ПРОЕКТ Первые дорожки к успеху. Создание модели психолого-педагогического сопровождения детей с РАС в условиях группы комбинированной, компенсирующей направленности.
проект по психологии (старшая группа)

Загородняя Наталья Викторовна

Данный проект рассчитан на специалистов, воспитателей, детей дошкольного возраста с РАС (находящихся в группе риска по РАС) и их родителей; он носит долгосрочный характер, способствует созданию системы (модели) психолого - педагогического сопровождения ребенка с РАС в общеобразовательном дошкольном учреждении  и учреждении комбинированного вида.

В проекте представлен опыт работы специалистов группы компенсирующей направленности №5 детского сада № 2 по сопровождению обучающихся с РАС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_pervye_dorozhki_k_uspehu.docx117.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад №2 комбинированного вида»

Калининский район 630075, г.Новосибирск ул. Танковая 31/1, (383) 209-28-05, (383)209-28-03;

        e-mail:ds2_ nsk@mail.ru        

________________________________________________________________________________

        

Номинация 10: «Индивидуальные образовательные  траектории»

ПРОЕКТ

Первые дорожки к успеху.

Создание модели психолого-педагогического сопровождения

 детей с РАС в условиях группы

комбинированной, компенсирующей направленности

 

Руководитель проекта:

Загородняя Наталья Викторовна,  педагог-психолог, высшая категория

Творческая группа:

Боровкова Надежда Сергеевна, учитель-логопед, высшая категория

Антропова Татьяна Сергеевна,  учитель-дефектолог, СЗД

Кондрашова Ирина Николаевна, воспитатель, первая категория

Новосибирск 2019-2020

Краткая аннотация проекта

Данный проект рассчитан на специалистов, воспитателей, детей дошкольного возраста с РАС (находящихся в группе риска по РАС) и их родителей; он носит долгосрочный характер, способствует созданию системы (модели) психолого - педагогического сопровождения ребенка с РАС в общеобразовательном дошкольном учреждении  и учреждении комбинированного вида.

В проекте представлен опыт работы специалистов группы компенсирующей направленности №5 детского сада № 2 по сопровождению обучающихся с РАС.

Как показывает практика, специалисты и педагоги дошкольных учреждений испытывают существенный программно-методический дефицит при организации процесса развития и воспитания обучающихся с РАС. Недостаточная психологическая и методическая  готовность значительно влияет на качество их работы.

Новообразованием стало моделирование развивающей среды, преобразование её в мотивирующую, составление индивидуальной траектории развития для обучающего с РАС, реализация коллегиального подхода  всех специалистов, сопровождающих данного ребёнка.

Наряду с апробированными технологиями, используются  инновационные, разработанные самими специалистами и педагогами данной группы такие как: тренажер «Обнимашка»; приём «Предметное расписание»; индивидуальная диагностическая карта развития ребёнка; « Соляной камин».

С мая 2018г. начался подготовительный этап к осуществлению проекта.

На начальном этапе (март-август) была проведена подготовительная работа.

На основе анализа работы прошлых  лет с данной категорией детей, были предложены новые идеи, техники, приёмы. На изготовление пособий, разработку  индивидуально-диагностической карты, тренажера и его апробацию также был отведён данный период.

На следующем этапе ( сентябрь 2018 - май 2019г.) проходила реализация основных мероприятий, запланированных специалистами, и согласованных на внутреннем консилиуме детского сада

Работа велась комплексно, затрагивая все сферы жизни ребёнка, по следующим направлениям:

  1. Сохранение и укрепление психического здоровья детей (педагог-психолог).
  2. Повышение порога тактильной и кинетической чувствительности (учитель-дефектолог).
  3. Преодоление речевых нарушений и сенсорного восприятия. Снижение уровня аутостимуляции (учитель-логопед).
  4. Развитие разных сфер жизнедеятельности ребёнка (воспитатель).
  5. Включение родителей в совместную деятельность.
  6. Повышение профессиональной компетентности педагогических работников.  

Реализация запланированных мероприятий обеспечила: динамику в развитии обучающегося с РАС по всем сферам жизнедеятельности; расширение сенсорного опыта и, как следствие, повышение адаптивных способностей ребенка.

Семинары и практические занятия для педагогов и родителей повысили компетенции в вопросах развития детей с РАС.

В результате повышается заинтересованность педагогов и родителей в решении проблем воспитания и развития ребенка с РАС; внедряется в практику опыт работы с такими детьми, расширяется диапазон эффективных средств и методов работы.

Описание учреждения

Детский сад № 2 комбинированного вида является муниципальным казенным дошкольным образовательным учреждением города Новосибирска.

Функционирует с 14.03.2014 года, как детский сад комбинированного вида.

Всего в детском саду 12 групп: 1 группа раннего возраста для детей от 2 до 3 лет; 5 групп комбинированной  направленности для детей в возрасте от 4 до 7 лет с общим недоразвитием речи; 4 группы общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 3 до 7 лет; 1 группа компенсирующей направленности для детей от 4 до 7лет с РАС, задержкой психического развития, интеллектуальными нарушениями. Общее количество детей: 390.

Деятельность ДОУ осуществляется в соответствии с целями Программы развития  учреждения  и с задачами годового плана:

  1. Обеспечение равных стартовых возможностей для дошкольников с разным уровнем физического и психического развития (в соответствии с Уставом МКДОУ д/сад № 2).
  2. Обновление системы взаимодействия с семьями детей, обеспечивающей индивидуальную траекторию развития каждому ребенку.
  3. Повышение профессиональной компетенции педагогов.
  4. Оптимизация системы работы по созданию условий для формирования ценностей здорового образа жизни в соответствии с правилами личной безопасности.
  5. Совершенствование форм организации режима двигательной активности для наиболее полного удовлетворения биологических потребностей детей (сочетание игровых, тренирующих и обучающих элементов).
  6. Повышение эффективности коррекционной работы в области речевого развития и сохранения психического здоровья детей с ОВЗ.

