Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Купание медвежат"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Шеина Анастасия Олеговна

Конспект НОД по развитию речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №300 г. Челябинска

Конспект открытого занятия по речевому развитию

в старшей группе «Купание медвежат»

                         Провела воспитатель: Жовнер А.О.

Челябинск 2016

Конспект НОД  "Пересказывание В.Бианки "Купание медвежат"

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Цель: Совершенствовать диалогическую и монологическую речь. Учить связывать в единое целое отдельные части рассказа.

Задачи:

Обучающая:

  • Учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения.
  • уточнить и закрепить правильное произношение звуков ш и Ж, учить дифференцировать их в словах, произносить скороговорку с этими звуками в разном темпе: быстро, умеренно, медленно.

Развивающая:

  • Развивать у детей умение связывать в единое целое отдельные части рассказа, передавая текст точно, последовательно; давать задания на подбор синонимов, антонимов к прилагательным и глаголам;

Воспитывающая:

  • Воспитывать усидчивость.
  1. Поинтересоваться, что дети знают о жизни медведей.
  2. Чтение рассказа В. Бианки «Купание медвежат»
  3. Что значат слова : пестун, знойный.
  4. Физминутка «Медвежата».
  5. Пересказ по частям.
  6. Дифференциация звуков.
  7. Скороговорка.
  8. Нарисуй медвежонка.
  9. Итог.

 

Ход занятия

1.     Организационный момент.

Друг на друга посмотрели,

Крепко за руки взялись.

Влево вправо повернулись,

И друг другу улыбнулись.

Воспитатель: Ребята, вы любите отгадывать загадки? (Да) Я вам загадаю сейчас загадку, а вы отгадайте о ком идёт речь.

Косолапый и большой, спит в берлоге он зимой.

Летом по лесу гуляет, в рот малину собирает.

Любит рыбу, муравьёв, отгадайте, кто таков?

Воспитатель: Догадались, что это за звери?

Ответы детейМедведь

Воспитатель: Правильно, это медведь (показ картины с изображением медведя)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему этих животных так называют?

Ответы детей: За что этого зверя прозвали медведем?

    - Медведь любит мед и ведает (знает), где его найти.

- Назовите медвежью семью  (медведь, медведица, медвежата.)

-Я вас с этой семьёй сейчас познакомлю (выставляю медведица и медвежонка.)

-Ребята, скажите, пожалуйста, медведица какая? (большая, умная, заботливая).

- А какие медвежата? А ты, Даниил, как думаешь? Вероника, ты согласна с тем, что сказал  Даниил?(маленькие, глупые, несмышлёные, забавные).

-Ребята, подумайте и скажите, какие у медведей шубки? (густые, мохнатые, тёплые)- индивидуальные ответы детей.

- Ребята, в летний солнечный день, как чувствуют себя медведи? (им жарко, неуютно, некомфортно).

 2.Сообщение  темы.

Сегодня мы с вами отправимся в лес, где произошла удивительная история, которую описал В. Бианки (портрет). Но прежде скажите, как называется человек, который пришел в лес охотиться. (Ответы детей)

3. Чтение  рассказа.  Чтение рассказа В. Бианки "Купание медвежат".

Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.

Из чащи вышли на берег большая бурая медведица, с ней два весёлых медвежонка и пестун — её годовалый сын, медвежья нянька.

Медведица села. Пестун схватил одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать его в речку.

Медвежонок визжал и барахтался, но пестун не выпускал его, пока хорошенько не выполоскал в воде.

Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес.

Пестун догнал его, надавал шлепков, а потом — в воду, как первого.

Полоскал, полоскал его да ненароком и выронил в воду. Медвежонок как заорёт! Тут в один миг подскочила медведица, вытащила сынишку на берег, а пестуну таких плюх надавала, что он, бедный, взвыл.

Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный и им было очень жарко в густых, лохматых шубках. Вода хорошо освежила их.

После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой.

 

  1. Работа по содержанию рассказа.

 Беседа по содержанию рассказа и составляют план по мнемотаблицам.

-  Ребята, вам понравился рассказ (подберите графический рисунок)

-Кто шёл берегом лесной реки? - 1

-Почему он влез на дерево? 2, 3

-Чего он испугался?

