Занятие по развитию речи в средней логопедической группе по теме "Перелётные птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему
Занятие направлено на формирование представлений о перелётных птицах, их внешнем виде и образе жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perelyotnye_ptitsy_11.04.2017.docx | 18.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Перелетные птицы»
Коррекционно-образовательные цели. Расширение первичных естественнонаучных представлений, закрепление знания признаков весны, формирование представлений о перелетных птицах, их внешнем виде и образе жизни. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме (птица, стая, гнездо, крыло, голова, туловище, клюв, лапа, грач, скворец, ласточка, прилетать, носить, строить, выводить, кормить, согревать, маленький, голый, голодный). Расширение и уточнение пассивного словаря (работящий, желторотый). Совершенствование навыков чтения.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия, творческого воображения, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование. Картина «Птицы прилетели», тетрадь №2 по числу детей, контейнер с простыми и цветными карандашами.
Предварительная работа. Чтение рассказа Е. Чарушина «Воробей», разучивание подвижной игры «Ласточка».
Ход занятия
1. Организационный момент. [Объявление темы занятия.] Логопед приглашает детей в кабинет, говорит, что очень рад видеть их, организует приветствие.
Логопед. Сегодня мы продолжим разговор о весне, о том, что происходит в природе весной, начнём разговор о перелетных птицах. Но сначала послушайте стихотворение.
На этой неделе грачи прилетели.
Хоть трудна была дорога,
Старший грач прикрикнул строго:
«За работу! Дела много!
Помни сам, других учи,
Да по-настоящему:
Наши черные грачи
Птицы работящие!»
2. Беседа по картине «Птицы прилетели». [Формирование представлений о внешнем виде и образе жизни перелетных птиц. Развитие речевого слуха, зрительного внимания и восприятия, диалогической речи.]
Логопед помещает на мольберт перед детьми картину «Птицы прилетели».
Логопед. О каких птицах я прочитала вам стихотворение?
Дети. О грачах.
Логопед. Что вы узнали об этих птицах из стихотворения?
Дети. Грачи черные. Они работящие. У них была трудная дорога.
Логопед. Верно. А что значит работящие? Они много работают, строят гнезда, когда прилетают из теплых стран, а потом выкармливают птенцов. А теперь посмотрите на картину. На ней мы видим перелетных птиц. А вот и грачи. Вдалеке мы видим целую стаю грачей. Что они делают?
Дети. Они ходят по огороду, ищут червей.
Логопед. На дереве мы видим грачей, которые уже построили гнездо из веток и выкармливают птенцов. Видите, грачи довольно крупные птицы. Их тело покрыто черными перьями. У них сильные крылья. А какие лапы и клюв у них?
Дети. Клюв и лапы у грачей светлые.
Логопед. Грачи прилетают из теплых стран ранней весной самыми первыми и сразу начинают строить гнезда, чтобы вывести и выкормить птенцов. Посмотрите, у грачей большое гнездо, оно построено из крупных веток. А какие птенцы у грачей?
Дети. Птенцы маленькие, голые.
Логопед. Еще их называют желторотыми, потому что у них желтые клювы. Что делают птенцы?
Дети. Они раскрыли клювики.
Логопед. И громко кричат. Они просят есть. Папа и мама носят им червячков. На дереве мы видим не только грачей, но и скворцов. Посмотрите на них. Они такие же большие, как грачи, или поменьше?
Дети. Они небольшие.
Логопед. Они серо-коричневые, пестренькие. У них тоненькие клювы. Они прилетают позже, чем грачи. Грачи уже вывели птенцов, а скворцы еще только строят гнездо в скворечнике. Что делает мама-скворчиха?
Дети. Она несет травинку в скворечник.
Логопед. Если грачи строят гнездо из крупных веток, то скворцы несут в скворечник тоненькие веточки, травинки, перышки. Они сами меньше, чем грачи, и гнезда у них тоже небольшие. Что делает папа-скворец?
Дети. Он сидит на ветке и поет песенку.
Логопед. Мы видим на картине еще и ласточек. Они только что прилетели с юга. Какие они?
