Комплексно-тематический план работы в старшей группе в рамках проекта « Ай да, Зимушка-Зима! До чего ж ты хороша! »
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему
Содержание:
Знакомство с зимними месяцами, приметами.
Изменение в жизни диких животных, птиц, способы добывания пищи, приспособление к зимним условиям жизни.
Сказка в гости к нам пришла!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zimushka_-_zima_2_12.docx | 37.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Примерный комплексно-тематический план работы в старшей группе в рамках проекта
« Ай да, Зимушка-Зима! До чего ж ты хороша! »
Содержание:
- Знакомство с зимними месяцами, приметами.
- Изменение в жизни диких животных, птиц, способы добывания пищи, приспособление к зимним условиям жизни.
- Сказка в гости к нам пришла!
Предпосылки к определению цели детьми: Внесение коробки-копилки «Подарки осени» и «Подарки зимы».
«Копилка осени» у нас создана, а «Копилка зимы» почти пустая и её предстоит пополнить всем тем, что связано с зимой.
Мы с радостью встречаем зиму и назвали наш проект « Ай да, Зимушка-Зима! До чего ж ты хороша!»
Цель детей: Изготовление фенологического календаря зимы, пополнение «Копилки Зимы»
Региональный компонент:
• Деревья: берёза, клён, тополь, рябина, липа, ель, сосна.
• Звери: заяц, волк, белка, лиса, лось.
• Птицы: воробей, синица, снегирь, ворона, галка.
Литературное творчество:
А.Захаров: «Зайкина шуба», А.Захаров: « Мастерица-зима», «Снежные наряды», «Снежинка», «Снег», «Зимой», «Сосулька», «Снеговик»
Ю.Синицын: «Хитрунья», «Первый снег»
Художественное творчество:
В.А.Бычков «Елочки», «Березки»
В.М.Милованов «Лесная дорога»
Ю.Н.Белов «Вечереет», «Сквер на Абельмана», «Старый город»
Итог: Развлечение «Сказка в гости к нам пришла!». Фенологический календарь «Зима». Пополнение «Копилки Зимы» рисунками, поделками, фотографиями.
Работа с родителями
• Выставка книг для родителей: «Самоделки из бумаги», «Зимний выходной с родителями»,
• Подбор периодики по теме «Поделки к зимней выставке»
• Подбор стихов и загадок – оформление листов для альбома
• Организация выставки детских рисунков «Зима»
Изменения в среде
центр | Изменения ПРС и содержание условий для самостоятельной деятельности | ||||
Центр творчества | Книжки – раскраски «Дикие животные», «Зимние забавы», «Времена года - ЗИМА», шаблоны, трафареты животных. | ||||
Речевой центр | Рассматривание сюжетных картин («Зимний лес», «Катаемся на санках», «Зимний пейзаж», «Саша и снеговик»). | ||||
Научный центр | Альбомы для рассматривания «Времена года», «Зимующие птицы», «Дикие животные». Пополнение уголка экспериментирования предметами, необходимыми для проведения опытов с водой, снегом, воздухом (формочки, баночки, пищевой краситель, лупа, вертушки). Дневник наблюдений Детская энциклопедия «От земли до неба» | ||||
Центр двигательной активности | Шапочки зверей для подвижных игр «Пингвины», шапочки для игры «Мороз Красный нос», ленточки для игры «Северный и южный ветер» | ||||
Книжный центр | Выставка книг о зиме. С. Маршак «Двенадцать месяцев», П. Бажов «Серебряное копытце», Н. Никитин «Встреча зимы», С. Есенин «Белая берёза», В. Бианки «Синичкин календарь». Н.Носов «На горке». Русские народные сказки: «Зимовье зверей», «Заяц-хваста», «Два мороза». Литературные сказки: «Морозко», «Снегурочка». Зарубежные сказки: «Снежная королева». | ||||
Центр с/р игр | Атрибуты к играм «Семья», «Встреча нового года», «Магазин подарков» | ||||
Центр дидактических игр | «Времена года», «Узнай по описанию», «Составь узор», «Разрезные картинки». «Кто быстрее соберет подарки», «Зимние забавы». | ||||
Центр конструирования | Наборы счётных палочек, схемы выкладывания животных, растений из счётных палочек. Альбом со схемами оригами. | ||||