Постановка проблемы

В течение последних лет произошли существенные изменения с системе образования. Инклюзивная практика применяется в 90% образовательных учреждений города Новосибирска. Важно подчеркнуть, что в настоящее время возрастает запрос родителей детей с РАС на введение их в образовательное пространство.  В нашем детском саду также отмечается увеличение количества детей с РАС от 1 ребенка в 2016 году до 10 в 2019году. Детям с РАС, которые идут в детский сад, на ПМПК рекомендуют создание специальных образовательных условий. Безусловно, ребенку с РАС необходимы занятия с командой специалистов. Анализ результатов работы с детьми РАС, проводимый в детском саду на итоговом ПМПконсилиуме  за предыдущий период, показал, что динамика развития и адаптация данной категории детей является незначительной. Были отмечены наиболее проблемные зоны:

  • содержание имеющихся диагностических карт не отражает зоны успешности ребенка, ближайшего развития;
  • недостаточная психологическая и методическая готовность педагогов системы основного образования к работе с детьми с РАС;
  • дефецит необходимой развивающей среды для детей с РАС;
  • недостаточная профессиональная компетентность для организации ППМС сопровождения коррекционного образования;
  • низкая толерантность «нейротипичных» детей и их родителей к принятию «особых» детей в своей группе.

Таким образом,  проблема заключается в том, чтобы создать для ребенка с РАС в  группе компенсирующего или комбинированного вида психологический комфорт, сформировать его познавательный интерес и развить личностные качества с опорой на его ресурсы. Для этого необходимо разработать особую модель психолого-педагогического сопровождения ребенка с РАС.

Цель и задачи проекта

Цель проекта:

Создание условий для комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с РАС в группе комбинированной,  компенсированной направленности.

Задачи, решаемые в ходе проекта:

  1. Спроектировать  модель психолого-педагогического сопровождения детей с РАС в группе комбинированной, компенсирующей направленности.
  2. Создать  акцентирующую, мотивирующую, мультисенсорную предметно-развивающую среду в группе.
  3.  Организовать коррекционно-развивающий процесс в рамках индивидуальных образовательных траекторий развития каждого ребенка.
  4. Гармонизировать эмоционально-аффективную сферу детей.
  5. Повысить педагогическую компетентность всех участников образовательного процесса при работе с ребенком с ОВЗ.
  6. Повысить активность родителей и их заинтересованность в результатах деятельности ребенка.

При построении деятельности в проекте соблюдаются следующие принципы:

  1. Онтогенетический принцип и принцип замещающего онтогенеза
  2. Принцип комплексного воздействия на ребенка.
  3. Принцип деятельностного подхода.
  4. Принцип постепенного усложнения коррекционных задач.
  5. Принцип индивидуализации коррекционного процесса, или личностного подхода.

Обоснование актуальности проекта

Как мы говорили выше, количество детей с аутизмом, посещающих дошкольные учреждения, за последние годы выросло в разы. Часто эти дети посещают общеразвивающие группы, и перед педагогами встает вопрос: «Как правильно строить работу с такими «особыми» детьми, какие способы и методы использовать?». В  настоящее время назрела необходимость создания особой, специфической модели психолого-педагогического сопровождения детей с РАС как в группе комбинированной, компенсирующей направленности, так и в общеразвивающей группе.

Под аутизмом понимают врожденное нарушение развития, при котором у человека отмечаются нарушения в  социальном взаимодействии и социализации; нарушение в развитии коммуникативных и речевых навыков; отмечаются стереотипное (регулярно повторяющееся) поведение и активное сопротивление новшествам, переменам, выражающееся в ограниченности интересов и стремлении к однообразию. Наряду с этими проблемами, у детей с РАС наблюдается дисфункция сенсорной интеграции. Задача социальной адаптации детей, имеющих расстройства аутистического спектра, также становится все более актуальной в настоящее время.

Дети с РАС имеют, чаще всего, специфические сложности в эмоциональной регуляции и поведении и неравномерный уровень интеллектуальных достижений, что не «вписывается» в стандартную систему дошкольного обучения. Но наряду с такими проблемами, эти дети нередко обладают выборочной одаренностью и в ситуации, когда учебно-коррекционная помощь построена правильно, имеют шанс развиваться полноценно.

Таким образом, работа с детьми с РАС в ДОУ - очень сложная задача для педагога. Подавляющее большинство известных педагогических приемов и методов не подходят для работы с такими детьми.

Выявление и понимание имеющихся проблем детей и адекватная программа (модель) помощи помогут снизить проявления проблемного поведения, освоить познавательные и социальные навыки в индивидуальной парадигме. Ребенок с РАС может научиться справляться с проявлениями тревоги, адаптироваться к неожиданным изменениям, поддерживать простой диалог, сможет планировать свой день, может освоить простые способы саморегуляции, и т. д.

Для родителей это новая форма воспитательной и развивающей ребенка деятельности, позволяющая решать актуальные проблемы дошкольников с РАС при поддержке и помощи специалистов и других родителей.

Предлагаемый проект является значимым для всей муниципальной системы образования, так как позволяет систематизировать и обобщить имеющийся опыт психолого-педагогического сопровождения детей-дошкольников с РАС, создать модель ППС, вывести систему коррекционной помощи таким детям на новый уровень, может помочь педагогам методически грамотно организовать инклюзивную практику.

Анализируя процесс и результаты реализации проекта, мы можем с уверенностью утверждать, что данная проблема актуальна как для нашего учреждения, так и для многих дошкольных образовательных учреждений Новосибирска.

Готовность к реализации проекта

Таблица 1 - Основные элементы и показатели инновационного потенциала ДОУ

Показатель

Оценка (1-5)

Квалификационный состав коллектива педагогов

5

Наличие и прогрессивность учебного оборудования

4

Наличие современной информационной базы

4

Наличие собственных методических разработок

4

Материально-технические ресурсы

4

Финансовые ресурсы

4

Интеллектуальные ресурсы

5

В нашем дошкольном учреждении инновационная деятельность носит системный характер. Образовательная программа дошкольного образования МКДОУ д/сад №2 является инновационной, разработанной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

За последние полтора года проведено четыре семинара по данному вопросу. Часть групп и специалисты нашего детского сада успешно работают по данному направлению.

Разработаны и реализуются как долгосрочные, так и краткосрочные проекты, такие как:

Проект по работе с родителями «Родительский клуб «По дороге к успеху»

Цель проекта: повышение родительской компетентности в вопросах воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ; формирование позиции активного взаимодействия всех участников педагогического процесса.

