Перспективный план по развитию речи
календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа) на тему
Планирование по развитию речи в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
persp_plan_raz_rechi.docx | 94.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование по развитию речи в старшей группе.
Сентябрь
№ п/п | Тема | Программное содержание | Материалы | Дидактические игры и упражнения | Физкультминутки | Художественное слово |
3. | Пересказ сказки «Лиса и рак» ( С.24 Уш.) | Учить связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку без помощи вопросов воспитателя; подвести к составлению описательного рассказа по картине «Лиса». Учить образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, использовать в речи слова с противоположным значением (большой – маленький, сильный – слабый, быстро – медленно). Развивать голосовой аппарат (произнесение чистоговорок громко, тихо, шепотом). Воспитывать любовь к народному творчеству. | Картина «Лиса с лисятами»; картинки с изображением лисы. | д/и «Скажи наоборот» Цель: учить подбирать слова-антонимы. Маленький - большой, Сильный -слабый, Быстрый – медленный, Умный – глупый. д/и «Кто хитрее?» Цель: подбирать слова, используя разные степени имен прилагательных. Хитрая-хитрее-хитрющая, Злой-злее-злющий, Большой-больше-большущий, Толстый-толще-толстенный, Худой-худее-худющий. | «Встанем, надо отдохнуть, Наши пальчики встряхнуть. Поднимайтесь, ручки, вверх, Шевелитесь, пальчики, - Так шевелят ушками Серенькие зайчики. Крадемся тихо на носочках, Как лисы бродят по лесочку. Ходил медведь по лесу, Топтался и рычал. Хотел он очень меда, А где достать – не знал» | Загадки: «Хвост пушистый, Мех золотистый, В лесу живет, В деревне кур крадет», «Ползет наоборот, Задом наперед, Все под водой хватает клешней» Чистоговорка: «Саша в лесу встретил лису». |
4. | Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами» ( с.26, Уш.) | Учить составлять небольшой сюжетный рассказ по картине: рассказывать о событиях, предшествовавших изображенным на картине, придумывать концовку. Учить отмечать и называть различие и сходство между кошкой и котятами на основе сравнения их внешнего вида, поведения; подбирать точные слова для характеристики действий (активизация глаголов); учить самостоятельно образовывать клички животных. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков «с» и «з»; учить дифференцировать эти звуки на слух; произносить их протяжно и с разной силой голоса; закрепить умение самостоятельно подбирать нужное по смыслу слово, быстро и громко произносить его, вслушиваться в его звучание. Развивать творческое воображение. Воспитывать устойчивое внимание. | Картина «Кошка с котятами», игрушка - котенок. | д/и «Комары и осы» Цель: развивать слуховое внимание. д/и «Что такое звук, слово, предложение?» Цель: уточнить представления детей о звуковой и смысловой стороне речи. д/и «Что вы видите вокруг?» Цель: уточнить представления детей о названии предметов. | «Вам покажем мы немножко, Как ступает мягко кошка. Еле слышно: топ-топ-топ, Хвостик книзу: оп-оп-оп. Но, подняв свой хвост пушистый, Кошка может быть и быстрой. Ввысь бросается отважно, Скок да скок, еще подскок, А потом мяукнет: «Мяу! Я в свой домик убегаю!» | Загадка: «Мордочка усатая, Шубка полосатая, Часто умывается, С водой не знается» Стихотворение – загадка: «Кто забрался на карниз и, мяукая, завис? Кто прокрался в шкаф без спроса, с полки вещи на пол сбросив? Кто на скатерти повис, всю посуду сбросив вниз? Кто, свернувшийся клубочком, замурлыкал в уголочке? Угадали вы, друзья? Ну, конечно, это я!» |
Октябрь | ||||||
№ п/п | Тема | Программное содержание | Материалы | Дидактические игры и упражнения | Физкультминутки | Художественное слово |
1. | Рассказывание о личных впечатлениях на тему «Наши игрушки» ( с.32, Уш.) | Учить давать описание внешнего вида игрушки, рассказывать о том, как с ней можно играть, какие игрушки есть дома. Закреплять умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями. Учить произносить слова со звуками «с» и «з» отчетливо и внятно, выделять эти звуки из слов, слова с этими звуками из фраз; регулировать силу голоса (произнесение фразы и отдельных слов громко, тихо и шепотом), произносить фразы на одном выдохе, а звуки «с» и «з» в словах протяжно. Развивать внимание, память. Воспитывать умение слушать рассказы других детей. | Игрушки – собака, слон, лиса, заяц, коза. | д/и «Детский мир» Цель: развивать описательную речь, внимание, память, культуру речи, общения. Воспитатель выступает в роли продавца, дети – покупатели. Чтобы купить игрушку, ребенок должен назвать ее, описать по плану, предложенному педагогом, используя в речи вежливые обращения ( добрый день, пожалуйста, спасибо и т.д.) д/и «Назови ласково» Цель: учить образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Как ласково можно назвать собаку, слона, лису, зайца, козу, кота, кошку? | «Быстро встаньте, улыбнитесь, Выше, выше потянитесь. Ну-ка, плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернулись, Руками коленей коснулись. Сели-встали, сели-встали, И на месте побежали» | Чистоговорка: «Са-са-са – залетела к нам оса, Су-су-су – в лесу видели лису, За-за-за – прилетела стрекоза, Зу-зу-зу – мы поймали стрекозу» Загадки: «Бел, да не сахар,Ног нет, а идет», «Зимой белый, Летом серый» Скороговорки: «У маленькой Сани санки едут сами», «Видит волк козу, забыл и грозу» |
