Логопедическое сопровождение детей с аутизмом в условиях группы коррекционной направленности.
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему
В статье раскрываются следующие вопросы: что такое аутизм,характеристика детей с аутизмом, основные задачи и направления в коррекционной работе с такими детьми.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ.
Аутизм – это ряд разных по тяжести неврологических, наследственных психических заболеваний.
Особенно ярко это серьёзное нарушение проявляется при социальном взаимодействии с окружающими людьми, в эмоционально-волевой сфере, в развитии речи и всех психических процессов.
Дети, страдающие аутизмом, нуждаются в постоянной психолого-педагогической поддержке.
При тяжёлом аутизме у ребёнка невысокий интеллект или умственная неполноценность. Интеллект снижен неравномерно: иногда сохраняются так называемые «островки» нормальных или даже высоких способностей. Однако эти способности практически не помогают в адаптации к жизни. При тяжёлом аутизме происходит отказ от контактов даже с родителями.
Аутизм проявляется и в более лёгкой форме. При нормальном или даже высоком интеллекте сохраняется избирательная контактность. У дошкольников могут встречаться отдельные нарушения аутистического спектра. Так, например, 4 года назад мы выпустили ребёнка с аутистическими чертами, непростого по характеру и не говорившего до 4-х лет. Мы занимались с ребенком 3 года. За это время мальчик научился «чисто» говорить, выполнял звукобуквенный анализ, наизусть рассказывал много сказок и стихотворений, решал задачи в 2 действия, но мне всегда казалось, что у него какое-то «механическое» запоминание, то есть ребенок не мог устанавливать причинно-следственные связи, никогда не вникал в суть проблемы .Одновременно ребенок проходил лечение и реабилитацию в медицинских учреждениях. Шаг за шагом, привыкая к его особенностям, нам всё же удалось совместно с родителями прийти к неплохому результату. На данный момент он учится во 4-м классе школы VIII вида . Не всё удаётся легко, родители прикладывают массу усилий для того, чтобы ребёнок получал полноценное развитие. 2 года назад у нас был еще один мальчик –неговорящий, изредка издававший какие-то утробные звуки. Но этот ребенок освоил все буквы алфавита, под диктовку записывал слоги, хотя у него недостаточно сформировалась импрессивная речь. К сожалению, мы не знаем о его дальнейшей судьбе, якобы они переехали в Челябинск и мама отдала его в спецучреждение. Кстати, у обоих детей в диагнозе значились: РАС, тотальное недоразвитие легкой степени тяжести. Сейчас у нас в группе компенсирующей направленности 2 детей с аналогичным диагнозом. Катя практически не разговаривает, у нее наблюдаются множественные «эхолалии». За 3 года работы мы старались привить коммуникативные навыки, сформировать импрессивную речь, развивали правильное дыхание, моторику артикуляционного аппарата(хотя при этом ребенок практически 2 года не смотрел на лица окружающих и на себя в зеркало).Постановка звуков осуществляется с великим трудом. В тетради печатает по точкам, и штрихует –замечательно. С интересом начала заниматься «по компьютеру».Другой ребенок, Рома, разговаривает чисто(хотя тоже был «неговорящий»), прекрасно печатает, читает, выполняет звукобуквенный анализ, решает задачи, но у него встречаются в речи аграмматизмы. А также у мальчика серьезные проблемы с поведением( синдром двигательной расторможенности).Обоим детям предложено продолжить обучение с 1 сентября в школе VIII вида.
Основные задачи логопедической работы при аутизме:
- установление эмоционального контакта с ребенком;
- активизация речевой деятельности;
- формирование и развитие спонтанной речи в быту и в игре; развитие речи в обучающей ситуации;
- дифференциация речевых нарушений, обусловленных аутизмом и сопутствующими синдромами.
Этапы коррекционно-развивающей работы:
1 этап – диагностический, основная цель которого определить возможности и потребности каждого ребёнка.
2 этап – составление плана работы и индивидуальной программы коррекционного воспитания и обучения и дальнейшая их корректировка в течение учебного года.
3 этап – коррекционные занятия.
4 этап – подведение итогов воспитания и обучения в конце учебного года.
Для выяснения картины целостного развития ребенка рекомендуется использовать диагностическую карту, разработанную К.С.Лебединской и О.С.Никольской. Исследуя сферу общения, важно обратить внимание на:
- визуальный контакт, узнавание близких, реакция на нового человека,
- реакция на словесные обращения, на имя, на речь,
- наличие или отсутствие адекватных жестов,
- поведенческие особенности,
- отношение к окружающему,
- состояние речи (артикуляционная моторика, фонематическое восприятие, словарный запас, грамматический строй речи, связные высказывания).
