Исследовательско-игровой проект "Малыши - исследователи"
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) по теме

Титова Ольга Владимировна

С приходом в детский сад или другое дошкольное учреждение у ребенка начинается новый этап в его жизни. Ведь воспитание в коллективе вырабатывает у малыша позитивные социальные стереотипы поведения - самостоятельность, внимание к окружающим, готовность помочь другому, а также способность находиться в группе детей. Малыши испытывают безграничную жажду знаний с самого раннего возраста и на протяжении всего дошкольного детства. Маленькие непоседы всегда активны в поисках чего – то нового, неизведанного и интересного только им одним. Наиболее заинтересованно малыш играет с игрушками, которые дарят ему «радость достижения». Для того чтобы испытать ее, детям обычно предлагают не готовые игрушки, а наборы деталей, из которых можно собрать игрушку самостоятельно. Из них можно сделать что-то новое, необычное, их можно использовать в самых разных целях. Так же радость непоседа получает, когда проводит эксперименты с предметами и игрушками.

Предмет проекта: формирование элементарных представлений об исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста через знакомство со свойствами неживой природы в условиях исследовательско-игровой деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_malyshi-issledovateli.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 71»

Исследовательско-игровой проект

«Малыши - исследователи»

(I младшая группа)

Составили:

Уразбахтина Юлия Сергеевна,

воспитатель II квалификационной категории

Титова Ольга Владимировна,

воспитатель

г. Березники, 2013

Пояснительная записка

Актуальность проблемы. С приходом в детский сад или другое дошкольное учреждение у ребенка начинается новый этап в его жизни. Ведь воспитание в коллективе вырабатывает у малыша позитивные социальные стереотипы поведения - самостоятельность, внимание к окружающим, готовность помочь другому, а также способность находиться в группе детей.

Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад, ведь вся их жизнь меняется кардинальным образом. В привычную, сложившуюся жизнь ребенка буквально врываются следующие изменения:

  • четкий режим дня;
  • отсутствие родных рядом;
  • постоянный контакт со сверстниками;
  • необходимость слушаться и подчиняться незнакомому до этого человеку;
  • резкое уменьшение персонального внимания.

Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Каждый ребенок привыкает по-своему.

В три года познавательная деятельность тесно связана с игрой. Поэтому малыши, впервые придя в детский сад, нередко не интересуются игрушками и не желают интересоваться ими. Им не хочется знакомиться со сверстниками, понять, что происходит рядом с ними. Его познавательная деятельность заторможена. Но, как только проснется интерес к новому, активность стресса станет минимальной и в скором времени исчезнет насовсем.

Малыши испытывают безграничную жажду знаний с самого раннего возраста и на протяжении всего дошкольного детства. Маленькие непоседы всегда активны в поисках чего – то нового, неизведанного и интересного только им одним. И взрослым все стремления ребенка кажутся незначительными или вообще не требующими внимания с их стороны. Вследствие чего взрослые могут уменьшить стремление ребенка к познанию, ограничивая его опыт, пресекая попытки исследовательского поведения. И происходит это довольно часто на протяжении всего детства. Взрослые даже не догадываются, что тем самым они наносят вред личностному развитию ребенка, превращая непоседу в малоактивного нелюбознательного ребенка.

Ребенок трогает и ощупывает все, что попадается на его пути – разнообразные предметы: тяжелые и легкие, острые и тупые, мягкие и жесткие, рисует, рвет бумагу, разбрасывает игрушки, что-то опрокидывает. Многие увлекательные игры-исследования начинаются с необычных эффектов, полученных при случайных физических действиях: шлепание по лужам, расплескивание воды, пересыпание песка, деформация пластичных материалов (глины, пластилина) и др.

Взрослые привыкли убеждать себя в том, что ограничения защищают ребенка от опасностей дома, в садике, на улице. Но важно понять, что спасая ребенка от этих внешних опасностей, фактически происходит попытка поместить его в физический, образовательный, эмоциональный вакуум. Тем самым подвергая его другой, не менее серьезной опасности – ограничению исследовательской активности, что приводит к обеднению его когнитивного опыта.

