Нод по развитию речи "Домовёнок Кузя"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Нод по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_.docx23.59 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по развитию речи с детьми 5-6 лет «Домовёнок Кузя».

Задачи.

 Развивать речь, коммуникативность, память. Закреплять умение проводить звуковой анализ слов, различать звуки по их качественному звучанию; умение составлять предложения.

Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.

Упражнять в подборе прилагательных и глаголов.

Формировать представление о фантазии, развивать целостное восприятие народных сказок, образное представление, эмоциональную сферу детей, умения обобщать, классифицировать.

Воспитывать стремление к знаниям, умение работать в команде, доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.

Материалы. Экран, проектор, ноутбук, цветы, картинки.

                                             Ход НОД.

Воспитатель. Дети, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Придумано кем-то просто и мудро
– При встрече здороваться:
Доброе утро! Доброе утро – солнцу и птицам!
Доброе утро – улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!

На экране появляется сказочный герой - домовёнок Кузя.

Кузя. Ой, беда, беда, огорчения. Нафаня, сундук с буквами украли.

Воспитатель. Кузя, что у тебя случилось?

Кузя. Ой, беда, беда. Баба Яга украла у меня сундук с буквами. Как же я теперь научусь читать? Да, меня и в школу не возьмут неграмотного.

Воспитатель. Кузя, не волнуйся, мы поможем найти твой сундук.

Воспитатель. Ну, что, ребята, поможем Кузи? (Да). А где мы будем искать сундук?

Дети. В лесу, потому что там живёт Баба Яга.

Дети под музыку отправляются в путь. На экране- ворота, на воротах висит замок.

Воспитатель. Посмотрите, ребята, что это? (Ворота). А на воротах – замок. Давайте, его откроем. А поможет нам пальчиковая гимнастика «Замок». Дети встают в круг и выполняют пальчиковую гимнастику.

                                   На двери висит замок

(ритмичные соединения пальцев рук в замок),

Кто открыть его бы смог?

Потянули

(руки тянутся в стороны),

Покрутили

(круговые движения пальцев от себя),

Постучали

(основания ладоней стучат друг о друга)

И открыли

(разомкнули пальцы).

 Воспитатель. Ребята, посмотрите, какой густой, непроходимый лес. Даже страшно дальше идти. И помощи не у кого попросить.

На экране появляется ёжик.

Воспитатель. Ёжик, здравствуй, помоги нам найти дорогу к избушке Бабы Яги. Она забрала сундук с буквами у Кузи.

Ёжик. Вот вам волшебный клубочек, он укажет дорогу к Бабе Яге.

Воспитатель. Спасибо ёжик.

Клубочек покатился и остановился около пенёчка.

Воспитатель. Ребята, смотрите, кто-то сидит на пеньке.

На пенёчке сидит печальный Лесовичок.

Воспитатель. Здравствуй, Лесовичок. Почему ты печальный?

Лесовичок. Я перепутал все слова и у меня ничего не получается.

Воспитатель. Давайте поможем ему назвать слова наоборот (называются слова без картинок, на слух)
Прилагательные:
Весёлый – грустный
Маленький – большой
Худой – полный
Сухой – мокрый
Белый – чёрный
Светлый – тёмный
Длинный – короткий
Глаголы:
Идти – стоять
Плакать – смеяться
Молчать – говорить
Терять – находить
Начинать - закончить
Встречать – провожать
Светлеть – темнеть.

Лесовичок. Спасибо вам ребята.

Клубочек покатился дальше.

Воспитатель. Смотрите, клубочек опять остановился. Нам нужно распределить картинки по группам и назвать их одним словом.

Дети группируют картинки:

-тарелка, кастрюля, чайник, ложка. (Посуда)
-диван, стул, стол, кровать, шкаф. (Мебель)
- помидор, огурец, морковь, свекла, лук, перец. (Овощи)
- самолет, машина, поезд, грузовик, корабль. (Транспорт)
- повар, шофер, плотник, продавец, врач. (Профессии)

Покатился клубочек дальше и остановился на полянке, где растут синие и зелёные цветы.

Воспитатель. Куда мы пришли? (На полянку, где растут синие и зелёные цветы). А как вы думаете, почему здесь растут цветы только двух видов? Что они обозначают? (Звуки: твёрдые и мягкие). Правильно. Возьмите по одной картинке, там нарисованы предметы, в названии которых живёт твёрдый или мягкий звук. Если в начале слова слышится твёрдый звук, то на какую полянку кладём картину? (На полянку с синими цветами). А если слышим мягкий звук, то кладём на полянку…(С зелёными цветами). Молодцы, с заданием справились, а теперь давайте отдохнём.

Физкультминутка.

 Вместе по лесу идём,

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)

Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)

Вот ромашка, василёк,

Медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковёр

И направо, и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)

К небу ручки протянули,

Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)

Отдохнуть мы все успели

И на полянку сели.

Воспитатель. Отдохнули, тогда в путь.