Обследование проводится в начале, в середине и конце учебного года. Данные вносятся в таблицу мониторинга речевого развития детей группы компенсирующей направленности. На психолого-медико-педагогическом консилиуме вносятся коррективы по дальнейшему освоению разделов всеми специалистами (учитель-дефектолог, воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог). Далее совместно со специалистами составляется индивидуальная программа воспитания и обучения, где подробно расписывается содержание образовательного, воспитательного и коррекционного компонентов в соответствии со структурой дефекта каждого ребёнка.
Направления логопедической коррекции при аутизме.
1.Развитие понимания речи (эмоционально-смысловой комментарий). Эмоционально-смысловой комментарий - необходимый элемент занятий. Это единственный адекватный путь, чтобы добиться включенности ребенка в реальность, осознания происходящего вокруг, понимания им речи. Необходимо «поймать» внимание ребенка, сосредоточить его на чем-то для того, чтобы добиться осмысления происходящего, осознания сказанного. Важно привязать комментарий к опыту самого ребенка, вносить смысл даже, на первый взгляд, на его бессмысленную активность; фиксироваться на приятных для ребенка ощущениях и сглаживать неприятные («Давай пожалеемся», «Молодец, нарисовал линию», «Нельзя обижать ребят») ; прояснять причинно-следственные связи («Мы сейчас оденемся и пойдём на прогулку», «После еды пойдём мыть рот»), давать представление об устройстве предметов и сути явлений . На этом этапе очень важна роль взаимодействия специалистов и родителей. Они могут прокомментировать чувства ребёнка, его поведенческие реакции. Мы используем различные сенсорные игры, проведение которых даёт также новые прекрасные возможности для установления контакта (всё зависит от предпочтений – вода, песок и т.д.)
Для формирования у аутичного ребенка способности понимать речь мы используем в работе сюжетное рисование. Рассказывая и рисуя, привлекаем внимание каждый день за счёт любимых сюжетов. А когда ребенок уже сможет дольше удерживать внимание на рисунке, будет лучше понимать рассказ, можно постепенно создавать из рисунков целые серии. Так получаются «истории в картинках», где главным героем является сам ребенок (Дима гуляет. Дима кушает. Дима играет машиной и т.д.) Такие рисунки складываются в альбом или развешиваются дома на стене.
2.Развитие возможности активно пользоваться речью (растормаживание внешней речи).
При аутизме в большей степени, чем при любых других нарушениях, заметна разница между тем, что понимает ребенок, и тем, что он может произнести. Но причина здесь совершенно особая: это отсутствие или снижение речевой инициативы, которую мы должны восстановить и развить. Наиболее сложной, трудоемкой и наименее предсказуемой по темпу и результатам является работа с «неговорящими» детьми.
Растормаживание речи у таких детей идет одновременно в трех направлениях:
2.1.Провоцирование непроизвольного подражания действиям, мимике, интонации взрослого.
Такое непроизвольное подражание может стать предпосылкой подражания произвольного – звукового, а затем и словесного.
Для этих целей мы используем интерактивные игры («Кто в домике живёт?», «Домашние животные», «Дикие животные» др.) В подходящий момент игры, иногда удаётся сосредоточить внимание ребенка на своем лице. Важно добиться того, чтобы неговорящий ребенок как можно чаще смотрел на лицо педагога, на рот в момент произнесения звуков и слов.
У большинства аутичных детей есть трудности артикуляции (от стёртых форм дизартрии до апраксии). Поэтому, чтобы облегчить ребенку формирование правильной артикуляции, важно сосредоточить его взгляд на лице взрослого ещё и в то время, когда мы поем ему песни, читаем стихи, что-то рассказываем.
2.2.Провоцирование ребенка на непроизвольные словесные реакции.
Этого мы добиваемся с помощью отхлопывания, отстукивания и другой передачи ритмов. Мы используем, например, те моменты, когда он прыгает, приговаривая в такт прыжкам: «Как зайчишка, как зайчишка, как зайчишка, поскакал», «Прыг-скок, прыг-скок, провалился потолок». В группе есть музыкальный центр, который используем для пропевания и прослушивания в разных режимных моментах.
С помощью стихотворных ритмов, с помощью рифмы и мелодии мы также стимулируем вокализации, словесные реакции аутичного ребенка. Когда мы читаем хорошо знакомые ему стихи или поем песни, то оставляем паузу в конце строфы, провоцируя его на договаривание нужного слова.
2.3.Повторение за ребенком и обыгрывание его звуковых реакций (аутостимуляция).