Задачи:

  1. Обучение родителей конструктивным приемам и методам работы по обучению и воспитанию ребенка с ОВЗ в условиях семьи.
  2. Вовлечение родителей  в совместную с детьми деятельность.
  3. Обеспечение родительского сообщества полной и достоверной информацией о системе дошкольного, начального общего, коррекционного образования в городе и области.
  4. Повышение педагогической культуры родителей.

Проект по работе с педагогами «Мы вместе!»

Цель проекта: Расширение диапазона взаимодействия специалистов, работающих с детьми с ОВЗ; активизация инновационной работы, выявление и поддержка педагогов в процессе освоения современных программ, методик и технологий развития, воспитания и обучения детей с ОВЗ.

Задачи проекта:

  1. Повышение педагогической компетентности при работе с ребенком с ОВЗ.
  2. Обучение педагогов способам использования простых диагностических методик и навыкам применения мотивационных игр и упражнений.
  3. Демонстрация возможностей новых педагогических технологий и новых форм работы с детьми (через мастер-классы, открытые просмотры педагогических мероприятий, творческие педагогические лаборатории, и др.).
  4. Повышение квалификации педагогических кадров, работающих с детьми с ОВЗ (через систему обмена опытом и специальное обучение).

Этапы, содержание и методы реализации проекта

Работа над проектом проходила в три этапа:

I этап -  Подготовительный.

На данном этапе формулируется проблема, которая будет разрешена в ходе  реализации  проекта, согласуется творческая группа специалистов реализующих проект.  Затем творческой группой намечается план реализации подготовительных работ, идет активное изучение литературы и интернет -ресурсов по данному направлению. Участники проекта активно посещают курсы повышения квалификации по организации работы с детьми РАС, семинары, практикумы. В данный период идет наполнение сенсорной среды, изготовление новых пособий и тренажеров, моделируется пространство группы. В работу вовлекаются и родители на правах партнеров. Также специалистами ведется сбор и изучение анамнестических данных детей группы, проводится анкетирование родителей и работников детского сада.

Цель: Определение системы и плана действий над проектом, анализ условий, определение уровня готовности к реализации проекта (таблица 1).

Таблица 1 - План работы подготовительного этапа (май, август 2018г)

№/п

Содержание и методы работы

Задачи

ответственный

сроки

1.

Совещание при заведующем

Формирование творческой группы специалистов, участвующих в проекте

Администрация (заведующий, ст. воспитатель)

Апрель 2018г

2.

Заседание творческой группы

Анализ деятельности ДОУ по работе с детьми с РАС,

Формирование модели ППМС - сопровождения в перспективе.

Постановка целей и задач проекта и выстраивание алгоритма действий

Участники творческой группы

Май

2018г

Анализ состояния материально-технической базы детского сада и группы.

Составление сметы проекта

Администрация (заведующий, ст. воспитатель)

Май

2018

3

Прохождение курсов педагогами

Повышение проф. компетентности

Ст. воспитатель

Участники творческой группы

Апрель-декабрь 2018

3.

Изучение научной литературы  по теме,

4.

Приобретение и изготовление пособий

Пополнение базы пособий

Заведующий, специалисты, воспитатель, родители.

Май-август 2018

5

Оснащение солевой комнаты

 Насыщение помещения солевыми

аэрозолями, для создания необходимого микроклимата, изготовление соляного каминра

Зам директора по АХЧ, педагог психолог

Май 2018

6.

Проведение  анкетирования родителей

Сбор данных для анализа.

Воспитатель

Август 2018

7.

Проведение  анкетирования педагогов ДОУ

Педаго-психолог

8.

Сбор анамнестических данных детей с РАС

Определение индивидуальных особенностей детей.

Специалисты

9

Консультативная работа

Проведение личных бесед для правильного выстраивания работы с родителями (законными представителями), подбора эффективных форм взаимодействия с каждой семьёй; - выявление проблем и организация работы по оказанию помощи семьям в вопросах развития, воспитания и обучения ребёнка

Педагог-психолог

Август 2018г

II-й, Основной этап реализации проекта

Дата

Направления деятельности *

*в своей работе мы используем онтогенетический принцип и принцип учета индивидуальных особенностей;

 учитывая, что каждый ребенок развивается по определенным онтогенетическим законам, мы работаем в индивидуальном темпе каждого ребенка – переход со ступени на ступень происходит в разные временные рамки, периоды обучения могут быть как сокращены, так и пролонгированы во времени

Сентябрь

Работа с детьми

Психологическое сопровождение

Сенсомоторное и речевое развитие

Работа с тренажером – «Обнимашкой»

Работа с визуальным   и предметным расписанием

Акценты среды

1.Диагностичес-кие мероприятия.

2.Выявление ресурсных возможностей ребенка и зоны его ближайшего развития.

3.Установление контакта с ребенком. Упр. «Улыбка»

1.Диагностические мероприятия.

2.Определение сенсорного профиля ребенка.

3. Повышение чувствительности к слуховым стимулам.

Знакомство с тренажером «Обнимашка» - внесение тренажёра в поле видимости детей.

Предложить ребёнку поглаживание руками по поверхности роликов (инд. работа)

1.Диагностические мероприятия.

2.Знакомство детей с карточками  визуального расписания. 3.Соотнесение карточки с реальной ситуацией:

-предпочтение, избирательность в выборе предметов;

-любимые и нелюбимые вещи;

-избегание объектов, видов деятельности.

4. Знакомство с карточками, отображающими  простые правила поведения

Сенсорные материалы.

Компрессионный тренажер «Обнимашка».

Демонстрационный стенд для визуального расписания.

Карточки визуальной поддержки.

Свистки, игрушки для жевания, трубочки для питья, бутылки с питьевыми клапанами, «съедобные бусы» из печенья, сухофруктов, и тп.), шумовые предметы.

Работа с родителями

Круглый стол «Значение применения визуального расписания  для ребенка с РАС в образовательной деятельности»

Показ видеоролика о применении визуальной поддержки в детском саду.

Показ готовых планшетов, папок с визуальным индивидуальным расписанием для ребёнка» (отв. - воспитатели)

Работа с педагогами

Консультация педагога-психолога для всех работников ДОУ «Техника безопасности общения с ребенком с РАС»

Октябрь

Работа с детьми

Психологическое сопровождение

Сенсомоторное и речевое развитие

Работа с тренажером – «Обнимашкой»

Работа с визуальным   и предметным расписанием

Акценты среды

1.Музыкально-вербальная коррекция с целью снятия психического напряжения.

