Совместная деятельность детей и педагога "Весна идет - весне дорога"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

Фортанова Ольга Николаевна

Совместная деятельность детей и педагога

"Весна идет - весне дорога"

Средняя группа

Дети с общим недоразвитием речи и дети с нарушенным слухом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное дошкольное учреждение

детский сад № 27 Кировского района

Санкт - Петербурга

                                                                                «Утверждаю» _____________________

                                                                                Заведующая ГБДОУ №27 Бараева С.В.

                                                                                     «____» _________________________  2012

Конспект логопедического занятия

«Весна идет – весне дорога»

средняя группа

дети с общим недоразвитием речи и дети с нарушенным слухом

(использование ТРИЗ)

Автор – составитель

Фортанова Ольга Николаевна

учитель – логопед

высшей категории

Санкт – Петербург

2012

Пояснительная записка

Коррекционно – образовательные цели:

Формирование словаря по теме «Весна».

Уточнение и расширение представлений о ранней весне и ее признаках.

Коррекционно – развивающие цели:

Развитие связной речи.

Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксах).

Уточнение и расширение словаря по теме «Признаки весны», развитие творческого воображения.

Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса., навыков пространственной ориентировки.

Развитие речевого слуха.

Развитие фонематического слуха

Развитие тонкой моторики, координации речи с движением.

Коррекционно – воспитательные цели:

Формирование сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.

Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Участники:

Учитель – логопед, дети.

Форма проведения – занятие

Продолжительность: 20 минут

Материально – техническое оснащение:

Коврограф, мнемотаблицы, пособие «подснежники», желтые круги счетные палочки (солнышко), презентация «Весна идет – весне дорога», сюжетные картинки с изображением разного времени года, массажные мячи.

Предварительная работа:

Прогулка на участке, наблюдение за весенними изменениями в природе.

Игра «Времена года».

Ожидаемый результат:

Дети получат знания, которыми смогут воспользоваться в самостоятельной, повседневной жизни.

«Что за месяц – кто узнает (Уточнение и активизация словаря по теме).

Логопед: Встаньте на дорожку и подравняйте ножки.

Ребята, отгадайте загадку и узнайте, какому времени года будет посвящено сегодняшнее занятие.

                               

Поет снежок,                                          Дует теплый южный ветер,

Ожил лужок,                                          Солнышко все ярче светит.

День прибывает.                                    Снег худеет, мякнет, тает.

Когда это бывает?                                 Что за месяц? Кто узнает?

       (Весной)                                                          (Март).

Логопед: Правильно, март – первый месяц весны. Какие месяцы придут вслед за мартом?

Дети: Апрель, май.

Логопед: Сколько бывает месяцев весной?

Дети: Весной три месяца.

Логопед: Давайте все вместе их повторим: «Март, Апрель и Май – их не забывай!»

«Посмотри и отгадай» (Уточнение и расширение экспрессивного словаря)

Логопед: Посмотрите на мнемотаблицу и отгадайте загадку:

Что весной греет, светит, припекает?

Что весной голубое, высокое, чистое?

Что в небе легкое, белое, пушистое?

Что с крыши свисает, капает, тает?

Весной он тает, плачет, оседает?

Что весной темнеет, тает, водой убегает?

Что весной бежит, журчит, поет?

Дети называют отгадки.

«Солнышко» (Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса. Уточнение и активизация математического словаря).

Логопед: Ребята, почему снег и лед весной тают?

Дети: Лучики пригревают…

Логопед:  Да, их растопило солнце своим теплом. Давайте мы тоже выложим из желтых кружочков и счетных палочек яркое, весеннее солнышко, которое согрело своими лучиками всю землю.

Логопед дает каждому из детей по одному кружочку и по 8 палочек. Логопед показывает поэтапное выкладывание, дети повторяют.

«Звенит капель»

Логопед: Как мы с вами уже выяснили, весной появляются сосульки. Днем солнце пригревает, сосульки тают. С крыш капает капель. «Поет» свои весенние песенки. Вы сейчас послушаете и повторите «песенки» капели (хором и индивидуально).

С равномерным ударением:

Кап – кап

Кап – кап – кап

С паузой:

Кап – кап // кап – кап

Выделяя голосом отмеченные звуковые подражания:

Кап – кап – кап

Кап – кап – кап

Кап – кап – кап

«Солнышко пригрело»  (Развитие ручной и пальчиковой моторики)

Выходите на середину. Понежимся на солнышке.

