Как речевое общение в семье влияет на формирование речи ребёнка
презентация по развитию речи на тему
Речь является одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления. Овладение речью – это сложный психический процесс. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, артикуляционный аппарат и слух малыша достигнут определённого уровня развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoe_razvitie_v_seme.pptx | 391.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Счастье – это когда тебя понимают Счастье-это когда тебя понимают
Речь взрослых: Не искажать слов Чётко произносить каждый звук Не торопиться Не пропускать слогов и окончаний Не подражать детской речи(не «сюсюкать») Чётко произносить незнакомые, длинные слов Правильная, отчётливая
Младенцы и ранний возраст — 0-3 года - ЗАПРЕТ Дошкольный возраст (3-7 лет) — до 30 минут в день Младший школьный возраст (7-10 лет) — 30-50 минут в день Старшие школьные возраста (11 — 18 лет) — 1-3 часа в день
Способы развития речи дома
Способ №1 Комментирование действий (для детей от 0 до 7 лет) Зачем нужен этот способ Пример Когда можно использовать - обогащение словарного запаса ребенка - накопление пассивного словаря малыша (словаря понимаемых слов) -.ребенок приучается прислушиваться к речи и выделять из ее потока знакомые и новые слова Для малышей: Стихи и потешки для сопровождения общения с ребенком (купание, кормление, одевание и т.д.). Как правильно подобрать и рассказывать потешки детям, чтобы они действительно развивали речь ребенка можете посмотреть здесь Для детей постарше: -называем вслух предметы, признаки, действия, детали предмета и его назначение -многократно повторяем новое слово в разном контексте: «Вот какое полотенце -длинное, пушистое. А где Настино полотенце? У мамы полотенце большое, а у Насти? -задаем вопросы и даем паузу для ответа: «Какое дно у шкафа-гладкое или шероховатое?» (во время того, как разбираем вещи в ящике) Используем всегда: -во время купания (какое полотенце-мягкое, пушистое, большое, красивое…, мыло-душистое, ароматное, белое, овальное…, действия-намылим, смоем, вытрем, включим…, части тела) -во время одевания (называем одежду, ее части, признаки) -во время прогулки (какое время года, какая погода, каких животных и птиц видите, какие машины встречаются) -во время еды, сервировки стола (сравниваем чайные и столовые ложки, блюдце и тарелку, стакан и чашку) -во время уборки (называем части мебели, их назначение, форму, цвет, размер…) -не кухне (комментируем, что делаем) -в поездке (что видим за окном машины, автобуса)
Способ №2 Употребление в повседневной речи обобщающих слов (с2-3 лет до 7 лет) Зачем нужен этот способ Пример Когда можно использовать -уточнение словаря -умение точно и уместно употребить слово-понятие (овощи, фрукты, игрушки, транспорт, мебель, посуда…) Эффективно: «Поставь обувь на место», «Убери игрушки», «Положи фрукты на тарелку», «Сделаем из овощей салат», «Какой транспорт ты видел во время прогулки?» и т.д. Неэффективно: «Вот это положи туда», «Надень вот это» Используем: - во время просьб к ребенку («Сложи, пожалуйста, игрушки в коробку, а книжки на полочку») -во время совместной уборки («Я вытру пыль с мебели, а ты убери игрушки» -во время бытовых процессов («Давай вместе польем цветы: розы, тюльпаны, фиалки», «Помоги мне подготовить овощи для салата: капусту, лук, огурцы, редис»)