2.Введение зрительно-музыкальных стимулов, направленных на устранение тревожности и формирование положительной установки на последующие занятия.

3.Введение дыхательных упражнений. Показать, что дыхание является способом релаксации и обретения спокойствия; научить правильному дыханию - Дыхательное упражнение «Задуй свечу»

1.Профилактика сенсорной перегрузки – дифференциация прикосновений, регуляция силы нажима.

2.Работа по преодолению гравитационной неуверенности.

3.Систематизация и озвучивание информации, полученной с помощью органов чувств.

4.Формирование способности понимать значение объекта, воспринимаемого визуально.

5. Обучение приемам защиты от сенсорных перегрузок - наушники, ширмы, повязки на глаза, шалаши, тоннели, др.

1.Продолжение знакомства с механизмом работы  тренажёра.

2.Обучение способам безопасного обращения: руки вперёд, голову повернуть набок, поднять руками и предплечьями верхний ролик, для того, чтобы можно было пролезть между роликами.

1.Введение в деятельность простых  алгоритмов (самообслуживание, умывание, последовательность одевания и раздевания на прогулку, прием пищи и др.).

2.Введение индивидуального планшета, на знакомом алгоритме:

1 нед.: Знакомство с карточками.

2 нед.: Карточки - приветствия.

3 нед.: Учебные карточки.

4 нед.  Введение планшета с карточками.

3.Введение предметов – заменителей для предметного расписания.

4.Знакомство с календарём (времена года, месяцы, дни недели,  обозначение знаком,  цветом)

Алгоритмы деятельности.

Индивидуальные планшеты для визуального расписания.

 Календарь-схема на 3 осенних месяца.

Балансировочные подушки, мячи, доски.

Наушники, ширмы, повязки на глаза, шалаши, тоннели.

Соляной камин, свечи.

Работа с родителями

Консультация для родителей «Календарь как способ развития сукцессивных процессов у ребенка с РАС» (отв. - учитель-логопед, учитель-дефектолог).

Работа с педагогами

Мастер-класс для педагогов «Этапы развития способов сенсорной интеграции в онтогенезе» (отв. – учитель-логопед)

Ноябрь

Работа с детьми

Психологическое сопровождение

Сенсомоторное и речевое развитие

Работа с тренажером – «Обнимашкой»

Работа с визуальным и предметным расписанием

Акценты среды

1.Введение релаксационных упражнений с целью нормализации тормозных процессов.

2.Обучение способам релаксации с помощью картинки, слова, предмета (как стимула для запуска процесса).

1.Ритмические игры

-хлопки, топанье;

-прыжки на месте и с продвижением вперед в определенном темпе и ритме;

-проговаривание взрослым коротких стихов;

-пение потешек, песенок, звуковые имитации;

-сопровождение текста движениями;

-повторения простого сюжета с помощью игрушек;

-показ предметных  картинок и с простыми сюжетами (картинка, предмет в дальнейшем используются для запуска речевых реакций).

1.Обучение разным способам пролезания между роликами.

2.Введение знаков-символов «Обнимашка отдыхает!», «Только со взрослым!»

1.Расширение диапазона  предметных картинок - введение карточек по лексическим темам.

2.Введение индивидуального расписания.

3.Введение группового расписания.

Предупреждающие знаки-символы.

Демонстрационный стеллаж для предметного расписания и стенд для визуального расписания.

Шумовые игрушки, предметы.

Утяжеленные предметы – жилет, плед.

Работа с родителями

Мастер-класс для родителей «Средства и методы сенсорной  интеграции»

Работа с педагогами

Консультация педагога-психолога «Коррекция дезадаптивного поведения у детей с РАС»

Декабрь

Работа с детьми

Психологическое сопровождение

Сенсомоторное и речевое развитие

Работа с тренажером – «Обнимашкой»

Работа с визуальным   и предметным расписанием

Акценты среды

1.Продолжение работы по обучению способам релаксации.

2.Использование арт-терапевтических методов – работа с пластичными материалами, изготовление масок, рисование руками, пальцами.

3.Использование песочного стола для снижения уровня деструктивных двигательных автоматизмов.

1.Снижение уровня аутостимуляций – расширение количества сенсорных стимулов.

2. Игры в сенсорных бассейнах с разными наполнителями, на сенсорных планшетах.

3.Работа на песочном столе.

4.Расширение сферы зрительных стимулов – смена цвета предметов в обстановке.

Упражнения на прослеживание взглядом за предметом.

Продолжать осваивать способы  пролезания между роликами.

Игра « Посмотри на меня», « Сделай так».

Продолжение работы по  пополнению коллекции карточек по лексическим темам

(по направлениям деятельности, по действиям)

Качели, гамак, балансиры, перекладины для виса, подушки.

Кресло-груша.

Сенсорные бассейны.

Песочный стол.

Соляной камин, свечи.

Работа с родителями

Консультация для родителей «Что такое «растормаживание» речи? Методы и средства» (отв. – учитель-логопед)

Работа с педагогами

Игровой тренинг «Ритмическая игра как средство развития навыков моторного планирования» (отв. – учитель-дефектолог, инструктор по физической культуре)

Январь

Работа с детьми

Психологическое сопровождение

Сенсомоторное и речевое развитие

Работа с тренажером – «Обнимашкой»

Работа с визуальным   и предметным расписанием

Акценты среды

1. Формирование  навыка адекватного восприятия запретов и ограничений.

2. Обучение пониманию речевых инструкций как основного способа регуляции деятельности.

3.Введение элементов криотерапии – «Растопи кусочек льда»

1.Развитие умения удерживать равновесие на разной опоре и на полу.

2.Создание зоны тактильного комфорта для каждого ребенка. Формирование способов сенсорной адаптации в момент выхода из зоны комфорта – коррекция сенсорного профиля.

3.Развитие умения отвечать на звуковой стимул адекватной проприоцептивной реакцией («сэндвич» из подушек).

Знакомство детей с новыми покрытиями роликов.

Детям для знакомства предлагается материал, которым в дальнейшем будут покрыты ролики (сменные чехлы).

