Комплексно-тематическое планирование в старшей группе по ФГОС
календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа) на тему
Планирование работы по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой в старшей группе по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksn_planir_po_rr_i_hudozh_lit.odt | 25.06 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СЕНТЯБРЬ |
1-ая неделя |
Тема: «Пересказ рассказа А.Алексина «Первый день», «Заучивание стихотворения З.Александровой «В школу». ЦЕЛИ: Сформировать первоначальное представление о значении образования в жизни человека. Уточнить и дополнить знания детей о школе на примере литературных произведений. Дидактич. игры: «Расскажи о поступках», «Как нас назовешь?». ЛИТ-РА:А.Алексин «Первый день», С.Маршак «Первый день календаря», З.Александрова «В школу». |
2-ая неделя |
Тема: «Составление рассказа из личного опыта «Я иду, шагаю по Москве» ЦЕЛИ: Расширять знания о родном городе, воспитывать чувство гордости за свой город. Учить составлять описательные рассказы о своем городе по плану и иллюстрациям. Дидактич. игры: «Продолжи рассказ», «Задумай, опиши». ЛИТ-РА:Л.Кассиль «Москва», А.Волков «Волшебник Изумрудного города». |
3-ая неделя |
Тема: «Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказа по ней. Заучивание стихотворения И.Белоусова «Осень». ЦЕЛИ: Совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плана. Помочь детям запомнить стихотворение И.Белоусова «Осень». Дидактич. игры: «Узнай по цвету», «Когда это бывает?». |
4-ая неделя |
Тема: «Составление описательных рассказов об овощах и фруктах по схеме». ЦЕЛИ: Совершенствовать умение детей составлять описательные рассказы об овощах и фруктах с опорой на схему. Учить отгадывать овощи и фрукты по их существенным признакам. Дидактич. игры: «Угадай, какой формы?», «Четвертый лишний». ЛИТ-РА: Плещеев «Осенью», А.Толстой «Осень. Осыпается весь наш бедный сад». |
ОКТЯБРЬ |
1-ая неделя |
Тема: «Составление рассказов из личного опыта о грибах и ягодах по плану. Пересказ рассказа В.Катаева «По грибы». ЦЕЛИ: Развивать умение отвечать на вопросы полным предложением. Совершенствовать умение правильно правильно и логично пересказывать рассказ, используя предметные картинки. Учить составлять рассказы на тему из личного опыта по плану и иллюстрациям. Дидактич. игры: «Расскажи и покажи», «Отгадай и объясни». |
2-ая неделя |
Тема: «Беседа «Как хлеб на стол пришел?» Пересказ сказки «Колосок» с использованием серии сюжетных картин». ЦЕЛИ: Учить пересказывать сказку по серии сюжетных картин. Обучать логическому построению высказывания. Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях. Дидактич. игры: «Сложи и расскажи», «Сочиняем сказку». ЛИТ-РА:Н.Тихонов «Зерна наших дней, светитесь», Л.Кон «Пшеница», «Рожь», М.Глинская «Хлеб». |
3-ая неделя |
Тема: «Составление рассказа по картине «Осень в осеннем лесу». Пересказ рассказа Н.Сладкова «Осень на пороге». ЦЕЛИ: Активизировать словарь по теме «Осень» и систематизировать знания о поведении животных в осенний период. Учить пересказывать рассказ с опорой на картинки. Воспитывать способность понимать и чувствовать настроение героев произведения. Дидактич. игры: «Узнай по описанию», «Продолжай словами сказки». |
4-ая неделя |