Клубочек покатился. На экране появляются картинки: солнце; девочка и букет; мама, девочка, каша; туча, дождь.

Воспитатель. Дети, нужно придумать предложения с данными словами.

 Клубочек покатился дальше. Белочка поймала клубочек.

Воспитатель. Белочка, отдай наш клубочек.

Белочка. Отдам, если поиграете со мной в игру «Четвёртый лишний».

Дети выделяют из группы предметов лишний предмет:

- бинт, банан, бочка, белка.

-заяц, комар, медведь, волк.

-серьги, ожерелье, бусы, кузнечик.

- самолет, машина, корабль, стол.

Белочка. Спасибо, ребята, что поиграли со мной. Вот, возьмите ваш клубочек, до свидания.

Клубочек покатился и прикатился к избушке на курьих ножках и исчез. Из избушки выходит Баба Яга.

Баба Яга. Знаю, знаю зачем пришли. Ишь чего удумали, сундук им подавай. А кто сказки мне будет рассказывать? А вы знаете сказки? (Да). Вот я сейчас проверю.

Звучит отрывок из русской народной сказки «По щучьему велению»: Прорубил лед, зачерпнул ведра и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби щуку. Изловчился и ухватил щуку в руку:

— Вот уха будет сладка!

Вдруг щука говорит ему человечьим голосом:

— Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь.

Баба Яга. Как называется сказка? («По щучьему велению»). Сейчас посложнее задание будет. В каких сказках присутствуют данные герои? («Лисичка- сестричка и серый волк», «Колобок», «Теремок», «Кот и лиса», «Три медведя», «Маша и медведь», «Мужик и медведь», «Лягушка- царевна», "Иван - царевич и Серый волк", "Финист - ясный сокол", "Мертвая царевна", "Хаврошечка", «Гуси- лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», "Баба-Яга", "Василиса Прекрасная».

На экране появляются герои сказок: волк и леса; медведь; корова; Иван Царевич; Баба Яга.

Баба Яга. Но сейчас точно не отгадаете. Расставьте правильно картинки по сюжету сказки.

На экране появляются перепутанные сюжеты («Кот, петух и лиса», «Морозко», «Заюшкина избушка».

Баба Яга. Ладно, забирайте ваш сундук и больше не приходите в лес, а то оставлю у себя в избушке и будите мне сказки на ночь рассказывать. Прощайте.

Дети возвращаются, на экране появляется Кузя.

Кузя. Ой, беда, беда.

Воспитатель. Кузя, не расстраивайся, мы принесли твой сундук.

Кузя. Вот спасибо ребятки. Теперь я его хорошо спрячу, чтобы Баба Яга не нашла. Примите от меня подарок. До свидания.

Дети. Спасибо, до свидания.

Воспитатель. Дети, а как вы думаете, какой мы сегодня поступок совершили?

Дети. Хороший, сделали добро, помогли Кузе вернуть сундук с буквами.

Воспитатель. Правильно. Давайте ощутим тепло друг друга, возьмемся за руки, закроем глаза и представим, как тепло распространяется по всему телу. А теперь откройте глаза и почувствуйте свое тепло, путем прикосновения ладошками и щечками. И тогда цепочка доброты передастся друг другу. И в таких сердцах остается много добра. Пусть же оно останется с вами навсегда (Звучит спокойная музыка).

Воспитатель. Теперь давайте пить чай с угощением от Кузи.

НОД окончено.

 

 

 

 

 

Примерные слова. большой, громко, грустный. Высокий, открыть, легко, сильный, тепло, чистый.

5. задание.

«Назови признаки»

- В стране Красивой речи живут удивительные слова, которые могут называть разные признаки предметов:

- Матрешка из дерева…

-Сумка из кожи…

- Если ручка сделана из пластмассы, то…

-мальчик с широкими плечами-…

-Дом из кирпича…

-Блюдце из фарфора…

6. задание

Игра “Четвёртый лишний”

  • Помидор, картофель, морковь, яблоко.
  • Ложка, вилка, нож, стул.
  • Осина, берёза, клён, одуванчик.
  • Андрей, Степан, Антон, Светлана.

Слайд 4 (белка сидит на дереве).
Кого вы видите? Правильно, белку. Скажите, сколько слогов в слове белка (
два слога)?
А где живёт белка? (
дети: в дупле). Сколько слогов в слове дупло? (два) Дети подставляют тыльную сторону ладони под подбородок и считают количество слогов по ударам бороды об неё.
А знаете ли вы, есть ли друзья у белки? Скажите, кто они (
дети: заяц, волк, медведь ,лиса).

Слайд 5 (друзья белки: заяц, волк, медведь, лиса).
Подумайте, где живёт заяц (
под кустом). Сколько слогов в слове куст? Как называется дом волка (логово). Сколько слогов в слове логово? Где живёт медведь? (берлоге). Сколько слогов в слове берлога? Также лиса (норе). Сколько слогов в слове нора? Вот мы с вами и узнали, где живут друзья белки.
Назовите их ласково.
Например, белка - пушистая, давайте назовём её ласково - пушистенькая. Волк – серый, а ласково - серенький; заяц – ушастый, а ласково – ушастенький. Лиса рыжая, а ласково – рыженькая. Медведь – косолапый, а ласково - косолапенький.