2. | Составление рассказа по скороговорке( с.33, Уш.) | Формировать навыки связной речи. Учить использовать в речи сложноподчиненные предложения; называть игрушки, предметы, подбирать слова, близкие по смыслу. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков «с» и «ц», учить дифференцировать эти звуки на слух и в собственной речи, отчетливо произносить слова и фразы с этими звуками; произносить фразы в различном темпе ( умеренно, быстро, медленно), с разной силой голоса (громко, тихо, шепотом). Развивать слуховое внимание. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. | 6 пирамидок (елочек, кубиков); предметы и игрушки – яйцо, кольцо, пуговица, перец, огурец, слива, собака, цыпленок, слон (в названиях предметов должны быть звуки «с» и «ц». | д/и «Скажи какой» Цель: учить называть предмет, его признаки, качества, действия. д/и «Угадай на ощупь» Цель: развивать слуховое внимание. д/и «Найди точное слово» Цель: учить точно называть предмет, его качества и действия. | «Руки в стороны, В кулачок, Разжимай и на бочок. Правой – вверх, Левой – вниз, В стороны, накрест, В стороны, вниз. Тук, тук! Тук, тук, тук! Сделаем большущий круг!» | Стихотворение М.Щеловановой «Утро» Загадки: «Четыре братца Под одной крышей стоят», «Пять братцев Годами равные, Ростом разные». Чистоговорка: «Со-со-со – нам сменили колесо, Цо-цо-цо – снесла курица яйцо». Скороговорки: «Из соседнего колодца целый день водица льется», «Скворцы и синицы – веселые птицы». |
3. | Пересказ рассказа Н.Калининой «Разве так играют?» ( с.38, Уш.) | Учить выразительно пересказывать текст. Активизировать в речи глаголы, учить подбирать по смыслу глаголы к существительным; учить образованию форм ед. и мн. числа существительных, обозначающих названия детенышей животных; формировать представление о том, что не все детеныши имеют название, сходное по звучанию с названием взрослых животных. Развивать интерес к художественной литературе. Воспитывать заботливое отношение к игрушкам. | Игрушки – Карлсон, снегирята, утята, щеглята, пингвинята, синички, попугайчики. | д/и «Один – много» Цель: учить образовывать имена существительные в ед. и мн. числе. д/и «Кто пропал?» Цель: учить образованию существительных во мн.ч. Р.п. | «Куклам платье дружно шили, Кукол очень мы любили. Долго нитку продевали, Узелок потом вязали, Отрезали лоскуток, Прошивали вдоль стежок. Утюгом горячим шов Распрямили, чтобы лег. Кукол поскорей позвали, Нарядили. Не узнали!» | Стихотворение: «Хороши у нас игрушки: Куклы, мишки и хлопушки, Загадки: «Кинешь в речку – Не утонет, Бьешь о стенку – Не стонет, Будешь оземь кидать – Станет кверху летать», «Закрывает она глазки, Ей рассказывают сказки, Может «Мама!» закричать И в коляске полежать» |
4. | Составление сюжетного рассказа по картине «Строим дом» ( с.41, Уш.) | Учить составлять сюжетный рассказ по картине; придумывать продолжение сюжета, название картины. Учить подбирать глаголы и прилагательные для характеристики действий персонажей. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков «ш» и «ж», учить дифференцировать эти звуки, отчетливо и внятно произносить слова с этими звуками, делить двусложные слова на части и произносить каждую часть слова; показать последовательность звучания слогов в слове. Развивать умение четко, последовательно излагать свои мысли. Воспитывать устойчивое внимание. | Картина «Строим дом»; медведь; картинки с изображениями животных (предметов), в названиях которых есть звуки «ш» и «ж»; счетные палочки. | д/и «Эхо» Цель: развивать слуховое внимание. д/и «Найди точное слово» Цель: учить точно обозначать ситуацию; подбирать синонимы и антонимы. д/и «Назови одним словом» Цель: учить находить слова, точно оценивающие ситуацию. | Пальчиковая игра: «Целый день тук да тук, Раздается звонкий стук. Молоточки стучат, Строим домик для зайчат. Молоточки стучат, Строим домик для бельчат. Этот домик для белочек, Этот домик для зайчиков, Этот дом для девочек, Этот дом для мальчиков. Вот какой хороший дом, Как мы славно заживем. Будем песни распевать, Веселиться и плясать» | Чистоговорки: «Ша-ша-ша, Шапка, шайба, шар, лапша. Жа-жа-жа, Жало, жаба, жатва, жар. Шу-шу-шу, Шубы, шум, Мишутка, шут. Жу-жу-жу, Абажур, тужурка, жук. Шо-шо-шо, Шорох, шепот, шелк, мешок. Жо-жо-жо, Пирожок, дружок, флажок» Стихотворение Е.Серовой «Подскажи словечко |
Ноябрь
№ п/п | Тема | Программное содержание | Материалы | Дидактические игры и упражнения | Физкультминутки | Художественное слово |
1. | Составление рассказов на темы стихотворений ( с.44 Уш.) | Учить рассказывать связно, не отступая от заданной темы. Упражнять в образовании названий детенышей животных в И.п. и Р.п. мн.ч.; закрепить представление о том, что не все детеныши имеют специальное название; активизировать в речи сложноподчиненные предложения. Учить выделять из предложений слова со звуками «ш» и «ж», четко произносить фразы (чисто- и скороговорки), насыщенные данными звуками; произносить фразы с различной громкостью: громко, тихо, шепотом; учить делить трехсложные слова на части, произносить каждую часть слова, определять порядок слогов в слове. Развивать слуховое внимание. Воспитывать организованность, дисциплинированность. | Плюшевый медведь, счетные палочки. | д/и «Найди звук» Цель: учить находить слова с одним и двумя слогами. д/и «Кто у кого?» Цель: соотносить названия животных и их детенышей, подбирать действия к названию животных. д/и «Один – много» Цель: учить образованию существительных во мн.ч. Ласточка – ласточки, Пеночка – пеночки, Синичка – синички, Лягушка – лягушки, Цыпленок – цыплята. | «Маленькие птички, Птички-невелички. По лесу летают, Песни распевают. Буйный ветер налетел, Птичек унести хотел. Птички спрятались в дупло, Там не тронет их никто» | Стихотворение: «Воробей живет под крышей, В теплой норке – домик мыши, У лягушки дом в пруду, Домик пеночки в саду. - Эй, цыпленок, где твой дом? - Он у мамы под крылом» (Т. Волжина) Загадки: «Вот иголки и булавки Выползают из-под лавки. На меня они глядят, Молока они хотят», «Маленькие ножки, Боится кошки, Живет в норке, Любит корки» Стихотворения на звуки «Ш» и «Ж»: «Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь, не спишь». Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише», «Жук упал и встать не может. Ждет он, кто ему поможет» |
