Занятие по развитию речи в средней логопедической группе на тему "Первые весенние цветы"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Карелина Ирина Владимировна

Расширение первичных естественнонаучных и экологических представлений. Закрепление знания примет весны. Расширение и уточнение словаря по теме «Весна. Первые весенние цветы» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervye_vesennie_tsvety_.docx25.42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Первые весенние цветы»

Коррекционно-образовательные цели. Расширение первичных естественнонаучных и экологических представлений. Закрепление знания примет весны. Расширение и уточнение словаря по теме «Весна. Первые весенние цветы» (весна, проталинка, подснежник, мать-и-мачеха, цветок, бутон, стебель, листья, крокус, ветреница, мимоза; первый, нежный, белый, желтый). Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными), навыка чтения.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, артикуляционной, тонкой и общей моторики, творческого воображения.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.

Оборудование. Предметные картинки по теме, тетрадь №2, контейнер с карандашами, предметные картинки с изображениями комнатных растений, магнитные кружки и раздаточный материал для звукового анализа, изображение паровозика и двух вагончиков для магнитной доски.

Предварительная работа. Разучивание стихотворений «Мать-и-мачеха», «Март», упражнения «На лужайке».

Ход занятия

1. Организационный момент. [Расширение естественнонаучных представлений. Уточнение и активизация словаря.]

Логопед организует приветствие и приглашает детей садиться.

Сегодня мы с вами будем говорить о первых весенних цветах – первоцветах.

2. Беседа о первоцветах. [Расширение естественнонаучных и экологических представлений. Уточнение и активизация словаря. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными). Развитие связной речи.]

Логопед показывает детям картинку с  букетиком  подснежников.

Логопед. А вот и первоцветы. Кто знает, как они называются?

Дети. Это подснежники.

Логопед. Верно. Это настоящие подснежники. Собирать эти редкие цветы в лесу нельзя. Рассмотрите цветки, бутоны, стебли, листья. Что вы можете сказать о них?

Дети. Цветки и бутоны красивые, белые. Стебельки тонкие, а листочки длинные.

Логопед. Это очень нежные цветы. Послушайте стихотворение о подснежнике.

Самый первый, самый тонкий

Есть цветок с названьем нежным.

Как привет капели звонкой,

Называется подснежник.

В. Нищев

Давайте мы с вами рассмотрим остальные первоцветы. Посмотрите на них. (Ставит картинки на наборное полотно.) Это крокус и ветреница. У крокуса  нежные сиреневые цветы. Он расцветает, когда снег еще не весь растаял, появляется на проталинке.

Посмотрите! Что за фокус?

Из-под снега вылез крокус.

На ветру озяб слегка,

Но прекрасней нет цветка.

Что вы можете сказать о крокусе? Какой он? Какие у него листики?

Дети. Он красивый, нежный. У него длинные листики.

Логопед. А вот это ветреница. Скоро она появится в парках и лесах.

На снежинки похожи цветки,

Как снежинки, белы и легки,

Как снежинки, изящны, прекрасны,

Ветерка дуновенью подвластны.

Расскажите об этом растении. Какие у него цветочки? На что они похожи? Какие листики?

Дети. У него белые цветочки. Они похожи на снежинки. У него очень красивые листики.

Логопед. И подснежник, и ветреница — нежные цветы. А еще они занесены в Красную книгу. Лучше не рвать их, а любоваться ими, иначе скоро мы сможем увидеть их только на картинках и фотографиях, потому что они исчезнут.

3. Рассказывание стихотворения «Март». [Работа над темпом и ритмом речи.]

Логопед предлагает детям встать около стульчиков.

Логопед. А теперь давайте послушаем стихотворение еще об одном растении, на котором цветы распускаются ранней весной. Цветы этого растения дарят маме на Восьмое марта. Как вы думаете, что это за растение?

Дети. Это мимоза.

Логопед. Послушайте стихотворение.

Март. Еще стоят морозы,

Но весна не за горами.

Я пушистую мимозу

Подарил сегодня маме.

В. Нищев

Дети слушают стихотворение.

4. Упражнение «Повтори за мной». [Развитие артикуляционной моторики, автоматизация произношения свистящих звуков.]

Логопед приглашает детей к зеркалу и предлагает сделать 1—2 упражнения из артикуляционной гимнастики для свистящих звуков.

5. Игра «Что лишнее?» [Развитие зрительного внимания и восприятия, мышления, диалогической речи.]

Логопед приглашает детей к наборному полотну.

Логопед. А теперь знакомая вам игра «Что лишнее?» Посмотрите на картинки. Назовите их.