Способ №3 « А как ты думаешь ?» (с 3 лет) Зачем нужен этот способ Пример Когда можно использовать -развитие связной речи -умение понятно излагать свои мысли, рассуждать, доказывать свое мнение Эффективно: ребенок спрашивает «Почему завял цветочек?» - «А ты как думаешь?» При вопросе «Почему» не даем сразу готовый ответ, рассуждаем вместе с ребенком и даем возможность сначала ребенку ответить на его же вопрос самому Неэффективно: сразу отвечать на вопрос ребенка «не полили», «отцвел», «стало холодно» и т. д. - всегда, когда ребенок задаем Вам вопросы -когда ребенок обращается к Вам с просьбой -в специально созданных ситуациях. Для использования данного приема необходимо , чтобы у ребенка была хорошо развита речь, он умел понятно для окружающих излагать свои мысли и активно говорить
Способ №4 Сравнение предметов друг с другом по ходу обычных дел (2-4 года) Зачем нужен этот способ Пример Когда можно использовать -уточнение словаря и его активизация -развитие умения анализировать, сравнивать, выделять общее и отличное -развивать умение делать выводы. Обобщать -развивать точность мышления и речи -при одевании на улицу (по пути в детский сад) сравниваем мамину куртку и куртку дочери (цвет, ткань, размер, наличие карманов, капюшона или воротника, застежки) -накрывая на стол, сравниваем стакан и чашку (у чашки ручка есть, у стакана ее нет («Почему?»), разные по форме, стакан прозрачный, чашка-нет, чашка сделана из фарфора, стакан-из стекла) -дома сравниваем кресло и стул (Чем похожи: кресло и стул-мебель; у них есть сиденье, ножки, спинка. Чем отличаются: у кресла есть подлокотники, а у стула их нет) -во время прогулки сравниваем два дерева (кору, форму и цвет листьев, высоту, толщину ствола), куст и дерево (дерево высокое, куст низкий, у дерева один ствол, у куста несколько, у дерева ствол толстый, у куста стволы тонкие), два дома (количество этажей, из какого материала построен, цвет) и т.д -во время одевания, на прогулке (сравниваем комбинезон и брюки, кофту и свитер, платье и сарафан) -во время накрывания на стол (сравниваем тарелку и блюдце, чашку и стакан) -во время игр (сравниваем двух кукол, двух медвежат, двух зайчат…) -во время специально организованного рассматривания двух предметов (двери, ручки, стулья, столы…)
Способ №5 Точное называние всех предметов и их частей в речи взрослых, обращенных к ребенку (с 1 года) Зачем нужен этот способ Пример Когда можно использовать -развитие мышления и словаря -ребенок учится сравнивать предметы, выделять существенные признаки от несущественных Правильно: «Сейчас будем пить чай. Поставь на стол чашки». Если ребенок ошибается и ставит стаканы или чашку и стакан, спросить «Разве это чашка? Есть у нее ручка? Что это? Да, это стакан. Удобно из стакана пить чай? Почему?» Неправильно: «Сейчас будем пить чай. Поставь на стол стаканы (кружки)» Правильно : «Надень брюки (шорты, гамаши)» Неправильно: «Надень штаны» В ходе обычного общения с детьми в повседневном общении
Способ №6 «Развернутый ответ» (с 3лет) Зачем нужен этот способ Пример Когда можно использовать -развитие связной речи -развитие умения понятно выражать и отстаивать свое мнение Правильно: «Какие блюда тебе понравились в детском саду? Как ты играл?» На эти вопросы нельзя ответить одним словом. Мы стимулируем ребенка развернуто отвечать на вопросы, высказывать свое мнение Неправильно: «Ты ел в детском саду? Ты играл? Тебе интересно было сегодня в детском саду?». «Какое сейчас время года?» Задавая такие вопросы, ребенок будет давать односложные ответы. В таком общении речь не развивается. -по дороге в детский сад и обратно («Что интересного сегодня было? Что тебя обрадовало? Что огорчило сегодня?») -дома, если вы с ребенком не виделись какое-то время («Как ты помогал бабушке?») -после совместного посещения театра, кинотеатра, циркового представления, выставки («Что тебе больше всего понравилось?А что не понравилось?»)