1.Выстраивание последовательности действий по карточкам индивидуально для каждого ребенка; игра «Что сначала-что потом?»

2. Введение годового календаря – отрывного, (новая форма, расширение визуального образа).

3. Введение в практику совместной рабоы детей с РАС и детей с ЗПР: 1)ребенок в позиции наблюдателя;

2)ребёнок - участник деятельности.

Индивидуальные планшеты.

Подушки разного веса.

Балансиры, бумы, доска Бильгоу.

Разнофактурные материалы.

Сенсорные бассейны.

Календарь - схема, отрывной календарь.

Работа с родителями

Индивидуальные мини-тренинги для родителей по обучению техникам присоединения, отзеркаливания, совместным играм (отв. – педагог-психолог)

Работа с педагогами

Педагогическая творческая лаборатория «Альтернативные методы коммуникации» (отв. – учитель-логопед)

Февраль

Работа с детьми

Психологическое сопровождение

Сенсомоторное и речевое развитие

Работа с тренажером – «Обнимашкой»

Работа с визуальным   и предметным расписанием

Акценты среды

1.Введение подвижных игр – жмурки, прятки и др., с целью снятия торможения, связанного со страхом пространства, других людей, а также для развития координации движений.

2.Снятие напряжения с помощью чередования различных способов – бега, ходьбы, прыжков, отдыха на ковре, на подушках, под пледом, у камина.

1.Коррекция пищевого поведения.

2.Формирование умения удерживать заданную позу в течение определенного времени (физическая фиксация взрослым).

3.Обучение навыкам напряжения и расслабления (с помощью массажа, объятий разной силы, передвижения тяжелых предметов, отжиманий от стены, работы с тестом).

Использование тренажёра «Обнимашка» с новым покрытием роликов – вельвет, ворсовая ткань, махровое покрытие, искусственный мех, «травка»

1.Постепенный перевод ребенка от индивидуальной формы работы к подгрупповым и групповым формам работы

2.Введение разнообразных предметов - заместителей по образовательным областям (например, музыкальное занятие  обозначалось бубном,  погремушкой, меняем предмет  на дудку и т.д.)

3. Выполнение различных заданий, работа в  парах - ребенок с ЗПР и ребенок с РАС

Стеллаж для работы с предметами визуальной поддержки.

Тренажер- обнимашка, сменные чехлы на валики.

Муляжи продуктов, натуральные продукты.

Чемоданы, коробки на колесах и без (разного веса).

Мини-холодильник, кубики льда.

Работа с родителями

Консультационная поддержка: информирование родителей о работе ППМС-центров, специализирующихся на оказании помощи детям с РАС, о ПМПК, МСЭ (отв. – ст. воспитатель, учитель-дефектолог)

Работа с педагогами

Игровой тренинг «Дышу – значит ЖИВУ!» (снятие эмоционального напряжения с помощью дыхательных упражнений)

Март

Работа с детьми

Психологическое сопровождение

Сенсомоторное и речевое развитие

Работа с тренажером – «Обнимашкой»

Работа с визуальным   и предметным расписанием

Акценты среды

1. Введение элементов музыкотерапии с целью регуляции психовегетативных процессов.

2.Расширение способов распознавания основных эмоциональных состояний (своих и других людей)

1.Формирование навыков двигательного планирования (на материале карточек визуальной поддержки).

2.Развитие навыков мышечного расслабления, релаксации.

3.Расширение объема тактильных и визуальных стимулов.

Использование тренажёра в парах. Одновременная игра детей в парах. Взаимная помощь.

Продолжение работы по введению разнообразных предметов - заместителей по образовательным областям.

Стеллаж для работы с предметами визуальной поддержки.

Тренажер- обнимашка, яркие игрушки.

Сенсорные бассейны, сенсорные пакеты, бутылки.

Карточки - эмоции

Работа с родителями

Мастер-класс «Семь ключей к познанию себя» (отв. – учитель-логопед, педагог-психолог)

Работа с педагогами

Мастер-класс «Принимая себя – понимаю ребенка» (отв. – педагог-психолог)

Апрель

Работа с детьми

Психологическое сопровождение

Сенсомоторное и речевое развитие

Работа с тренажером – «Обнимашкой»

Работа с визуальным   и предметным расписанием

Акценты среды

1.Формирование образа-Я, чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых в группе.

2.Формирование позитивных установок к разным видам коммуникативной деятельности – работа в паре со взрослым и сверстником.

1.Формирование перцептивного образа тела, выделения правой и левой стороны, основных частей тела.

2.Развитие навыков двигательного планирования (с опорой на звуковые стимулы, зрительные ориентиры).

3.Развитие умения адекватно реагировать на смену деятельности.

Продолжение игры  детей с тренажёром в парах.

Игра «Достань игрушку», «Передай игрушку»

1.Расширение диапазона применяемых в предметном расписании объектов (например, мячик и погремушка означают, что зарядка будет проводиться в музыкальном зале):

1 нед. -  ХЭР;

2 нед. -Развитие речи

3 нед.- ФЭМП

4 нед.- Мир природы

Стеллаж для работы с предметами визуальной поддержки.

Тренажер- обнимашка, яркие игрушки.

Карточки – схемы тела, куклы (разного пола).

Работа с родителями

Семинар-коллаборация «Первые дорожки к успеху», в ходе которого родители детей с ОВЗ могут обменяться собственным опытом взаимодействия с ребенком, получить поддержку и по-новому оценить достижения своего ребенка (отв. – ст. воспитатель, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед)

Работа с педагогами

Студия «Открытый микрофон» - «Первые дорожки к успеху» - достижения и проблемы.

Май

Работа с детьми

Психологическое сопровождение

Сенсомоторное и речевое развитие

Работа с тренажером – «Обнимашкой»

Работа с визуальным   и предметным расписанием

Акценты среды

1. Формирование позитивных установок к разным видам коммуникативной деятельности – работа в малой подгруппе, выход на работу в группе.

1.Развитие навыков зрительно-моторной координации (игры «Твоя рука-моя рука», «Ладушки», «твой-мой кубик», «Открываем занавески» и др.).

2.Развитие навыков двигательного планирования артикуляционных движений (с опорой на звуковые стимулы, зрительные ориентиры).