2. | Составление рассказа на заданную тему ( с.48 Уш.) | Учить составлять короткий рассказ на заданную тему. Закрепить умение образовывать названия детенышей животных в И.п. и Р.п. мн.ч.; активизировать в речи сложноподчиненные предложения. Учить подбирать слова, сходные по звучанию. Развивать творческие способности детей в составлении рассказов. Воспитывать устойчивый интерес к занятию. | Сюжетные картинки с изображениями детенышей разных животных (по количеству детей): лисят, щенков, крокодильчиков, обезьянок и др; скворечник. | д/и «Чей домик?» Цель: учить образованию существительных во мн.ч. Р.п. д/и «Чей малыш?» Цель: учить образовывать названия детенышей животных во мн.ч. Т.п. Собака со…щенятами, Белка с…бельчатами, Лиса с…лисятами, Мышка с…мышатами. | «Раз - присядка, Два - прыжок. Это заячья зарядка. А лисята как проснуться - Любят долго потянуться, Обязательно зевнуть, Ну и хвостиком вильнуть. А волчата спинку выгнуть, И легонечко подпрыгнуть. Ну, а мишка косолапый, Широко расставив лапы. То одну, то обе вместе, Долго топчется на месте. А кому зарядки мало - Начинает все сначала!» | Cтихотворение И. Токмаковой «Где спит рыбка» Загадки: «Хожу в пушистой шубе, Живу в густом лесу. В дупле на старом дубе Орешки я грызу», «Зимой спит – летом ульи ворошит», «Кто на елке, на суку Счет ведет: «Ку-ку, ку-ку!» |
3. | Пересказ рассказа Е.Чарушина «Лисята» ( с.50 Уш.) | Учить выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя. Учить придумывать загадки; подбирать по смыслу прилагательные и глаголы; согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. Учить пользоваться восклицательной интонацией. Развивать умение внимательно слушать произведение. Воспитывать усидчивость. | Книга с иллюстрациями автора. | д/и «Какой, какая, какие» Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными в числе и роде. О ком можно сказать: Хитрая… Веселые… Пушистая… Смешной… Шустрые… Красивая… | «Мы к лесной полянке вышли, Поднимая ноги выше, Через кустики и кочки, Через ветки и пенечки. Очень долго мы шагали, Наши ноженьки устали. Сейчас сядем, отдохнем, А потом гулять пойдем» | Загадка: «Хитрая плутовка, рыжая головка, Хвост пушистый – краса! А зовут ее…» Стихотворение: «Среди ёлочек, сосёнок Заплутал малыш -лисёнок. Тороплюсь ему помочь - Лес накроет скоро ночь. К маме с папой в дом родной Мне известною тропой. Ведь с лисёнком мы друзья, А друзей бросать нельзя!» |
4. | Составление рассказа по картине «Ежи» ( с.52 Уш.) | Учить составлять рассказ по картине, используя имеющиеся у них знания о жизни диких животных (ежей). Активизировать в речи сложноподчиненные предложения; формировать умение понимать смысл образных выражений в загадках. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков «чь» и «щь»; учить различать эти звуки, отчетливо и внятно произносить звуки «чь» и «щь», выделять их в словах. Развивать наблюдательность при рассматривании картины. Воспитывать умение слушать рассказы других детей. | Картина «Ежи»; предметы и игрушки – иголка, мяч, ключ, ручка, щетка, клещи, щипцы; мешочек. | д/и «Какие бывают иголки? Цель: познакомить с многозначным словом игла. д/и «Поймай звук» Цель: развивать слуховое внимание. Воспитатель произносит слова со звуками «чь» или «щь». Дети услышав звук «чь», хлопают в ладоши, звук «щь» - прячут руки за спину. | «Ежик выбился из сил – Яблоки, грибы носил. Мы потрем ему бока – Надо их размять слегка, А потом погладим ножки, Чтобы отдохнул немножко, А потом почешем брюшко, Пощекочем возле ушка. Еж в лесочек убежал, Нам «спасибо» пропищал» | Загадки: «Сердитый недотрога Живет в глуши лесной, Иголок очень много, А нитки ни одной», «Всех на свете обшивает, Что сошьет – не надевает» Чистоговорки: «Щу, щу, щу – Я тебя ищу, Чу, чу, чу – Я гулять хочу, Щи, щи, щи – Ты ключи поищи, Чи, чи, чи – Прилетят грачи» |
Декабрь
№ п/п | Тема | Программное содержание | Материалы | Дидактические игры и упражнения | Физкультминутки | Художественное слово |
1. | Составление рассказа на тему «Домашнее животное» (с.55 Уш.) | Учить рассказывать о своих личных впечатлениях; воспитывать умение отбирать для рассказа интересные факты и события. Учить употреблению трудных форм Р.п. мн.ч. существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек); Воспитывать умение задавать друг другу вопросы. Учить выделять во фразах слова со звуками «ч» и «щ», находить слова с тремя слогами, находить заданный звук, произносить слова громко и тихо. Развивать интерес к миру животных. Воспитывать доброжелательное отношение к рассказам друг друга. | Предметные картинки (ботинки, чулки, носки, тапочки, рукавички). | д/и «Картина – корзина» Цель: учить находить слова с тремя слогами, подбирать слова, сходные по звучанию. д/и «Едем, летим, плывем» Цель: учить находить место звука в слове. д/и «Коза – стрекоза» Цель: учить подбирать пары слов с разным количеством слогов.
