Комплексно-тематический план работы в старшей группе в рамках проекта « Ай да, Зимушка-Зима! До чего ж ты хороша! »
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему

Куликова Светлана Евгеньевна

               Содержание:

Знакомство с зимними месяцами, приметами.

             Изменение в жизни диких животных, птиц, способы добывания пищи, приспособление к зимним условиям жизни.

             Сказка в гости к нам пришла!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimushka_-_zima_2_12.docx37.15 КБ

Предварительный просмотр:

Примерный комплексно-тематический план работы в старшей группе в рамках проекта

«   Ай да, Зимушка-Зима! До чего ж ты хороша!  »

Содержание:

  • Знакомство с зимними месяцами, приметами.
  • Изменение в жизни диких животных, птиц, способы добывания пищи, приспособление к зимним условиям жизни.
  • Сказка в гости к нам пришла!

Предпосылки к определению цели детьми: Внесение коробки-копилки «Подарки осени» и «Подарки зимы».

«Копилка осени» у нас создана, а «Копилка зимы» почти пустая и её предстоит пополнить всем тем, что связано с зимой.

Мы с радостью встречаем зиму и назвали наш проект «   Ай да, Зимушка-Зима! До чего ж ты хороша!»

Цель детей: Изготовление фенологического календаря зимы, пополнение «Копилки Зимы»

Региональный компонент:

•         Деревья: берёза, клён, тополь, рябина, липа, ель, сосна.

•         Звери: заяц, волк, белка, лиса, лось.

•        Птицы: воробей, синица, снегирь, ворона, галка.

Литературное творчество:

А.Захаров: «Зайкина шуба», А.Захаров: « Мастерица-зима», «Снежные наряды», «Снежинка», «Снег», «Зимой», «Сосулька», «Снеговик»

Ю.Синицын:  «Хитрунья», «Первый снег»

Художественное творчество:

В.А.Бычков «Елочки», «Березки»

В.М.Милованов «Лесная дорога»

Ю.Н.Белов «Вечереет», «Сквер на Абельмана», «Старый город»

Итог: Развлечение «Сказка в гости к нам пришла!». Фенологический календарь «Зима». Пополнение «Копилки Зимы» рисунками, поделками, фотографиями.

Работа с родителями

•        Выставка книг для родителей:  «Самоделки из бумаги», «Зимний выходной с родителями»,

•        Подбор периодики по теме «Поделки  к зимней выставке»

•        Подбор стихов и загадок – оформление листов для альбома

•        Организация выставки детских рисунков «Зима»

Изменения в среде

центр

Изменения ПРС и содержание условий для самостоятельной деятельности

Центр творчества

Книжки – раскраски «Дикие животные», «Зимние забавы», «Времена года - ЗИМА», шаблоны, трафареты животных.

Речевой центр

Рассматривание сюжетных картин («Зимний лес», «Катаемся на санках», «Зимний пейзаж», «Саша и снеговик»).

Научный центр

Альбомы для рассматривания «Времена года», «Зимующие птицы», «Дикие животные».

Пополнение уголка экспериментирования предметами, необходимыми для проведения опытов с водой, снегом, воздухом (формочки, баночки, пищевой краситель, лупа, вертушки).

Дневник наблюдений

Детская энциклопедия «От земли до неба»

Центр двигательной активности

Шапочки зверей для подвижных игр «Пингвины», шапочки для игры «Мороз Красный нос», ленточки для игры «Северный и южный ветер»

Книжный центр

Выставка книг о зиме.

С. Маршак «Двенадцать месяцев», П. Бажов «Серебряное копытце»,  Н. Никитин «Встреча зимы», С. Есенин «Белая берёза», В. Бианки «Синичкин календарь». Н.Носов «На горке».

Русские народные сказки: «Зимовье зверей», «Заяц-хваста», «Два мороза».

Литературные сказки: «Морозко», «Снегурочка».

Зарубежные сказки: «Снежная королева».

Центр с/р игр

Атрибуты к играм «Семья», «Встреча нового года», «Магазин подарков»

Центр дидактических игр

«Времена года», «Узнай по описанию», «Составь узор», «Разрезные картинки». «Кто быстрее соберет подарки», «Зимние забавы».