Дети. Подснежник, кактус, крокус, мимоза.

Логопед. Что лишнее? Как вы думаете?

Дети. Лишний кактус.

Логопед. Почему?

Д е т и. Он растет дома.

Логопед. Верно, это комнатное растение. А как мы называем остальные растения?

Дети. Это первые весенние цветы.

Логопед. Правильно. Молодцы.

6. Игра «Живые звуки». [Развитие навыков звукового анализа и синтеза.]

Логопед убирает картинки с наборного полотна.

Логопед. А теперь поиграем в «живые звуки». Девочки, возьмите красные кружки. Вы будете гласными звуками. Настя будет звуком [а], Даша будет звуком [о], Ариша будет звуком [у]. А Ваня будет согласным звуком [т]. Какой кружок нужен тебе, Ванюша?

1-й ребенок. Синий.

Логопед. Верно. Теперь слушайте, какие «звуки» должны встать и построиться перед наборным полотном. Ат.

Двое детей выходят к наборному полотну с кружками в руках.

Логопед. Ариша, ты у нас какой звук?

2-й ребенок. [А]. Логопед. А ты, Ванюша?

3-й ребенок. [Т].

Логопед. Правильно ли ребята встали, изобразив слог [ат]?

Дети. Правильно.

Логопед. Молодцы.

Аналогично проводится работа по анализу и синтезу слогов [ут], [та], [то].

7. Игра «Веселый поезд». [Совершенствование навыка чтения.]

Логопед помещает на магнитную доску паровозик и два вагончика. На вагончиках закреплены магнитные буквы.

Логопед. К нам приехал веселый поезд. На его вагончиках закреплены буквы. Прочитайте, что привез наш поезд.

Дети. Ат.

Логопед. Правильно. А теперь я поменяю вагончики местами. Что получилось?

Дети. Та.

Логопед. Хорошо. А теперь я уберу вагончик с буквой а и возьму вагончик с буквой у, поставлю сначала новый вагончик, а потом вагончик с буквой т. Что получилось?

Дети. Ут.

Аналогично составляются и читаются еще 2—3 слога. Можно привлечь детей и к составлению слогов.

8. Пальчиковая гимнастика «Весна»

К нам весна пришла, ребята,                    Ритмичные хлопки в ладоши.

Хоть ещё и рановато.                                Ритмичные удары кулаками.

По ночам мороз трескучий,                     Загибают большие пальцы на обеих руках.

По утрам на небе тучи.                            Загибают указательные пальцы.

Только днём тепло на солнце,                Загибают средние пальцы.

И сосульки над оконцем                         Загибают безымянные пальцы.

Слёзы светлые роняют,          

В небе воробьи гоняют,                          Загибают мизинцы.

И такой воздушно – нежный                  Медленно раскрывают сжатые кулаки.

Распускается подснежник.

9.  Работа в тетради №2. [Развитие тонкой моторики, диалогической речи.]

Логопед предлагает детям сесть и раздает им открытые на с. 14 тетради. Ставит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. Что за первоцвет изобразил художник в вашей тетради?

Дети. Это подснежник.

Логопед. Я поставлю картинку подснежника перед вами, чтобы вы смогли раскрасить свой цветок правильно. Какими будут стебель и листики?

Дети. Зелеными.

Логопед. Каким карандашом вы раскрасите проталинку?

Дети. Черным или коричневым.

Логопед. Верно. Выполняйте задание, а дома, если захотите, вы можете нарисовать еще одну проталинку и подснежник на ней. Видите, художник оставил для этого место.

Дети выполняют задание, логопед оказывает им помощь, если она необходима.

10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.] Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии, что нового узнали, что им понравилось делать. Обязательно оценивается деятельность каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи в средней логопедической группе

Фронтальное занятие по развитию связной речи в средней логопедической группе....

Конспект занятия по развитию речи в средней логопедической группе. Тема: «Перелетные птицы»

МАДОУ детский сад комбинированного вида №1 «Айгуль» г.Белебея  Муниципального района Белебеевский район РБВоспитатель: Благочевская Екатерина Константиновна Конспект  занятия по развити...

Занятие по развитию речи в средней логопедической группе по теме "Перелётные птицы"

Занятие направлено на формирование представлений о перелётных птицах, их внешнем виде и образе жизни....

Занятие по развитию речи в средней логопедической группе по теме "Наш город"

Расширение и уточнение представлений об окружающем мире. Формирование первичных представлений о родном городе, об улицах, на которых живет каждый из детей группы, и об улице, на которой находится детс...