Тема: «Беседа «Бережем свое здоровье». Пересказ рассказа В.Осеевой «Сыновья». ЦЕЛИ: Закрепить знания детей о правилах здорового образа жизни. Развивать умение участвовать в общей беседе, задавать вопросы, высказывать свое мнение культурно. Воспитывать отрицательное отношение к невнимательности, равнодушию, безразличию к родным и незнакомым людям. Дидактич. игры: «Закончи предложение», «Кто прав и почему?». ЛИТ-РА:Л.Толстой «Старый дед и внучек», «Косточка», Е.Пермяк «Для чего руки нужны?». |
НОЯБРЬ | |
1-ая неделя | |
Тема: «День народного единства. Беседа «Давайте будем все дружить». ЦЕЛИ: Закреплять знания детей о своей стране, рассказать о Дне народного единства. Формировать представление о многообразии национальностей и уважительное отношение к другим людям. Поддерживать инициативу детей участвовать в беседе, развивать умение выслушать других и выразить свое мнение. Дидактич. игры: ЛИТ-РА: С.Баруздин «Страна, где мы живем», Т.Цыферов «15 сестер». | |
2-ая неделя | |
Тема: «Отличительные признаки ранней и поздней осени. Составление описательных рассказов о птицах по схеме». ЦЕЛИ:Упражнять в умении давать сравнительную характеристику поздней и ранней осени. Учить составлять небольшие рассказы-описания о птицах в виде загадок с опорой на схему и иллюстрации. Дидактич. игры: «Отгадай по описанию», «Когда это бывает?», «Сравни картинки». ЛИТ-РА:Е.Трутнева «Осень», И.Соколов-Микитов «Листопадничек», Л.Толстой «Птичка». | |
3-ая неделя | |
Тема: «Чтение и пересказ русской народной сказки «Хаврошечка». ЦЕЛИ: Познакомить со сказкой «Хаврошечка». Помочь детям запомнить начальную фразу и концовку произведения. Упражнять в умении последовательно и логично пересказывать текст сказки, стараясь правильно строить предложения. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных. Дидактич. игры: «Я начну, а ты продолжи», «Закончи предложение». ЛИТ-РА:Л.Толстой «Котенок», «Лев и собачка», С.Городецкий «Котенок». | |
4-ая неделя | |
Тема: «Составление рассказов по схеме о своем доме, квартире. Беседа про произведению В.Драгунского «Сверху вниз, наискосок». ЦЕЛИ: Развивать умение участвовать в коллективном разговоре, помогая детям содержательно строить свои высказывания. Учить правильно составлять загадки-описания о своем доме или квартире, используя схему и иллюстрации. Дидактич. игры: «Подскажи словечко», «Кто где живет?». ЛИТ-РА: С.Баруздин «Кто построил этот дом?», В.Драгунский «Сверху вниз, наискосок», Б.Житков «Белый домик». |
ДЕКАБРЬ |
1-ая неделя |
Тема: «Беседа по произведению С.Маршака «Откуда стол пришел?» Формирование умения подбирать рифмы к словам». ЦЕЛИ: Учить детей правильно подбирать рифмующиеся слова. Развивать воображение детей, помогая логично и содержательно строить высказывания по содержанию произведения. Дидактич. игры: «Подбери рифму», «Продолжи рассказ». 2-ая неделя |
Тема: «В гостях у бабушки Федоры. Чтение и коллективное обсуждение произведения К.Чуковского «Федорино горе». ЦЕЛИ: Продолжать приобщать детей к участию в коллективном разговоре, умению выслушать своего товарища и высказать свое мнение по содержанию произведения, дать оценку произошедшим событиям. Дидактич. игры: «Найди и исправь ошибки героини», «Кто прав и почему?». |
3-ая неделя |
Тема: «Чтение и заучивание стихотворений о зиме. Составление рассказа о зиме по сюжетным картинам». ЦЕЛИ: Познакомить детей со стихотворениями о зиме. Помочь детям запомнить и выразительно рассказывать стихотворения. Упражнять в умении составлять рассказ о зиме по сюжетным картинам. Дидактич. игры: «Когда это бывает?», «Сложи и расскажи». ЛИТ-РА: И.Суриков «Зима», А.Пушкин «Зимний вечер», Г.Скребицкий «Зима», Н.Островский «Снегурочка». |
4-ая неделя |
