Методы повышения уровня компетентности родителей в вопросах здоровьесбережения ребенка
статья

Сухань Лилия Витальевна
Значительную часть того, что закладывается в семье в детские годы, человек сохраняет в течение всей жизни. Это связано с тем, что в семье ребёнок находится значительную часть своей жизни, что по длительности своего воздействия на личность намного дольше, чем любой другой из институтов воспитания. В семье закладываются основы личности ребёнка, и к моменту окончания дошкольного возраста ребенок личность ребенка во многом уже сформирована.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx33.17 КБ

Предварительный просмотр:

Методы повышения уровня компетентности родителей в вопросах здоровьесбережения ребенка

Вопросы здоровьесбережения занимают ведущее место среди глобальных проблем современности, тема сохранения и укрепления здоровья детей всегда является первостепенной. Основы здоровья человека закладываются в детстве, растущий детский организм является очень чувствительным к воздействию факторов внешней среды, поэтому вопросы здоровьесбережения детей находятся в центре внимания.

Дошкольный возраст является важным периодом формирования личности человека. Именно в этом возрасте вырабатываются черты характера, формируются нравственные качества, укрепляется здоровье и развиваются физические качества, что создает условия для активного формирования личности, развития психических функций дошкольника, успешной социализации.

Значительную часть того, что закладывается в семье в детские годы, человек сохраняет в течение всей жизни. Это связано с тем, что в семье ребёнок находится значительную часть своей жизни, что по длительности своего воздействия на личность намного дольше, чем любой другой из институтов воспитания. В семье закладываются основы личности ребёнка, и к моменту окончания дошкольного возраста ребенок личность ребенка во многом уже сформирована.

По мнению А. В. Хуторского о том, что компетентность — это интегрированная характеристика личности, основанная на его знаниях, опыте, навыках и мотивации, демонстрируемые в деятельности и поведении человека [2].

Поэтому компетентность родителей в области здоровьесбережения детей зависит от наличия у родителей знаний и умений осуществлять здоровьесберегающую деятельность, личностных ценностей, связанных с укреплением здоровья. Компетентность родителей в области здоровьесбережения дошкольников должна способствовать достижению положительных результатов в сохранении здоровья детей.

Для успешного развития детей необходимо, чтобы семья и дошкольное образовательное учреждение составляли целостную образовательную среду. Поэтому опору для реализации воспитательного потенциала семьи и становление компетентного родительства родители могут обрести в лице педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения.

 Однако родители не только не проявляют достаточной заинтересованности в решении проблемы здоровьесбережения детей, не используют все резервы и воспитательные возможностей семьи, но и демонстрируют детям модель поведения, противоречащую здоровому образу жизни (гиподинамия, вредные привычки и т. д.). Здоровьесбережение ребенка начинается с организации здорового образа жизни в семье. Условия здоровьесбережения дошкольников в семье: целенаправленность, систематичность, личный пример родителей.

Мы рассмотрим методы повышения уровня компетентности родителей в вопросах здоровьесбережения ребенка. Чтобы повысить уровень компетентности родителей необходимо партнерство родителей и образовательной организации.

В образовании под партнерством понимается система взаимообусловленных педагогических действий, где каждое действие одного из участников образовательного процесса вызывает ответные действия другого, причем результатом таких взаимодействий является единая для всех субъектов система общих представлений и ценностей как основа для разработки совместных действий [3, С.47].

Педагогическое взаимодействие понимается как педагогическое партнерство субъектов образования и воспитания, направленное на выработку и реализацию единых подходов воспитания и образования дошкольника, основанных на следующих принципах: целостности (позволяет рассматривать партнерство субъектов образования как систему их деятельности с распределением соответствующих функций, структурой руководства и управления); добровольности (позволяет партнерам активно строить отношения на базе общей деятельности); ответственности партнеров друг перед другом; равновыгодности(обеспечивает достижение результатов, значимых для всех субъектов партнерства).

Анализ имеющихся исследований по проблеме взаимодействия ДОУ и семьи в воспитании детей позволяет выделить ряд общих условий, обеспечивающих эффективность данного процесса. Это единое понимание задач, средств и методов воспитания детей дошкольного возраста; стремление реализовать в совместной деятельности комплексный подход к воспитанию ребенка, компетентность воспитателей и родителей; уважение к личности ребенка; взаимное уважение и взаимное доверие в отношениях между воспитателем и родителями; изучение лучшего опыта семейного воспитания, пропаганда его среди широкого круга родителей, использование в работе ДОУ положительных методов семейного воспитания; совершенствование воспитания ребенка в семье и в детском саду, основанное на взаимопомощи взрослых; сближение на основе информированности, взаимной ответственности родителей и педагогов за принятие решений, способных улучшить качество образовательных услуг; использование методик, объединяющих людей, способствующих созданию ситуаций, благоприятствующих диалогу и общению.

