Конспект НОД по звуковой культуре речи
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Конспект занятия по звуковой культуре речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект НОД21.17 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:

 Учить подбирать слова похожие по звучанию, определять длину слова. Учить обводит и штриховать. Совершенствовать фонематический слух. Помочь осознать, что слово звучит, т. е. состоит из звуков; его можно слушать и произносить; слово может быть коротким и длинным познакомить со звуковой схемой слов. Учить детей самостоятельно определять количество звуков и односложных слов..

Задачи:

Обучающие:

1. Обучать навыкам четкого произношения звуков (у, (ш) и (р,

     2. Учить определять количество и порядок слов в предложении, знакомить с понятием - слог.

3. Учить замечать ритм и рифму стихотворной речи.

Развивающие:

1. Развивать фонематический слух.

2. Развивать познавательный интерес и речь.

3. Развивать внимание.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к художественным произведениям.

2. Вызвать эмоциональный отклик детей.

3. Воспитывать умение слушать.

Методы и приёмы: Объяснение, рассказ, художественное слово, физ. минутка, игровые приёмы, контроль, поощрение, положительная оценка.

ОборудованиеЗвуковые схемы, для каждого ребёнка, полоски бумаги короткие и длинные, картинки с изображением птиц и животных, шаблоны, карандаши, 2 полоски: короткая и длинная, листы бумаги.

ХОД

В – ль: - Дети, вспомните, как завывает ветер? (у-у-у.) Как он шумит в листве деревьев? (ш-ш-ш). Как капает дождик? (кап-кап). Шумит чайник? (с-с-с). Тикают часы? (тик-так). А как рычит тигр (р-р-р). Воет вьюга? (в-в-в). Самолёт летит? (л-л-л). Молодцы.

- Дети вы видите, что природа, звери, люди издают разные звукиЗвуки звучат по разному. Есть звуки, которые звучат громко, например – ЗВЕЗДА. А есть звуки, которые произносятся тихо, и слова звучат тихо, например

-Ши-ши-ши зашумели камыши. А теперь послушайте стихотворение.

Шуршат осенние кусты,

Шуршат на дереве листы.

Шуршит камыш, и дождь шуршит.

И мышь, шурша в нору спешит.

А там сидят и шуршат

Шесть шустреньких, пушистеньких мышат.

- Какие вы звуки слышите?

Дети: - ш-ш-ш

- Поэтому стихотворение шумит, шуршит. А теперь послушайте другое стихотворение.

Барабан

Левой, правой!

Левой, правой!

На парад

Идёт отряд.

На парад

Идёт отряд.

Барабанщик очень рад:

Барабанит, Барабанит

Полтора часа подряд!

Левой, правой!

Левой, правой!

Барабан уже дырявый! (А. Барто)

- А это стихотворение звучит громко, раскатисто, потому-что в нём много громких звуков.

Игра «Звуковые часы»

- Есть слова, которые похожие по звучанию, потому что в них встречаются одинаковые звукиНапример: Маша – Даша; Рак – лак; Лук – люк.

На моих звуковых часах расположены картинки, они похожи по звучанию. Нужно найти пары слов и направить стрелочки. Я нашла два слова. Давайте произнесём – крыша – крыса. Похожи? Эти слова похожи, т. к. встречаются одинаковые звуки. Кто нашёл одинаковые слова? Выходите, покажите.

Игровое упражнение «Звуки заблудились»

- Ребята, а сейчас я хочу прочесть вам стихотворения А. Шибаева, где звуки заблудились

Миша дров не напилил,

Печку кепками топил. (щепками)

Мы собрали васильки

На головах у нас - щенки (венки,

Подарили нам игрушки:

Целый день стреляли мушки (пушки).

Закричал охотник: - Ой!

Двери гонятся за мной! (звери)

Посмотрите-ка, ребятки:

Раки выросли на грядке! (маки).

На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву (лес)

Старый дедушка Пахом

На козе скакал верхом (коне)

Мама с бочками пошла (дочками)

По дороге вдоль села.

Жучка будку не доела (булку)

Неохота. Надоело.