Центр конструирования

Наборы счётных палочек, схемы выкладывания животных, растений из счётных палочек.

Альбом со схемами оригами.

Центр музыки

П.И. Чайковский «Времена года»,

Центр театрализации

Изображения животных для настольного театра, шапочки зверей, птиц, костюм Деда Мороза.

Задачи

Темы ООД ФЦКМ

конструирования

Беседы в совместной деятельности, в режимных моментах

Исследовательская деятельность

 Воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года.

Развивать умение детей отражать наблюдения и полученные представления в различных видах деятельности.

Расширение представлений о зимних природных явлениях через познавательно исследовательскую деятельность.

 ФЦКМ «Идет волшебница зима»

Конструирование из бросового материала «Снеговик»

Беседа «Зима полна серебра», «Идет волшебница зима»,

«Зима в нашем крае», «Снежное одеяло для земли».

Развивать представления детей о животных России, их образе жизни, питании, жилищах. Формировать представления о природе родного края, знакомить с некоторыми особенностями поведения зверей.

Способствовать формированию у детей любознательного интереса к живым организмам, воспитывать желание оказывать помощь животным.

ФЦКМ «Зимовье зверей»

Конструирование из природных материалов «Путешествие в зимний лес»

Просмотр презентаций: «Путешествие в зимний лес», «Жизнь диких животных зимой».

 «Зимовье зверей»

Ситуативный разговор «Почему птицы не поют зимой?»

Расширять представления о празднике «Новый год». Познакомить детей с историей возникновения праздника, развивать умение бережно относиться к традициям празднования Нового года.

Развивать у детей организаторские способности, умение активно участвовать в подготовке к празднику.

ФЦКМ «Новый год у ворот»

Конструирование из бумаги «Елочные игрушки».

Беседа «С кем ель дружит»,

Рассказ о традициях празднования

Нового года.

Пение колядок. Экспериментирование. Опыты со снегом и льдом.

 «Что интересного зимой происходит».

Художественная литература

Художественное творчество

Дидактические игры (словесные)

С/Р игры театрализованные игры

Е.Благинина «Зима»,

Н. Некрасов «Не ветер бушует над бором»,

В. Архангельский «Летят пушистые снежинки», «Белая береза» С. Есенина,

Рисование «Снежинка». . «Ели в снегу»

Аппликация «Большие и маленькие ели»,

Лепка «Девочка в зимней шубе»

Искусство:  

Д/И «Скажи со словом «зимний»

Д/И « Так бывает или нет?»

Д/И «Когда это бывает?»

Д/И ««Скажи наоборот», Д/И «Опиши картинку», Д/И «Один-много»

С/р  игра «Магазин одежды».

Сюжетно-ролевая игра «Семья»: идем на каток

Русские народные сказки: «Зимовье зверей», «Заяц - Хваста», «Два мороза». М.Пришвин «Этажи леса», В.Бианки «Лес зимой», «Письмо простое и письмо с хитростью», Г. Скребицкий «На лесной полянке», «Покормите птиц зимой» А. Моравов

Рисование ««Птицы синие и красные». «Городецкая роспись деревянной доски».

 Аппликация

Лепка  

«Птицы на кормушке»

Зимние забавы Сказочный герой»" 

Искусство

Рассматривание репродукций картин:

Д/и  «Найдите и покормите зимующих птиц»  

Д/и  «Где чей хвост»,

Д/и  «Где чей домик»,

 Д/и  «Четвертый лишний»

С/р «Путешествие в зимний лес»

Н.Носов «На горке».

Литературные сказки: «Морозко», «Двенадцать месяцев», «Мороз Иванович», «Снегурочка».

З.Александрова «Елочка»

В. Сутеев «Снеговик-почтовик», В. Даль «Старик – Годовик», А. Усачев «Откуда приходит Новый год?»