| «Мы устали сочинять Надо нам на ножки встать. Потянуться и согнуться, Повернуться, улыбнуться, Захватить горстями солнца Из оконца, из оконца. Будем снова сочинять – 1, 2, 3, 4, 5!» | Стихотворения: С.Маршак «Даю вам честное слово…» «Ученик учил уроки, У него в чернилах щеки», «Грызли щетку в уголке Два щенка – щека к щеке» Загадка: «Все идут, все идут, Только с места не сойдут» Чистоговорки: «Ча-ча-ча – была Таня у врача, Ща-ща-ща – поймал Вова леща» Скороговорка: «В роще щебечут стрижи, чечетки, щеглы и чижи» |
2. | Составление описательного рассказа о предметах посуды ( с 58 Уш.) | Учить составлять короткий рассказ по стихотворению и описательный рассказ о предметах посуды. Учить сравнивать различные предметы по материалу, размерам, назначению, употребляя названия качеств (стеклянный, металлический, пластмассовый), активизировать употребление слов противоположного значения (антонимов) (глубокая – мелкая, большой – маленький, высокий – низкий), многозначных слов; закреплять умение классифицировать предметы по качеству (стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный); учить образовывать по аналогии названия предметов посуды (хлебница, сахарница, сухарница, супница). Развивать внимание, память. Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру. | Тарелки (глубокая и мелкая), вилка, ложка (чайная и столовая, деревянная, металлическая, пластмассовая), стаканы (высокий и низкий, стеклянный и пластмассовый), две пластмассовые игрушки, мяч; картинки с изображениями предметов посуды: чашки, блюдца, тарелки, чайник, сахарница, хлебница и др. | д/и «Магазин посуды» Цель: учить называть предметы посуды, описывать ее. д/и «Отвечай быстро» Цель: учить называть качества предметов д/и «Какая посуда?» Цель: обогащать словарный запас. Какая посуда хрупкая-…стаканы, блюдца, тарелки. Какая посуда широкая-… Какая посуда большая-… Какая посуда острая-… Какая посуда прочная-… | «Точим нож! Точим нож! Будет очень он хорош. Будет резать он припасы: Масло, сало, хлеб, колбасы, Помидоры, огурцы… Угощайтесь, молодцы!» | Стихотворение: С.Капутикян «Маша обедает» Загадки: «Сама не ем, А людей кормлю» (ложка) «Из горячего колодца Через нос водица льется» (чайник) «А внутри-то, посмотри, Сладость белая внутри» (сахарница) «Она бывает глубока, Она бывает мелка, Однако, это не река» (тарелка) «Если хорошо заточен, Все легко он режет очень – Хлеб, картошку, свеклу, мясо, Рыбу, яблоки и масло» (нож) «Вся макушка в дырках мелких – Горечь-горькая в тарелках» перечница) |
3. | Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок» ( с.61 Уш.) | Учить передавать художественный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи вопросов воспитателя. Учить подбирать подходящие по смыслу определения (активизация прилагательных); закрепить умение употреблять трудные формы Р.п. мн.ч. существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек, варежек); обратить внимание на формы изменения глагола хотеть. Привлечь внимание к громкости и четкости произнесения слов. Развивать умение строить предложения, четко и правильно произносить слова. Воспитывать познавательный интерес к явлениям природы. | Кукольная одежда – ботинки, чулки, варежки, тапочки, носки. | д/и «Чего не стало?» Цель: учить образованию существительных во мн.ч. Р.п. д/и «Лето – зима» Цель: учить подбирать слова-антонимы; подбирать прилагательные. | Пальчиковая игра: «Любят пальчики зимою Пошалить и поиграть. И они сейчас об этом Вам решили рассказать. 1-2-3-4-5- Вышли пальчики гулять. Весело в снежки играют: Лепят крепко и бросают. Снег помогут расчищать И сосульки сосчитать. Все сделать смогут, Всегда помогут Пять и пять Моих ловких пальчиков!» | Стихотворение: «Снова в заботах зима-рукодельница — Пусть потеплее природа оденется. Много зима заготовила пряжи, Белые вещи без устали вяжет: Сонным деревьям — пушистые шапки, Ёлочкам — варежки вяжет на лапки. Шила, вязала и очень устала! — Ах, поскорее весна бы настала…» (Е. Явецкая) |
4. | Составление рассказа по картине «Река замерзла» (с 64 Уш.) | Учить составлять рассказ по картине, при описании событий указывать место и время действия. Тренировать умение понимать оттенки значения слова; учить согласовывать в роде глагол прошедшего времени с существительным. Закреплять правильное произношение звуков «с» и «ш», учить различать эти звуки, произносить их протяжно, на одном выдохе; отчетливо и внятно произносить слова со звуками «с» и «ш»; закрепить умение делить слова на части – слоги. Развивать интерес к составлению рассказов по картине. Воспитывать желание слушать рассказы товарищей, умение оценивать их. | Картина «Река замерзла»; игрушки (картинки): автобус, машина, лиса, собака, кошка, мышка. | д/и «Кто на чем катается?» Цель: развивать слуховое внимание. Воспитатель предлагает покатать игрушки на автобусе (если в названии есть звук «с») или на машине (если в названии есть звук «ш») д/и «Игла – пила» Цель: продолжать знакомить с многозначными словами; учить образовывать существительные во мн.ч. | «К речке быстро мы спустились, Наклонились и умылись – Вот как славно освежились! А теперь поплыли дружно, Делать так руками нужно: Вместе раз – это брасс, Одной рукой – это кроль. Все, как один, Плывем, как дельфин. Вышли на берег крутой И отправились домой» | Потешка: «Как у нашего кота Шубка очень хороша. Как у котика усы Удивительной красы. Глаза смелые, Зубки белые» Скороговорки: «Шапка да шубка- Вот он наш Мишутка», «Сани, сани Едут сами! Через горы и леса Едут сани-чудеса!» |
Январь
№ п/п | Тема | Программное содержание | Материалы | Дидактические игры и упражнения | Физкультминутки | Художественное слово |
1. | Составление рассказа на тему «Игры зимой» ( с.67 Уш.) | Учить составлять связный рассказ о впечатлениях из личного опыта, не отступая от заданной темы. Учить употреблять предлоги с пространственным значением. Учить отчетливо и внятно произносить фразы, насыщенные словами со звуками «с» и «ш», говорить с разной громкостью голоса, изменять темп речи, выделять голосом из фразы отдельные слова; обратить внимание на то, что слоги в слове звучат по-разному: один из них произносится немного протяжнее, громче; учить медленно проговаривать слова, вслушиваться в звучание слогов в слове. Развивать слуховое внимание. Воспитывать доброжелательное отношение к рассказам друг друга. | Картина «Медвежья семья». | д/и «Чей нос?» Цель: продолжать знакомить с многозначными словами. д/и «Хочу погладить» Цель: продолжать знакомить с многозначными словами.