В последние два десятилетия были разработаны достаточно эффективные активные методы общения с родителями (анкетирование, тестирование, интервьюирование и т. д.), а также методы развития рефлексии (анализ педагогических ситуаций, решение проблемных педагогических задач, управляемое игровое взаимодействие родителей и детей).

Данные современных социально-педагогических исследований показывают, что барьерами во взаимодействие ДОУ и семьи выступают труднопреодолимые противоречия. Одно из них связано с гуманной целью считать родителей полноправными партнерами педагогов и устаревшими способами монологической ориентации в достижении этой цели. Другое противоречие выражается в стремлении педагогов насытить родителей ценным для них воспитательным опытом и тем чувством «голода», которое испытывают сами специалисты в вопросах эффективной семейной педагогики, психологии и культуры семейных отношений. Поэтому и необходима модернизация социально-педагогической практики взаимодействия общественного и семейного воспитания, развитие диалогических отношений «педагог - семья» [4, С.66].

Опыт работы с родителями показывает, что большинство проблем, возникающих в отношениях между ними и детьми (начиная с младенческого возраста), - результат недостаточной родительской компетентности[1]. Родители, будучи недостаточно осведомленными в вопросах развития и воспитания детей, вынуждены строить предположения и догадки, пользоваться подсказками других людей, которые, иногда фатально влияют на дальнейшее развитие и построение жизни ребенка. В этих условиях необходима система работы по «выращиванию» родителей. Этой задаче способствует психолого-педагогическое сопровождение как важнейшее условие становления родительской компетентности.

В работе с родителями закрепились следующие методы работы.

Таблица 3 Формы и методы работы воспитателя с родителями

Компонент

Методы

1. Мотивационно-личностный

Анкетирование.

2. Гностический

Родительские собрания, Лекция, конференция, обращение к авторитетному мнению, просмотр видео и прослушивание аудиоматериалов, дни открытых дверей.

3. Коммуникативно-деятельностный

Дискуссия, ролевое проигрывание ситуаций, обсуждение мотивов детского поведения, практикум, дискуссионные вечера, родительские чтения, ролевое проигрывание педагогических ситуаций, игровое родительское взаимодействие, родительский ринг, обмен воспитательным опытом.

В целях повышения эффективности и продуктивности взаимодействия целесообразна разработка конкретных программ работы с родителями и педагогическим коллективом. Для разработки таких программ необходимо проведение исследований, направленных на выяснение того, какие именно формы организации консультаций для родителей были бы наиболее эффективны, в каких формах возможно более активное включение родителей в образовательный и воспитательный процесс ДОУ[2].

Педагогические формы работы достаточно хорошо отработаны и имеют хорошие результаты. Однако в последнее время этого недостаточно. Во-первых, потому, что не всегда в содержание работы с родителями включается знакомство с закономерностями развития ребенка, что необходимо для осознанного построения взаимодействия с ним, во-вторых, они направлены на овладение формами и методами работы с детьми, исключая методы работы над собой самого родителя, что не всегда целесообразно.

Анализ работ педагогов-психологов И.В. Дубровиной, Р.В. Овчаровой, Н.С. Глуханюк, Т.Яничева позволяет сделать вывод, что методология повышения педагогической компетентности родителей предусматривает многообразие психологических практик в работе с семьей ребенка.

Существенным моментом является работа со всеми участниками «образовательного пространства» - детьми, педагогами, родителями. Причем приоритеты, связанные с преимущественным вниманием к тем или иным группам, имеют принципиальное значение.

Как «технология» (как реальный целенаправленный процесс, в общем пространстве деятельности с конкретным содержанием, формами и методами работы, соответствующими задачам конкретного случая) педагогическое сопровождение - это комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, представленных разными педагогическими методами и приемами, которые осуществляются в целях обеспечения оптимальных социально-психологических условий для сохранения психологического здоровья семьи и полноценного развития личности ребенка в семье и его формирования как субъекта жизнедеятельности.

Эта технология отличается от других, например, психокоррекции, психологического консультирования следующими особенностями [7]:

- позицией педагога и других субъектов сопровождения;

- способами взаимодействия и разделением ответственности педагога с родителями;

- приоритетами видов (направлений) деятельности педагогов работе родителями;

- стратегическими целями (развитие личности родителя как субъекта семейного воспитания);

- критериями эффективности работы педагога в терминах субъективности личности родителей, связанной с принятием родительской ответственности.

Наиболее эффективным содержанием работы с родителями будет соединение педагогических и психологических методов и форм работы с родителями в систему сопровождения как технологии повышения педагогической компетентности родителей.

