Доклад Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях ФГОС ДО
учебно-методический материал по логопедии

Елена Александровна Галанина

Логопедическое сопровождение

детей с ОВЗ в условиях ФГОС ДО

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soprovozhdenie_detey_s_ovz_v_usloviyah_fgos_do.docx92.53 КБ

Предварительный просмотр:


Логопедическое сопровождение
детей с ОВЗ
в условиях
ФГОС ДО

 Подготовил: учитель-логопед

Елена Александровна Галанина

2017

Логопедическое сопровождение

детей с ОВЗ в условиях ФГОС ДО

Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.

Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.

Мир особого ребёнка интересен и пуглив.

Мир особого ребёнка безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.

Мир особого ребёнка иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен?

Почему не говорит?

Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.

Мир особого ребёнка — допускает лишь своих!

Особенности речевого развития детей с ОВЗ оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов.

Преодоление речевого нарушения вселяет в ребёнка уверенность в собственных силах, способствует развитию его познавательных способностей. Ребёнок становится более эмоциональным, пытливым и отзывчивым. Меняются его взгляды на мир, его отношения с окружающими. Он становится более открытым с другими людьми, более восприимчивым к новым знаниям, ощущает себя полноценным человеком.

Особенность логопедической работы состоит в том, что она направлена на оказание помощи детям, испытывающим трудности в достижении предметных результатов (письмо, чтение). Тем самым своевременная и действенная коррекционная работа логопеда предупреждает, минимизирует трудности достижения метапредметных результатов (формирование коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД).

Специфика логопедической работы с воспитанниками с ОВЗ:

  • Работа над речевой системой в целом (фонетико-фонематической стороны, лексико-грамматического строя, связной речи)
  • Максимальное использование сохранных анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный)
  • Дифференцированный подход (психические особенности, работоспособность, уровень сформированности речи)
  • Частый повтор упражнений с элементами новизны
  • Частая смена видов деятельности (быстрая утомляемость)
  • Дозировка заданий и речевого материала (постепенное усложнение)
  • Конкретность и доступность заданий
  • Умеренный темп работы
  • Постоянное поддержание интереса к занятиям (эмоциональность, игровые методы и приемы, наглядность и т.д.)

Особенности логопедического сопровождения детей с ОВЗ:

• Логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем с нормой.

• Весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

• Планирование составляется таким образом, чтобы коррекционная работа осуществлялась над речевой системой в целом (в каждое занятие включаются задачи на развитие фонетико-фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя и связной речи).

Содержание работы с детьми, имеющими нарушение речи:

• расширение и обогащение словарного запаса;

• развитие познавательной деятельности;

• развитие пространственного восприятия и зрительно-моторной координации;

• развитие мелкой моторики.

Формы логопедической работы:

групповые занятия — работа с группой воспитанников, объединенных   общими коррекционно-образовательными потребностями, выявленными в ходе диагностического обследования;

индивидуальные занятия — наиболее предпочтительная форма работы с воспитанниками, которые имеют выраженные нарушения развития.

Каждое логопедическое занятие в зависимости от его содержания и способов организации деятельности обучающихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.

С учетом внедрения ФГОС в ОУ становится очевидной и необходимой работа учителя-логопеда и других узких специалистов с обучающимися с ОВЗ, которые испытывают трудности в обучении.

С введением нового стандарта общего образования деятельность учителя-логопеда как полноценного участника образовательного процесса должна стать более значимой, конкретной и измеримой. Решение совокупности задач может быть успешным при организации методически грамотного логопедического сопровождения.

В современных условиях образования учитель-логопед должен владеть современными диагностическими методиками и технологиями оказания логопедической помощи. Использовать различные методы анализа и обобщения диагностико-коррекционной и учебно-методической работы.

Коррекционно-педагогическая деятельность учителя-логопеда осуществляется на основании программы коррекционной работы, которая входит в структуру основной образовательной программы образовательного учреждения.