Тема: «Беседа по сказке В.Одоевского «Мороз Иванович». Чтение и обсуждение стихотворения К.Фофанова «Нарядили елку...» ЦЕЛИ: Развивать творческое воображение детей, помогать логично и содержательно строить высказывания. Продолжать учить участвовать в коллективном разговоре, правильно употребляя сложноподчиненные предложения. Дидактич. игры: «Подскажи слово», «Расскажи о поступках». ЛИТ-РА:С.Маршак «Песня о елке», Н.Некрасов «Мороз-воевода», В.Одоевский «Мороз Иванович». |
ЯНВАРЬ |
1-ая неделя |
КАНИКУЛЫ |
2-ая неделя |
Тема: «Составление описательных и сравнительных рассказов о животных по схеме. Чтение и пересказ рассказа Г.Скребицкого «В зимнюю стужу». ЦЕЛИ: Учить детей составлять рассказы-описания и рассказы-сравнения о животных по схеме и иллюстрации. Совершенствовать умение последовательно и логично пересказывать текст, стараясь правильно строить предложения. Дидактич. игры: «Угадай по описанию», «В чем сходство и отличие?». |
3-ая неделя |
Тема: «Чтение и пересказ сказки С.Маршака «Двенадцать месяцев». Составление рассказа по картине «Зимние забавы». ЦЕЛИ: Учить детей целенаправленному рассматриванию картины, воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ. Упражнять в умении отвечать на вопросы по прослушанному произведению полным предложением. Дидактич. игры: «Я начну, а ты продолжи», «Составь предложение». ЛИТ-РА: Братья Гримм «Госпожа Метелица», С.Маршак «Двенадцать месяцев». |
4-ая неделя |
Тема: «Беседа по картине «Зимой под водой». Чтение и пересказ рассказа Н.Носкова «Карасик». ЦЕЛИ:Совершенствовать умение участвовать в коллективном разговоре, правильно отвечать на поставленные вопросы. Воспитывать бережное отношение к воде, как к источнику жизни, и к ее обитателям. Дидактич. игры: «Закончи предложение», «Придумай начало рассказа». ЛИТ-РА: сказки народов Сибири «Живая вода», Н.Носков «Карасик», сказка «Два ручья». |
ФЕВРАЛЬ |
1-ая неделя |
Тема: «Беседа по содержанию произведения М.Ильина, Е.Сегала "Машины на улицах города". Составление рассказов о машинах и других видах транспорта". ЦЕЛИ: Учить пересказывать литературное произведение, отвечать на вопросы по тексту. Совершенствовать умение использовать в речи разные виды предложений. Развивать навыки описательного рассказа. Дидактич. игры: "Придумай продолжение рассказа", "Назови, какой предмет". ЛИТ-РА: Б.Заходер "Шофер", М.Ильин, Е.Сегал "Машины на улицах города". |
2-ая неделя |
Тема: "Отгадывание загадок о животных жарких стран и составление рассказов о них с опорой на схему и иллюстрации". ЦЕЛИ: Расширять представления детей о животных жарких стран. Учить угадывать животных по их отличительным признакам. Развивать умение составлять описательные рассказы о животных с опорой на схему и иллюстрации. Дидактич. игры: "Отгадай загадку - покажи отгадку", "Узнай животное и расскажи о нем". |
3-ая неделя |
Тема: "Армия - защитница Отечества. Составление рассказов по серии картин "На границе". ЦЕЛИ: Закреплять и систематизировать знания детей о Российской армии. Совершенствовать умение поддерживать беседу: отвечать на вопросы и задавать их. Воспитывать любовь и уважение к воинам Российской армии. Дидактич. игры: "Сложи и расскажи", "Отгадай и назови". |
4-ая неделя |
Тема: «Беседа о народной культуре и традициях празднования Масленицы». ЦЕЛИ: Формировать у детей представления о том, как и когда отмечают Масленицу. Развивать умение рассказывать о Масленице, отвечать на поставленные вопросы. Дидактич. игры: «Я начну, а ты продолжи», «Закончи предложение». |
МАРТ |
1-ая неделя |