Ребенку достаточно просто дать свободу для экспериментирования. Важно постоянно помнить: чем больше этой свободы, чем шире диапазон поисков, тем больше возможностей для развития когнитивных и творческих способностей и, соответственно, тем больше ребенок – непоседа целенаправленно будет использовать свою энергию, которая носит поисковый характер.

Свобода действий подразумевает, что ребенку придется играть игрушками, которые ему предоставили взрослые и тут важно быть внимательным. Как правило взрослые предлагают для игры «готовую» игрушку, неспособную к трансформациям, и при этом возмущаются – почему она становится ему не интересной через пару минут? Обычно предлагаемая ребенку игрушка не рассчитана на то, что ее содержимое будут активно исследовать (разбирать, ломать и др.).

Наиболее заинтересованно малыш играет с игрушками, которые дарят ему «радость достижения». Для того чтобы испытать ее, детям обычно предлагают не готовые игрушки, а наборы деталей, из которых можно собрать игрушку самостоятельно. Из них можно сделать что-то новое, необычное, их можно использовать в самых разных целях.

Так же радость непоседа получает, когда проводит эксперименты с предметами и игрушками.

Предмет проекта: формирование элементарных представлений об исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста через знакомство со свойствами неживой природы в условиях исследовательско-игровой деятельности.         

Проблема: влияет ли исследовательско-игровая деятельность на адаптационный период детей 2-3 лет, только что поступивших в дошкольное учреждение.

Гипотеза: использование исследовательско-игровой деятельности обеспечивает положительное эмоциональное состояние ребенка в период адаптации к ДОУ.

Цели проекта:

  1. Формирование элементарных представлений об исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста через экологическое воспитание.
  2. Знакомство малышей со свойствами неживой природы: камня, песка, воды.
  3. Развитие творчески свободной личности ребенка.

Задачи:

  1. Развить познавательный интерес к миру природы, умение отражать это в художественно-продуктивной деятельности.
  2. Формировать систему элементарных экологических знаний доступных пониманию ребенка младшего дошкольного возраста через экспериментирование.
  3. Воспитать природоохранительные знания, любовь к природе, личную ответственность за ее сохранность.
  4. Открыть детям свойства неживой природы.
  5. Стимулировать потребности познания окружающего мира.
  6. Активизировать творческие способности детей.
  7. Передать детям возможности осознания красоты и неповторимости окружающего мира.
  8. Создать положительный эмоциональный фон.
  9. Создать с детьми  альбом «Путешествие Почемучки».

Тип проекта: исследовательско-игровой.

Направленность проекта: адаптация детей раннего возраста, экологическое воспитание.

Участники проекта: дети I младшей группы (с 2 до 3 лет), педагоги, родители.

Сроки реализации: 3 месяца, 1 занятие в неделю, проект будет запущен в октябре 2013 года, когда будет поступление новых детей.

Взаимодействие педагогов с детьми: наблюдения, работа с художественной литературой, дидактические игры, беседы, совместный труд.

Взаимодействие педагогов с родителями: домашнее задание.

Продукты совместной деятельности: рисование, ручной труд, составление альбома.

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный этап: 

- подбор и анализ научно-популярной и художественной литературы по данной теме;

- определение целей и задач, исходя из интересов и потребностей детей;

- планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта;

- обеспечение дидактического комплекта для реализации проекта;

- разработка игр, экспериментов.

  1.  Основной этап: 

- проведение цикла занятий;

- взаимодействие с родителями (домашние задания и задания для самостоятельного выполнения);

  1. Заключительный этап:

- сбор и накопление материала;

- оформление фотовыставки, выставки рисунков;

- создание альбома.

Пути реализации проекта:

Первый месяц.

  1. неделя. Постройка из песка домика для собачки.

Цель: дать представление о сухом и влажном песке: сухой – сыплется, влажный – лепится.

2 неделя. Постройка из камней дорожки к домику собачки.

Цель: познакомить со свойствами камней: твердые, тяжелые, ими можно украсить постройку, построить дорожку к дому собачки.

3 неделя. Игры - опыты с водой «Разная водичка».

Цель: показать, что вода прозрачная, но ее можно окрасить в любой цвет или сделать грязной; что на вкус она отличается от сока, молока и других жидкостей.

4 неделя. Игра «Ветерок, подуй слегка».