| «Возьмем снега мы немножко, Снежки слепим мы в ладошках. Дружно ими побросались, Наши руки и размялись. А теперь пора творить, Бабу снежную лепить. Ком за комом покатили, Друг на друга водрузили, Сверху третий, малый ком. Снег стряхнули с рук потом» | Чистоговорки: «Са-са-са – в лесу живет лиса, Ша-ша-ша – мы любим малыша, Су-су-су - мы увидели лису, Шу-шу-шу – шубу новую ношу, Со-со-со – мы катили колесо, Шо-шо-шо – говорим мы хорошо» Скороговорка: «Саше дали кашу, а Клаше простоквашу» |
2. | Составление рассказа на темы скороговорок (с.70 Уш.) | Учить самостоятельно составлять короткий рассказ на темы скороговорок. Закрепить представления о многозначности слова и словах, противоположных по смыслу; учить образованию форм Р.п. мн.ч. существительных. Учить различать на слух звуки «з» и «ж»; подбирать слова с этими звуками и выделять их на слух из связной речи, произносить изолированные звуки «з» и «ж» протяжно, четко, с различной силой голоса (громко, тихо). Развивать творческие способности в составлении рассказов. Воспитывать интерес к занятию. | Игрушки (картинки): заяц, коза, зубр, жираф, медвежонок, журавль. | д/и «Про ежей, про елки» Цель: продолжать знакомить с многозначными словами. д/и «Кто как двигается» Цель: учить подбирать глаголы. | «У нас славная осанка, Мы свели лопатки. Мы походим на носках, А потом на пятках. Пойдем мягко, как лисята, И как мишка косолапый, И как заинька-трусишка, И как серый волк - волчишка. Вот свернулся еж в клубок, Потому, что он продрог. Лучик ежика коснулся, Ежик сладко потянулся» | Стихотворения: «На замок закрыли зайку. Он сидит и ждет хозяйку», «Жук в коробочке лежит И от холода дрожит», Чистоговорки: За-за-за - вот идет коза, Жа-жа-жа – мы увидели ежа, Зу-зу-зу – мы ведем козу, Жу-жу-жу – молока дадим ежу, Зы-зы-зы – нет у нас козы, Жи-жи-жи – летят стрижи» Скороговорка: «Волк на лужайке – задрожали зайки» |
3. | Пересказ сказки «Петух да собака» ( с.74 Уш.) | Учить пересказывать сказку без помощи вопросов воспитателя, выразительно передавая диалог действующих лиц. Учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным лиса и собака; учить использовать сложноподчиненные и вопросительные предложения; ориентироваться на окончания слов при согласовании существительных и прилагательных в роде; образовывать формы Р.п. мн.ч. существительных. Подбирать слова, сходные по звучанию, в заданном ритме. Развивать диалогическую речь. Воспитывать интерес к русским народным сказкам. | Собака из театра бибабо. | д/и «Высокий – низкий» Цель: учить подбирать слова-антонимы. д/и «Сравни лису и собаку» Цель: учить называть признаки сходства и отличия. Воспитатель предлагает рассмотреть картинки с изображением лисы и собаки. Просит назвать, чем похожи и чем отличаются друг от друга эти животные. | «Мы к лесной полянке вышли, Поднимая ноги выше, Через кустики и кочки, Через ветки и пенечки. Очень долго мы шагали, Наши ноженьки устали. Сейчас сядем, отдохнем, А потом гулять пойдем» | Загадки: «Какой зверь опасный Ходит в шубе красной, Снег разгребает, Мышек хватает?», «Не царь, а в короне, Не всадник, а со шпорами», «Заворчал живой замок, Лег у двери поперек. Две медали на груди. Лучше в дом не заходи!» |
4. | Составление рассказа по картине «Северные олени» ( с.76 Уш.) | Учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя свои знания о внешнем виде и жизни животных. Учить подбирать наиболее точные определения при описании внешнего вида животных; активизировать в речи антонимы; упражнять в образовании названий детенышей животных с уменьшительными суффиксами. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков «ч» и «ц»; учить различать эти звуки, отчетливо и внятно произносить слова со звуками «ч» и «ц». Развивать умение слушать друг друга. Воспитывать эмоциональное восприятие содержания картины. | Картина «Северные олени» | д/и «Поймай звук» Цель: развивать слуховое внимание. Воспитатель произносит слова со звуками «ц» и «ч». Если в слове есть звук «ц», дети хлопают в ладоши, если звук «ч» - прячут руки за спину. д/и «Чья мама?» Цель: учить называть животных и их детенышей. У лисят – лисица, У зайчат – зайчиха, У львят – львица, У крольчат – крольчиха, У тигрят – тигрица, У волчат – волчиха. д/и «Большой – маленький» Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. | «У оленя дом большой, Он в свое окно глядит. Бежит заинька косой, Громко в дом к нему стучит. Заяц, заяц, стой, стой, стой! Там, в лесу, охотник злой. В дом ко мне ты забегай, Скорее лапочки давай» | Загадка: «Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец. Ходит смело и легко, Рога раскинув широко» Стихотворение: «Веселый маленький олень, Резвится в поле целый день. Еще не вырастил пока На лбу ветвистые рога» Скороговорки: «У четырех черепах по четыре черепашонка», «Не велика птица синица, да умница» |
Февраль
№ п/п | Тема | Программное содержание | Материалы | Дидактические игры и упражнения | Физкультминутки | Художественное слово |
1. | Составление описательного рассказа на тему «Зима» ( с.79 Уш.) | Учить при описании событий указывать время действия, используя разные типы предложений (простые, распространенные и сложные). Учить подбирать определения к заданным словам; совершенствовать синтаксические навыки, используя ситуацию «письменной речи» (ребенок рассказывать, воспитатель записывает рассказ). Добиваться четкого произнесения слов и фраз, включающих звуки «ц» и «ч», приучать правильно пользоваться вопросительной интонацией, делить трехсложные слова на слоги. Развивать речь как средство общения. Воспитывать эстетическое восприятие зимней природы. | Иллюстрации с изображением зимних пейзажей. | д/и «Живые слова» Цель: учить составлять предложения. д/и «Подбери слово» Цель: учить подбирать прилагательные к существительным. Воспитатель задает вопросы, дети подбирают как можно больше определений. Какая зима? Какой снег? Какие снежинки? Какой ветер? | «На полянку, на лужок Тихо падает снежок. Улеглись снежинки, Белые пушинки. Но подул вдруг ветерок, Закружился наш снежок. Кружатся снежинки, Белые пушинки» | Стихотворение: «К нам пришло Письмо одно, Было странное оно. Вместо марок – Три снежинки, А конверт – Из чистой льдинки, А письмо не на листке, А на беленьком снежке: - Скоро, скоро К вам примчу На метели прилечу, Запляшу и закружу, Снегом землю наряжу, И деревья, и дома – И подписано: ЗИМА (И.Пивоварова) Скороговорки: «Цыпленок с курицей пьет чай на улице», «Очень часто бьются у Танечки блюдца» |
