убыстряется и
добавляется голос, пока не послышатся звуки бл, бл.
Методические указания. Следить, чтобы дети не открывали рот слишком широко,
чтобы движения широким языком производились вперед и назад, а не из стороны в
сторону.
2-й вид работы
Цель. Уточнить правильное произношение изолированного звука л, развивать
длительный ротовой выдох.
«Погудим, как самолет».
Содержание. Воспитатель говорит детям: «Когда самолет летит высоко, то его не
видно, а только слышно, как он гудит» (длительно, на низких нотах произносит звук
л). Затем предлагает погудеть сначала всем детям вместе, а потом по подгруппам.
Методические указания. Воспитатель просит подражать гудению самолета сначала тех
детей, которые; правильно произносят звук л, а затем (по одному, по два) тех, которые
произносят его еще недостаточно четко. При этом он следит, чтобы язык прижимался
плотно к нёбу за верхние зубы.
3-й вид работы
Цель. Добиваться правильного произношения звука л в словах, развивать
фонематический слух, вырабатывать четкое и достаточно громкое произнесение слов.
«Кто внимательный?»
Содержание. Воспитатель предлагает детям внимательно слушать слова, которые он
будет произносить, и в тех случаях, когда они услышат звук л (как гудит самолет),
поднимать картинку с изображением самолета (или просто руку). Он называет ряд
слов, в которых имеется или отсутствует звук л: лопата, шапка, вилка, белка, стол,
чайник, корова, платье, ручка и т. д.
Методические указания. Если дети затрудняются Определить и выделить слова, в
которых имеется звук л, воспитатель выделяет этот звук голосом, т. е. произносит его
более длительно.
«Новоселье».
Содержание. Воспитатель показывает детям картинку с изображением нового дома и
говорит: «В этом доме будут жить только те животные и находиться только те
предметы, в названии которых имеется звук л». Воспитатель берет машину и
предлагает детям погрузить в нее те игрушки или предметы, которые повезут в новый
дом. Игрушки и предметы со 8вуком л в названии он раскладывает заранее (слона,
волка, белку, куклу, лошадку, юлу, лопатку, молоток и т. д,). Каждый ребенок должен
найти хотя бы один предмет, назвать его и погрузить в машину.
Методические указания. Следить, чтобы ребята правильно, достаточно громко и четко
произносили слова, правильно отбирали игрушки и предметы. В конце игры можно
предложить детям назвать еще дополнительно предметы и игрушки, которые можно
было бы поселить в новом доме.
4-й вид работы
Цель. Закрепить правильное произношение звука л во фразовой речи, развивать
речевой слух, речевое дыхание, Голос.
«Скажи, куда мы: положили».
Содержание. Педагог вызывает троих детей и каждому дает по предмету, в названии
которого есть звук л, например куклу, лопатку, флажок. Затем эти ребята уходят за
дверь, а воспитатель вместе с оставшимися детьми прячет эти предметы среди других,
но на видном месте. Дети возвращаются и ищут свои предметы. Найдя, они говорят,
где их видят, например: «Кукла сидит на полке рядом со слоном», «Лопатка лежит под
столом», «Флажок стоит в вазе на полке». Потом берутся новые предметы, иигра
повторяется с другими детьми.
Методические указания. Воспитатель следит за отчетливым произнесением слов, за
правильным произношением звука л во фразовой речи. Кроме того, он следит за тем,
чтобы дети произносили фразы на од-ном выдохе и достаточно громко.
Речевой материал, который используется для закрепления звука л во фразовой речи
(включается в занятия по усмотрению воспитателя)
Чистоговорки
лы-лы-лы — стоят в комнате столы,
лу-лу-лу — идет Милочка к столу,
ла-ла-ла — стоит Мила у стола.
Скороговорки
У елки иголки колки.
Клала Клава лук на полку.
Сидит галка на палке.
Загадка
Мала, а никому не мила. (Мышь.)
Стихотворение
Сердитый снег
Всю зиму
Белый снег
Велел,
А в марте
Взял и почернел.
Почернел с досады,
Что люди Солнцу рады.
(М. Садовский.)
Звук р
1-й вид работы
Цель. Добиваться четкого выполнения движений и правильного положения органов
артикуляционного аппарата.
«Часики».
Содержание. Воспитатель показывает детям, как ходит стрелка часов по кругу, и
предлагает сделать такие же круговые движения языком по внешней стороне верхних
и нижних зубов.
Методические указания. Следить, чтобы движения языком дети делали плавно,
непрерывно и чтобы язык плотно касался внешней стороны зубов. (Движения языком
делают сначала по часовой стрелке, потом против.)
«Приклей конфетку».
Содержание. Воспитатель говорит, что когда едят ириски, то они могут
приклеиваться к зубам, к небу. Он предлагает детям приклеить «к потолку» (к нёбу),
как ириску, широкий кончик языка.
