Консультация для родителей «Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах художественно-эстетического воспитания дошкольников»
консультация по рисованию (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа 1240 ДО-6
Воспитатель младшей группы
Коровушкина Марина Викторовна
Консультация для родителей на тему:
«Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах художественно-эстетического воспитания дошкольников»
«Воспитание – это не сумма мероприятий и приемов,
а мудрое общение взрослого и ребенка»
В.А. Сухомлинский
Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка.
В программе воспитания и обучения детей в детском саду предусматривается воспитание детей в процессе знакомства с различными видами искусства; с окружающей действительностью; воспитание любви у детей прекрасному, обогащение его духовного мира, развитие воображения, чувств. Эстетическое воспитание осуществляется как на занятиях, так и вне их.
Эстетические чувства, восприимчивость к красивому не только обогащают жизнь человека, его духовный мир, но и организуют, направляют его поведение и поступки. Поэтому огромное значение имеет воспитание эстетической восприимчивости во всестороннем развитии личности ребёнка.
В связи с этим первая задача семьи, если дело идёт об эстетическом воспитании ребёнка, - это развитие у него эстетической восприимчивости ко всему окружающему.
Это вполне доступная задача. Даже самому маленькому ребёнку присущи элементарные эстетические чувства. Он тянется к яркой нарядной игрушке, ощущает удовольствие, слушая весёлую песенку. Как часто мы слышим от ребёнка восторженные восклицания: «Посмотри, какой красивый цветок! Смотри, какая бабочка!» Но мы, к сожалению, не всегда обращаем внимание на это.
Как и все способности, способность к эстетической восприимчивости может быть развита, воспитана. Ребёнок, способный любоваться цветком или бабочкой, сумеет более бережно подойти к ним, будет стараться не навредить им, не сломать их. Уже на основе этой первичной эстетической восприимчивости у ребёнка развиваются эстетические чувства и отношения, которые являются необходимой предпосылкой формирования активного гуманистического отношения к окружающему миру.
Самое страшное в человеке, в ребёнке, в подростке – это безразличие, равнодушие, отсутствие интереса к явлениям и предметам.
Как же можно и должны воспитывать способность к эстетической восприимчивости у ребёнка в семье?
Большое значение здесь имеет воспитание у него наблюдательности, умения видеть, рассматривать, отдать себе посильный отчёт в увиденном. Наблюдательность обогащает знания, зрительные представления ребёнка о предметах, способствуя эстетической восприимчивости. Обе стороны, познавательная и эмоциональная, у ребёнка находятся в тесной взаимосвязи.
Поэтому развитие у детей культуры видения, способности к наблюдению, к внимательному рассматриванию окружающих его предметов и явлений является важнейшей стороной воспитательной работы в семье.
Одно из наиболее эффективных средств в эстетическом воспитании – систематическое поощрение ребёнка к наблюдениям, к посильному для него осознанию характерных особенностей формы, строения, окраски предметов, их различия и сходства с другими, хорошо ему знакомыми предметами.
Любая экскурсия с детьми на природу, прогулки в город, в парк имеют большое значение для ребёнка, но вопросы эстетического воспитания детей нередко забываются при этом. Правильно делает мама, когда во время прогулки она говорит ребёнку: «Посмотри, какое сегодня красивое небо. Нежно – голубое, с лёгкими, как бы танцующими облаками. Обрати внимание на листочки осины, осенью они тёмно-красные; у берёзки золотистые, а у клёна особенно яркие, пёстрые, одни жёлто-оранжевые, другие жёлто-зелёные. И как красивы все эти оттенки вместе в осеннем лесу».
Надо обращать внимание детей на особенности и красоту отдельных зданий в городе, на их различия, на яркость и красочность праздничного оформления города. Восприятие всего этого ребёнком, эстетические чувства, вызываемые окружающим, имеют большое значение в пробуждении и укреплении любви ребёнка к родной природе, к своему городу, к своей стране.
Эстетическую восприимчивость у ребёнка следует развивать, привлекая его внимание к мелким повседневным явлениям, к привычным ему бытовым предметам. Так, например, сознание, что чашка, которой он пользуется, красива по цвету и узору, заставляет ребёнка бережнее к ней относиться. Это обязывает родителей внимательно выбирать вещи, которыми ребёнок пользуется в повседневной жизни, избегать вещей безвкусных по форме и украшению.