В игре, и на занятиях, и, по возможности, в течение всего дня, родители и специалисты, работающие с ребенком, подхватывают его вокализации, повторяют их с его интонацией, а затем обыгрывают и превращают их в реальные слова, связывая с ситуацией (ПА – падает, ША – шарики, Е – едет).
Можно просто по созвучию подобрать подходящее к данной ситуации слово.
Особые сложности в работе по растормаживанию речи возникают с детьми, которые постоянно «лопочут» или поют «на своем языке», или мычат, скрежещут зубами, щелкают языком. Работа по провоцированию на подражание с такими детьми, чаще всего,
невозможна. Единственный выход – это обыгрывание их вокальной аутостимуляции.
3.Особенности подхода к обучению навыкам чтения, письма.
Существует ряд приемов, помогающих в формировании у аутичного ребенка основных учебных навыков. Так, при обучении чтению можно вначале ориентироваться на хорошую непроизвольную память ребенка, на то, что он, играя с магнитной азбукой или с кубиками с буквами, может быстро механически запомнить весь алфавит. Символы звуков легче соотнести с предметом или картинкой. Мы пропеваем звуки по этим картинкам, используем жесты для оречевления звуков, проговариваем слова с опорой на эти картинки.
На занятиях используются цветные предметные карточки с подписанным внизу словом. Как известно, некоторые дети-алалики запоминают предметы, используя методику «глобального чтения», т. е. чтения целыми словами. Эта методика считается более адекватной при обучении аутичных детей, чем побуквенное или послоговое чтение. Кроме того, научить аутичного ребенка читать целыми словами легче и быстрее, чем по буквам и по слогам, так как он, с одной стороны, с большим трудом воспринимает фрагментированную информацию (поступающую в виде букв, слогов и т. д.), а, с другой стороны, способен моментально запоминать, «фотографировать» то, что находится в его зрительном поле.
В своей работе можно использовать методические разработки Л.Г. Нуриевой, Т.И. Морозовой, Е.Д. Худенко, М. Монтессори, Б.Д. Корсунской. Логопедические занятия в детском саду на группе компенсирующей направленности строятся по принципу чередования различных обучающих заданий и дидактических игр.
Обучение аутичных детей требует от всех коррекционных педагогов не только профессиональных знаний и умений, но и больших затрат психической и физической энергии, большого терпения, интуиции и любви, постоянного педагогического поиска, гибкости в применении различных методов обучения и воспитания.
Таким образом, на логопедических занятиях с говорящими и неговорящими детьми-аутистами решаются следующие задачи :
- формирование целенаправленного поведения и понимание речи,
- комплексное развитие речи и предметной деятельности, а также обучение адекватным жестам,
- развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания,
- вызывание вокализации, стимуляция звукоподражания и речи,
- развитие активного и пассивного словарного запаса,
- развитие мелкой моторики.
В данном случае нельзя рассчитывать на быстрый результат, поэтому важно соблюдать последовательность и систематичность логопедических занятий. Каждое правильное выполнение задания поощряется теми средствами, которые привлекают ребенка (наклейка, любимая игрушка, книга, настольная игра).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Леонтьева Е.В. КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Россия, Самарская обл., с.Алексеевка, СП - детский сад «Солнышко» ГБОУ СОШ с.Алексеевка
Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя-логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы при...
"Организация логопедического сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО"
В системе дошкольного образования России за последние годы произошли большие изменения. Особо значимым явлением можно считать разработку федерального образовательного стандарта дошкольного образо...
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИАутизм – это ряд разных по тяжести неврологических, наследственных психических заболеваний.Особе...
Статья "Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
В статье излагаются обозначенные в рамках новых стандартов цели, задачи, направления логопедического сопровождения, которые напрямую стратегически отражаются в системе коррекционно-логопедического соп...
Рекомендации педагогам по адаптации детей с ранним детским аутизмом к условиям группы компенсирующей направленности.
Рекомендации педагогам по адаптации детей с ранним детским аутизмом к условиям группы компенсирующей направленности.Ранний детский аутизм – это отклонение в психологическом развитии ребенка, гла...
Доклад Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях ФГОС ДО
Логопедическое сопровождениедетей с ОВЗ в условиях ФГОС ДО...
ПРОЕКТ Первые дорожки к успеху. Создание модели психолого-педагогического сопровождения детей с РАС в условиях группы комбинированной, компенсирующей направленности.
Данный проект рассчитан на специалистов, воспитателей, детей дошкольного возраста с РАС (находящихся в группе риска по РАС) и их родителей; он носит долгосрочный характер, способствует созданию систем...