3.Преодоление гравитационной неуверенности (передвижение парами, тройками).

Самостоятельная игра с тренажёром «Обнимашка» под контролем, но без помощи взрослого.

1.Продолжение работы по пополнению коллекции разных видов карточек («я сижу», «я играю», «я рисую», и т.д.).

2.Введение вариативных карточек по безопасности и алгоритмов безопасного поведения:

1,2  нед.-ОБЖ в природе

3,4 нед.–ТБ на участке.

Стенд и стеллаж для работы с карточками визуальной поддержки.

Карточки - алгоритмы по безопасности.

Фитнесс-мячи.

Озвученные предметы.

Утяжеленные объекты.

Работа с педагогами родителями

Детско-родительский праздник «По сказочным дорожкам»

ΙΙΙ. Заключительный этап

Целью данного этапа является: исполнение плана реализации проекта. Анализ результатов и планирование дальнейшей работы.

План работы заключительного этапа (апрель - май  2019г)

№/п

Содержание и методы работы

Задачи

ответственный

сроки

1.

Мониторинг достижения воспитанников с РАС

Проведение анализа проделанной работы на основе итоговой диагностики.

Ст. воспитатель

Апрель

2

Проведение  анкетирования родителей

Сбор и анализ информации

Воспитатель группы №5

Май

3

Проведение  анкетирования педагогических работников

Сбор и анализ информации

Педагог-психолог

Май

4.

Заседание творческой группы

Анализ реализации проекта. Открытое обсуждение материалов проекта

администрация, участники творческой группы

Май

5

Обобщение и распространение опыта

Транслирование опыта работы по проекту: участие в семинарах, форумах, мастер – классах

участники творческой группы

Май - сентябрь

Результаты реализации показали, что система всех видов деятельности, оформленная в виде проекта, является эффективным средством для  создания  в детском саду модели комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с РАС, в группах комбинированной и компенсированной направленности.

Прогнозируемые конечные результаты деятельности

  1. Спроектированная и реализованная модель психолого-педагогического сопровождения детей с РАС в группе комбинированной, компенсирующей направленности.
  2. Создание новой акцентирующей предметно-развивающей среды в группе: мобильность развивающей среды; эффективное использование различных помещений группы, ДОУ для решения задач коррекции и развития детей с РАС; использование оборудования с уникальными эксплуатационными характеристиками.
  3. Организация коррекционно-развивающего процесса в рамках индивидуальных образовательных траекторий.
  4. Гармонизация эмоционально-аффективной сферы детей за счёт создания обогащённой мультисенсорной среды в группе.
  5. Создание положительного эмоционального фона, повышение мотивации детей к любым видам детской деятельности (речевой, коммуникативной, художественно-эстетической, физической, трудовой).
  6. Смягчение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, страхов у детей.
  7. Низкий уровень заболеваемости детей группы.
  8. Повышение уровня профессионального мастерства педагогов, их компетентности в вопросах воспитания детей с РАС.
  9. Интеграция и координация деятельности специалистов ДОУ в рамках образовательного пространства группы и ДОУ.
  10. Активная позиция родителей в процессе реализации проекта, заинтересованность родителей в результатах деятельности.

Проблемы и риски:

  • проблема воспроизведения инновационных способов работы в условиях слабого взаимодействия педагогов ДОУ;
  • снижение уровня квалификации кадров в связи с физической и скрытой кадровой текучестью;
  • проблема адаптации новшеств к конкретным условиям с учетом специфики и возможностей детей группы;
  • отсутствие в пространстве группы места для зонирования, малая мобильность оборудования;
  • проблема продвижения и поддержки педагогической инициативы на уровне района, города;
  • риск отсутствия финансирования.

Перспективные задачи:

  • формирование сетевого взаимодействия детских садов комбинированной, компенсирующей направленности, стажировочных площадок и заинтересованных в решении данной проблемы педагогов;
  • участие образовательных организаций и отдельных педагогов, которые успешно реализовали авторские технологии и программы, в научно-практических конференциях, конкурсах, в выпуске методических пособий, научных статей, в том числе, с использованием возможности интернет- ресурсов для распространения собственного инновационного опыта;
  • формирование банка данных (печатных, медиа) по ведущим направлениям коррекционной деятельности в ДОУ;
  • создание обучающего фильма по изменению образовательного пространства группы, ДОУ;
  • мониторинг повышения профессиональной компетентности, динамики инновационного потенциала педагогов.

Практическая значимость результатов проекта

Данный проект с интересом был воспринят педагогами и родителями. В ходе реализации проекта было создано особое образовательное пространство, усиливающее положительные эмоции всех участников образовательного процесса и ослабляющее негативные переживания. Работая над ним более года,  мы добились значительных успехов, что подтверждается результатами диагностики (см. индивидуальную диагностическую  карту – приложение 1).

Данный проект реализуется в настоящее время, в новой группе детей, и уже отмечаются положительные изменения в развитии воспитанников, а также наблюдается высокая включенность родителей в коррекционно-развивающий процесс.

Также, двое детей предшкольного возраста с РАС, в начале этого учебного года с целью дальнейшей социализации были переведены из группы компенсирующей направленности в общеразвивающие группы. После опроса педагогов и родителей детей, переведенных в подготовительные группы, можно сделать вывод о том, что и в рамках инклюзии в среде «нейротипичных» сверстников дети применяют полученные ранее знания и навыки, спокойнее относятся к изменениям среды, к окружающим детям. Эмоционально-аффективные реакции на новизну ситуации, ее необычность и неожиданность возникновения стали не такими яркими, что снижает деструктивное влияние отрицательных аффектов на поведение ребенка.

В апреле 2019 года в рамках Межрегионального инклюзивного фестиваля «ЛюдиКакЛюди» на базе детского сада был проведен хакатон по теме: «Особенные дети». Специалистами детского сада представлен инновационный опыт работы в проекте «Первые дорожки к успеху». Данная практика вызвала огромный интерес в среде коллег и родителей, представленный опыт в настоящее время реализуется в других детских садах-партнерах. В декабре 2019 года на Межрегиональном научно-практическом форуме «Современное образование обучающихся с ОВЗ» был представлен доклад «Содержание индивидуальной диагностической карты ребенка дошкольного возраста с РАС / находящегося в группе риска по РАС», также вызвавший большой интерес у специалистов-практиков.