2. | Ознакомление с предложением ( с.84 Уш.) | Дать представление о последовательности слов в речи; ввести термин «предложение»; учить составлять и распространять предложение, правильно «читать» его; закреплять умение называть слова в предложении последовательно и вразбивку. Учить подбирать слова, сходные по звучанию, в заданном воспитателем ритме; учить произносить чистоговорки с разной силой голоса. Развивать слуховую память, связную речь. Воспитывать интерес к изучению родного языка. | д/и «Добавь слово» Цель: учить подбирать подходящие по смыслу слова. д/и «Угадай слово» Цель: развивать внимание. | «Мы ногами топ-топ! Мы руками хлоп-хлоп! Мы глазами миг-миг! Мы плечами чик-чик! 1-2, 1-2, заниматься нам пора! Раз – сюда, два – туда, Повернись вокруг себя. Раз – присели, два – привстали. Руки кверху все подняли» | Стихотворение Е.Серовой «Подскажи словечко» | |
3. | Пересказ сказки «Лиса и кувшин» ( с.88 Уш.) | Учить рассказывать сказку без наводящих вопросов, выразительно. Объяснить значение слова жать, учить подбирать синонимы к глаголам, составлять предложения с заданными словами, правильно сочетая их по смыслу; учить в игре составлять из отдельных слов предложение; читать предложения после перестановки каждого слова. Учить произносить предложения с разными оттенками интонации (сердитая, просительная, ласковая). Развивать интерес к устному народному творчеству. Воспитывать устойчивое внимание. | Книга с иллюстрациями. | д/и «Угадай, какое слово заблудилось» Цель: учить составлять предложения из набора слов. д/и «Скажи по-другому» Цель: учить подбирать синонимы. Бежала – мчалась, неслась, летела; Шла – шагала, топала, брела, шла еле-еле; Веселиться – радоваться, улыбаться, смеяться, хохотать; Плакать – реветь, рыдать, заливаться слезами. | «Вот взяла лисичка скрипку, Села с нотками под липку! Звонкий, тоненький смычок, Заиграй-ка гопачок! Побежали на лужайку Медвежата, белки, зайки. Пляшут звери и поют, Звери весело живут» | Стихотворение: «Вы не видели в лесу Ярко-рыжую лису? Эта рыжая плутовка След свой прячет очень ловко. То по веточкам пройдёт, То обратно повернёт. Не распутать этот след – Ни конца, ни края нет. Только если очень тихо Будем мы гулять в лесу, То, быть может, повезёт нам Встретить хитрую лису» (С. Курдюков) |
4. | Составление рассказа по картине «Лошадь с жеребенком» ( с.90 Уш.) | Учить составлять описательный рассказ по картине, используя наиболее точные слова для обозначения цвета, величины. Закреплять в игре умение строить предложение из заданных слов, менять порядок слов в предложении. Формировать умение отчетливо произносить скороговорки в разном темпе и с разной силой голоса. Развивать интерес к миру животных. Воспитывать доброжелательное отношение к рассказам товарищей. | Картина «Лошадь с жеребенком». | д/и «Какое слово заблудилось?» Цель: учить составлять предложения из набора слов. д/и «Скажи наоборот» Цель: учить подбирать слова-антонимы. Лошадь большая, а жеребенок… Лошадь сильная, а жеребенок… У лошади хвост длинный, а у жеребенка… Лошадь скачет быстро, а жеребенок… | «Конь меня в дорогу ждет, Бьет копытом у ворот, На ветру играет гривой, Пышной, сказочной, красивой. Быстро на седло вскачу Не поеду – полечу. Цок-цок-цок, Цок-цок-цок. Там, за дальнею рекой Помашу тебе рукой» | Загадка: «Овес поела и снова за дело». Стихотворения: «Цок, цок, цок, цок, Я – лошадка, серый бок! Я копытами стучу, Если хочешь – прокачу! Посмотри, как я красива, Хороши и хвост, и грива. Цок, цок, цок, цок, Я лошадка – серый бок!», (А. Сегудин) «Жеребенок, жеребенок, Что ты скачешь на лугу? За тобою, жеребенок, Я угнаться не могу. Подожди меня немножко, Не беги через лужок. Жеребенок, быстроножка! Самый лучший мой дружок!» Скороговорка: «От топота копыт пыль по полю летит» |
Март
№ п/п | Тема | Программное содержание | Материалы | Дидактические игры и упражнения | Физкультминутки | Художественное слово |
1. | Составление рассказа на тему «Как цыпленок заблудился» ( с .92 Уш.) | Учить самостоятельно продолжать и завершать рассказ, начатый воспитателем. Формировать умение составлять из данного предложения новое путем последовательной замены слов. Закреплять представления о слоге и ударении. Развивать воображение. Воспитывать устойчивый интерес к занятию. | Иллюстрации с изображением цыпленка, курицы, коровы, кошки, лягушонка. | д/и «Замени слово» Цель: учить составлять предложения. д/и «Делим слова» Цель: учить делить слова на слоги, выделять ударный слог. Предложить разделить слова на слоги: курица, петух, корова, лягушонок. | «Цыпленок на цыпочках Крался за кошкой. А кошка на цыпочках Шла за Антошкой. Антошка на цыпочках Двигался к дому. Теперь повернемся, Пойдем по-другому. На пятках за кошкой Плетется Антошка. За бедным цыпленком Усатая кошка. Цыпленок от страха Забрался в корзину. Сердитая кошка Выгнула спину» | Загадка: «У матери двадцать деток, Все детки – однолетки» Стихотворения: «Любовалась цыплятками курица: Что ни цыпленок – то умница! Молодец, удалец, Очень ценный птенец!» (А. Капралова) «Все пушистые цыплятки, Любопытные ребятки, Любят по двору гулять, Червячков в земле искать. Мама спросит: «Где же вы?» Цыплятки скажут: «Пи-пи-пи!» |
