"Организация логопедического сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО"
статья по логопедии на тему
В системе дошкольного образования России за последние годы произошли большие изменения.
Особо значимым явлением можно считать разработку федерального образовательного стандарта дошкольного образования, который декларирует реализацию прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на получение доступного дошкольного образования как одну из важнейших задач в области образования. Основная цель образовательного учреждения в процессе становления инклюзивной практики – обеспечение условий для совместного воспитания и образования нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logop._soprov._pri_fgos_2015.docx | 16.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Эфендиева Елена Николаевна
учитель-логопед
МБДОУ «Менделеевский детский сад»
Организация логопедического сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО.
В системе дошкольного образования России за последние годы произошли большие изменения.
Особо значимым явлением можно считать разработку федерального образовательного стандарта дошкольного образования, который декларирует реализацию прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на получение доступного дошкольного образования как одну из важнейших задач в области образования.
3.2.2. Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основная цель образовательного учреждения в процессе становления инклюзивной практики – обеспечение условий для совместного воспитания и образования нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ.
Организация инклюзивной практики строится на следующих принципах:
- принцип индивидуального подхода предполагает всестороннее изучение воспитанников и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей;
- принцип поддержки самостоятельной активности ребенка, который решает задачу формирования социально активной личности;
- принцип социального взаимодействия предполагает создание для понимания и принятия друг другом всех участников образовательного процесса;
- принцип междисциплинарного подхода. Специалисты совместно составляют образовательный план действий, опираясь на результаты диагностики;
- принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания. Использование в работе необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения .
- принцип партнерского взаимодействия с семьей.
Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ начинается с проведения диагностики речевого развития детей дошкольной организации и обсуждения ее результатов на психолого –медико – педагогическом консилиуме (ПМПк)
- Принимается решение о направлении ребенка на территориальную ПМПК в целях проведения комплексного обследования и подготовки рекомендаций по организации воспитания и обучения детей в дошкольной организации.
- На основании рекомендаций ПМПК специалисты ПМПк образовательной организации разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут и /или адаптированную образовательную программу.
- Педагоги и специалисты образовательной организации осуществляют их реализацию, с использованием утвержденных и рекомендованных коррекционных программ и авторских технологий и ведут динамическое наблюдение за развитием ребенка. Заседания консилиума по уточнению индивидуального образовательного маршрута и /или адаптированной образовательной программы должны проводиться не реже одного раза в три месяца.
В расписание группы, которую посещает ребенок с ОВЗ, наряду с групповыми занятиями, реализующими задачи основной общеобразовательной программы, должны быть учтены занятия с учителем – логопедом, индивидуальные и групповые, предусмотренные адаптированной образовательной программой.
Индивидуальные занятия направлены на развитие и поддержку способностей ребенка в соответствии с его возможностями. Они строятся на оценке достижений ребенка и определении зоны его ближайшего развития. Каждое занятие выстраивается с учетом действий всех специалистов.
Организация взаимодействия в детско-родительских группах представляет собой комплексные занятия для детей и родителей, включающие в себя игры, творческие, музыкальные занятия. В ходе взаимодействия специалисты проявляют позитивное отношение ко всем детям, демонстрируют конструктивные способы поведения, оказывают информационную поддержку родителям.
Работа учителя-логопеда ведется по всем образовательным областям, выделенным в ФГОС ДО.
«Социально – коммуникативное развитие». Задачи.
- формирование умения сотрудничать со взрослым и сверстниками; адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним.
«Познавательное развитие».
- Формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоение обогащение знаний о природе и обществе, развитие познавательных интересов.
- «Речевое развитие». Задачи:
- формирование структурных компонентов системы языка: фонетического, лексического, грамматического;
- формирование навыков владения языком и его коммуникативной функции – развитие связной речи, двух форм речевого общения – диалога и монолога;
- формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи.
«Художественно-эстетическое развитие». Формирование у детей эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов, развитие эстетического вкуса.
«Физическое развитие». Совершенствование функций формирующегося организма, развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации.
Одним из условий повышения эффективности коррекционной работы является создание адекватной возможностям ребенка охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды. Для детей, имеющих нарушения опорно-двигательной системы, необходимо подбирать специальные кресла с подлокотниками, специальные столы. Для детей, имеющих нарушения зрения, необходимы специальные оптические средства, тактильные панели, дидактический материал крупного размера, контрастных цветов.
В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы обучения. При планировании необходимо использовать наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные. Психологи советуют вовлекать в процесс взаимодействия с ребенком наибольшее количество анализаторов.
Одним из важнейших направлений коррекционно-развивающей работы ДОУ является работа с родителями как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Накопленный опыт позволяет сделать вывод о том, что комплексный подход к обучению детей с ОВЗ с участием специалистов, родителей, и с использованием интегративной среды позволяет им более полно раскры...
Психологическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС
Перед ДОУ стоит задача подготовить своих воспитанников к обучению в школе, а в будущем и к самостоятельной жизни. Для этого необходима достаточно полная коррекция и развитие компенсаторных механизмов ...
Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Обозначенные в рамках стандартов цели, задачи, направления логопедического сопровождения напрямую стратегически отражаются в системе коррекционно-логопедического сопровождения детей. Таким образом, ст...
Организация коррекционно-развивающей среды в логопедической группе и кабинете логопеда, в условиях реализации ФГОС ДО.
В соответствии с новыми требованиями ФГОС возникла необходимость совершенствования коррекционно–развивающей среды в дошкольных учреждениях. Данная статья рассказы...
Модель взаимодействия специалистов в процессе сопровождения детей с ТНР в условиях реализации ФГОС
В современном мире проблема обучения и воспитания детей с различными нарушениями речи стоит крайне остро. Сегодня они составляют достаточно многочисленную группу среди детей дошкольного возраст...
Консультация для педагогов «Инклюзия: психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС».
Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) на образование в настоящее время рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области ...
Организация экологического воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС
laquo;Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к природе, к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка, это пр...