Центр музыки | П.И. Чайковский «Времена года», | ||||
Центр театрализации | Изображения животных для настольного театра, шапочки зверей, птиц, костюм Деда Мороза. | ||||
Задачи | Темы ООД ФЦКМ конструирования | Беседы в совместной деятельности, в режимных моментах Исследовательская деятельность | |||
Воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года. Развивать умение детей отражать наблюдения и полученные представления в различных видах деятельности. Расширение представлений о зимних природных явлениях через познавательно исследовательскую деятельность. | ФЦКМ «Идет волшебница зима» Конструирование из бросового материала «Снеговик» | Беседа «Зима полна серебра», «Идет волшебница зима», «Зима в нашем крае», «Снежное одеяло для земли». | |||
Развивать представления детей о животных России, их образе жизни, питании, жилищах. Формировать представления о природе родного края, знакомить с некоторыми особенностями поведения зверей. Способствовать формированию у детей любознательного интереса к живым организмам, воспитывать желание оказывать помощь животным. | ФЦКМ «Зимовье зверей» Конструирование из природных материалов «Путешествие в зимний лес» | Просмотр презентаций: «Путешествие в зимний лес», «Жизнь диких животных зимой». «Зимовье зверей» Ситуативный разговор «Почему птицы не поют зимой?» | |||
Расширять представления о празднике «Новый год». Познакомить детей с историей возникновения праздника, развивать умение бережно относиться к традициям празднования Нового года. Развивать у детей организаторские способности, умение активно участвовать в подготовке к празднику. | ФЦКМ «Новый год у ворот» Конструирование из бумаги «Елочные игрушки». | Беседа «С кем ель дружит», Рассказ о традициях празднования Нового года. Пение колядок. Экспериментирование. Опыты со снегом и льдом. «Что интересного зимой происходит». |
Художественная литература | Художественное творчество | Дидактические игры (словесные) | С/Р игры театрализованные игры |
Е.Благинина «Зима», Н. Некрасов «Не ветер бушует над бором», В. Архангельский «Летят пушистые снежинки», «Белая береза» С. Есенина, | Рисование «Снежинка». . «Ели в снегу» Аппликация «Большие и маленькие ели», Лепка «Девочка в зимней шубе» Искусство: | Д/И «Скажи со словом «зимний» Д/И « Так бывает или нет?» Д/И «Когда это бывает?» Д/И ««Скажи наоборот», Д/И «Опиши картинку», Д/И «Один-много» | С/р игра «Магазин одежды». Сюжетно-ролевая игра «Семья»: идем на каток |
Русские народные сказки: «Зимовье зверей», «Заяц - Хваста», «Два мороза». М.Пришвин «Этажи леса», В.Бианки «Лес зимой», «Письмо простое и письмо с хитростью», Г. Скребицкий «На лесной полянке», «Покормите птиц зимой» А. Моравов | Рисование ««Птицы синие и красные». «Городецкая роспись деревянной доски». Аппликация Лепка «Птицы на кормушке» Зимние забавы Сказочный герой»" Искусство Рассматривание репродукций картин: | Д/и «Найдите и покормите зимующих птиц» Д/и «Где чей хвост», Д/и «Где чей домик», Д/и «Четвертый лишний» | С/р «Путешествие в зимний лес» |
Н.Носов «На горке». Литературные сказки: «Морозко», «Двенадцать месяцев», «Мороз Иванович», «Снегурочка». З.Александрова «Елочка» В. Сутеев «Снеговик-почтовик», В. Даль «Старик – Годовик», А. Усачев «Откуда приходит Новый год?» | Лепка «Зимние забавы» «Сказочный герой» Рисование «Новогодняя елка» Рисование «Птицы у моего окна» Аппликация «Сказочная птица» | Д/И «Волшебные фигуры» Д/И «Подбери рифму» Д/И «Где снежинки» Д/И «Времена года», Д/И «Узнай по описанию», Д/И «Разложи картинки» | С/р игра «Магазин игрушек» (новогодняя распродажа) |
Примерный комплексно-тематический план работы в подготовительной группе в рамках проекта « Ай да, Зимушка-Зима! До чего ж ты хороша! »
Содержание:
• Какие характерные признаки изменений можно найти в природе зимой.