Исходя из этого, выделяются следующие направления деятельности учителя-логопеда:

диагностическое направление включает в себя подробное изучение ребёнка с ОВЗ, выявление индивидуальных особенностей речевого развития, причин возникновения проблем. На основании диагностических данных делается вывод об уровне речевого развития ребёнка с ОВЗ, о сформированности регулятивных и коммуникативных универсальных действий, определяются основные направления, содержание, приёмы и методы логопедической работы. Также, проводится промежуточное логопедическое обследование, позволяющее скорректировать индивидуальную программу и сделать акцент на наиболее стойких проблемах речевого развития обучающегося. Итоговое логопедическое обследование выявляет сформированность всех видов универсальных учебных действий. 

Коррекционно-развивающее направление работы учителя-логопеда включает в себя реализацию коррекционно-развивающих программ с учётом структуры дефекта, индивидуальных особенностей обучающихся, возрастной категории. В содержание данного направления входит выбор коррекционных программ, приёмов и методов обучения, проведение логопедических занятий (индивидуальных и групповых) по коррекции нарушений устной речи, развитию коммуникативных навыков детей с ОВЗ.

Организационно-методическое направление работы содержит в себе ведение документации, подбор методических и дидактических материалов, разработка индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ.

 Учитель-логопед принимает участие в методических объединениях, заседаниях ПМПк. Логопед регулярно совершенствует свой профессионализм, изучая новую методическую информацию и нормативно-правовые документы. 

Консультативно-просветительское направление работы включает в себя консультирование родителей по вопросам речевого развития, формирования логопедической грамотности родителей (законных представителей), обучению простейшим приёмам логопедической работы по коррекции нарушений речи. Большое значение для успешности коррекционного процесса имеет консультирование всех участников образовательного процесса (педагогов, психологов, медиков и др.) по вопросам речевого онтогенеза и дизонтогенеза, создания благоприятной речевой среды, необходимой для дальнейшего развития обучающихся.

Каждое направление деятельности учителя-логопеда нацелено на преодоление речевых нарушений, социализацию в среде нормально развивающих сверстников, является важнейшей и необходимой частью психолого-педагогического сопровождения.

Чтобы помощь этим детям была эффективной, важно создать необходимые условия, среду, в которой будет осуществляться коррекционно-развивающая работа, направленная на достижение определённой социально-трудовой реабилитации и адаптации детей в условиях семьи, в коллективе сверстников и в обществе.

Проблемы современной логопедической службы:

Знание логопедии является важным для педагогов, дефектологов, психологов, так как речевые нарушения встречаются гораздо чаще у аномальных детей, чем у нормально развивающихся.

Наиболее актуальными проблемами современной логопедии являются следующие:

  • Ранняя профилактика, прогнозирование, выявление и устранение нарушений.
  • Творческая и практико-ориентированная разработка содержания, методов обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи детей с ОВЗ в условиях ФГОС.
  • Обеспечение преемственности в логопедической работе медицинских, дошкольных и школьных учреждений.
  • Недостаточное освещение в методической литературе вопросов логопедического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях ФГОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Система логопедической работы по преодолению нарушений фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста"

В последнее время актуальным является вопрос комплексной коррекционной работы по преодолению различных речевых нарушений у детей.Устранение речевых нарушений у детей требует комплексного подхода, поск...

Методы логопедического воздействия. Доклад на методическом объединении логопедов города.

Логопедическое воздействие, как основа построения индивидуальных логопедических занятий, осуществляется различными методами....

Доклад: Развитие произносительной стороны речи дошкольников с нарушением слуха посредством использования логопедического массажа ложками.

В презентации и докладе освещены актулаьность, цели и задачи использования логопедического массажа ложками в работе над произносительной стороной речи неслышащих дошкольников. Описаны противопоказания...

Презентация и доклад на тему: "Инновационные технологии в логопедической практике"

В презентации представлены технологии повышения эффективности коррекционной работы в условиях логопедического пункта....

Комплексное сопровождение детей с ОВЗв процессе инклюзии

Представлена презентация на тему: "Комплексное сопровождение детей с ОВЗв процессе инклюзии" для городского круглого стола....

Доклад "Логопедическая работа в условия дома ребенка"

Дети домов ребёнка – это особый контингент, у которого все личностные развития формируется с задержкой и зачастую имеют осложнённый характер становления той или иной функции. Для того чтобы помо...