Способ №7 Общение с другими детьми вне занятий (с 2-3 лет, наиболее важно с 5 до 7 лет) Зачем нужен этот способ Пример Когда можно использовать -развитие умения вести диалог -освоение детьми сложных предложений -в речи, обращенной сверстнику, ребенок употребляет в несколько раз больше сложных синтаксических конструкций, чем со взрослыми -игры с правилами: подвижные (дети договариваются о том, в какую игру будут играть, выбирают водящих, проговаривают слова, предусмотренные игрой), театрализованные (договариваются, какой спектакль будут разыгрывать, распределяют роли, проговаривают реплики, слова, согласно своей роли) -сюжетно-ролевые игры (распределяют роли, договариваются друг с другом о развитии сюжета, проговаривают диалоги по сюжету игры…) -совместное рисование или изготовление поделок (договариваются друг с другом о том, что будут рисовать, чем, кто, что нарисует на общей картине…) -во дворе -в семейном клубе -дома (с братьями и сестрами) -в играх дома с соседскими детьми Важно: -имеется ввиду именно самостоятельное общение, а не их общение под руководством взрослого, который все планирует и организует за детей -очень полезно общение с более старшими детьми по возрасту
Способ №8 «Координация движений»(с первых месяцев жизни) Зачем нужен этот способ Пример Когда можно использовать Развитие речи тесно связано с развитием мозжечка, а значит, связано с развитием координации движений. В этих упражнениях мы не только развиваем движения, но и развиваем речь и создаем предпосылки для ее успешного усвоения. Для самых маленьких: массаж и первые физические упражнения Затем: активное ползание по дому, хотьба , ходьба на небольшой высоте (по бревну, скамейке), пролезание через воротца или туннель, игры с мячом, активное пользование ложкой, самостоятельное одевание, подвижные игры на координацию движений… Для детей постарше: велосипед , коньки, ролики, лыжи, скакалка, «классики» и т. д. -на прогулке -по возможности дома -на отдыхе -в спортивном клубе
Способ №9 Сундучок красивых слов из книг (с 3 лет) Зачем нужен этот способ Пример Когда можно использовать Обогащение словаря ребенка образными выразительными словами. Малыш начинает обращать внимание на язык, красивые слова, будет учиться выделять их в потоке речи, а потом использовать в своей речи. Пример таких слов: «туча занавесила небо», «Закричал на всю Ивановскую», «нос повесил», «вьется змейкой» Пример называния жанра, автора: «Я прочитаю тебе сказку (рассказ, былину, стихотворение - называем жанр). Она называется… Ее написал писатель… Постоянно в ходе чтения или после прочтения книжки. Читая ребенку книжки, восхищайтесь красивыми образными выражениями, называйте их детям, называйте жанр и автора произведения. После прочтения можно собрать все красивые слова из прочитанного произведения в один сундучок. Кто вспомнил слово, кладет его в сундучок (т.е. кладет фишку). Задача – вспомнить после прочтения как можно больше таких образных слов и выражений. При затруднении можно перечитать текст еще раз.
Способ № 10 Домашний театр (с 3 лет) Зачем нужен этот способ Пример Когда можно использовать -Развитие связной речи -умение вести диалог -умение пересказывать текст по ролям -развитие творческих речевых способностей Какие бывают театры http://www.maam.ru/detskijsad/teatry-byvayut-raznye.html с 2 лет - любые тематические наборы мелких фигурок. В 3 года-фигурки домашних животных и персонажей из бытовых сказок. В 5 лет-фигурки персонажей волшебных сказок. Как играть в домашний театр http://mamrabota.ru/razvitie-i-vospitanie-detej/domashnij-teatr-svoimi-rukami.html http://posobie.info/readtext_articles.php?mode=articles&t=72872#close http://neposed.net/training-games/domashni-teatr.html Во время игр: Давайте фигурки театра ребенку в свободный доступ. Пусть он импровизирует с ними разные диалоги и сюжеты сам. К семейному или детскому празднику можно сделать небольшой спектакль-инсценировку как подарок другу или близкому человеку. Такой интереснее детям, чем обычный пересказ или занятия по тетрадкам, а развивает речь замечател