• Способы зимовки диких животных. Подкормка зимующих птиц.
• Как нужно заботиться о здоровье зимой.
• Традиции народов мира
Предпосылки к определению цели: Воспитатель обращает внимание на зимние пейзажи русских художников, размещённые на стенде в группе. Говорят, что зимой природа как будто отдыхает, спит, но остаётся очень красивой и завораживающей. Отгадайте загадку, и обратите внимание, какие образные красивые слова здесь есть:
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белой,
А в санях сидит царица –
Белокожа, светлолица.
Как махнула рукавом –
Всё покрыла серебром!
Почему зимой идёт снег, а не дождь? Почему снежинки на руке тают, а на земле — нет? Почему, когда светит солнце, снег не тает? Почему в самом начале зимы по льду нельзя ходить, а в середине зимы можно?
Цель детей: Составление книги «Почему нам нравится зима?»
Региональный компонент:
- Животные лесов Владимирской области: заяц, белка, ёж, лось, кабан, волк, лиса.
- Литературное творчество: А.Захаров: « Мастерица-зима», «Снежные наряды», «Снежинка», «Снег», «Зимой», «Сосулька», «Снеговик», «Зимняя рябинка», «Пурга», «Лесная гостья»
Ю.Синицын: «Веселый поезд», «Первый снег», «Зимняя шутка», «Песенка лесных следопытов»
А.Чесноков: сборник «Не всякая птица зимы боится» (кн.10): «Зима»;
Сборник «Азбука следов» (кн.11): «Берёза», «Заяц-беляк»,
И.Жуков: « Недоросший Дед Мороз», «Призы снеговиков», «Ну разве это Дед Мороз?»
А.Захаров: «Лесная гостья»
Художественное творчество: В.А.Бычков «Елочки», «Березки»
В.М.Милованов «Лесная дорога»
Ю.Н.Белов «Вечереет», «Сквер на Абельмана», «Старый город»
Итог: Выставка рисунков детей "Зимнее настроение".
Фотоальбом "Зимние забавы".
Книга рассказов детей на тему "Хорошо, что есть зима".
Развлечение «Кабы не было зимы!»
Взаимодействие с семьей:
- Оформление прогулочного участка на улице.
- «Супер столовая для птиц". Изготовление кормушек для птиц.
- Организация выставки детских рисунков «Зима»,
- Ширма «Весёлая прогулка»,
- Консультации: «Новогодние обычаи в России»,
- «Профилактика несчастных случаев во время зимних прогулок».
- Папки-передвижки «Инфекционные болезни детей зимой»
Изменения в среде
центр | Изменения ПРС и содержание условий для самостоятельной деятельности |
Центр творчества | Организация выставки детских рисунков «Зимушка — зима» Приготовление материалов для художественного творчества (акварель, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки, цветная бумага, клей, картон, пластилин и т. д.) Трафареты диких и домашних животных, альбомы для раскрашивания «Зима» |
Речевой центр | Н.Крылов «Зимний вечер», И.Шишкин «Зима», К.Юон «Зима в лесу», К.Юон «Русская зима», И.Грабарь «Февральская лазурь». |
Научный центр | Исследовательские проекты «История празднования Нового года», «Как делают новогодние игрушки» (с родителями) Пополнение уголка экспериментирования предметами, необходимыми для проведения опытов с водой, снегом, воздухом (формочки, баночки, пищевой краситель, лупа, вертушки). Дневник наблюдений. Детская энциклопедия «От земли до неба». |
Центр двигательной активности | Шапочки зверей для подвижных игр «Пингвины», шапочки для игры «Мороз Красный нос», ленточки для игры «Северный и южный ветер» |
Книжный центр | Выставка книг о зиме. Н. Сладков «Суд над декабрём» В. Одоевский «Мороз Иванович» С. Иванов «Каким бывает снег» Е. Трутнева «Первый снег» К. Бальмонт «Снежинка» Г.Снегирёв «Про птиц» Н Сладков «Еловая каша» В.Зотов «Клёст», «О птицах» В. Бианки «Кто к кормушке прилетел?», «Синичкин календарь», «Молодая ворона» С.Маршак «Двенадцать месяцев» Бр.Гримм «Госпожа Метелица» |
Центр с/р игр | Обогащение материалами игры «Магазин одежды». Создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Зоопарк зимой», «Путешествие в зимний лес», «Зимние встречи в лесу». |