Большое значение для воспитания способности ребёнка эстетически воспринимать окружающее имеет развитие у него активного отношения к предметам и явлениям.
То, что он сам путём сравнения выбрал наиболее понравившуюся ему вещь из нескольких аналогичных по содержанию и назначению вещей, заставляет ребёнка мотивировать свой выбор, находить для этого соответствующие словесные объяснения, что способствует активизации его эстетического отношению к окружающему.
Большое значение в развитии эстетической восприимчивости детей имеет образное хорошо найденное слово взрослого. Оно помогает детям понять, какие качества, свойства предметов могут быть отнесены к положительной его эстетической оценке, т.е. делают его красивыми. Красиво то, что величественно и стройно, что строго, просто, что тщательно и любовно выполнено, что правдиво, красочно, тонко и изящно по форме, приятно по цветовым сочетаниям и т.д.
Большие возможности для развития художественно-эстетической восприимчивости дают занятия по рисованию.
Очень важен с самого начала здоровый подход к изобразительной деятельности ребёнка в семье. Не следует преувеличивать художественные способности ребёнка, говоря при нём, что это будущий художник, но и нельзя относиться небрежно, как к ненужному баловству, к его творчеству.
Рисуя, ребёнок не просто изображает те или другие предметы или явления, но и выражает посильными ему средствами своё отношение к изображаемому. Поэтому процесс рисования у ребёнка связан с оценкой того, что он изображает, и в этой оценке всегда большую роль имеют чувства ребёнка, в том числе и эстетические.
Стремясь передать это отношение, ребёнок ищет средства выражения, овладевая карандашом и красками. Рисуют дети с увлечением, и кажется, что всякое вмешательство здесь совершенно излишне, что никакой помощи со стороны взрослых маленьким рисовальщикам не требуется. Это, разумеется, не так.
Самое главное – вовремя заметить эту тягу ребёнка к творчеству и поддержать его. Это будет хорошим подспорьем в воспитательном процессе.
Воспитание живой эстетической восприимчивости ребёнка к окружающему и необходимая помощь в его изобразительной деятельности, всяческое его поощрение, наконец, продуманная организация общения ребёнка с искусством – всё это доступно семье, матери. И это будет прочным фундаментом дальнейшего эстетического развития формирующейся личности ребёнка.
Взаимодействие педагогов с родителями в процессе художественно-эстетического развития дошкольников.
Успешность решения задач воспитания, обучения и развития ребенка во многом определяется уровнем педагогической компетентности родителей, а также эффективного взаимодействия детского сада и семьи. Процесс взаимодействия следует рассматривать, прежде всего, как диалог двух партнеров в совместном деле воспитания и развития дошкольников. Чтобы он был содержательным и интересным, необходимо постоянно расширять круг решаемых совместно с родителями проблем.
По признанию ученых, семья — величайшая социокультурная ценность, созданная человечеством. В ее позитивном развитии, сохранении, укреплении заинтересованы общество, государство. В прочной надежной семье нуждается каждый человек, независимо от возраста.
Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи направлено на достижение основной цели — разработки новых подходов к взаимодействию детского сада и семьи как фактора позитивного художественно-эстетического развития ребенка.
Из этой цели вытекают следующие задачи:
1. Развитие творческих способностей и стремления к самовыражению ребенка в различных видах художественно-эстетической деятельности.
2. Обеспечение художественно-эстетического и эмоционального развития ребенка в дошкольном учреждении и семье.
3. Повышение педагогической культуры родителей.
4. Развитие интереса к культурному наследию.
5.Стимулирование родителей как участников единого образовательного пространства к поиску оптимального стиля общения с ребенком.
Принципы, которые позволяют последовательно реализовать содержание и методику совместной работы с семьей:
- Единство целей и задач художественно-эстетического развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении и семье. Оно достигается посредством координации усилий педагогов и родителей в данном направлении, ознакомления родителей с основным содержанием, методами и приемами работы.
- Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье.