-Вспомните, как писатель описал появление медведицы? ( Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка и пестун). 4

- Кто такой пестун? (Пестун - медвежонок старше года, оставшийся при матери, нянька)

- Что  пестун сделал с первым медвежонком? (Пестун одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку).5

- Что делал медвежонок? (Медвежонок визжал и барахтался..).

- А пестун  что делал? (пестун не выпускал его, пока хорошенько не выполоскала в воде.).

-Ребята, как вы понимаете выражение: «выполоскала в воде»? (она окунала медвежонка в воде в разные стороны). Покажите как выполоскал.

- А как поступил второй медвежонок? (пустился удирать в лес).6

- Чего он испугался? (холодной ванны).

- Как он бежал? (пустился удирать, т. е. очень быстро).

- Как пестун наказал  медвежонка? (догнал и надавал шлепков).

- Как чувствовали себя медвежата после купания? ( Оба медвежонка остались очень довольны купанием).

- Почему они остались довольны? ( День был знойный и медвежатам было очень жарко в густых, мохнатых шубках).

- Чем закончилась история? (После купания медведи скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой).

 

  1. Словарная работа:

-Ребята, вы знаете, что значит «взять за шиворот? (значить взять за воротник)

-Давайте, кто-то из вас будет медведицей, а это ее медвежонок. (даю игрушечного медвежонка)

-Покажи, как ты возьмешь медвежонка за шиворот? (ребенок показывает)

-Ребята, что сделала Света (взяла медвежонка за шиворот)

-Покажи, как медведица «надавала шлепков» (ребенок показывает)

-Как медведица окунала медвежонка? (ребенок показывает)

-Давайте вместе покажем, как она окунала медвежат.

7. Вторичное чтение.

- А сейчас, дети, я прочитаю вам рассказ ещё раз, после чего  послушаю ваши пересказы этого замечательного рассказа В.Бианки «Купание медвежат». (чтение текста)

- Пересказать такой рассказ одному сложно. А если разбить текст на части, его можно пересказать втроем или даже вчетвером. Сначала надо рассказать  о том, как  полоскали первого  малыша. А потом? Как купали второго медвежонка. И чем завершить пересказ? (выкупанные медвежата остались довольны).

- Ваш пересказ должен быть  последовательным и выразительным. В своем пересказе используйте такие красивые слова и выражения как: «в густых лохматых шубках» , «знойный жаркий день», «большая бурая медведица», веселые медвежата,  барахтался, визжал, чаща, вода освежила.

- А теперь давайте послушаем ваши пересказы. Кто желает?  Пожалуйста,   Борис

(спросить 3-5 детей. После каждого пересказа дать анализ, с учетом  требований).

- Вам понравились пересказы ваших товарищей? (ответы детей)

- А чей пересказ вам понравился больше всего? (ответы детей). А чем он вам понравился? (Если дети затрудняются  ответить, то помогаю им.)

- У Карины  был выразительный, близкий к тексту пересказ. В своем пересказе она использовала красивые и нужные слова и выражения.

 8. Физминутка "Медвежата в чаще жили"

Медвежата в чаще жили

Головой своей крутили

Вот так, вот так – головой своей крутили (Поворачиваем голову вправо и влево)

Медвежата мёд искали

Дружно дерево качали

Вот так, вот так – дружно дерево качали (наклоны туловищем вправо и влево)

И в развалочку ходили

И из речки воду пили

Вот так, вот так и из речки воду пили (Наклоны вперёд)

А ещё они плясали! Дружно лапы поднимали!

Вот так, вот так кверху лапы поднимали! (Поднимаем попеременно ручки)

Вот болотце на пути! Как его нам перейти?

Прыг да скок! Прыг да скок! Веселей скачи дружок! (Прыжки вверх)

 

  1. 9.Дифференциация звуков

 Будьте внимательны, я сейчас голосом выделю в слове медвеЖонок звук, а вы определите, и назовите этот звук.

Воспитатель выделяет голосом в слове медвежонок звук Ж и спрашивает, чья это песенка (песенка жука).