2. | Составление рассказа на заданную тему ( с .94 Уш.) | Учить составлять рассказ на тему, предложенную воспитателем; учить сравнивать предметы, точно обозначая словом черты сходства и различия; находить смысловые несоответствия в тексте стихотворения и аргументировать свои суждения. Уточнить значения слов мебель и посуда; учить самостоятельно образовывать названия посуды; формировать умение строить предложения. Развивать интерес к окружающему. Воспитывать речевую активность. | Игрушки – зайчик, кукольная мебель (стол, стул, кровать); посуда (чашка, кружка, стакан); карандаш, бумага. | д/и «У зайца – новоселье» Цель: учить называть предметы мебели и посуды, их назначение. д/и «Сравни посуду» Цель: учить называть признаки отличия предметов. Чем отличаются чашка и стакан? Чем отличаются чашка и чайник? Чем отличаются тарелка и блюдца? Чем отличаются сковорода и кастрюля? | «Скок-поскок, скок-поскок, Заяц прыгнул на пенек. В барабан он громко бьет, На разминку всех зовет. Лапки вверх, лапки вниз, На носочки подтянись. Лапки ставим на бочок, На носочках скок-скок-скок. А затем – вприсядку, Чтоб не мерзли лапки» | Путаница: «Теплая весна сейчас, Виноград созрел у нас. Конь рогатый на лугу Летом прыгает в снегу. Поздней осенью медведь Любит в речке посидеть. А зимой среди ветвей «Га-га-га!» - пел соловей. Быстро дайте мне ответ – Это правда или нет?» (Л. Станчева) |
3. | Пересказ рассказа Л.Толстого «Пожарные собаки» ( с.97 Уш.) | Учить связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный текст без наводящих вопросов. Учить подбирать по смыслу определения, слова, близкие и противоположные по смыслу; учить составлять предложения-путаницы и заменять слова в этих предложениях. Развивать чувство ритма и рифмы (составление шуток-чистоговорок). Воспитывать эмоциональное восприятие содержания рассказа. | д/и «Распутай путаницу» Цель: учить составлять предложения. д/и «Придумай рифму» Цель: активизировать словарь рифмованными словами. Воспитатель предлагает слова, к которым надо придумать рифму. Например, картина-корзина, ворона-корона, лягушка-подушка и т.д. | «Быстро встаньте, улыбнитесь, Выше, выше потянитесь. Ну-ка, плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернулись, Руками коленей коснулись. Сели-встали, сели-встали, И на месте побежали» | Загадка: «Без хвоста, без рук, без ног, Этот рыженький зверек Согревает, кормит, светит, Взрослым людям – первый друг! Если с ним играют дети – Тут же вырвется из рук, Расшипится, Растрещится – Уничтожит все вокруг» | |
4. | Составление сюжетного рассказа по набору игрушек ( с.91 Уш.) | Учить составлять сюжетный рассказ, выбирая для него соответствующих персонажей (игрушки); давать описание и характеристику персонажей, вводить в повествование диалог. Учить подбирать определения к заданным словам; учить составлять предложения из набора слов с помощью воспитателя и из двух-трех слов – самостоятельно. Учить различать на слух звуки «с» - «сь», «щ» в словах, четко произносить слова с этими звуками. Развивать творческое воображение. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение выслушивать товарищей. | Игрушки – кукла, зайчонок, котенок, щенок, медвежонок, елочка; картинки – сова, поросенок, слоненок, щенок, щегол, щетка. | д/и «Живые слова» Цель: учить составлять предложения. д/и «Чего не стало?» Цель: развивать слуховое внимание, зрительную память. | «Куклам платье дружно шили, Кукол очень мы любили. Долго нитку продевали, Узелок потом вязали, Отрезали лоскуток, Прошивали вдоль стежок. Утюгом горячим шов Распрямили, чтобы лег. Кукол поскорей позвали, Нарядили. Не узнали!» | Стихотворение: «Вот с игрушками мой шкаф, Там сова, лиса, жираф. Понарошку вы зверушки, Мои мягкие игрушки! Это транспорт грузовой, Это транспорт лично мой: Грузовик и вездеход, Самосвал и вертолет. А еще в шкафу стоят - Сосчитай-ка...пять солдат! Вас люблю, игрушки, я, Вы же все - мои друзья!» |
Апрель
№ п/п | Тема | Программное содержание | Материалы | Дидактические игры и упражнения | Физкультминутки | Художественное слово |
1. | Сочинение на тему «Приключения зайца» ( с.101 Уш.) | Учить придумывать сказку по предложенному плану, не отступая от темы, не повторяя сюжетов товарищей. Учить подбирать прилагательные и глаголы к существительному заяц; учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. Добиваться внятного и четкого произнесения слов и фраз, включающих звуки «с» - «сь», «щ», учить выделять слова с данными звуками из фраз; закрепить представления об ударных и безударных слогах. Развивать память, мышление. Воспитывать умение слушать рассказы других детей. | д/и «Расскажи о зайчике» Цель: учить подбирать прилагательные, глаголы к существительному «заяц». д/и «Поставь ударение» Цель: учить ставить ударение, определять ударный слог. | «Зайка по лесу скакал, Зайка корм себе искал. Вдруг у зайки на макушке Поднялись, как стрелки, ушки. Шорох тихий раздается: Кто-то по лесу крадется. Заяц путает следы, Убегает от беды. Прыгнул вбок и обернулся, И под кустиком свернулся, Словно серенький клубок – Чтоб никто найти не смог» | Загадка: «Что за зверь лесной Встал, как столбик под сосной И стоит среди травы – Уши больше головы?» Стихотворения: «Кто умеет утром сам Просыпаться по часам? - Я умею по часам Просыпаться утром сам!» (А. Кузнецова) «Щеткой чищу я щенка, Щекочу ему бока» Чистоговорки: Са-са-са – у Маши лиса Ся-ся-ся – Костя ловит карася Ща-ща-ща – Саша ходит без плаща Щи-щи-щи – у меня клещи Скороговорки: «Носит Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня» «В роще щебечут щеглы, чечетки, стрижи и чижи» | |
2. | Составление рассказа на предложенную тему ( с.103 Уш.) | Учить составлять рассказ, используя предложенный сказочный сюжет. Учить самостоятельно соотносить названия объектов с их изображениями на картинках. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков «л» - «ль», «р» - «рь», изолированных, в словах и фразах; учить различать эти звуки в чужой и собственной речи, четко и внятно произносить слова и фразы с данными звуками; учить правильно отгадывать загадки. Развивать творческие способности в составлении рассказов. Воспитывать интерес к занятию. | д/и «Поймай звук» Цель: развивать слуховое внимание. Воспитатель произносит слоги (ла, ва, на, ра, са, да, ла, фа, ла, кА, ча, ра, ла и т.д.) Если дети слышат звук «л», хлопают в ладоши, если «р» - прячут руки за спину. д/и «Подбери картинки» Цель: учить находить картинки с заданным звуком. Воспитатель предлагает выбрать картинки с предметами, в названии которых есть звук «л», затем – звук «р». | «Жил да был веселый гном С круглыми ушами. Он на сахарной горе Спал под воротами. Вдруг, откуда ни возьмись, Великан явился, Слопать гору он хотел, Только подавился. Ну, а что ж веселый гном? Так и спит глубоким сном!» | Загадки: «Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает», «Начинает он копать, Заменяет сто лопат», «Стоят в поле сестрички: Желтые глазки, Белые реснички», «От дома начинается, У дома и кончается», «Вот так дом – одно окно, Каждый день в окне кино» | |
