Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «В гостях у Лесовичка»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Черепанова Лариса Владиленовна

Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «В гостях у Лесовичка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskoe_meropriyatie_v_gostyah_u_lesovichka.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное

дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка — детский сад «Пчёлка»

Козловского района Чувашской Республики

Методическая разработка

образовательной деятельности

по развитию речи в старшей группе

 «В гостях у лесовика»

подготовила: Черепанова

Лариса Владиленовна,

учитель-логопед,

первая квалификационная категория

Цель: Обогащение сознание детей таким содержанием, которое способствует накоплению представлений об экосистеме «Лес», готовит его к элементарному осмыслению таких основных понятий как «Дерево», «Дикие животные», «Птицы».

Задачи:

Образовательные:

Уточнить и расширить представление детей о лесе;

Закрепить знания детей об обитателях леса; «Дикие животные», «Птицы».

Закрепить счет до10.

Развивающие:

Закреплять умение дифференцировать звуки, способствовать

формированию интонационной выразительности речи.

Развивать у детей интерес к познанию природы, к открытию её тайн;

Обогащать словарь детей за счёт расширения представлений об объектах природы ближайшего окружения

Воспитательные:

Воспитывать наблюдательность и положительное отношение к окружающей природе

Словарная работа:

активизировать и обогащать словарный запас детей

Форма проведения: ООД.

Предварительная работа с детьми:

Сезонные экскурсии в природу, чтение художественной литературы, разучивание пальчиковых упражнений, игр, дидактических игр, музыкальное разучивание упражнений на релаксацию.

Оборудование и материалы:

макеты деревьев, аудиозапись « Голоса птиц»,  скамейка, иллюстрации с изображением деревьев

Структура занятия:    

                         вводная часть               -  3 минуты

                         основная часть            -   20 минут

                         заключительная часть -  2 минуты

 

                                                           Ход занятия:

Вводная часть .                                        

Организационный момент:

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам пришли гости, давайте с ними тихо поздороваемся. Давайте пожелаем нашим гостям здоровья.

 ( Здравствуйте)

- А теперь, пожелаем друг другу здоровья (все встают в круг и передают мячик со славами: Здравствуй, Ира, здравствуй, Витя и т.д.) Улыбнёмся друг другу, чтобы у нас было хорошее настроение весь день! У нас сегодня необычное занятие.  

Воспитатель: –Ребята, а как вы думаете, что такое природа?

Дети – Природа – это все то, что нас окружает и не создано руками человека.

Воспитатель– Посмотрите внимательно на картинки с изображением живой и неживой природы и разместите их на доске. Справа картинки с объектами живой природы, слева -неживой.

Д\и «Живая и неживая природа».

Воспитатель – А теперь мы с вами проведем небольшой эксперимент. Посмотрите на стол. Что вы видите?

Дети - Мел.

Воспитатель – Как вы думаете, сможем ли мы разломить его на кусочки. Попробуйте. Что стало с мелом? Он перестал, быть мелом или нет?

Дети – Мел остался мелом, только его кусочки стали меньше.

Воспитатель– А что будет с бабочкой, жучком, птицей, цветком, если мы его разделим на части?

Дети – Они погибнут.

Воспитатель– Значит, как надо относиться к природе?

Дети -  Бережно, осторожно, внимательно.

 (Влетает в группу Сорока.)

Основная часть .          

Сорока: Говорят, что я трещу, Ни минуты не молчу, Но нельзя мне замолчать,

Я письмо должна отдать!

Воспитатель: Что же это за письмо?

Сорока:       От кого оно узнаете,

Коль загадку отгадаете!

Ходит по лесу лесник,

Он шагать в лесу привык.

Здесь ему совсем, как дома,

Всё давным-давно знакомо,

Он заботливый старик,

А зовётся … (лесовик)

Воспитатель: Да, ребята, к нам пришло письмо от Лесовика.