Игра «Назови одним словом»
(Воспитатель называет группу слов, дети называют обобщающее слово, для этой группы)
-тарелка, кастрюля, чайник, ложка. (Посуда)
-диван, стул, стол, кровать, шкаф. (Мебель)
- помидор, огурец, морковь, свекла, лук, перец. (Овощи)
- самолет, машина, поезд, грузовик, корабль. (Транспорт)
- повар, шофер, плотник, продавец, врач. (Профессии)

Задание № 4
Игра «Что лишнее? »
(Воспитатель называет группу слов, дети называют слово, которое они считают лишним в этой группе)
- яблоко, груша, картофель, персик. (Картофель)
-заяц, комар, медведь, волк. (Комар)
-серьги, ожерелье, бусы, кузнечик. (Кузнечик)
- самолет, машина, корабль, стол. (Стол)

вучит легкая музыка.

 5.Аутотренинг: давайте ощутим тепло друг друга, возьмемся за руки, закроем глаза и представим, как тепло распространяется по всему телу. А теперь откройте глаза и почувствуйте свое тепло, путем прикосновения ладошками и щечками. И тогда цепочка доброты передастся друг другу. И в таких сердцах остается много добра. Пусть же оно останется с вами навсегда.

бята, посмотрите, какой густой, непроходимый лес. Даже страшно дальше идти. И помощи не у кого попросить. Ну, разве что, у нашей знакомой елочки, вон она, рядом стоит, с мухоморчиком разговаривает. 
- «Я помогу вам дальше пройти, если вы про мои иголочки что-нибудь интересное расскажете, а мухоморчику про его ножку».
- Конечно, знаем. Скажите, ребята, разве только у елки бывают иголки. А какие вы еще  иголки знаете? /у сосны, швейную, у ежа, медицинскую/.
- А какие ножки вы знаете? /у детей, у стола, стула, кресла/.
- Молодцы, ребята, вы очень быстро справились с заданием, мне, кажется, они даже не ожидали, что вы знаете многозначные слова. Нужно идти  дальше, а сил совсем нет, а вот и пенечек стоит,  может, отдохнем?

Вперед, в дорогу. Ой, посмотрите, мы вышли на полянку, какая она красивая: зеленая, вся в цветах. А цветы-то непростые, а почему-то только трех цветов: красные, синие да зеленые. Интересно, что могут означать эти цвета? Вы, случайно, с Анжелой Петровной не изучали, что они обозначают?/ Это звуки: гласные, мягкие и твердые согласные/. 
- Ребята, придется взять по одному цветочку и назвать любой звук, который соответствует этой фишке. /дети называют/. 
- А здесь кроме цветов еще что-то есть. Возьмите в руки картинки, назовите их  и определите первый звук в этих словах./бабочка, птичка, стрекоза, кузнечик, жук, грибочек, листочек/
- Вы прекрасно справились с первым заданием, значит, мы можем идти дальше.

Закрепить знания детей о гласных и согласных /твердых и мягких/ звуках, определении первого звука в слове.

Закройте пожалуйста глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.

 (разомкнули пальцы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Домовенок Кузя у ребят" с использованием элементов системы М.Монтессори

Цель: закрепить знания о росте и развитии растений.Программные задачи: Познакомить детей с помощью игр с моделями развития растений и животных.Довести до сознания детей, что каждое живое существ...

Конспект НОД по физическому развитию « В гостях у заиньки Кузи». Автор: воспитатель МБДОУ№72 г.Мурманска Позднякова Н.Е.

Назначение: данный конспект предназначен для воспитателей младшего и среднего дошкольного возраста, способствует развитию у детей физических качеств.Цель: Формирование устойчивого интереса к занятиям ...

Конспект НОД в средней группе по развитию речи. Тема занятия: «Составление описательного рассказа по игрушке – Домовенок Кузя»

Описание материала: предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности  по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста (можно использовать и в группе старшего дошк...

Конспект интегрированного занятия по образовательным областям: «познание», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие», «социально- коммуникативное развитие». "Мастерская домовенка Кузи"

Конспект занятия для средней группы (4-5 лет).Цель: Учить детей рисовать ватными палочками с помощью метода «тычка».Задачи:- научить изображать снег, используя технику нанесения рисунка ватными палочк...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми 5 – 6 лет по развитию речи «Кузя и сундучок со сказками»

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми 5 – 6 лет по развитию речи «Кузя и сундучок со сказками»...

Презентация для организованной образовательной деятельности с детьми 5 – 6 лет по развитию речи « Кузя и сундучок со сказками»

Презентация для организованной образовательной деятельности с детьми5 – 6 лет по развитию речи « Кузя и сундучок со сказками»...