«Весна идет, весне навстречу»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Корчагина Наталия Ивановна

конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesna_idet.docx21.47 КБ

Предварительный просмотр:

«Весна идет, весне навстречу»

Задачи.

Обучающие:

 Уточнить время года, названия весенних месяцев, характерные признаки ранней весны.

 Учить составлять предложения, выражающие причину или цель действия.
Упражнять в умении подбирать слова - антонимы.

Развивающие  Развивать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом; образовывать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах; подбирать соответствующие понятия, выраженные прилагательными. Развивать слуховое внимание, мышление. Развивать связную речь.

Воспитывающие. Воспитывать чувство любви к природе.

Материал: сюжетные картинки по теме «Весна»; рисунок Весны-красны; тетради в клетку, , музыкальный фон.

Словарная работа: проталина, ранняя весна, капель, водоворот.

Ход занятия

Воспитатель: ( под спокойную музыку) 

Доброе утро тем, кто проснулся.

Доброе утро, кто улыбнулся.

Доброе утро людям и птицам.

Доброе утро приветливым лицам.

Давайте поприветствуем друг друга улыбкой.

Ребята, отгадайте загадку и вы узнаете, какому времени года будет посвящено сегодняшнее занятие.

Если снег повсюду тает,

День становится длинней,

Если все зазеленело

И становится теплей.

Если стал теплее ветер,

Если птицам не до сна,

Если солнце ярче светит,

Значит к нам пришла… (весна).

Правильно это весна,  а как вы догадались, что это стихотворение о весне?

Вы рады весне? (Да.) Мы долго ждали весну, значит, какая весна? (Долгожданная). Какое настроение возникает у вас, когда вы говорите о весне? (Веселое, хорошее, задорное, прекрасное.) И с таким настроением на занятии будем чётко отвечать, проговаривать все звуки.

Назовите весенние месяцы по порядку (март, апрель, май).

Проведем фонетическую зарядку. Назовите слова , которые начинаются на звук В : весна, веснушка, весело, вода, водоворот, водяной, ведро, водоросль, водовоз, водоем, водоканал, водохранилище, и т.д. 

Воспитатель:- Вот она какая теплая, добрая весна

. От такого тепла хочется поиграть с вами в игру

 «Назови ласково».

Ручей… ручеек, лёд… льдинка, лист… листочек, трава…травка, травушка, пень… пенек, цветок… цветочек, лес… лесок, луг… лужок, река… речка. .реченька, солнце… солнышко, лужа… лужица, проталина… проталинка, почка…почечка, дерево… деревце, капля- капелька и т.д.

Воспитатель: - Кстати, мы с вами еще не играли в игру с капельками.

Физ. минутка

Капля раз, капля два ( медленные хлопки)

Капли медленно сперва : кап-кап-кап.

Стали капли поспевать, ( хлопки учащаются)

Капля каплю догонять : кап-кап-кап-кап-кап-кап-кап.

От дождя себя укроем,

Зонтик поскорей раскроем. ( имитация раскрывания зонта)

Воспитатель:- А сейчас поиграем в игру «Назови признаки»

Игра «Назови признаки» 

Вспомните приметы ранней весны (светит солнце, тает снег, появляются проталины, капают сосульки, прилетают птицы и т.д.)

Как много признаков весны вы назвали!

 ( обращает внимание на картину с солнцем)

1.Скажите , дети, солнце бывает какое? ( яркое, теплое, ласковое, весеннее, лучистое, радостное, нежное блестящее, веселое, большое и т.д.)

 Вспомним за клички про солнышко.

Солнышко ясное, нарядись, Солнышко красное, покажись,

Платье алое надень, подари нам новый день.

2. Скажите , каким бывает ручеек? ( выставляется картина) ( говорливый, быстрый, журчащий, звонкий, весенний, искрящийся, ласковый, бурный. И т.д.

Давайте посчитаем, сколько у нас ручьев.

Игра «Посчитай» с показом карточек с цифрами.

1 ручей, 2- ручья, 3- ручья, 4 ручья, 5 ручьев, 6 ручьев, 7 ручьев, 7 ручьев, 8 ручьев,9 ручьев, 10 ручьев.

1 лужа, 2 лужи, 3 лужи, 4 лужи, 5 луж, 6 луж, 7 луж,8 луж, 9 луж, 10 луж.

1 сосулька, 2 сосульки,3 сосульки, и т.д.

Они летать умеют

Их пух, и перья греют. (Птицы)

- Как называют птиц, которые возвращаются весной в родные края (перелетные).

- Какая птица открывает весну? (Загадываю загадку.)

Всех прилетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Целый день на пашне вскачь

И зовется птица… грач.

- Почему в народе так говорят: «Грач открывает весну»? (Дети отвечают.)

- Каких весенних певцов вы знаете еще? Отгадайте загадку:

На шесте – дворец,

Во дворе – певец,

А зовут его…скворец .

- Как называется домик у скворца? Дети отвечают (скворечник).