- Какой звук? (звонкий, говорится с голосом)

- Я буду называть слова, а вы ловите жука, если услышите в слове его песенку (журавль, жук, жаба)  (шмель,

 

  1. Игра «Доскажи словечко»

А сейчас, мы с вами поиграем в игру «Доскажи словечко». Я буду называть  взрослое животное, а вы – его детёнышей.

- У ежа – кто? (ежата)

- У ужа- кто?   (ужата)

- У медведя- кто? (медвежата)  (педагог повторяет скороговорку в медленном темпе).

Повторим вместе: У ежа ежата, у ужа ужата, у медведя – медвежата.

 

  1. Игра с мячом "Скажи какой?"

Воспитатель: Скажите, медведица какая?

- Умная, как .... (мама)

- Мудрая, как .... (сова, бабушка)

- Сильная, как .... (папа, подъемный кран)

- Большая, как .... (слон, дом)

- Строгая, как .... (учитель, милиционер)

- Неуклюжая, как .... (тюлень)

- Толстая, как .... (морж)

- Высокая, как .... (жираф)

Игра с флажком "Похожие слова"

Воспитатель называет слово, дети подбирают родственные слова, передавая флажок. Медведица .... медведь, медвежонок, медвежата, медведушка, мед, медвежья, медвежатина...

13Нарисуй медвежонка (если останется время)

14. Подведение итогов.

- Чему мы сегодня учились на занятии?

- Кто автор? Как называется рассказ?

- А что понравилось больше всего тебе,  Егор?А что нового сегодня узнал  Борис? Вероника?Сегодня  вы учились пересказывать  рассказ В.Бианки «Купание медвежат». Вы очень хорошо отвечали, у многих получился интересный рассказ, все были внимательными. Молодцы!

 

Занятие на тему "Пересказывание В.Бианки "Купание медвежат"

17 ноября 2017

Конспект открытого занятия в старшей группе по теме

«Пересказ рассказа «Купание медвежат»

Тема: Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»

Ведущая образовательная область: «Речевое развитие»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Цель: Совершенствовать диалогическую и монологическую речь. Учить связывать в единое целое отдельные части рассказа.

Задачи:

  • Учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения.
  • Развивать у детей умение связывать в единое целое отдельные части рассказа, передавая текст точно, последовательно; давать задания на подбор синонимов, антонимов к прилагательным и глаголам;
  • уточнить и закрепить правильное произношение звуков ш и Ж, учить дифференцировать их в словах, произносить скороговорку с этими звуками в разном темпе: быстро, умеренно, медленно.
  • Воспитывать усидчивость.
  1. Поинтересоваться, что дети знают о жизни медведей.
  2. Чтение рассказа В. Бианки «Купание медвежат»
  3. Что значат слова : пестун, знойный.
  4. Физминутка «Медвежата».
  5. Пересказ по частям.
  6. Дифференциация звуков.
  7. Скороговорка.
  8. Нарисуй медвежонка.
  9. Итог.

 

Ход занятия

1.     Организационный момент.

Друг на друга посмотрели,

Крепко за руки взялись.

Влево вправо повернулись,

И друг другу улыбнулись.

Воспитатель: Ребята, вы любите отгадывать загадки? (Да) Я вам загадаю сейчас загадку, а вы отгадайте о ком идёт речь.

Косолапый и большой, спит в берлоге он зимой.

Летом по лесу гуляет, в рот малину собирает.

Любит рыбу, муравьёв, отгадайте, кто таков?

Воспитатель: Догадались, что это за звери?

Ответы детейМедведь

Воспитатель: Правильно, это медведь (показ картины с изображением медведя)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему этих животных так называют?

Ответы детей: За что этого зверя прозвали медведем?

    - Медведь любит мед и ведает (знает), где его найти.

- Назовите медвежью семью  (медведь, медведица, медвежата.)

-Я вас с этой семьёй сейчас познакомлю (выставляю медведица и медвежонка.)

-Ребята, скажите, пожалуйста, медведица какая? (большая, умная, заботливая).

- А какие медвежата? А ты, Даниил, как думаешь? Вероника, ты согласна с тем, что сказал  Даниил?(маленькие, глупые, несмышлёные, забавные).

-Ребята, подумайте и скажите, какие у медведей шубки? (густые, мохнатые, тёплые)- индивидуальные ответы детей.