Цель: ознакомление со свойствами воздуха: сильный, легкий, учить дуть, вытягивая губы трубочкой, не раздувая щеки.

Второй месяц

1 неделя. Аквариум – дом для рыбок.

Цель: познакомить с устройством аквариума: дно засыпано песком, песок мокрый; камни утопают в песке, они тоже мокрые, темные, большие и маленькие.

2 неделя. Игра-опыт «Как цветочек пьет водичку»

Цель: дать представление о том, что без воды все живое погибает, растения засыхают, теряют листья; после того, как землю польют, она меняет цвет, становится темной; все живое любит чистую воду, загрязнять ее нельзя.

3 неделя. «Песочные человечки» (рисуем ручками на песке)

Цель: закрепить свойства песка, развивать моторику, координацию движений; показать детям, что можно не только лепить из песка, но и рисовать на песке.

4 неделя. «Водичка, водичка».

Цель: закрепить знания о свойствах воды: прозрачная, теплая, холодная; в ней можно постирать одежду, помыть игрушки, вымыть руки, умыться.

Третий месяц

1 неделя. Игра «Испечем пирожки для куклы Маши».

Цель: закрепить знание свойств песка: сухой песок пропускаем через трубочки: сыплется, шуршит; из мокрого песка можно испечь пирожки для куклы Маши.

2 неделя. Наблюдение за водой. 

Цель: познакомить со свойствами воды: течет, журчит, брызги летят, капельки капают; обсудить вопрос о том, кому нужна вода: детям, рыбкам, птичкам; закрепить представление о роли воды в природе; объяснить малышам, что воду загрязнять нельзя, потому что в грязной воде все живое погибнет.

3 неделя. «Лети, лети пузырик…».

Цель: познакомить детей со свойствами воды: изменение цвета и свойства при взаимодействии с другими веществами.

4 неделя. Игры с водой: «Какие предметы умеют плавать?»

Цель: познакомить детей со свойствами различных материалов; закрепить знание свойств воды: легкие игрушки в воде плавают, а тяжелые – тонут.

Ожидаемый результат:

Адаптационный период у детей пройдет легче и быстрее, положительно-эмоциональное состояние детей.

Дети познакомятся со свойствами песка, камня, воды и воздуха: песок сыпучий, сырой, сухой, лепится, когда влажный, меняет цвет от воды.

Камень – твердый, тяжелый, большой и маленький, из него можно построить различные сооружения.

Вода – источник жизни на Земле. Она бывает теплая, прозрачная, холодная, чистая, грязная, но без нее все живое погибнет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка На проведение эксперимента по формированию экологической культуры дошкольника в условиях интеграции исследовательской игровой и театрализованной деятельности на основе регионального компонента от 3 до 6 лет.

Цель: создание условий для формирования экологической культуры дошкольников на основе интеграции исследовательской, игровой и театрализованной деятельности, разработка и внедрение в воспитательн...

Исследовательско-игровой проект "Малыши - исследователи"

С приходом в детский сад или другое дошкольное учреждение у ребенка начинается новый этап в его жизни. Ведь воспитание в коллективе вырабатывает у малыша позитивные социальные стереотипы поведен...

Методическая разработка исследовательско-игрового проекта "Вода-водичка"

Методическая разработка исследовательско-игрового проекта в первой младшей группе "Вода-водичка"(Знакомство с агрегатными состояниями воды, её пользой)....

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием познавательно – исследовательской, игровой технологии

«Чтение потешки «Водичка, водичка…»,опыт: «Тонет, не тонет — плавает».ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: познавательно – исследовательская, игровая, чтение художественной литературы, продуктивная, безопа...

Исследовательско-игровой проект «Малыши - исследователи» (I младшая группа)

С приходом в детский сад или другое дошкольное учреждение у ребенка начинается новый этап в его жизни. Ведь воспитание в коллективе вырабатывает у малыша позитивные социальные стереотипы поведения - с...

Исследовательско-игровой проект «Малыши - исследователи» (I младшая группа)

С приходом в детский сад или другое дошкольное учреждение у ребенка начинается новый этап в его жизни. Ведь воспитание в коллективе вырабатывает у малыша позитивные социальные стереотипы поведения - с...