Способ № 11 Речевые игры в дороге (любой возраст) Зачем нужен этот способ Пример Когда можно использовать Любые задачи по развитию речи в зависимости от выбранной игры http://rodnaya-tropinka.ru/igry-v-doroge/ http://www.alegri.ru/deti/vospitanie-i-razvitie-rebenka/igry-dlja-detei/igry-v-doroge-dlja-detei-3-4-let.html http://mamaspuzzles.com.ua/index.php?catid=127:24-36-&id=857:-3-4-&Itemid=159&option=com_content&view=article http://www.ds1524.ru/groops/gr2014/10gr/rechevie_igri_10gr.pdf По пути куда-либо пешком, в дороге на автомобиле, поезде, в очереди
Способ № 12 Моторное планирование (любой возраст) Зачем нужен этот способ Пример Когда можно использовать -развитие мелкой моторики и речи связаны, но не каждое упражнение для развития мелкой моторики ведет к развитию речи ребенка. Как их правильно отбирать для конкретного малыша, что такое моторное планирование читайте здесь http://rodnaya-tropinka.ru/razvitie-melkoj-motoriki/ http://rodnaya-tropinka.ru/palchikovaya-gimnastika/ http://www.chudesnayastrana.ru/palchikovie-igri.htm -Не тратьте время на упражнения в тех движениях, которые уже получаются у ребенка быстро и легко. Важно осваивать те движения, которые еще не получаются и доводить их до хорошего качества выполнения-легкого и точного. Пальчиковую гимнастику могут заменить лепка, рисование, аппликация, конструирование из бумаги и природного материала, игры с мелкими деталями (мозаика и др.) -По максимуму привлекайте малыша к труду (застегивание своей одежды и обуви, протирание пыли, полив цветов, стирка кукольной одежды, мытье игрушек), который развивает мелкую моторику и сенсомоторную координацию
Способ № 13 «Письма» (с 4-5 лет) Зачем нужен этот способ Пример Когда можно использовать -развитие связной речи -развитие умения строить сложные предложения, связывать их в единый текст, выстраивать речь логично и понятно для собеседника Вы предлагаете ребенку написать письмо (кому и по какому поводу – обговариваете обязательно. Причем повод должен быть реальным, жизненным). Вы начинаете фразу, малыш ее заканчивает. Например, «Здравствуй… сегодня мы были… Сначала мы… Потом… И вдруг мы встретили…». Слыша постоянно связки между частями текста в Вашей речи, малыш постепенно их усвоит и начнет сам использовать в своих пересказах и рассказах. Ребенку важно наглядно видеть результат своей речи (оформить историю в виде письма, сказку - в виде самодельной книжки). Диктуя Вам, ребенок получает паузу для обдумывания следующего предложения, чего в обычной речи не бывает. В результате речь становится более развернута. Можно -под диктовку ребенка написать письмо бабушке, папе, который в командировке знакомому человеку в больницу -записать сказку и оформить в виде книжки-самоделки (книжку со сказкой можно кому-нибудь подарить) -написать поздравление на открытке к празднику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: "Роль семьи в формировании речи ребёнка"
Консультация "Роль семьи в формировании речи ребёнка" адресована родителям младших дошкольников. Родители, заинтересованные в своевременном развитии речи детей, познакомившись с материалами консультац...
Консультация для родителей "Роль семьи в формировании речи ребёнка"
quot;Роль семьи в формировании речи ребёнка"...
Родительское собрание "Роль семьи в речевом развитие ребенка. Фонематический слух - основа правильной речи ребёнка - дошкольника"
Формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей 4-5 лет. Создание условий для развития у дошкольников звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха....
Опыт работы на тему: «Формирование навыков речевого общения у детей с общим недоразвитием речи»
Цель данной работы заключается в разработке системы коррекционного воздействия по формированию навыков речевого общения у детей с ОНР., Дети этой категории требуют иного подхода, так как нарушения реч...
Презентация " Формирование речи ребёнка в семье с билингвизмом в условиях детского сада"
Презентация для педагогов...
Работа по закрытой картине с использованием графических изображений в процессе развития речевого общения у детей с тяжёлым нарушением речи.
Работа по закрытой картине с использованием графических изображений в процессе развития речевого общения у детей с тяжёлым нарушением речи....