- Ребята, в летний солнечный день, как чувствуют себя медведи? (им жарко, неуютно, некомфортно).

 2.Сообщение  темы.

Сегодня мы с вами отправимся в лес, где произошла удивительная история, которую описал В. Бианки (портрет). Но прежде скажите, как называется человек, который пришел в лес охотиться. (Ответы детей)

3. Чтение  рассказа.  Чтение рассказа В. Бианки "Купание медвежат".

Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.

Из чащи вышли на берег большая бурая медведица, с ней два весёлых медвежонка и пестун — её годовалый сын, медвежья нянька.

Медведица села. Пестун схватил одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать его в речку.

Медвежонок визжал и барахтался, но пестун не выпускал его, пока хорошенько не выполоскал в воде.

Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес.

Пестун догнал его, надавал шлепков, а потом — в воду, как первого.

Полоскал, полоскал его да ненароком и выронил в воду. Медвежонок как заорёт! Тут в один миг подскочила медведица, вытащила сынишку на берег, а пестуну таких плюх надавала, что он, бедный, взвыл.

Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный и им было очень жарко в густых, лохматых шубках. Вода хорошо освежила их.

После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой.

 

  1. Работа по содержанию рассказа.

 Беседа по содержанию рассказа и составляют план по мнемотаблицам.

-  Ребята, вам понравился рассказ (подберите графический рисунок)

-Кто шёл берегом лесной реки? - 1

-Почему он влез на дерево? 2, 3

-Чего он испугался?

-Вспомните, как писатель описал появление медведицы? ( Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка и пестун). 4

- Кто такой пестун? (Пестун - медвежонок старше года, оставшийся при матери, нянька)

- Что  пестун сделал с первым медвежонком? (Пестун одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку).5

- Что делал медвежонок? (Медвежонок визжал и барахтался..).

- А пестун  что делал? (пестун не выпускал его, пока хорошенько не выполоскала в воде.).

-Ребята, как вы понимаете выражение: «выполоскала в воде»? (она окунала медвежонка в воде в разные стороны). Покажите как выполоскал.

- А как поступил второй медвежонок? (пустился удирать в лес).6

- Чего он испугался? (холодной ванны).

- Как он бежал? (пустился удирать, т. е. очень быстро).

- Как пестун наказал  медвежонка? (догнал и надавал шлепков).

- Как чувствовали себя медвежата после купания? ( Оба медвежонка остались очень довольны купанием).

- Почему они остались довольны? ( День был знойный и медвежатам было очень жарко в густых, мохнатых шубках).

- Чем закончилась история? (После купания медведи скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой).

 

  1. Словарная работа:

-Ребята, вы знаете, что значит «взять за шиворот? (значить взять за воротник)

-Давайте, кто-то из вас будет медведицей, а это ее медвежонок. (даю игрушечного медвежонка)

-Покажи, как ты возьмешь медвежонка за шиворот? (ребенок показывает)

-Ребята, что сделала Света (взяла медвежонка за шиворот)

-Покажи, как медведица «надавала шлепков» (ребенок показывает)

-Как медведица окунала медвежонка? (ребенок показывает)

-Давайте вместе покажем, как она окунала медвежат.

7. Вторичное чтение.

- А сейчас, дети, я прочитаю вам рассказ ещё раз, после чего  послушаю ваши пересказы этого замечательного рассказа В.Бианки «Купание медвежат». (чтение текста)

- Пересказать такой рассказ одному сложно. А если разбить текст на части, его можно пересказать втроем или даже вчетвером. Сначала надо рассказать  о том, как  полоскали первого  малыша. А потом? Как купали второго медвежонка. И чем завершить пересказ? (выкупанные медвежата остались довольны).

- Ваш пересказ должен быть  последовательным и выразительным. В своем пересказе используйте такие красивые слова и выражения как: «в густых лохматых шубках» , «знойный жаркий день», «большая бурая медведица», веселые медвежата,  барахтался, визжал, чаща, вода освежила.

- А теперь давайте послушаем ваши пересказы. Кто желает?  Пожалуйста,   Борис

(спросить 3-5 детей. После каждого пересказа дать анализ, с учетом  требований).