Методические указания. Следить, чтобы дети присасывали широкий язык к нёбу и
удерживали его в таком положении несколько секунд.
«Покатаемся на лошадках».
Содержание. Воспитатель: «Когда лошадки едут по дороге, они цокают копытами вот
так» (щелкает кончиком языка). Затем он предлагает детям приоткрыть рот и
пощелкать кончиком языка («как лошадки цокают копытами»).
Методические указания. Если у ребенка щелканье не получается, можно предложить
ему присосать язык к нёбу (как приклеивается конфетка), а затем быстро и широко
открыть рот (получится необходимый звук). После нескольких повторений в быстром
темпе щелканье у ребенка получится.
2-й вид работы
Цель. Уточнить правильное произношение звука р (изолированного и в слогах),
развивать фонематический слух.
«В зоопарке».
Содержание. Воспитатель вспоминает с детьми, кого они видели в зоопарке. Потом
говорит: «Сейчас я покажу, кто еще живет в зоопарке». Показывает картинки с
изображением зверей и птиц, называет их и говорит, как они кричат: тигр рычит —
ррр... ворона каркает — каррр-каррр..., ежик фыркает — фрр, фрр, сорока трещит —
тр, тр. Затем предлагает воспроизвести звукоподражания («Кто как кричит?»).
После этого воспитатель, произнося то или иное звукоподражание, предлагает детям
угадать, к клетке какого животного они подошли.
Методические указания. Следить за тем, чтобы дети правильно произносили звук р.
При повторении игры можно ввести новых животных.
3-й вид работы
Цель. Добиваться правильного произношения звука р, отрабатывать четкость
произношения слов.
«Подбери по форме».
Содержание. Педагог рисует на доске круг, прямоугольник, квадрат и овал и/раздает
предметные картинки, в названии которых имеется звук р (барабан, баранку, раму,
тетрадь, рыбу, сковородку, ковер, картофель и т. д.). Каждый ребенок должен четко
назвать предмет, изображенный на картинке, определить, на какую фигуру он похож,
и положить картинку под соответствующую фигуру.
Методические указания. Следить, чтобы дети правильно выговаривали звук р,
отчетливо и правильно произносили слова.
4-й вид работы
Цель. Закрепить правильное произношение звука р во фразовой речи, добиваться
умения говорить в умеренном темпе, умеренным голосом.
«Что uизменилось?»
Содержание. Воспитатель подбирает предметы и игрушки, в названии которых
имеется звук р, например: карандаш, грузовик, барабан, краски, петрушку, пирамидку,
кружку и т; д. На стол ставится 3—5 предметов, Дети должны посмотреть на них,
назвать каждый и запомнить порядок расположения. Затем воспитатель накрывает
предметы, меняет их местами и предлагает сказать, что изменилось.
Методические указания. Следить за тем, чтобы дети произносили фразы четко,
достаточно громко, на одном выдохе, правильно произносили звук р. При повторении
игры менять предметы.
Речевой материал, который используется для закрепления звука р во фразовой речи
(включается в занятие поусмотрению воспитателя)
Чистоговорки
ры-ры-ры — у нас в руках шары,
ра-ра-ра — начинается игра,
РУ-ру-РУ — бью рукою по шару,
ро-ро-ро — щар упал в ведро.
Закрепление правильного произношения звука р
Скороговорки
На дворе трава, на траве дрова.
Быстро Егорка говорит скороговорку.
Загадки
Два братца
Живут через дорогу,
А друг друга не видят.
(Глава.)
Сверху дыра, снизу дыра,
Посредине огонь да вода.
(Самовар.)
Стихотворения
Кто умеет?
Я умею на кроватке
Простыню расправить гладко
И у скомканной подушки
Кулачком задвинуть ушки.
Грузовик
Едем на грузовике,
По флажку у нас в руке.
Светофора красный глаз
Не пускает дальше нас.
(Александрова.)
Заяц Егорка
Свалился в озерко.
Бегите под горку!
Спасайте Егорку!
Я сегодня утром рано
Умывался из-под крана!
Я и сам теперь умею
Вымыть личико и шею.
(А. Кузнецова.)
Воспитание звуковой культуры речи у детей 5—7 лет
Дети старшего возраста в большинстве своем усваивают и правильно произносят все звуки родного языка, умеют четко и правильно произносить слова и фразы, менять громкость речи в зависимости от ситуации, пользоваться, интонационными средствами выразительности, имеют достаточно развитый речевой слух. Однако и в этом возрасте еще встречаются дети, не совсем четко произносящие отдельные звуки
и многосложные слова, особенно со стечением нескольких согласных. Они не всегда умеют пользоваться умеренным темпом речи, говорить достаточно громко или тихо и т.п. Некоторые дети, верно произнося звуки, затрудняются в различении их на слух, что может привести в дальнейшем к трудностям в овладении грамотой.