Лепка «Зимние забавы» «Сказочный герой»

Рисование «Новогодняя елка»

Рисование «Птицы у моего окна»

Аппликация «Сказочная птица»

Д/И «Волшебные фигуры»

Д/И «Подбери рифму»

 Д/И «Где снежинки»

Д/И «Времена года»,

Д/И «Узнай по описанию»,  Д/И «Разложи картинки»

С/р игра «Магазин игрушек» (новогодняя распродажа)

Примерный комплексно-тематический план работы в подготовительной  группе  в рамках проекта   «   Ай да, Зимушка-Зима! До чего ж ты хороша!  »  

Содержание:

•        Какие характерные признаки изменений можно найти в природе зимой.

•        Способы зимовки диких животных. Подкормка зимующих птиц.

•        Как нужно заботиться о здоровье зимой.

•        Традиции народов мира

Предпосылки к определению цели: Воспитатель обращает внимание на зимние пейзажи русских художников, размещённые на стенде в группе. Говорят, что зимой природа как будто отдыхает, спит, но остаётся очень красивой и завораживающей.  Отгадайте загадку, и обратите внимание, какие образные красивые слова здесь есть:

Тройка, тройка прилетела.

 Скакуны в той тройке белой,

 А в санях сидит царица –

 Белокожа, светлолица.

 Как махнула рукавом –

 Всё покрыла серебром!

Почему зимой идёт снег, а не дождь? Почему снежинки на руке тают, а на земле — нет? Почему, когда светит солнце, снег не тает? Почему в самом начале зимы по льду нельзя ходить, а в середине зимы можно?

Цель детей: Составление книги «Почему нам нравится зима?»

Региональный компонент:

  • Животные лесов Владимирской области:  заяц, белка, ёж, лось, кабан, волк, лиса.
  • Литературное творчество: А.Захаров: « Мастерица-зима», «Снежные наряды», «Снежинка», «Снег», «Зимой», «Сосулька», «Снеговик», «Зимняя рябинка», «Пурга», «Лесная гостья»

Ю.Синицын:  «Веселый поезд», «Первый снег», «Зимняя шутка», «Песенка лесных следопытов»

А.Чесноков: сборник «Не всякая птица зимы боится» (кн.10): «Зима»;

Сборник «Азбука следов» (кн.11): «Берёза», «Заяц-беляк»,

И.Жуков: « Недоросший Дед Мороз», «Призы снеговиков», «Ну разве это Дед Мороз?»

А.Захаров: «Лесная гостья»

Художественное творчество: В.А.Бычков «Елочки», «Березки»

В.М.Милованов «Лесная дорога»

Ю.Н.Белов «Вечереет», «Сквер на Абельмана», «Старый город»

Итог:  Выставка рисунков детей "Зимнее настроение".

Фотоальбом "Зимние забавы".

Книга рассказов детей на тему "Хорошо, что есть зима".

Развлечение «Кабы не было зимы!»

Взаимодействие с семьей:

  • Оформление прогулочного участка на улице.
  • «Супер столовая для птиц". Изготовление кормушек для птиц.
  • Организация выставки детских рисунков «Зима»,
  • Ширма «Весёлая прогулка»,
  • Консультации: «Новогодние обычаи в России»,
  • «Профилактика несчастных случаев во время зимних прогулок».
  • Папки-передвижки «Инфекционные болезни детей зимой»

Изменения в среде

центр

Изменения ПРС и содержание условий для самостоятельной деятельности

Центр творчества

Организация выставки детских рисунков «Зимушка — зима» Приготовление материалов для художественного творчества (акварель, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки, цветная бумага, клей, картон, пластилин и т. д.)

Трафареты диких и домашних животных, альбомы для раскрашивания «Зима»

Речевой центр

Н.Крылов «Зимний вечер», И.Шишкин «Зима», К.Юон «Зима в лесу», К.Юон «Русская зима», И.Грабарь «Февральская лазурь».

Научный центр

 Исследовательские проекты «История празднования Нового года», «Как делают новогодние игрушки» (с родителями)

Пополнение уголка экспериментирования предметами, необходимыми для проведения опытов с водой, снегом, воздухом (формочки, баночки, пищевой краситель, лупа, вертушки). Дневник наблюдений.

Детская энциклопедия «От земли до неба».

Центр двигательной активности

Шапочки зверей для подвижных игр «Пингвины», шапочки для игры «Мороз Красный нос», ленточки для игры «Северный и южный ветер»

Книжный центр

Выставка книг о зиме.