 ( читает)Здравствуйте, мои дорогие друзья! Я приглашаю вас в гости в мой волшебный лес! Мы с лесными жителями будем рады встрече с вами!

- Оказывается, Лесовик приглашает нас к себе в гости!

 Сорока: А правила поведения в лесу вы знаете?  

 Но  давайте вспомним, как надо вести себя в лесу?

(Дети рассказывают правила поведения в лесу.)

  (В лесу нельзя шуметь. Включать громко музыку. Лазить по деревьям,)Воспитатель:     Если в лес пришёл гулять,

           Свежим воздухом дышать,

           Бегать прыгать и играть,

          Только чур не забывать,

          Что в лесу нельзя шуметь

         Даже очень громко петь

          Ты в лесу всего лишь гость

        Здесь хозяин дуб и лось.

         Их покой побереги

        Ведь они нам не враги!

Сорока: Молодцы, ребята, все правила знаете, а значит, не причините вреда лесу, можете смело отправляться в путешествие! ( Улетает)

Воспитатель : Ну что ребята отправляйтесь в весенний лес в гости к Лесовику?  А  как вы думаете, что делает в лесу Лесовик?

Дети: — Следит за порядком и охраняет лес.

Воспитатель:-  А путешествовать вы будете на весёлом паровозике. Готовы?

Дети: Готовы .

Воспитатель: -Тогда счастливого пути, Лесовик Вас встретит. (Дети встают друг за другом, берутся за локти, изображают паровоз. Ребёнок-машинист , встаёт вперёд. Звучит красивая музыка. Доезжают до леса).         Звуки леса.

 Лесовик: -Я здесь, я очень торопился не опоздать и очень рад вас видеть у меня в лесу. Здравствуйте ребята! Я Лесовик  живу в этом лесу:

                          Знаю лес и лес люблю.

                     В гости вас к себе зову.

                     Я люблю гулять по лесу.

                     В лесу хожу я каждый день.

                     Всё в лесу мне интересно,

                     Каждый куст и каждый пень.

                     Много дел у старичка.

                     Если кто в лесу бывал

                     За собою б убирал.

                     И зверятам, и ребятам

                     Было бы в лесу приятно.

-Сегодня я вам расскажу вам про свой лес, а вы мне будете немножко помогать. Хорошо. А вы знаете, что такое лес?

Дети: Лес это — где много деревьев, диких животных и птиц.

Лесовик: -Ну вот не один здесь в лесу живу, со мной мои друзья: растения и животные. Самые главные растения в моём лесу – это деревья. А вы, ребята, знаете, какие деревья растут в моём лесу?

Дети: Берёза, дуб, осина, липа, рябина, ель и.т.д.( Выставлены картинки деревьев: берёза, тополь, осина, сосна, ель, лиственница, рябина. Дети называют деревья.)

Лесовик:  Молодцы ребята! С деревьями мы разобрались. Ребята,вы наверное устали? Предлагаю отдохнуть. (дети садятся на скамейку).Я предлагаю вам сыграть со мной в игру «Добавлялки».

Я начинаю говорить начало , а вы договариваете конец.

Ра-ра-ра — начинается игра

Са-са-са -в лесу бегает лиса

Усь-усь-усь — на лугу пасется гусь

Та-та-та — на поляне красота

Ты-ты-ты — сметану съели все коты

Ча-ча-ча- горит в комнате свеча,

Чу-чу-чу — молоточкам я стучу,

Жа-жа-жа- есть иголки у ежа,

Жу-жу-жу- молока дадим ежу,

Су-су-су -было холодно в лесу.

Молодцы ребята!  А теперь, предлагаю немного размяться.

Физминутка. Игра на релаксацию движений.

- по тропинке по лесной мчится заинька косой (прыжки на двух ногах с продвижением вперёд)

- а вот рыжая красавица, всем ребятам нравиться (Манерная ходьба на носочках перекрестным шагом)

- а вот серый волк зубами щёлк, по лесу бежал, добычу искал. Весь лес обошёл, ничего не нашёл. (ходьба широким шагом)

- а вот мишка косолапый по лесу идёт шишки собирает песенку поёт ( ходьба с перекатом с ноги на ногу)

Лесовик: Ребята,а вы знаете с кем я живу и дружу в лесу?