В связи с тем, что дети поступают в детский сад в разном возрасте и неодинаково усваивают все разделы звуковой культуры речи, работа по ее формированию должна продолжаться и в старших группах. Основной задачей формирования звуковой культуры речи у детей 5—7 лет является дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной, интонационно выразительной речи.
На этом этапе формирование звуковой культуры речи можно связать с работой по дифференциации звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: шипящих и свистящих (ш — с, ж — з, ч — ц, щ — съ), звонких и глухих (в — ф, з — с, ж — ш, б — п, д — т,
г — к), звуков л и р, твердых и мягких (д — дъ, л — ль и др.). При необходимости можно проводить дифференциацию и других пар ввуков, также нередко смешиваемых детьми, например ч — тъ, с — ц и пр.
Работа по дифференциации звуков может быть правильно построена только в том случае, если различение звуков проводится одновременно как по акустическим, так и по артикуляционным их свойствам. Эти свойства вычленялись детьми еще раньше, при отработке звуков. Например, в процессе работы над звуками с и ш воспитатель подводил детей к сопоставлению этих звуков, выделяя их основные акустические и
артикуляционные признаки: холодный воздух выходит из насоса и свистит ссс... — когда мы произносим звук с, язык лежит за нижними зубами; теплый воздух выходит из лопнувшей шины и шипит шшш... — когда мы произносим звук ш, язык поднимается за верхние зубы.
Такая систематическая работа, направленная на практическое изучение
различительных особенностей звуков, помогает детям, пришедшим в детский садпозже, уточнить свое звукопроизношение, способствует развитию фонематического слуха и выработке тонких дифференцированных движений артикуляционного аппарата, характерных для различения звуков, а все это является необходимым условием для дальнейшего успешного обучения родному языку. Поскольку проводится дифференциация не только изолированных звуков, но и звуков в словах и во фразовой речи, это обеспечивает возможность одновременной работы по совершенствованию у детей речевого дыхания, дикции, интонационной выразительности, т. е. всех сторон звуковой культуры речи.
Дифференциация любой пары звуков предусматривает три вида работы.
1-й вид работы — дифференциация изолированных звуков.
Воспитатель проводит работу по различению звуков по их акустическим и
артикуляционным свойствам, используя при этом кар тины-«образы», т. е. условно соотнося звук с определенным звуком, издаваемым животным, предметом. Одновременно этот вид работы способствует совершенствованию фонематического слуха, выработке четкого произношения звуков.
2-й вид работы — дифференциация звуков в словах.
Воспитатель подбирает различные картинки, предметы, игрушки, в названии которых имеются дифференцируемые звуки, и учит детей отличать их. Сначала берутся слова, в которых имеется тот или другой дифференцируемый звук, затем — слова, отличающиеся только одним дифференцируемым звуком, потом — слова, включающие оба дифференцируемых звука. Дети должны четко, правильно
произносить их и указывать их' различие. Одновременно эта работа способствует улучшению дикций, уточняет правильность произнесения слов в соответствии с орфоэпическими нормами произношения.
3-й вид работы — дифференциация звуков в речи.
Воспитатель подбирает словесные игры, рассказы, сюжетные картинки,
стихотворения, чистоговорки, скороговорки, загадки, пословицы и другой речевой материал, насыщенный дифференцируемыми звуками.
При этом он следит за тем, чтобы дети правильно употребляли эти звуки и не
смешивали их в собственном произношении.
Давая в потешках, стихотворениях, рассказах материал для дифференциации звуков, педагог имеет возможность одновременно отрабатывать с детьми темп речи, дикцию, умение правильно пользоваться голосом, следить за правильностью произнесения слов с учетом литературных норм их произношения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анкета для воспитателей о физической культуре
Просим вас ответить на вопросы анкеты. Искренние ответы помогут вам и вашим воспитанникам....
Анкета для воспитателей "Социально-личностное развитие ребёнка"
Анкета состоит из 20 вопросов, на которые получив ответ, вы получите представление по данному направлению о каждом из детей группы...
АНКЕТА "НАШ ВОСПИТАТЕЛЬ".
Эту анкету ря обычно предлагаю в конце года....
Анкеты для воспитателей
Анкета для воспитателей по составлению годового плана....
Какой вы воспитатель? Анкета для воспитателей.
Какой вы воспитатель? Предлагаемый тест, составленный французским психологом, является одновременно и упражнением, которое позволит родителям лучше разобраться в вопросах воспитания мальчиков и девоче...
Анкета для воспитателя Готовность воспитателя к работе по развитию словесного творчества детей дошкольного возраста.
Анкета позволяет выявить уровень в мотивационном. содержательном и деятельностном компоненте при работе с детьми в области развития словесного творчества....
Анкета для воспитателей "Самооценка воспитателя требованиям Профстандарта педагога"
Анкета для воспитателей "Самооценка воспитателя требованиям Профстандарта педагога"...