Н. Сладков «Суд над декабрём»

В. Одоевский «Мороз Иванович»

С. Иванов «Каким бывает снег»

Е. Трутнева «Первый снег»

К. Бальмонт «Снежинка»

Г.Снегирёв «Про птиц»

Н Сладков «Еловая каша»

В.Зотов «Клёст», «О птицах»

В. Бианки «Кто к кормушке прилетел?», «Синичкин календарь», «Молодая ворона»

С.Маршак «Двенадцать месяцев»

Бр.Гримм «Госпожа Метелица»

Центр с/р игр

Обогащение материалами  игры «Магазин одежды».  Создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Зоопарк зимой», «Путешествие в зимний лес», «Зимние встречи в лесу».

Центр дидактических игр

«Времена года», «Узнай по описанию», «Составь узор», «Разрезные картинки». «Кто быстрее соберет подарки», «Зимние забавы».

Центр конструирования

Наборы счётных палочек, схемы выкладывания животных, растений из счётных палочек.

Альбом со схемами оригами.

Центр музыки

«Зимняя сказка», «Кабы не было зимы», «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик», муз. П.И. Чайковского

Новогодние  хороводы, пение новогодние песен. Прослушивание аудио сказок. Игра «Узнай на слух», игры – импровизации под музыку.

Центр театрализации

Изображения животных для настольного театра, шапочки зверей, птиц, костюм Деда Мороза.

Задачи

Темы ООД ФЦКМ

конструирования

Беседы в совместной деятельности, в режимных моментах

Исследовательская деятельность

 Воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года.

Развивать умение детей отражать наблюдения и полученные представления в различных видах деятельности.

Расширять представления о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность.

Знакомить с явлениями неживой природы (морозы, сильные ветры, идет снег, метут метели, замерзли водоёмы),  свойствами снега  (белый, хрустящий, рассыпчатый, холодный, пушистый, липкий).

 ФЦКМ «Идет волшебница зима»

Конструирование из шишек «Зимний лес».

«Почему мне нравится зима», «Зачем зимой снег», «Откуда идёт снег».

Составление рассказов по схеме «Почему мне нравится зима?»

 Составление и отгадывание загадок на тему: «Зимушки - зимы».

Эксперимент с водой, снегом и льдом.

Уточнять и расширять знания детей об образе жизни диких животных зимой (заяц, лиса, волк, медведь и белка). Расширять представления о разнообразии птиц (снегири, синицы, воробьи), способах добывания пищи, приспособлении к зимним условиям жизни.

Способствовать формированию у детей любознательного интереса к живым организмам, воспитывать желание оказывать помощь животным.

ФЦКМ «Зимовье зверей»

Конструирование из природных материалов «Путешествие в зимний лес»

«Помоги птицам»

«Как человек помогает зимой животным в лесу»,

«Как зимуют домашние животные»,

«Как звери в лесу зимуют»

«Приспособление к зимним условиям жизни животных наших лесов»

Экскурсия в краеведческий музей экспозиция «Звери и птицы наших лесов»

Дать знания об основах безопасности жизнедеятельности; о здоровье человека и способах укрепления; о гигиене здоровья.

Формировать положительное отношение к здоровому образу жизни у детей.

Воспитывать желание заботиться о своем здоровье.

Формировать потребность в положительных привычках.

Развивать у детей потребность в активной деятельности.

Закреплять знания об обычаях и традициях празднования Нового года в нашей стране, и других странах мира; Содействовать становлению желания принимать участие в традициях своего народа, культурных мероприятиях. Развивать у детей организаторские способности, умение активно участвовать в подготовке к празднику.

ФЦКМ «Новый год у ворот»

Конструирование гирлянда для оформления участка «Елка»

 Конструирование из бумаги «Приглашение на Ёлку»

«Внимание, сосульки!»

«Осторожно! Зимние травмы», «Как заботиться о здоровье зимой»

Беседа – рассказ «Зимние забавы».

Рассматривание иллюстраций о зимних видах спорта; беседа с детьми на тему «Если хочешь быть здоров!»  