Дети. Они небольшие, почти черные, у них хвостик похож на вилочку, у них острые крылышки.
Логопед. Они тоже будут строить гнезда. Они лепят его из комочков глины. Выстилают изнутри листиками, перышками, пухом, выводят птенцов, а потом выкармливают их мелкими мушками, букашками. Мы рассмотрели картину, я рассказала вам о птицах, изображенных на ней, а теперь хочу объяснить, почему их называют перелетными. Эти птицы улетают на юг осенью и прилетают к нам обратно весной, совершают перелеты, поэтому их и назвали перелетными.
3. Игра «Кто лишний?» [Развитие речевого слуха, мышления, связной речи.]
Логопед. Игра «Кто лишний?» Будьте внимательными. Петух, курица, индюк, скворец. Кто лишний и почему?
Дети. Лишний скворец. Он перелетная птица, а все остальные птицы — домашние.
Логопед. Верно. Грач, ласточка, снегирь, скворец. Кто лишний?
Дети. Снегирь. Он не перелетная птица, живет у нас зимой. А остальные птицы перелетные.
Логопед. Правильно. Цыпленок, петух, грач, снегирь. Кто лишний?
Дети. Цыпленок. Он птенец, маленький, а остальные птицы взрослые, большие.
Логопед. Правильно. Молодцы!
4. Пальчиковая гимнастика «Ласточка». [Координация речи с движением, развитие тонкой моторики.]
Логопед предлагает вспомнить пальчиковую гимнастику «Ласточка».
Ласточка, ласточка, Милая касаточка, Ты где была, Ты с чем пришла? — За морем бывала, Весну добывала, Несу, несу Весну-красну. | На каждую строку большие пальцы обеих рук касаются дважды каждого пальца, начиная с указательных. |
5. Работа в тетради №2. [Развитие тонкой моторики.] Логопед раздает детям открытые на с. 22 тетради, ставит на стол контейнер с карандашами, помещает на магнитную доску цветную картинку с изображением скворца из книжки-раскраски «Перелетные птицы».
Логопед. Посмотрите на левую страницу в своей тетради. Какая птица там изображена?
Дети. Это скворец.
Логопед.
На шесте дворец,
Во дворце певец,
А зовут его скворец.
Возьмите простой карандаш, обведите по точкам скворечник — домик скворца, перышки на голове скворца, а потом можете раскрасить картинку.
Логопед следит за тем, как дети выполняют задание, оказывает им необходимую помощь, оценивает их работу.
6. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]
Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии.
Логопед. О ком мы говорили сегодня?
Дети. О перелетных птицах.
Логопед. Почему их так назвали?
Дети. Они улетают от нас осенью и прилетают к нам весной.
Логопед. Каких перелетных птиц вы знаете?
Дети. Грача, скворца, ласточку.
Логопед. Что делают птицы весной?
Дети. Они строят гнезда и выводят птенцов. Весной птицы поют песни.
Логопед. Вы очень хорошо занимались сегодня. Я горжусь вами. Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по развитию речи в средней логопедической группе
Фронтальное занятие по развитию связной речи в средней логопедической группе....
Конспект занятия по развитию речи в средней логопедической группе. Тема: «Перелетные птицы»
МАДОУ детский сад комбинированного вида №1 «Айгуль» г.Белебея Муниципального района Белебеевский район РБВоспитатель: Благочевская Екатерина Константиновна Конспект занятия по развити...
Конспект занятия по развитию речи в средней логопедической группе "Рассматривание игрушки - медведя" (по сказке "Три медведя").
занятие по развитию устной речи в средней логопедической группе....
Конспект интегрированного совместного занятия по развитию речи в средней логопедической группе.
Цели занятия: ...
Занятие по развитию речи в средней логопедической группе по теме "Наш город"
Расширение и уточнение представлений об окружающем мире. Формирование первичных представлений о родном городе, об улицах, на которых живет каждый из детей группы, и об улице, на которой находится детс...
Занятие по развитию речи в средней логопедической группе на тему "Первые весенние цветы"
Расширение первичных естественнонаучных и экологических представлений. Закрепление знания примет весны. Расширение и уточнение словаря по теме «Весна. Первые весенние цветы»...