Центр дидактических игр | «Времена года», «Узнай по описанию», «Составь узор», «Разрезные картинки». «Кто быстрее соберет подарки», «Зимние забавы». |
Центр конструирования | Наборы счётных палочек, схемы выкладывания животных, растений из счётных палочек. Альбом со схемами оригами. |
Центр музыки | «Зимняя сказка», «Кабы не было зимы», «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик», муз. П.И. Чайковского Новогодние хороводы, пение новогодние песен. Прослушивание аудио сказок. Игра «Узнай на слух», игры – импровизации под музыку. |
Центр театрализации | Изображения животных для настольного театра, шапочки зверей, птиц, костюм Деда Мороза. |
Задачи | Темы ООД ФЦКМ конструирования | Беседы в совместной деятельности, в режимных моментах Исследовательская деятельность |
Воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года. Развивать умение детей отражать наблюдения и полученные представления в различных видах деятельности. Расширять представления о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность. Знакомить с явлениями неживой природы (морозы, сильные ветры, идет снег, метут метели, замерзли водоёмы), свойствами снега (белый, хрустящий, рассыпчатый, холодный, пушистый, липкий). | ФЦКМ «Идет волшебница зима» Конструирование из шишек «Зимний лес». | «Почему мне нравится зима», «Зачем зимой снег», «Откуда идёт снег». Составление рассказов по схеме «Почему мне нравится зима?» Составление и отгадывание загадок на тему: «Зимушки - зимы». Эксперимент с водой, снегом и льдом. |
Уточнять и расширять знания детей об образе жизни диких животных зимой (заяц, лиса, волк, медведь и белка). Расширять представления о разнообразии птиц (снегири, синицы, воробьи), способах добывания пищи, приспособлении к зимним условиям жизни. Способствовать формированию у детей любознательного интереса к живым организмам, воспитывать желание оказывать помощь животным. | ФЦКМ «Зимовье зверей» Конструирование из природных материалов «Путешествие в зимний лес» | «Помоги птицам» «Как человек помогает зимой животным в лесу», «Как зимуют домашние животные», «Как звери в лесу зимуют» «Приспособление к зимним условиям жизни животных наших лесов» Экскурсия в краеведческий музей экспозиция «Звери и птицы наших лесов» |
Дать знания об основах безопасности жизнедеятельности; о здоровье человека и способах укрепления; о гигиене здоровья. Формировать положительное отношение к здоровому образу жизни у детей. Воспитывать желание заботиться о своем здоровье. Формировать потребность в положительных привычках. Развивать у детей потребность в активной деятельности. Закреплять знания об обычаях и традициях празднования Нового года в нашей стране, и других странах мира; Содействовать становлению желания принимать участие в традициях своего народа, культурных мероприятиях. Развивать у детей организаторские способности, умение активно участвовать в подготовке к празднику. | ФЦКМ «Новый год у ворот» Конструирование гирлянда для оформления участка «Елка» Конструирование из бумаги «Приглашение на Ёлку» | «Внимание, сосульки!» «Осторожно! Зимние травмы», «Как заботиться о здоровье зимой» Беседа – рассказ «Зимние забавы». Рассматривание иллюстраций о зимних видах спорта; беседа с детьми на тему «Если хочешь быть здоров!» Беседа с детьми «Как можно зимой с пользой повести время, чтобы быть здоровым» (зимние забавы, занятия зимними видами спорта) Презентация «Зимние виды спорта». «История празднования Нового года в России», в других странах мира. «Где живет Дед Мороз?», «Что такое новый год?». Составление рассказов по сюжетным картинкам «Новый год у ворот».