Применение данного опыта эффективно и в работе с детьми с ЗПР и интеллектуальной недостаточностью, что говорит о его универсальности.

Проект «Первые дорожки к успеху» может помочь специалистам дошкольных образовательных учреждений муниципальной системы образования грамотно и квалифицированно организовать коррекционно-развивающее пространство для детей с ОВЗ.

Критерии и показатели эффективности реализации проекта

Эффективность реализации проекта оценивается по трем направлениям – работа с детьми, работа с педагогами и работа с родителями.

Для родителей разработан специальный опросник, позволяющий оценить степень их удовлетворенности результатами работы педагогов, а также увидеть уровень соответствия реальных достижений ребенка ожидаемым (См. Приложение 3).  Уровень удовлетворенности родителей составляет на конец учебного года более 90%.

Эффективность деятельности педагогов в проекте оценивается по степени их вовлеченности в коррекционный процесс, по активности участия педагогов в методической работе, по разнообразию методов и средств реализации проекта. Уровень готовности педагогов к инновационной деятельности повысился на 30%.

В процессе работы над проектом возникла необходимость разработки такой системы обследования ребенка, чтобы максимально качественно оценить его возможности, сильные и слабые стороны, и построить адекватный индивидуальный образовательный маршрут.

Необходимо было выявить уровень развития ребенка, степень сохранности психических функций, готовность к учебной деятельности ребенка с РАС для определения коррекционно - развивающих направлений программы развития и обучения. Основной метод при этом – динамическое наблюдение, которое может осуществляться или непосредственно, или опосредованно (с помощью опроса близких людей). Так как поведение ребенка с РАС может резко меняться в зависимости от места и ситуации, необходимо организовывать наблюдение и в специально организованной, и в обычной повседневной деятельности.

В процессе педагогического наблюдения оцениваются разные сферы жизнедеятельности ребенка (См. Приложение 1). Результаты наблюдений выражаются в цветовом соотношении (таблица 2).

Таблица 2 – Критерии оценки

Зона риска для ребенка, создает значительные проблемы в адаптации к окружающей действительности, требует особого внимания педагогов, коррекции

Требует дополнительной коррекционной работы. Показатели, находящиеся в стадии формирования.

Зона успешности ребенка, является положительным достижением в развитии, помогает ребенку в адаптации

Анализ результатов наблюдения не только выявляет уровень актуальных возможностей ребенка, но и позволяет определить его «зону успешности, зону ближайшего развития», с учетом которых составляется план индивидуальных занятий с ребенком, и определяется его «образовательный маршрут» в целом (См. Приложение 2).  В процессе педагогического наблюдения оценивается динамика развития разных сфер жизнедеятельности ребенка, при незначительной динамике проводится корректировка индивидуальной образовательной траектории.

Ресурсное обеспечение проекта

Наименование

Количество

Цена

Стоимость

Имеется

Требуется

Техническое оснащение

Интерактивный комплекс (доска, проектор)

1 шт.

150000-00

150000-00

150000-00

Ноутбук

1 шт.

30000 -00

30000-00

30000-00

Фотоаппарат

1 шт.

15000-00

15000-00

15000-00

Ламинатор

1 шт.

5000-00

5000-00

5000-00

Принтер цветной

1 шт.

15000-00

15000-00

15000-00

Брошюратор

1 шт.

5500-00

5500-00

5500-00

Магнитола

1 шт.

2500-00

2500-00

2500-00

Документ-камера

1 шт.

1500-00

1500-00

1500-00

Мебель

Стеллаж детский

2 шт.

1500-00

3000-00

3000-00

 Специальное оборудование, материалы

Компрессионный тренажер «Обнимашка»

2 шт.

15000-00

30000-00

15000-00

15000-00

Магнитные доски

3 шт.

1000-00

3000-00

3000-00

Доска Бильгоу

3 шт.

2000-00

6000-00

6000-00

Балансир

5 шт.

500-00

2500-00

2500-00

Мяч - фитбол

2 шт.

600-00

1200-00

1200-00

Гамак

2 шт.

1500-00

3000-00

3000-00

Соляной камин

1 шт.

20000-00

20000-00

20000-00

Кресло-мешок

3 шт.

1300-00

3900-00

1300-00

2600-00

Утяжеленный жилет

2шт.

2500-00

5000-00

5000-00

Утяжеленный плед

1шт.

5000-00

5000-00

5000-00

Песочный стол

1 шт.

8000-00

8000-00

8000-00

Пластиковые контейнеры

20 шт.

100-00

2000-00

1000-00

1000-00

Ткань разнофактурная

5 мп

300-00

1500-00

1500-00

Сенсорные наполнители (сыпучие)

10 уп.

200-00

2000-00

2000-00

Предметы для развития сенсорных ощущений

30 шт.

30-00

900-00

450-00

450-00

Лента-велькро

20 мп

50-00

1000-00

1000-00

Мяч массажный

10 шт.

50-00

500-00

500-00

Расходные материалы

Фотобумага

4 уп.

250-00

1000-00

1000-00

Писчая бумага

5 уп.

180-00

900-00

900-00

Папки для бумаг

30 шт.

14-00

420-00

420-00

Мультифоры

200 шт.

100-00

200-00

200-00

Скотч

5 шт.

10-00

50-00

50-00

Клеящий карандаш

15 шт.

24-00

360-00

360-00

Маркеры

2 уп.

50-00

100-00

100-00

Пленка для ламинирования

2 уп.

1000-00

2000-00

2000-00

Спираль для брошюрования

1 уп.

400-00

400-00

400-00

Бумага цветная

20 уп.

20-00

400-00

400-00

Картон

20 уп.

15-00

300-00

300-00

Всего:

329,33

Имеется:

232,88

Требуется:

96,45

Смета на запрашиваемый объем финансирования

Наименование

Количество

Цена

Стоимость

Техническое оснащение

Ноутбук

1 шт.

30000 -00

30000-00

Фотоаппарат

1 шт.

15000-00

15000-00

Мебель

Стеллаж детский

2 шт.

1500-00

3000-00

Специальное оборудование, материалы

Компрессионный тренажер «Обнимашка»

1 шт.