Беседа  с детьми «Как можно зимой с пользой повести время, чтобы быть здоровым»

(зимние забавы, занятия зимними видами спорта)

Презентация «Зимние виды спорта».

«История празднования Нового года в России», в других странах мира.

«Где живет Дед Мороз?», «Что такое новый год?».

Составление рассказов по сюжетным картинкам «Новый год у ворот».

 

Художественная литература

Художественное творчество

Дидактические игры (словесные)

С/Р игры театрализованные игры

Н. Сладков «Суд над декабрём», В. Одоевский «Мороз Иванович»,

Рисование: « Зимняя ночь»

Рисование: «Деревья в инее» - «Белая береза под моим окном»;

- «Вологодское кружево»;

 Лепка

 - «Звонкие колокольчики»;

 

«Я начну, а ты продолжи», «Четвертый лишний»,

«Найди ошибки» (чего не бывает зимой)

 “ Угадай, на что похожи?” (узоры на окнах)

С\Р игра «Магазин одежды».

«Ателье» и «Магазин подарков»

Г.Снегирёв «Про птиц»,  Н Сладков «Еловая каша», В.Зотов «Клёст», «О птицах», В. Бианки «Кто к кормушке прилетел?», «Синичкин календарь», Молодая ворона»,

Рисование «Снегири на ветке рябины»

«Лесные жители»;

 Лепка «Белочка»

Рисование «Зимний лес»

Аппликация на тему: «Трусишка зайка беленький»

 «Кто зимой спит?»,

«Отгадайте по описанию», «Подбери слово»,

С/р игра телевидение «Телевизионный репортаж о зиме в нашем городе».

«Телевизионный репортаж о жизни животных в лесу»

С. Иванов «Каким бывает снег», Е. Трутнева «Первый снег», К. Бальмонт «Снежинка»,

Н.Н.Носова « На горке»,   А.Прокофьев «Как на горке на горе»Л.Квитко «Санки» А.Введенский «На лыжах»,рассказа В.Осеевой «На катке».

Рисование «Зимние забавы»

Лепка: «Девочка в зимней шубке»

«Кто что делает зимой»

        

«Разведчики» (заметить, что изменилось в природе)

Д/и: «Наоборот», «Что зимой бывает», «Когда это бывает?»,

С/р игра «Больница» -

с/р игра «Аптека».

С.Маршак «Двенадцать месяцев», Бр.Гримм «Госпожа Метелица»-

Изготовить карнавальные маски

Творческая мастерская Деда Мороза

Поделка

«Наша нарядная елочка»;

 - «Снегурочка красавица»

Лепка «Новогодние игрушки».

Панно «Дед Мороз» «Снеговик» - из детских ладошек

Символ месяца «Портрет декабря»

«Путешествие по календарю»,

«Народные костюмы народов России» «Четвертый лишний», «Доскажи словечко».

С/р игра «Магазин игрушек»(новогодняя распродажа).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие с родителями в реализации комплексно - тематического планирования образовательно - воспитательного процесса. Старшая группа.

Материал для родителей, который поможет детям в усвоении тем календарно- тематического планирования....

Комплексно-тематическое планирование с учетом ФГТ старшая группа

Примерный календарный план работы на учебный год по старшей группе, с учетом ФГТ....

Методическая разработка "Комплексно-тематическое планирование образовательной работы в старшей группе детского сада по теме "В царстве здоровья"

Методическая разработка  Комплексно-тематический план образовательной работы в старшей  группе детского сада по  теме:  «В царстве здоровья »...

Планирование воспитательно - образовательной работы с детьми группы "Особый ребёнок" по лексической теме "Зимушка - зима"

При организации образовательных отношений первостепенной задачей является создание условий, обеспечивающих успешное социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ. Одним из ведущи...

Комплексно-тематическое планирование на неделю в старшей группе Тема недели: Проект «Цирк»

Комплексно-тематическое планирование. Тема недели: Проект «Цирк»....

Комплексно - тематическое планирование на неделю в старшей группе. Тема недели "Проект Цирк".

В совместном пректе "Цирк" с удовольствием учавствовали и дети, и родители, и воспитатели. Все мы с большим интересом провели это время! Новые знания, поделки,экскурсии, встречи. Кульминацие...