Конспект НОД по звуковой культуре речи
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Цель:
Учить подбирать слова похожие по звучанию, определять длину слова. Учить обводит и штриховать. Совершенствовать фонематический слух. Помочь осознать, что слово звучит, т. е. состоит из звуков; его можно слушать и произносить; слово может быть коротким и длинным познакомить со звуковой схемой слов. Учить детей самостоятельно определять количество звуков и односложных слов..
Задачи:
Обучающие:
1. Обучать навыкам четкого произношения звуков (у, (ш) и (р,
2. Учить определять количество и порядок слов в предложении, знакомить с понятием - слог.
3. Учить замечать ритм и рифму стихотворной речи.
Развивающие:
1. Развивать фонематический слух.
2. Развивать познавательный интерес и речь.
3. Развивать внимание.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к художественным произведениям.
2. Вызвать эмоциональный отклик детей.
3. Воспитывать умение слушать.
Методы и приёмы: Объяснение, рассказ, художественное слово, физ. минутка, игровые приёмы, контроль, поощрение, положительная оценка.
Оборудование: Звуковые схемы, для каждого ребёнка, полоски бумаги короткие и длинные, картинки с изображением птиц и животных, шаблоны, карандаши, 2 полоски: короткая и длинная, листы бумаги.
ХОД
В – ль: - Дети, вспомните, как завывает ветер? (у-у-у.) Как он шумит в листве деревьев? (ш-ш-ш). Как капает дождик? (кап-кап). Шумит чайник? (с-с-с). Тикают часы? (тик-так). А как рычит тигр (р-р-р). Воет вьюга? (в-в-в). Самолёт летит? (л-л-л). Молодцы.
- Дети вы видите, что природа, звери, люди издают разные звуки. Звуки звучат по разному. Есть звуки, которые звучат громко, например – ЗВЕЗДА. А есть звуки, которые произносятся тихо, и слова звучат тихо, например
-Ши-ши-ши зашумели камыши. А теперь послушайте стихотворение.
Шуршат осенние кусты,
Шуршат на дереве листы.
Шуршит камыш, и дождь шуршит.
И мышь, шурша в нору спешит.
А там сидят и шуршат
Шесть шустреньких, пушистеньких мышат.
- Какие вы звуки слышите?
Дети: - ш-ш-ш
- Поэтому стихотворение шумит, шуршит. А теперь послушайте другое стихотворение.
Барабан
Левой, правой!
Левой, правой!
На парад
Идёт отряд.
На парад
Идёт отряд.
Барабанщик очень рад:
Барабанит, Барабанит
Полтора часа подряд!
Левой, правой!
Левой, правой!
Барабан уже дырявый! (А. Барто)
- А это стихотворение звучит громко, раскатисто, потому-что в нём много громких звуков.
Игра «Звуковые часы»
- Есть слова, которые похожие по звучанию, потому что в них встречаются одинаковые звуки. Например: Маша – Даша; Рак – лак; Лук – люк.
На моих звуковых часах расположены картинки, они похожи по звучанию. Нужно найти пары слов и направить стрелочки. Я нашла два слова. Давайте произнесём – крыша – крыса. Похожи? Эти слова похожи, т. к. встречаются одинаковые звуки. Кто нашёл одинаковые слова? Выходите, покажите.
Игровое упражнение «Звуки заблудились»
- Ребята, а сейчас я хочу прочесть вам стихотворения А. Шибаева, где звуки заблудились
Миша дров не напилил,
Печку кепками топил. (щепками)
Мы собрали васильки
На головах у нас - щенки (венки,
Подарили нам игрушки:
Целый день стреляли мушки (пушки).
Закричал охотник: - Ой!
Двери гонятся за мной! (звери)
Посмотрите-ка, ребятки:
Раки выросли на грядке! (маки).
На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву (лес)
Старый дедушка Пахом
На козе скакал верхом (коне)
Мама с бочками пошла (дочками)
По дороге вдоль села.
Жучка будку не доела (булку)
Неохота. Надоело.