Тема: «Беседа по содержанию произведения Н.Павловой «В живой комнате». Составление рассказа по картине «В живом уголке». ЦЕЛИ: Систематизировать и обогащать знания детей о комнатных растениях и заботе о них. Упражнять в умении составлять рассказ по картине, а также описательный рассказ о комнатных растениях. Совершенствовать умение поддерживать беседу: выражать свои мысли культурно, уметь слышать своих товарищей и продолжать разговор. Дидактич. игры: «Угадай по описанию», «Составь рассказ». |
2-ая неделя |
Тема: «Составление рассказов о своих мамах. Заучивание стихотворений». ЦЕЛИ: Рассказать детям о многогранном образе матери-труженицы, воспитывать любовь и бережное отношение к своим мамам. Помогать детям заучивать стихотворения. Развивать умение составлять рассказ о своих мамах, отвечать на вопросы распространенными предложениями. Дидактич. игры: «Расскажи, какая твоя мама», «Продолжи стихотворение». ЛИТ-РА: Г.Виеру «Мамин день», сказка «Кукушка». |
3-ая неделя |
Тема: «Составление рассказа о весне по картине с опорой на личные наблюдения. Беседа о первоцветах». ЦЕЛИ: Развивать умение составлять рассказ по фрагментам и по всему содержанию картины с опорой на личные наблюдения. Уточнять и закреплять знания детей о первоцветах. Учить узнавать первоцветы по их внешнему виду. Дидактич. игры: «Узнай и назови», «Придумай рассказ по картине». ЛИТ-РА: В.Катаев «Цветик-семицветик», А.Плещеев «Мой садик». |
4-ая неделя |
Тема: «Беседа о русских народных промыслах и русских мастерах». ЦЕЛИ: Познакомить детей с русскими народными промыслами (дымковские игрушки, городецкая роспись, павло-посадские платки, изделия из гжели). Развивать умение узнавать народные промыслы на иллюстрациях. Совершенствовать умение поддерживать беседу, отвечать на вопросы распространенными предложениями. Дидактич. игры: «Угадай и покажи», «Повтори и запомни». ЛИТ-РА: А.Дьяков «Веселая Дымка», О.Левицкий «Хороша игрушка расписная». |
АПРЕЛЬ |
1-ая неделя |
Тема: «Составление рассказов по картинам о весне. Сравнение поздней и ранней весны. Беседа по содержанию сказки «Финист – ясный сокол». ЦЕЛИ: Формировать у детей умение распознавать отличительные признаки ранней и поздней весны с опорой на иллюстрации. Продолжать развивать умение составлять рассказы по картинам и серии картин о весне. Совершенствовать диалогическую речь. Дидактич. игры: «Продолжи рассказ», «В чем сходство и отличие?». ЛИТ-РА: Н.Сладков «Птенцы-хитрецы», сказка «Финист-ясный сокол». |
2-ая неделя |
Тема: «Покорение Космоса. Беседа по содержанию произведения Н.Носова «Незнайка на Луне». ЦЕЛИ: Уточнить и расширить представления детей о космосе и космонавтах. Упражнять в умении отвечать на вопросы распространенными предложениями. Развивать интонационную выразительность речи. Дидактич. игры: «Назови пропущенное слово», «Повтори и запомни». |
3-ая неделя |
Тема: «Путешествие в мир растений: составление рассказов о луговых и садовых цветах». ЦЕЛИ: Уточнить и закрепить знания детей о луговых и садовых цветах, их отличиях. Развивать умение узнавать цветы по их внешнему виду и составлять загадки-описания, используя схему и иллюстрацию. Дидактич. игры: «Узнай и назови», «Задумай, опиши». ЛИТ-РА: А.Платонов «Неизвестный цветок», Г.Скребицкий «На лесной полянке», И.Бунин «В лесу». |
4-ая неделя |
Тема: «Пересказ басни И.Крылова «Стрекоза и муравей». Составление загадок-описаний о насекомых». ЦЕЛИ: Систематизировать и расширять знания детей о насекомых. Совершенствовать умение пересказывать текст с опорой на картинки и наводящие вопросы. Упражнять в умении составлять загадки-описания о насекомых с опорой на схему и иллюстрации. Дидактич. игры: «Кто прав и почему?», «Угадай по описанию». ЛИТ-РА: И.Крылов «Стрекоза и муравей», М.Михайлова «Лесные хоромы». |