Солнышко пригрело                            Потягиваемся, подняв руки

                                                                                              Вверх, раздвигая пальчики  

                                                                                              Широко в стороны, как лучи солнца      

И растаял снег.                                    Бросают руки вниз, свободно помахивают

                                                                                             кистями

И расцвел подснежник                       Показывают с помощью кистей и пальцев

                                                              Бутончики или цветок подснежника

На виду у всех.

«Прилетели в гости птицы» (Развитие фонематического слуха. Узнавание гласных звуков по алгоритмам).

Логопед: Пригрело солнышко, как вы думаете, кто прилетел к нам в гости?

Дети: Птицы.

Логопед: Да, правильно. Но к нам птицы не только прилетели, а и принесли кое – что интересное. Посмотрите каждый на свою птичку. Что в клюве у птиц?

Дети: Символы гласных звуков.

Логопед: Это песни. Давайте, мы свами посмотрим и споем.

Какие звуки? (ау – два, гласные)

«Подснежник» (Развитие физиологического дыхания)

Посмотрите, вот из – под снега показались первые весенние цветы. Напомните мне, как они называются?  

Логопед дует на пособие, затем с детьми считает, сколько подснежников появилось на лужайке. Восстанавливает на пособии положение снежных комьев, прикрывающих цветы.

Далее дети дуют по очереди.

Логопед: Вот сколько подснежников расцвело на полянке. Значит к нам идет долгожданная весна. Весна идет – весне дорогу.

«Назови ласково» (Совершенствование грамматического строя речи. Образование имен существительных с уменьшительно – ласкательными  суффиксами).

Логопед: Долгожданной весной все радует глаз и ласковое солнце, и белые облака, и первые проталины. Так и хочется сказать обо всем ласково. Давайте поиграем в игру «Назови ласково». Я говорю слово и бросаю мяч, а вы ласково и бросаете мне мяч обратно.

Солнце, луч, дерево, ручей, проталины, ветер, облако, листок.

Логопед: Умнички, проходите и присаживайтесь на стульчики.

Дидактическая игра «Что делает?» (Уточнение и расширение глагольного словаря).

Логопед: Сейчас мы поиграем в игру «Что делает?» Я вам буду показывать на ноутбуке картинки, а вы должны к нам подобрать действия.

Солнышко, что делает?

Дети: Греет, светит, пригревает.

Логопед: Почки, что делают?

Дети: Появляются, распускаются, пахнут.

Логопед: Ручеек, что делает?

Дети: бежит, журчит, течет.

«Весеннее панно»

Логопед: Хорошо, вы справились с этим заданием.

Давайте сейчас все вместе расскажем о весне и составим красивую весеннюю картину. Я начинаю, а вы затем выбираете следующую картинку и составляете по ней предложение.

Наступила весна. Пригрело … . На лесной полянке растаял … и появилась зеленая … . На деревьях появились … . Скоро распустятся первые … . Проснулись … . В лесу весело защебетали … . Хорошо весной в … .

Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности (интеграция образ. обл.) с детьми старшего дошкольного возраста "Весна идет, весне дорогу!"

Предлагаю для использования в работе воспитателей и музыкальных руководителей конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Весна идет, весне дорогу!" Н...

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы по теме: «Весна идет, весне дорогу»

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы по теме: «Весна идет, весне дорогу»...

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области речевое развитие для детей подготовительного возраста Тема: «Весна идет, весне дорогу!»

Название: «Весна идет, весне дорогу!»Цель: Развитие и совершенствование речи детей.Задачи:1.Образовательные:Продолжать формировать представления детей о характерных признаках весны. Чтение...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. На тему: «Весна идет, весне дорогу»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего возраста. «Весна идет! Весне дорогу!»

Обобщать и систематизировать представления детей о признаках ранней весны, об изменениях, происходящих в живой и неживой природе; показать детям на наглядной модели причину смены времен года, развиват...

Познавательно - исследовательская деятельность в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему "Весна идет - весне дорогу"

Познавательно - исследовательская деятельность в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему "Весна идет - весне дорогу"...