3. | Пересказ рассказа Я. Тайца «Послушный дождик» ( с.106 Уш.) | Учить пересказывать текст в ситуации письменной речи (ребенок диктует – взрослый записывает). Подвести к образованию названий профессий исходя из занятий. Активизировать в речи названия профессий и действий; учить называть предметы, необходимые людям той или иной профессии. Развивать умение внимательно слушать педагога и ответы детей. Воспитывать уважение к труду взрослых. | д/и «Кто что делает?» Цель: учить называть трудовые действия, связанные с тем или иным родом деятельности. Учитель – учит детей, Врач – лечит людей, Строитель - … Сапожник-… Почтальон - … Машинист - … Писатель - … Портниха - … Столяр - … и т.д. д/и «Кому что нужно для работы» Цель: называть предметы, необходимые для той или иной профессии. Врачу нужны… Музыканту - … Повару - … Портному - … Учителю - … Маляру - … Продавцу - … | «Приплыли тучки дождевые: - Лей, дождь, лей! Дождинки пляшут, как живые: - Пей, рожь, пей! И рожь, склоняясь к земле зеленой, Пьет, пьет, пьет. А теплый дождь неугомонный Льет, льет, льет» | Загадка: «Надо мной, над тобой Пролетел мешок с водой. Наскочил на дальний лес, Прохудился и исчез» Пословицы и поговорки: «Землю солнце красит, а человека труд», «Какие труды – такие и плоды», «Без труда нет добра» | |
4. | Составление рассказа по картине «Зайцы» ( с.108 Уш.) | Учить составлять рассказ по картине по предложенному плану, включать в рассказ описание внешнего вида персонажей и их характеристику. Учить образовывать существительные от глаголов (продавать – продавец) и прилагательных (веселый – весельчак). Учить определять ударение в двухсложном слове. Развивать интерес к миру животных. Воспитывать организованность, дисциплинированность. | Картины – «Зайцы», «На рыбалке». | д/и «Назови профессию» Цель: закрепить названия профессий. Кто учит детей? Кто пишет книги? Кто строит дома? Кто готовит обед? Кто лечит людей? Кто водит автобусы? Кто разносит почту? Кто проектирует дома? Кто шьет одежду? Кто красит стены? Кто водит самолеты? | «Ну-ка зайка, поскачи, Лапкой, лапкой постучи. Да на травку упади, Полежи и отдохни. Отдохнул, теперь вставай, Прыгать снова начинай! Быстро к елочке беги И скорей назад скачи» | Загадки: «По полю скачет – Ушки прячет, Встанет столбом – Ушки торчком», Загадки о профессиях. |
Май
№ п/п | Тема | Программное содержание | Материалы | Дидактические игры и упражнения | Физкультминутки | Художественное слово |
1. | Составление рассказа на тему «Как Сережа нашел щенка» ( с.110 Уш.) | Учить составлять рассказ по предложенному плану, образно описывая место действия, настроение героя. Учить построению сложных предложений в ситуации письменной речи. Давать задания на образование слов – названий профессий. Развивать связную речь, творческую инициативу, выдумку. Воспитывать устойчивый интерес к занятию. | д/и «Спортсмены» Цель: учить образовывать названия профессий. Занимается спортом - … спортсмен. Играет в футбол - … футболист, Катается на лыжах - … лыжник, Хорошо прыгает - … прыгун, Катается на велосипеде - … велосипедист. | «Раз - подняться, подтянуться, Два - согнуться, разогнуться, Три - в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - на стульчик сесть опять» | Стихотворение: «Я - толстый маленький щенок, смешной и толстолапый. Меня хозяин в дом принес, забрав у мамы с папой. Когда мне грустно, я скулю и, как умею, лаю - Ведь как еще людей позвать, пока - увы- не знаю» | |
2. | Пересказ сказки В.Сутеева «Кораблик» ( с.111 Уш.) | Учить связно рассказывать сказку, выразительно передавать диалоги персонажей; соблюдать композицию сказки. Учить понимать и объяснять смысл поговорок; ориентироваться на звучание грамматических форм, при помощи которых образуются новые слова, подводить к усвоению способов словообразования. Развивать внимание, память. Воспитывать интерес к художественной литературе. | д/и «Веселые слова» Цель: учить умению ориентироваться на грамматические формы, с помощью которых образуются имена людей, названия животных. | Пальчиковая игра: «Раз – плывем на корабле, Два – купаемся в реке, Три – плывем на лодке, На четыре и на пять Мы купаемся опять» | Стихотворения: «По реке плывет кораблик, Он плывет издалека. На кораблике четыре Очень храбрых моряка»(Д. Хармс) «Про пана Трулялинского» (Ю. Тувим) Поговорка: «Один за всех, все – за одного» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по развитию речи в старшей группе
для разработки занятий, индивидуальной работы по развитию речи в старшей группе ДОУ...
Перспективный план по развитию речи в средней группе
В плане распределены темы НОД по развитию речи в средней группе в соответствии с тематическими неделями....
Перспективный план по развитию речи во второй младшей группе
Задача- повышение уровня развития грамматически - правильной речи детей, обогащение словарного запаса и развитие связной речи....
Перспективный план по развитию речи в I младшей группе.
Перспективное планирование в первой младшей группе по развитию речи у дошкольников....
Перспективный план по развитию речи
Перспективное планирование по развитию речи для детей подготовительной группы...
перспективный план по развитию речи в средней группе
Перспективный план работы по развитию связной речи с использованием сказок в средней группе. Цель: показать, что сказки являются эффективным средством развития связной речи у детей среднего...
Перспективный план по развитию речи в театрализованной деятельности для детей старшего возраста. 2010-2011 г.г.
Ознакомление с художественной литературой. Развитие речи. Изобразительная деятельность. В режиме дня....