15000-00

15000-00

Доска Бильгоу

3 шт.

2000-00

6000-00

Балансир

5 шт.

500-00

2500-00

Гамак

2 шт.

1500-00

3000-00

Кресло-мешок

2 шт.

1300-00

2600-00

Утяжеленный жилет

2шт.

2500-00

5000-00

Утяжеленный плед

1шт.

5000-00

5000-00

Пластиковые контейнеры

10 шт.

100-00

1000-00

Ткань разнофактурная

5 мп

300-00

1500-00

Сенсорные наполнители (сыпучие)

10 уп.

200-00

2000-00

Предметы для развития сенсорных ощущений

15 шт.

30-00

450-00

Лента-велькро

20 мп

50-00

1000-00

Расходные материалы

Фотобумага

4 уп.

250-00

1000-00

Пленка для ламинирования

2 уп.

1000-00

2000-00

Спираль для брошюрования

1 уп.

400-00

400-00

Итого:

96,45

Функционал участников проекта

№/п

Участники проекта

Функциональные обязанности в процессе реализации проекта

1.

Заведующий

-создание условий для эффективной диссеминации инновационного педагогического продукта;

-создание мотивационных условий вхождения коллектива групп комбинированной, компенсирующей, общеразвивающей направленности в инновационную деятельность, учет индивидуальных качеств участников инновационного процесса, их профессионального уровня, психологической готовности к новым видам деятельности, к дополнительной педагогической нагрузке

2.

Старший воспитатель

-помощь в насыщении развивающей среды;

-анкетирование педагогов;

-помощь в подготовке и проведении семинаров, педсоветов, мастер – классов по теме проекта

3.

Педагог- психолог

-диагностика, отслеживание процедуры диагностики воспитателей;

-наблюдение за детьми;

-проведение релаксационных мероприятий;

-психологическое сопровождение;

-подготовка презентаций; транслирование опыта коллегам, в виде презентаций и мастер – классов;

-консультирование родителей и педагогов

4.

Учитель- дефектолог

-диагностические мероприятия;

-повышение порога тактильной и кинетической чувствительности, преодоление нарушений сенсорного восприятия;

-снижение уровня гравитационной неуверенности;

- проведение специальных занятий на компрессионном тренажере;

-специальные занятия для снижения уровня аутостимуляции;

- подготовка презентаций; транслирование опыта коллегам, в виде презентаций и мастер – классов;

- работа с родителями

5.

Учитель- логопед

-диагностические мероприятия;

-сенсомоторное развитие детей;

-специальные занятия по формированию двигательного плана действий (в том числе артикуляционных, речевых);

-специальные занятия по «растормаживанию» речи;

-обогащение коммуникативного опыта, понимания обращенной речи;

-подготовка презентаций; транслирование опыта коллегам, в виде презентаций и мастер – классов ;

- консультирование родителей

6.

Воспитатель

-подбор литературы;

-разработка мини – проектов по отдельным направлениям деятельности (методы визуальной поддержки и  альтернативной коммуникации, предметное расписание);

-анкетирование родителей;

-разработка и подбор игр, консультаций,

-подготовка презентаций; транслирование опыта коллегам, в виде презентаций и мастер – классов

7.

Музыкальный руководитель

- подготовка и проведение музыкальных мероприятий;

-ритмическая организация деятельности;

-подбор музыкальных произведений для индивидуальной работы

8.

Инструктор по физическому воспитанию

-подготовка и проведение занятий  по физической культуре;

-подбор упражнений для развития крупной моторики, координационных умений, для снятия «мышечных зажимов»

9.

Педагог дополнительного образования (изодеятельность)

- подготовка и проведение занятий по изобразительной деятельности;

-подбор упражнений для развития мелкой моторики

10.

Родители

- активное участие в процессе реализации проекта (посещение занятий, участие в режимных моментах);

- приобретение практического опыта взаимодействия с детьми и другими родителями;

-  участие в наполнении развивающей среды в группе (изготовление пособий, приобретение)

Перечень источников

  1. Айрес Э.Д. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э.Д. Айрес [пер. с англ. Юлии Даре]. – М.: Теревинф, 2009. – 277 с.
  2. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие/ К.Ю. Белая -  М.: Творческий центр «Сфера», 2010. -
  3. Борисова, Н. П. Детский сад и родители. Поиск активных форм взаимодействия/ Борисова Н. П., Занкевич С. Ю. // Дет. сад. управление. – 2007.
  4. Исханова С.В. Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками / С.В. Исханова – С-Пб.: ДЕТСВО-ПРЕСС, 2011. – 208 с.
  5. Крановиз К.С. Разбалансированный ребенок / К.С. Крановиз – С-Пб.: Редактор, 2012. – 396 с.
  6. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук - СПб.: Речь, 2001. - 220 с
  7. Микляева Н.В. Инновации в детском саду. Пособие для воспитателей / Н.В. Микляева - М.: «Айрис пресс», 2011. -
  8. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребёнок. Пути помощи. М.: Теревинф, 2000. 336 с.
  9. Нищева Н.В. Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста / сост. Н.В. Нищева – С-Пб.:ДЕТСВО-ПРЕСС, 2011. – 128 с.
  10. Опыт применения стандартизированных диагностических оценочных шкал в комплексной программе лечебно-коррекционной помощи детям с расстройствами спектра аутизма // Касаткин В.Н., Шапошникова А.Ф., Письменная Н.В. и соавт. Сб. докл. гор. научно-практ. конф. «Детский аутизм: исследования и практика». М.: Образование и здоровье, 2008. С. 26–58
  11. Психолого-педагогическая диагностика Левченко И.Ю., Забрамная С.Д., Басилова Т.А. и др. Учебное пособие для ВУЗов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.  320 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ МОДЕЛИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ.

В данной статье описан проект модели для создания предметно-развивающей среды в группе компенсирующей направленности (с ОНР) для детей старшего дошкольного возраста. Данный проект наполнения предметно...

Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования (ребенок с ДЦП в детском саду компенсирующего вида)

Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования (ребенок с ДЦП в детском саду компенсирующего вида)...

Модель психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

В статье дается обоснование актуальности проблемы роцесса адаптации детей раннего возраста. Автором предлагается модель психолого-педагогического  сопровождения процесса адаптации детей раннего в...