РАБОТА НАД ПОВЫШЕНИЕМ УРОВНЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ВОПРОСАХ РЕЧЕВОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКА
статья по развитию речи на тему

Разживина Оксана Олеговна

В данной статье освещаются проблемы повышения уровня компетентности родителей дошкольников по вопросу речевого воспитания через организацию системы работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_razzhivina.docx23.45 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 373.24

РАБОТА НАД ПОВЫШЕНИЕМ УРОВНЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ВОПРОСАХ РЕЧЕВОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКА

                                                                                               Разживина О.О., старший воспитатель

                                                                         МБДОУ «Детский сад № 55», г. Нижний Новгород

                                                               Нижегородский государственный педагогический

                                                                университет им. К. Минина, г. Нижний Новгород

Аннотация. В данной статье освещаются проблемы повышения уровня компетентности родителей дошкольников по вопросу речевого воспитания через организацию системы работы.

Ключевые слова: речевое развитие, работа с родителями, система работы.

WORK TO IMPROVE THE COMPETENCE OF PARENTS IN MATTERS OF SPEECH EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN

                                                                                                          Razzhivina O.O., eldest educator.

                                                                                                          Kindergarten № 55, N.Novgorod.

                                                                       Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, 

                                                                                                                                  Nizhny Novgorod

Abstract. This article highlights the problems of improving the competence of preschool parents on the issue of speech education through the organization of the system of work.

Key words: speech development, work with parents, system of working.

1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование определено в качестве одного из уровней общего образования. Такой подход сделал необходимым разработку федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).

Одним из основополагающих принципов стандарта является сотрудничество Организации с семьёй.

На современном этапе детский сад превратился в открытую образовательную систему: педагогический процесс дошкольного учреждения стал более открытым, гуманным, дифференцированным со стороны педагогического коллектива и воспитатели ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями.

Задача педагогов ДОО не поучать родителей, а научить: научить понимать своего ребенка, научить взаимодействовать с ним, научить быть заинтересованными в его развитии. Именно поэтому работа с родителями должна проходить в системе, чтобы постоянно поддерживать родительский интерес.

ФГОС выделяет 5 образовательных областей, одна из которых «речевое развитие». Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» [2].

Нередко родители самопроизвольно отстраняются от работы по речевому развитию, исправлению речевых нарушений у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями, как правило, они испытывают трудности от того, что не знают, как правильно помочь ребенку [3].

Современные родители много времени проводят в интернете, выискивая ответы на те или иные вопросы, в том числе и по вопросам воспитания своего чада. Но далеко не всегда помощь из всемирной паутины несет положительный момент. Задача педагогов заключается в повышении уровня компетентности родителей в вопросах воспитания, в том числе и речевого.

Вопросы, связанные с изучением педагогической компетентности родителей, отражены в работах П.П. Блонского, И.В. Гребенникова, П.Ф. Каптерева, Н.К. Крупской, П.Ф. Лесгафта, A.C. Макаренко, В.М. Миниярова, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др. Формирование педагогической компетентности родителей различными социальными институтами представлено в публикациях С.А. Беличевой, В.Г. Бочаровой, И.В. Гребенникова, A.C. Спиваковской, Л.Г. Петряевской, С.С. Пиюковой и др. [3]. В исследованиях специфики организации взаимодействия ДОО и семьи К. Ю. Белой, В.П. Дубровой, О.Л. Зверевой, А.Н. Ганичевой, Т.В. Кротовой и др. [1; с. 140]

Компетентный родитель – это человек готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок, и прилагать усилия (знания, умения, опыт), чтобы ее менять. [3]

Исходя из всего вышесказанного, очевидно, что вопрос повышения уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей является актуальным и значимым.

Каким образом воспитатель ДОО может помочь родителям в повышении этого уровня?

Все родители разные, для выявления уровня заинтересованности в сотрудничестве педагог устанавливает личный контакт с каждым родителем. Через индивидуальные собеседования, анкетирование воспитатели определяют уровень наблюдательности и степень понимания ребенка взрослым, объясняет необходимость участия родителей в формировании мотивационного отношения ребенка к обучению на занятиях.