Грамотное сочетание современных форм работы с семьей и использование методов активизации родительского опыта позволит наиболее эффективно повысить уровень каждого из компонентов компетентности родителей в воспитании и развитии детей дошкольного возраста. Следовательно, использование системы дифференцированных форм и активных методов повышения педагогической компетентности родителей, основанной на целях и задачах формирования каждого из структурных компонентов компетентности родителя в воспитании детей будет являться важным условием формирования их педагогической компетентности.

Выбор психолого-педагогического сопровождения формирования педагогической компетентности связан в первую очередь с тем, что сам процесс развития родительской компетентности является не простым для человека, поскольку в нем «рождаются» новые смыслы деятельности. Процесс этот ведет личность к самоизменению, к появлению механизмов саморегуляции в деятельности, а значит, он, с одной стороны, длительный, а с другой стороны, эмоционально напряженный. Может случиться так, что человек будет не в силах справиться с подобным напряжением. В этой связи важно обратить особое внимание на необходимость поддержки родителей в процессе развития компетентности [5].

В соответствии современными требованиями педагог должен: уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) воспитанников, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка; уметь сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами, специалистами и родителями в решении воспитательных задач (задач духовно-нравственного развития ребенка).Эффективное решение данных задач возможно при условии системного взаимодействия педагога с родителями учащихся. Важнейшим аспектом решения этих задач является работа воспитателя, направленная на повышение педагогической компетентности родителей.

Педагогическую компетентность родителей мы определили, как интегративное качество, представляющее собой комплекс профессиональных знаний, способов и приемов реализации педагогической деятельности, а также профессионально значимых личностных качеств, необходимых для воспитания и развития ребенка.

Работа воспитателя с семьей дошкольника может осуществляться в нескольких направлениях: педагогическое просвещение родителей, вовлечение родителей в воспитательный процесс, вовлечение родителей в управление ДОУ. Существующие в педагогической практике массовые, групповые и индивидуальные формы работы с родителями и направлены на реализацию указанных выше направлений.

Наиболее эффективным содержанием работы с родителями будет соединение педагогических и психологических методов и форм работы с родителями в систему сопровождения как технологии повышения педагогической компетентности родителей.

Список литературы

1. Волынкина В.И. «Педагогика в тестах» [Текст] / Вишнякова С.М.. Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 125 с.

2. Дюльдина, Ж. Ошибки семейного воспитания и их влияние на формирование у ребенка системы ценностей [Текст] / Дюльдина Ж. // Воспитание школьников, 2009. - №1. - 70 с

3. Журавлев Д.Н. Неполные семьи: Как помочь детям? [Текст] / Журавлев Д.Н. // Народное образование. - 2006. - №1. - C. 211 - 218.

4. Игнатьев Е.Е. Духовно-нравственное воспитание российских школьников [Текст] / Игнатьев Е.Е. // Воспитание школьников, 2010. - №9. - C. 8 -11.

5. Лиферов А.П. Новая российская ментальность как инновационный ресурс модернизации образования [Текст] / Лиферов А.П., Воронова

O.E. // Педагогика. - 2007. - №2. - C. 12 - 22.

6. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] /. М.: Большая российская энциклопедия, 2008, - 528 с.

7. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся [Текст] / Пидкасистый П.И.. - М.: Педагогика, 1972. - C. 87-108.

8. Огурцова, И. А. Формирование компетентности родителей в области здоровьесбережения дошкольников (из опыта работы) / И. А. Огурцова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 4 (14). — С. 32-34.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах физического развития.

 Здоровье ребенка – самое ценное, что может у его родителей. Согласно современной государственной доктрине здоровье детей – это ценность и для нашей страны в целом. Но реальность  так...

Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах формирования познавательного интереса дошкольников посредством онлайн-школы «В мире книг»

Как  повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах формирования познавательного интереса и творческой активности детей в условиях семьи с учетом возрастных и личностных особенностей...

Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах физического воспитания детей

Повышения педагогической компетентности родителей в вопросах физического воспитания, формирования активной позиции по отношению к собственному здоровью и здоровью детей в условиях клуба для родителей ...

РАБОТА НАД ПОВЫШЕНИЕМ УРОВНЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ВОПРОСАХ РЕЧЕВОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКА

В данной статье освещаются проблемы повышения уровня компетентности родителей дошкольников по вопросу речевого воспитания через организацию системы работы....

Просветительская деятельность ДОО по повышению уровня компетентности родителей в вопросах здоровьесбережения ребёнка

Актуальным направлением деятельности  ДОО сегодня является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.Установка на здоровый образ жизни у человека не появляется сама собой, а ф...