- Можно ли назвать это стихотворение весёлым, смешным? Почему? А в обычном общении можно переставлять звуки в слове? (Нельзя, т. к. люди перестанут понимать друг друга; каждый звук должен быть на своём месте)

ФИЗМИНУТКА«Самолёты»

Дети произносят звук – р-р-р, делают вращательные движения руками, расправляют руки как крылья самолёта, бегают по площадке и произносят звук – л-л-л

Игра «Доскажи словечко»

- Ребята, нам от Петрушки пришло письмо (показ конверта). Я не могу его прочитать. Здесь в словах пропущены звуки. Давайте поможем Петрушке, поставим звуки на место. Ребята послушайте Я называю птиц: аис., воро., орё., коршу., скворе., щего., соко., фили., павли., берку., вьюро., гри.

- Вы знаете таких птиц? Почему вы их не узнали? Правильно, потому что пропущены звуки в словах. Послушайте ещё:

- На крыльце сидел котёно… к

- Перед ним на солнце грелся черноухий щено… к

- В зоопарке живёт: ено…т, крокоди. л, бегемо. т, ло. сь, медве. дь, вол. к, зуб. р, шака. л, тиг. р, ле. в.

- Мы дали животным: хле… б, бана. .н, апельси. .н, кос. .ть, овё. .с.

- А в какой части слова попущен звук(в конце)

Дидактическое упражнение «Длинное - короткое»

- Ребята, слово может быть коротким и длинным. Послушайте: сон, ночь, кит – это короткие слова в них мало звуков. Электричество, муравейник, колокольчик – длинные слова, в них много звуков.

- Перед вами лежат короткие и длинные полоски. Я буду называть два слова, а вы покажите какое слово длинное или короткое (а – ист – во – ро – бей; кит - ко – рюш – ка; кот – кро – ко – дил; лев – мыш – ка)

- Давайте проверим деление слов на слоги хлопками.

«Звуковые домики». Знакомство и работа со схемой.

На столе у каждого ребёнка карточка со словом.

- Посмотрите, как я прочитаю слово по своей картинке

(веду указкой - дом). В моём слове 3 звука: первый звук – д, 2 звук – о, 3 звук – м. Вот как я прочитаю это слово – д-о-м. А какое слово у тебя на карточке. (Ребёнок выходит к доске, карточку вешаем на доску)

- Сколько звуков в этом слове.? Какой первый звук.? Какой звук стоит в конце слова.? Молодцы, все справились с заданием.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «Апельсин»

Мы делили апельсин

Много нас, а он один

Эта долька для котят

Эта долька для утят

Эта долька для ежа

Эта долька для чижа

Эта долька для бобра.

Ну, а волку кожура

Он сердит на нас беда

Разбегайся, кто куда!

Задание «Штриховка».

- Перед вами лежат листочки и шаблоны. Шаблон надо положить на листочек обвести его. Штриховать его надо с лева на права, выступать за контуры нельзя. Приступайте к работе.

- Дети, (имя ребёнка) посмотрите, чья работа вам (тебе) понравилась. Почему?

Обобщающий вывод: Сегодня на занятии, мы с вами говорили о звуках и словах. Слова бывают похожие и различные по звучанию. Если звуков мало, то слово короткое, а если много то слово длинное. Вы правильно выполняли все задания: узнали из каких звуков состоят слова, красиво штриховали, вы были как настоящие школьники.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Алтайская основная общеобразовательная школа №3. Структурное подразделение Детский сад «Светлячок»

Конспект НООД по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе.

                                                           

             Воспитатель: Микалуцкая Н.М.

С.Алтайское 2018г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по звуковой культуре речи " Знакомство со звуком С " ( средняя группа ).

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе, тема " Знакомство со звуком С ".Фотографии к занятию " Знакомство со звуком С "....

Конспект занятия по звуковой культуре речи

Конспект занятия по звуковой культуре речи. Тема: "Звуки С, Сь"...

Конспект НОД по звуковой культуре речи "Звук М"

Образовательная область "Коммуникация".Конспект непосредственно образовательной деятельности по звуковой культуре речи в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи.  В игровой форме дети...

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук «Ш»

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Путешествие в сказочную страну»...

Развитие речи Конспект открытого НОД "Звуковая культура речи. Работа над предложением".

Программное содержание:  -совершенствовать фонетическое восприятие;  -продолжать учить определять позицию звука С в словах;  -умение определять количество последовательность слов в пред...