- Можно ли назвать это стихотворение весёлым, смешным? Почему? А в обычном общении можно переставлять звуки в слове? (Нельзя, т. к. люди перестанут понимать друг друга; каждый звук должен быть на своём месте)
ФИЗМИНУТКА: «Самолёты»
Дети произносят звук – р-р-р, делают вращательные движения руками, расправляют руки как крылья самолёта, бегают по площадке и произносят звук – л-л-л
Игра «Доскажи словечко»
- Ребята, нам от Петрушки пришло письмо (показ конверта). Я не могу его прочитать. Здесь в словах пропущены звуки. Давайте поможем Петрушке, поставим звуки на место. Ребята послушайте Я называю птиц: аис., воро., орё., коршу., скворе., щего., соко., фили., павли., берку., вьюро., гри.
- Вы знаете таких птиц? Почему вы их не узнали? Правильно, потому что пропущены звуки в словах. Послушайте ещё:
- На крыльце сидел котёно… к
- Перед ним на солнце грелся черноухий щено… к
- В зоопарке живёт: ено…т, крокоди. л, бегемо. т, ло. сь, медве. дь, вол. к, зуб. р, шака. л, тиг. р, ле. в.
- Мы дали животным: хле… б, бана. .н, апельси. .н, кос. .ть, овё. .с.
- А в какой части слова попущен звук? (в конце)
Дидактическое упражнение «Длинное - короткое»
- Ребята, слово может быть коротким и длинным. Послушайте: сон, ночь, кит – это короткие слова в них мало звуков. Электричество, муравейник, колокольчик – длинные слова, в них много звуков.
- Перед вами лежат короткие и длинные полоски. Я буду называть два слова, а вы покажите какое слово длинное или короткое (а – ист – во – ро – бей; кит - ко – рюш – ка; кот – кро – ко – дил; лев – мыш – ка)
- Давайте проверим деление слов на слоги хлопками.
«Звуковые домики». Знакомство и работа со схемой.
На столе у каждого ребёнка карточка со словом.
- Посмотрите, как я прочитаю слово по своей картинке
(веду указкой - дом). В моём слове 3 звука: первый звук – д, 2 звук – о, 3 звук – м. Вот как я прочитаю это слово – д-о-м. А какое слово у тебя на карточке. (Ребёнок выходит к доске, карточку вешаем на доску)
- Сколько звуков в этом слове.? Какой первый звук.? Какой звук стоит в конце слова.? Молодцы, все справились с заданием.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «Апельсин»
Мы делили апельсин
Много нас, а он один
Эта долька для котят
Эта долька для утят
Эта долька для ежа
Эта долька для чижа
Эта долька для бобра.
Ну, а волку кожура
Он сердит на нас беда
Разбегайся, кто куда!
Задание «Штриховка».
- Перед вами лежат листочки и шаблоны. Шаблон надо положить на листочек обвести его. Штриховать его надо с лева на права, выступать за контуры нельзя. Приступайте к работе.
- Дети, (имя ребёнка) посмотрите, чья работа вам (тебе) понравилась. Почему?
Обобщающий вывод: Сегодня на занятии, мы с вами говорили о звуках и словах. Слова бывают похожие и различные по звучанию. Если звуков мало, то слово короткое, а если много то слово длинное. Вы правильно выполняли все задания: узнали из каких звуков состоят слова, красиво штриховали, вы были как настоящие школьники.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Алтайская основная общеобразовательная школа №3. Структурное подразделение Детский сад «Светлячок»
Конспект НООД по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе.
Воспитатель: Микалуцкая Н.М.
С.Алтайское 2018г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по звуковой культуре речи " Знакомство со звуком С " ( средняя группа ).
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе, тема " Знакомство со звуком С ".Фотографии к занятию " Знакомство со звуком С "....
Конспект занятия по звуковой культуре речи
конспект...
Конспект занятия по звуковой культуре речи
Конспект занятия по звуковой культуре речи. Тема: "Звуки С, Сь"...
Конспект НОД по звуковой культуре речи "Звук М"
Образовательная область "Коммуникация".Конспект непосредственно образовательной деятельности по звуковой культуре речи в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. В игровой форме дети...
Конспект НОД по звуковой культуре речи с детьми старшей группы "Приключения Зайца"
Придумывание сказки на тему "Приключения зайца"...
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук «Ш»
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Путешествие в сказочную страну»...
Развитие речи Конспект открытого НОД "Звуковая культура речи. Работа над предложением".
Программное содержание: -совершенствовать фонетическое восприятие; -продолжать учить определять позицию звука С в словах; -умение определять количество последовательность слов в пред...