- Вам понравились пересказы ваших товарищей? (ответы детей)

- А чей пересказ вам понравился больше всего? (ответы детей). А чем он вам понравился? (Если дети затрудняются  ответить, то помогаю им.)

- У Карины  был выразительный, близкий к тексту пересказ. В своем пересказе она использовала красивые и нужные слова и выражения.

 8. Физминутка "Медвежата в чаще жили"

Медвежата в чаще жили

Головой своей крутили

Вот так, вот так – головой своей крутили (Поворачиваем голову вправо и влево)

Медвежата мёд искали

Дружно дерево качали

Вот так, вот так – дружно дерево качали (наклоны туловищем вправо и влево)

И в развалочку ходили

И из речки воду пили

Вот так, вот так и из речки воду пили (Наклоны вперёд)

А ещё они плясали! Дружно лапы поднимали!

Вот так, вот так кверху лапы поднимали! (Поднимаем попеременно ручки)

Вот болотце на пути! Как его нам перейти?

Прыг да скок! Прыг да скок! Веселей скачи дружок! (Прыжки вверх)

 

  1. 9.Дифференциация звуков

 Будьте внимательны, я сейчас голосом выделю в слове медвеЖонок звук, а вы определите, и назовите этот звук.

Воспитатель выделяет голосом в слове медвежонок звук Ж и спрашивает, чья это песенка (песенка жука).

- Какой звук? (звонкий, говорится с голосом)

- Я буду называть слова, а вы ловите жука, если услышите в слове его песенку (журавль, жук, жаба)  (шмель,

 

  1. Игра «Доскажи словечко»

А сейчас, мы с вами поиграем в игру «Доскажи словечко». Я буду называть  взрослое животное, а вы – его детёнышей.

- У ежа – кто? (ежата)

- У ужа- кто?   (ужата)

- У медведя- кто? (медвежата)  (педагог повторяет скороговорку в медленном темпе).

Повторим вместе: У ежа ежата, у ужа ужата, у медведя – медвежата.

 

  1. Игра с мячом "Скажи какой?"

Воспитатель: Скажите, медведица какая?

- Умная, как .... (мама)

- Мудрая, как .... (сова, бабушка)

- Сильная, как .... (папа, подъемный кран)

- Большая, как .... (слон, дом)

- Строгая, как .... (учитель, милиционер)

- Неуклюжая, как .... (тюлень)

- Толстая, как .... (морж)

- Высокая, как .... (жираф)

Игра с флажком "Похожие слова"

Воспитатель называет слово, дети подбирают родственные слова, передавая флажок. Медведица .... медведь, медвежонок, медвежата, медведушка, мед, медвежья, медвежатина...

13Нарисуй медвежонка (если останется время)

14. Подведение итогов.

- Чему мы сегодня учились на занятии?

- Кто автор? Как называется рассказ?

- А что понравилось больше всего тебе,  Егор?А что нового сегодня узнал  Борис? Вероника?Сегодня  вы учились пересказывать  рассказ В.Бианки «Купание медвежат». Вы очень хорошо отвечали, у многих получился интересный рассказ, все были внимательными. Молодцы.

  • Я благодарю вас за вашу работу и ваше настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ "Медвежата"

Пальчиковая гимнастика:На двери висит замок (ритмично соединяем пальцы рук в замок),Кто открыть его бы мог? (круговые движения кистями рук),Потянули (кисти рук в замке, тянем в разные стороны),Постуча...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с нарушением зрения пересказ рассказа с опорой на мнемотаблицы "Купание медвежат" В. Бианки

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с нарушением зренияпересказ рассказа с опорой на мнемотаблицы "Купание медвежат" В. Бианки Цель: продолжать обучать связному последователь...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Пересказ рассказа В.Бианки " Купание медвежат"

Конспект заняти по развитию речи в старшей группе "Пересказ рассказ В.Бианки  " Купание медвежат "...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: "Пересказ рассказа В.Бианки "Купание медвежат" (с опорой на графические схемы)

Занятие направлено на решение задач по развитию связной речи с помощью приёмов наглядного моделирования....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Медведица и медвежата»

Конспект занятия по развитию речи (ОО"Речевое развитие") в старшей группе детского сада "Пересказ рассказа Е.Чарушина "Медведица и медвежата"...