Дети:  С животными!

Лесовик:-  Да,у  меня ещё живут лесные звери. А вы знаете животных, которые живут в лесу. Назовите мне их. (Медведь, лиса, волк, лось, белка, ёж, заяц...).А теперь угадайте  где спят эти звери, которые живут в моём лесу. Только вы ответы не выкрикивайте. Ответ надо найти среди картинок и показать нам.

( Дети угадывают  и  показывают нужную картинку).

(белка - в дупле, медведь - в берлоге, волк -(логово), лиса - в норе, заяц - под кустом, ).

Лесовичок: Какие вы молодцы!

Звучит фонограмма птичьих голосов.

Лесовичок: Тише-тише, что за шум? У меня в лесу не порядок, пока я с вами здесь играл, птицы устроили спор,одни прогоняют других, говорят вас зимой здесь не было, улетайте вы чужие.

Нужно птиц помирить.

Лесовик: - Посмотрите, какие птицы прилетели на ёлочку. Назовите мне их? (Сорока, синица, воробей, ворона, дятел, поползень, сова).

- Какие это птицы? (Зимующие).

-Что значит зимующие птицы? (Которые живут с нами и никуда не улетают).

Лесовик: А почему они не улетают?(Потому, что они питаются семенами деревьев и растений, а их в лесу много0

Лесовик: Правильно, а как называются птицы, которые улетают осенью на юг?

Дети: Перелётные.

Лесовик: Почему они улетают?

Дети: Потому, что они питаются насекомыми, а их зимой нет)Лесовичок: Молодцы. У меня для вас есть ещё одно задание. На этих карточках изображены птицы, живущие в моём лесу. Вы должны разделить их: зимующих мы посадим на берёзу, а перелётных на пальму.

(Дети выполняют задание. Рассаживают сначала зимующих, затем перелётных птиц под музыкальное сопровождение.)  Все наверное устали, давайте отдохнем.

Физминутка

Лесовичок  

Ой,ребята я слышу что кто-то просит помощи!

Ой, беда, беда, беда

              Пропала муравьиная  нора,

              На муравейник кто-то наступил,

              Потом камнями завалил!

Лесовик – Ребята, давайте муравьям поможем,

        Камни снова на тропинку сложим.

(дети берут камни, рассматривают их, на них цифры)

Д\и  «Тропинка». (от 1 до 10 и наоборот)

Лесовик: – Как я рада за вас, ребята. Вы помогли муравьишкам восстановить их домик.

Вы сегодня были такие молодцы, и в лесу себя вели хорошо, за это у меня для вас есть подарок. Спасибо ребята, что пришли ко мне в гости, что не распугали лесных жителей. Спасибо ребята за помощь. Вот вам подарочки от меня ,раскраски. Я думаю, что вам пора уже возвращаться домой, а вот и ваш поезд.

 

Дети: - До свидания , Лесовичок!

Лесовик: - Насмотрелись вы чудес,  

                           Ждет вас снова чудный лес

 (Дети садятся на паровоз и едут домой.  Звучит гудок паровоза. ).

 

 Заключительная часть.

Воспитатель: - Вот и закончилось ваше путешествие, вы приехали в детский сад. Давайте  вспомним, что интересного вы видели в лесу?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи для разновозрастной группы «Река и речные обитатели»

Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи  «Река и речные обитатели»...

Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Волшебница-зима»

Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Волшебница-зима»...

Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Транспорт»

Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Транспорт»...

Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «ЗВУКИ [C] И [Ш]»

Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «ЗВУКИ [C] И [Ш]»...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе«В гостях у Снежной Королевы» с использованием мнемотехники

Образовательная область:  речевое развитие.Интеграция: Познавательное развитие, физическое развитие.Актуальность: Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное зап...