|
Художественная литература | Художественное творчество | Дидактические игры (словесные) | С/Р игры театрализованные игры |
Н. Сладков «Суд над декабрём», В. Одоевский «Мороз Иванович», | Рисование: « Зимняя ночь» Рисование: «Деревья в инее» - «Белая береза под моим окном»; - «Вологодское кружево»; Лепка - «Звонкие колокольчики»;
| «Я начну, а ты продолжи», «Четвертый лишний», «Найди ошибки» (чего не бывает зимой) “ Угадай, на что похожи?” (узоры на окнах) | С\Р игра «Магазин одежды». «Ателье» и «Магазин подарков» |
Г.Снегирёв «Про птиц», Н Сладков «Еловая каша», В.Зотов «Клёст», «О птицах», В. Бианки «Кто к кормушке прилетел?», «Синичкин календарь», Молодая ворона», | Рисование «Снегири на ветке рябины» «Лесные жители»; Лепка «Белочка» Рисование «Зимний лес» Аппликация на тему: «Трусишка зайка беленький» | «Кто зимой спит?», «Отгадайте по описанию», «Подбери слово», | С/р игра телевидение «Телевизионный репортаж о зиме в нашем городе». «Телевизионный репортаж о жизни животных в лесу» |
С. Иванов «Каким бывает снег», Е. Трутнева «Первый снег», К. Бальмонт «Снежинка», Н.Н.Носова « На горке», А.Прокофьев «Как на горке на горе»Л.Квитко «Санки» А.Введенский «На лыжах»,рассказа В.Осеевой «На катке». | Рисование «Зимние забавы» Лепка: «Девочка в зимней шубке» | «Кто что делает зимой»
«Разведчики» (заметить, что изменилось в природе) Д/и: «Наоборот», «Что зимой бывает», «Когда это бывает?», | С/р игра «Больница» - с/р игра «Аптека». |
С.Маршак «Двенадцать месяцев», Бр.Гримм «Госпожа Метелица»- | Изготовить карнавальные маски Творческая мастерская Деда Мороза Поделка «Наша нарядная елочка»; - «Снегурочка красавица» Лепка «Новогодние игрушки». Панно «Дед Мороз» «Снеговик» - из детских ладошек Символ месяца «Портрет декабря» | «Путешествие по календарю», «Народные костюмы народов России» «Четвертый лишний», «Доскажи словечко». | С/р игра «Магазин игрушек»(новогодняя распродажа). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие с родителями в реализации комплексно - тематического планирования образовательно - воспитательного процесса. Старшая группа.
Материал для родителей, который поможет детям в усвоении тем календарно- тематического планирования....
Комплексно-тематическое планирование с учетом ФГТ старшая группа
Примерный календарный план работы на учебный год по старшей группе, с учетом ФГТ....
Интегрированная образовательная деятельность в подготовительной группе в рамках темы недели: «Здравствуй, зимушка-зима». Тема: «Поёт зима – аукает…»
Занятие по ознакомлению с окружающим миром...
Методическая разработка "Комплексно-тематическое планирование образовательной работы в старшей группе детского сада по теме "В царстве здоровья"
Методическая разработка Комплексно-тематический план образовательной работы в старшей группе детского сада по теме: «В царстве здоровья »...
Планирование воспитательно - образовательной работы с детьми группы "Особый ребёнок" по лексической теме "Зимушка - зима"
При организации образовательных отношений первостепенной задачей является создание условий, обеспечивающих успешное социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ. Одним из ведущи...
Комплексно-тематическое планирование на неделю в старшей группе Тема недели: Проект «Цирк»
Комплексно-тематическое планирование. Тема недели: Проект «Цирк»....
Комплексно - тематическое планирование на неделю в старшей группе. Тема недели "Проект Цирк".
В совместном пректе "Цирк" с удовольствием учавствовали и дети, и родители, и воспитатели. Все мы с большим интересом провели это время! Новые знания, поделки,экскурсии, встречи. Кульминацие...