- Систематичность и последовательность работы в течение всего периода пребывания ребенка в детском саду, которые основываются на совместном (родителями и педагогами) создании индивидуальных программ художественно-эстетического развития детей.
- Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей, базирующиеся на укреплении авторитета педагогов в семье, а родителей — в детском саду, формирование отношения к родителям как к равноправным партнерам в воспитательно-образовательной работе.
Система работы дошкольного учреждения с семьями воспитанников предусматривает повышение уровня педагогических знаний родителей, трансляцию опыта позитивных педагогических воздействий на ребенка в семье.
Эмоциональная отзывчивость дошкольников активно развивается через приобщение к искусству, музыке, литературе, театральной культуре. Единство эстетических чувств и нравственных переживаний создает основу для понимания ценности окружающего мира. Содержание образования, обеспечивающее развитие художественно-эстетической сферы ребенка, направлено на развитие его эмоционально-нравственной культуры, ориентировано на переживание и преобразование эмоций, чувств. Поэтому основным в деятельности ДОУ является вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, разнообразить формы дифференцированной работы с ними, чтобы пробудить интерес к жизни детей в дошкольном учреждении, активизировать их участие в различных мероприятиях.
Художественно-эстетическое развитие дошкольников является одним из приоритетных направлений деятельности нашего ДОУ, при этом большое внимание уделяется развитию новых форм взаимодействия родителей и педагогов в процессе художественно-эстетического развития дошкольников.
Традиционными стали приводимые дни открытых дверей, целью которых является ознакомление родителей с дошкольным учреждением; демонстрация всех видов деятельности по развитию личности ребенка; открытые занятия, театрализованные представления, мини-концерты.
В результате такой формы сотрудничества родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, услугах, оказываемых специалистами (музыкальным руководителем, воспитателем по физкультуре).
Неоценимую роль в художественно-эстетическом воспитании оказывает музейная педагогика, способствующая становлению творческой личности ребенка. С точки зрения музейной педагогики, подлинная встреча с культурным наследием помогает раскрыть интеллектуальные и творческие способности личности, сформировать суждения и оценки.
Для этого в развивающей среде ДОУ, периодически организуются совместно с родителями мини - музеи, позволяющие осуществлять в работе с детьми основные направления музейной педагогики: «Музей тряпичной куклы», «Деревянная игрушка», «Курочка Ряба».
Традиционно у нас проводятся музыкальные праздники и развлечения, проекты, участниками которых являются родители воспитанников.
Вместе с тем, с целью повышения педагогической компетентности родителей по вопросам художественно-эстетического воспитания и развития дошкольников необходимо проводить тематические выставки, мастер-классы, викторины, тренинги, дискуссионные «круглые столы» и т д.
Необходимо повышать ответственность родителей, постоянно совершенствовать их педагогические знания. Работа должна быть направлена на: создание атмосферы взаимопонимания и доверительных отношений между родителями, педагогами и детьми, обеспечивающие совместный успех в художественно-эстетическом развитии воспитанников.
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода проекта как средство повышения педагогической компетентности родителей.
Статья об опытно-экспериментальной проектной деятельности в ДОУ.написана: Арсентьева Т.З.Ломовцева Л.Б.Харчевникова Т.М.Государственное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад №83 Центрально...
Консультация для родителей "Повышение педагогической культуры родителей в художественно-эстетическом направлении через музыкально- театральную деятельность"
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь...
Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах формирования познавательного интереса дошкольников посредством онлайн-школы «В мире книг»
Как повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах формирования познавательного интереса и творческой активности детей в условиях семьи с учетом возрастных и личностных особенностей...
Консультация для родителей "Повышение педагогической компетентности родителей посредством использования ресурсов интерактивной доски в подготовительной группе.
Использование интерактивной доски в работе с родителями....
Дистанционный педагогический совет № 3 на тему: «Использование метода проекта как средство повышения педагогической компетентности родителей»
Организация краткосрочного проекта...
Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах художественно-эстетического воспитания дошкольников
Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. В программе воспитания и обучения детей в детском саду предусматривается воспитание детей в процессе знакомства с различными...
Консультации для родителей «Повышение педагогической культуры родителей»
Консультации для родителей «Повышение педагогической культуры родителей»...