-Какие ещё птицы к нам прилетают весной? (Скворец, соловей, стриж, ласточка, журавли и другие). Давайте для них вспомним пальчиковую гимнастику.

Перелетные птицы

Тили-тили, тили-тили –

С юга птицы прилетели!

Прилетел к нам скворушка – Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж –

Все вернулись, прилетели,

Песни звонкие запели!

Скрестить большие пальцы, помахать ладошками.

Поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.

Снова, скрестив большие пальцы, помахать ладошками.

Указательным и большим пальцами изобразить, как поет птица.

Давайте теперь, раз вы всё знаете, расскажем, что бывает весной.

 Я буду говорить фразу, а вы будете отгадывать – о чем я говорю.

Весной с небес светит теплое, ласковое… (солнышко).

Над головой чистое, ясное, голубое… (небо).

На крышах вырастают белые морковки (сосульки).

И вот они уже зазвенели, запели – это звонкая весенняя (капель).

Становится ноздреватым, мокрым и вот уже тает (снег).

Снег превращается в быстрые, озорные (ручейки), которые бегут-звенят по всем (дорожкам), зовут в гости весну.

На деревьях набухают и распускаются пушистые или коричневые… (почки).

А потом из них прорастают первые зеленые, свежие, клейкие… (листики).

И вот уже из-под снега появляются первые (цветы).

Их называют… (подснежниками).

А с юга прилетают, возвращаются к нам назад стаи (птиц).

Они рассаживаются на ветках и вьют на деревьях свои… (гнезда).

А какая весна у нас сейчас? (Ранняя)

Вот какие вы молодцы! Все мои загадки разгадали.

Воспитатель:- Дети, а теперь внимательно посмотрите на « мнематаблицу»  и составьте рассказ о весне.

Примерный рассказ. Солнце светит ярко. Дружно начал таять снег. С крыш домов свисают сосульки. От солнечного тепла они тают. Звенит веселая капель. На дорогах появились лужи и текут ручьи. Дети радостно пускают кораблики по ручейкам. Люди одели легкую одежду и обувь. В лесах появились проталины , где расцвели подснежники. От зимней спячки просыпаются звери : медведи, барсуки. На реках начался ледоход. Прилетели грачи, скворцы. Люди готовят скворечники для них. В садах , огородах, парках идет посадка деревьев, семян овощей и зелени. В мае расцветут деревья, весенние цветы.

Воспитатель : - Молодцы, дети ! Получился хороший и подробный рассказ о весне. Я тоже приготовила вам свой рассказ о весне. Послушайте внимательно и если будут ошибки, вы мне потом скажете. ( рассказывает)

Игра «Найди ошибки».

Вот и наступила весна. Весело журчат лужи ( ручейки), с крыш капают сосульки- начался листопад ( капель). Дни становятся короче ( длиннее), а ночи длиннее ( короче). Возвращаются зимующие ( перелетные) птицы. Люди уже позаботились о воронах ( скворцах)- сколотили скворечники. Просыпаются от летней ( зимней) спячки домашние ( дикие) животные: волки, кролики, медведи . На снегу расцвели первые осенние( весенние)

цветы- колокольчики.( подснежники).

 ( дети называют ошибки и исправляют текст).

А сегодня хочу вас поблагодарить за то, что вы много рассказали о весне, весело играли в игры  Мы с вами еще продолжим говорить о весне на других занятиях

. А хотели бы вы научиться изготавливать вот такой подснежник? (показать образец аппликации подснежника) Мы его изготовим в следующий раз, когда я приду к вам».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей логопедической группе "Весна идет,весне дорогу" с презентацией

Данный конспект НОД с презентацией позволит разнообразить приемы организации деятельности детей на занятиях по обучению грамоте и активизировать их мыслительные операции, речевые высказывания...

НОД "Весна идет - весне дорогу"

Конспект комплексного занятия по изодеятельности в подготовительной логопедической группе "Весна идет - весне дорогу" Расширение и активизация речевого запаса на основе углубления представлений о вес...

Совместная деятельность детей и педагога "Весна идет - весне дорога"

Совместная деятельность детей и педагога"Весна идет - весне дорога"Средняя группаДети с общим недоразвитием речи и дети с нарушенным слухом....

открытое интегрированное занятие по рисованию "Весна идет! Весне мы рады!"

Программное содержание: Учить детей видению художественного образа, единства содержания и языка пейзажной живописи. Учить видеть главное, задумываться  над тем, что вызвало у художника интерес п...

НОД "Весна идет, весне дорогу!"

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Весна идет, весне дорогу!»Цели.Уточнить и обобщить представления о характерных признаках весны, расширить знания детей о в...

Весна идет, Весне дорогу..."

Организованная образовательная  деятельность по художественному творчеству...

Положение о творческом конкурсе "Весна идет-весне дорогу!"

Конкурс проводится в целях укрепления взаимодействия семьи и детского сада, приоритета семейного воспитания детей...