МАЙ |
1-ая неделя |
Тема: «Беседа о Дне Победы и героях войны». ЦЕЛИ: Формировать у детей представления о праздновании Дня Победы. Развивать чувство гордости за свою Родину, любовь и уважение к героям-защитникам. Совершенствовать умение принимать участие в беседе, используя личный опыт. Дидактич. игры: «Покажи и назови», «Расскажи о героях-защитниках». ЛИТ-РА: А.Гайдар « Сказка о военной тайне, о мальчише-Кибальчише и его твердом слове», С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое». |
2-ая неделя |
Тема: «Составление описательных и сравнительных рассказов о деревьях и кустарниках с опорой на схему и иллюстрации». ЦЕЛИ: Систематизировать и обогащать знания детей о деревьях и кустарниках, их отличительных особенностях. Развивать умение составлять короткие загадки-описания, используя схему и иллюстрации. Воспитывать бережное отношение к природе. Дидактич. игры: «Назови и запомни», «Загадай загадку – покажи отгадку». |
3-ая неделя |
Тема: «Составление рассказов о лете по картинкам и серии картин. Заучивание стихотворений». ЦЕЛИ: Развивать умение составлять короткий рассказ о лете по картинкам. Помогать детям запомнить и выразительно рассказывать стихотворения о лете. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь. Дидактич. игры: «Запомни и расскажи», «Составь рассказ». ЛИТ-РА: сказка «В гостях у солнышка», Л.Воронкова «Солнечный день». |
4-ая неделя |
Тема: «Летние забавы и развлечения.» ЦЕЛИ: Уточнить и закрепить знания детей о влиянии тепла и солнечного света на все живое. Развивать представления детей о летних забавах и развлечениях и труде людей в жаркое время года. Дидактич. игры: «Найди и исправь ошибки», «Что перепутал художник?». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
комплексно-тематическое мероприятие для детей старших групп "Живи в веках, моя Россия!"
Занимательное мероприятие, которое воспитывает патриотические чувства у детей. Знакомит воспитанников с героями нашей Родины в разные времена, начиная от богатырей, и заканчивая мирным временем....
комплексно-тематическое планирование в старшей группе по фгос веракса
В пособии предлагается комплексно-тематическое планирование, составленное по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Верак...
Комплексно-тематический план работы в старшей группе в рамках проекта « Ай да, Зимушка-Зима! До чего ж ты хороша! »
Содержание:Знакомство с зимними месяцами, приметами. Изменение в жизни диких животных, птиц, спосо...
Комплексное тематическое занятие для детей старшей группы «Волшебный мир музыкальных произведений П.И. Чайковского из балета Щелкунчик»
Конспект непосредственно образовательной деятельностиВозрастная группа: старшаяТема НОД: «Волшебный мир музыкальных произведений П.И. Чайковского из балета Щелкунчик»Направление образовани...
Комплексно-тематическое планирование в старшей группе по ФГОС
комплексно-тематическое планирование...
Примерный комплексно-тематический план НОД в старшей группе
Примерный комплексно-тематический план НОД в старшей группе...
Конспект комплексно-тематического занятия для детей старшей группы
Тема: "Времена года. Календарь". Цель. Формировать устойчивый познавательный интерес. Задачи. Закреплять знания о временах года и связанных с ними природных явлениях и изменениях...