Начало взаимоотношений с родителями педагоги закладывают на первом организационном собрании, которое обычно проводят в сентябре месяце. На этом собрании обозначаются цели и задачи совместной работы, предлагаются различные консультации, на которых каждый имеет возможность получить ответы на интересующие вопросы.

На индивидуальных консультациях вместе с родителями педагог обсуждает что именно развиваем, воспитываем в ребенке, в корректной форме сообщает о нежелательных тенденциях в речевом развитии ребенка, рассказывает о возможных путях ее коррекции в детском учреждении и дома.

В процессе работы широко используется наглядная агитация, оформляются папки-передвижки, выставки, консультационный материал в родительский уголок. Их содержание знакомит родителей с методами и приемами работы с детьми.

На родительских собраниях, проводимых один раз в квартал, родителей знакомят с образовательной программой, годовыми задачами; уточняют цель работы, обращаются с просьбой о помощи, которая может способствовать значительному процессу исправления речи и общего развития в целом.

По запросам родителей, обработанных и выделенных из анкетирования, опросов, бесед, проводим семинары-практикумы, где показываем отдельные дидактические игры по речевому развитию, пособия по развитию мелкой моторики рук, знакомим со схемой рассказа, звуковым анализом слова и другим. Также приглашаем специалиста-логопеда для проведения интернет - конференций, мастер-классов и т.п. с использованием ИКТ-технологий.

В современном мире всё быстрее и успешнее внедряются ИКТ – технологии и их преимущества очевидны и заключаются в следующем:     

  • возможность педагогов продемонстрировать любые документы, фотоматериалы, видеоматериалы;
  • обеспечение индивидуального подхода к родителям воспитанников (использование электронной почты);
  • оптимальное сочетание индивидуальной работы с родителями и групповой;
  • оперативное получение информации родителями;
  • оптимизация взаимодействия педагога с семьей.

       На базе интернет-сайта создаются блоги педагогов и специалистов с интересующей родителей информацией, интернет-библиотеки [3].

В процессе работы с родителями широко используем «обратную связь», через которую родители могут задать любой вопрос и получить на него грамотный ответ.

На всех совместных мероприятиях детей и родителей (праздники, развлечения, тематические музыкальные и физкультурные занятия) наиболее активные родители награждаются похвальными грамотами.

Работая в отлаженной системе по взаимодействию педагогов с родителями, родители становятся полноценными участниками процесса, что способствует оптимизации и повышению эффективности в решении совместных задач.

Список литературы

  1. Красильникова Л.В., Бушуева И.Н. Система работы детского сада с родителями по вопросам речевого развития воспитанников // Л.В Красильникова, И.Н. Бушуева. Актуальные вопросы реализации ФГОС дошкольного и начального общего образования. 2017. С. 139-143.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М: УЦ Перспектива, 2014, 32 с.
  3. Тихомирова А. С. Повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития дошкольника средствами ИКТ в соответствии ФГОС ДО (Электронный ресурс), - https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2016/12/04/povyshenie-roditelskoy-kompetentnosti-v-voprosah-rechevogo (дата обращения 11.02.2018)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах физического воспитания детей

Повышения педагогической компетентности родителей в вопросах физического воспитания, формирования активной позиции по отношению к собственному здоровью и здоровью детей в условиях клуба для родителей ...

Просветительская деятельность ДОО по повышению уровня компетентности родителей в вопросах здоровьесбережения ребёнка

Актуальным направлением деятельности  ДОО сегодня является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.Установка на здоровый образ жизни у человека не появляется сама собой, а ф...

Методы повышения уровня компетентности родителей в вопросах здоровьесбережения ребенка

Значительную часть того, что закладывается в семье в детские годы, человек сохраняет в течение всей жизни. Это связано с тем, что в семье ребёнок находится значительную часть своей жизни, что по длите...

«Система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников»

В данной статье раскрыт опыт создания системы методической работы по повышению профессиональной компетенции педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста....