Исследовательско-игровой проект "Капелька"
проект по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Исследовательско-игровой проект «Капелька»
Актуальность проекта:
Дошкольное детство–это начальный этап человеческой личности. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. В дошкольном возрасте дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факторы, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Творчество в экспериментировании обуславливает новые проявления способностей ребенка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.
Цель проекта:
Развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать;
Развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования;
Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребёнка дошкольного возраста средствами эксперимента.
Познакомить с одним из компонентов природы - водой, без которой невозможна жизнь на планете Земля. Формировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу.
Задачи:
Расширять представление детей о свойствах окружающего мира; знакомить с различными свойствами воды; учить детей делать выводы на основе опытов; участвовать в посильной практической деятельности; воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.
Формировать представление о себе, как об активном члене коллектива через проектную деятельность. Закреплять умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (при изменении температуры окружающей среды изменяется агрегатное состояние воды).
Средства обучения:
Стихи, музыка, иллюстрации помогут увидеть красоту реки, услышать капель, звуки шумящего моря и т.д.
Вид проекта:
Краткосрочный, на 1 неделю.
Этапы реализации проекта
Этапы проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей | Взаимодействие с родителями |
1.Организационно-подготовительный этап | 1. Определение проблемы, цели и задачи проекта; 2. Подбор материала для выполнения экспериментальных работ; 3. Выявление знаний детей о явлениях в неживой природе; 4. Изучение литературы; 5. Вводит в игровую ситуацию: помочь Волшебнице Воде найти потерявшиеся капельки. | 1. Вживание в сюжетно-игровую ситуацию; 2. Осознают и личностно воспринимают проблему. 3. Принятие задачи – Совершить путешествие и найти капельки. | Оказывает помощь в подборе материала для проведения эксперимеитирова- ния |
2. Практическая деятельность по решению проблемы (выбор практического материала в соответствии с возрастом детей) | Организует деятельность и планирует её: 1. Волшебница Вода вручает в каждую группу свою помощницу «Капельку» (сделать дидактическую куклу «Капельку»); 2. Речевые игры, заучивание наизусть стихов, потешек, песенок о воде: 3. Чтение художественной литературы: Словацкая народная сказка «У солнышка в гостях», сказки С. Прокофьева «Про серую тучку», «Волшебная корзинка», Б. Заходер «Течет река», сказки К.И. Чуковского «Федорино горе», «Мойдодыр» 4. Беседа по рассказу Н.А. Рыжова «Как люди речку обидели»; 5. Сюжетные игры: «Купание куклы Аришки» (опыт превращения воды из горячей в теплую), «Постираем белье для куклы» и т.д. 6. Дидактические игры: «Что мы знаем о воде?» «Какой бывает вода? (бесцветная, прозрачная, журчит, без запаха, без вкуса, тёплая, холодная, мокрая) «Есть ли жизнь в воде?» 7. Игры – экспериментирования: «Основные свойства воды», «Тонет – не тонет» «Секреты воды» (вода не имеет форму) 8. Разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок; 9. Рассматривание репродукций художников маринистов (Айвазовский, Куинжи, Дмитриев); 10. Рисование морских пейзажей, аппликация «Моряк», «Кораблик» 11. Составление схемы «Круговорот воды в природе» | Принятие задачи – Совершить путешествие, выполнить все задания и найти все капельки | Рекомендации и советы для родителей, подготовка памятки для родителей: «Что прочитать и что посмотреть с детьми в морских путешественниках», беседы с детьми дома на темы: «Мир воды», «Нам водичка – добрый друг». Подготовка рассказов детей об уникальных природных объектах. Осознание необходимости быть для ребенка источником энциклопедических знаний. |
3. Презентация проекта | Организует презентацию Коллажа; Изготовление альбома «Мир воды» Волшебница Вода вручает подарок и благодарит за оказанную помощь. | Рассказывают и показывают на коллаже состояние воды (капли, дождик, река, вода в аквариуме, снежинки, облака) Рассказ детей по альбому «Мир воды» | Обогащение детско-родительских Отношений совместной творческой деятельностью Приглашение родителей на презентацию в свою группу. |
Викторина «Вода»
Вступительное слово к викторине .
Вода- основа жизни. Еще в глубокой древности люди научились с уважением относиться к воде. Французский писатель Антуан де Сент –Экзюпери сказал: «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя не возможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое?». Масштабы загрязнения подземных источников, рек, морей, озёр и океанов хозяйственно-бытовыми и промышленными стоками столь велики, что это привело к тому, что запасы воды, пригодной для питья, постоянно снижаются. Следовательно, мы делаем вывод, что воду нужно беречь.
- Меня льют, меня пьют, всем нужна я. Кто я такая?
Ответ: вода
- Если посмотреть на глобус, какого цвета на нём больше всего?
Ответ: голубого
- Что это за цвет?
Ответ: это цвет океанов, морей, рек, озёр, водохранилищ, прудов
- Какие свойства воды вы знаете?
Ответ: вода без цвета, без запаха, не имеет формы
- Можно ли пить воду океанов, морей?
Ответ: нет, потому что она соленая
- Какая вода пригодна для питья?
Ответ: пресная
- Как вы считаете, запасы пресной воды ограничены или безграничны?
Ответ: ограничены
- Если запасы воды ограничены, то какой можно сделать вывод?
Ответ: воду надо беречь
- В чём заключается бережное отношение к воде?
Ответ: не расходовать её бездумно, не засорять водоёмы, следить за тем, чтобы кран был полностью закрыт, когда не идёт использование воды
- Может ли человек прожить без воды?
Ответ: нет, не может
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование экологической культуры дошкольников в условиях интеграции исследовательской, игровой и театрализованной деятельности на основе регионального компонента»
Решение задач активного приобритения детьми навыков экологической культуры-главное направление эксперимента...
Пояснительная записка На проведение эксперимента по формированию экологической культуры дошкольника в условиях интеграции исследовательской игровой и театрализованной деятельности на основе регионального компонента от 3 до 6 лет.
Цель: создание условий для формирования экологической культуры дошкольников на основе интеграции исследовательской, игровой и театрализованной деятельности, разработка и внедрение в воспитательн...
Исследовательско-игровой проект "Малыши - исследователи"
С приходом в детский сад или другое дошкольное учреждение у ребенка начинается новый этап в его жизни. Ведь воспитание в коллективе вырабатывает у малыша позитивные социальные стереотипы поведен...
Методическая разработка исследовательско-игрового проекта "Вода-водичка"
Методическая разработка исследовательско-игрового проекта в первой младшей группе "Вода-водичка"(Знакомство с агрегатными состояниями воды, её пользой)....
Исследовательско-игровой проект "Малыши - исследователи"
С приходом в детский сад или другое дошкольное учреждение у ребенка начинается новый этап в его жизни. Ведь воспитание в коллективе вырабатывает у малыша позитивные социальные стереотипы поведения - с...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием познавательно – исследовательской, игровой технологии
«Чтение потешки «Водичка, водичка…»,опыт: «Тонет, не тонет — плавает».ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: познавательно – исследовательская, игровая, чтение художественной литературы, продуктивная, безопа...
Краткосрочный коллективный исследовательско–игровой проект «Эти крышки - волшебницы»
Краткосрочный коллективный исследовательско–игровой проект «Эти крышки - волшебницы»...