ПРОЕКТ Первые дорожки к успеху. Создание модели психолого-педагогического сопровождения детей с РАС в условиях группы комбинированной, компенсирующей направленности.
проект по психологии (старшая группа)
Данный проект рассчитан на специалистов, воспитателей, детей дошкольного возраста с РАС (находящихся в группе риска по РАС) и их родителей; он носит долгосрочный характер, способствует созданию системы (модели) психолого - педагогического сопровождения ребенка с РАС в общеобразовательном дошкольном учреждении и учреждении комбинированного вида.
В проекте представлен опыт работы специалистов группы компенсирующей направленности №5 детского сада № 2 по сопровождению обучающихся с РАС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_pervye_dorozhki_k_uspehu.docx | 117.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад №2 комбинированного вида»
Калининский район 630075, г.Новосибирск ул. Танковая 31/1, (383) 209-28-05, (383)209-28-03;
e-mail:ds2_ nsk@mail.ru
________________________________________________________________________________
Номинация 10: «Индивидуальные образовательные траектории»
ПРОЕКТ
Первые дорожки к успеху.
Создание модели психолого-педагогического сопровождения
детей с РАС в условиях группы
комбинированной, компенсирующей направленности
Руководитель проекта:
Загородняя Наталья Викторовна, педагог-психолог, высшая категория
Творческая группа:
Боровкова Надежда Сергеевна, учитель-логопед, высшая категория
Антропова Татьяна Сергеевна, учитель-дефектолог, СЗД
Кондрашова Ирина Николаевна, воспитатель, первая категория
Новосибирск 2019-2020
Краткая аннотация проекта
Данный проект рассчитан на специалистов, воспитателей, детей дошкольного возраста с РАС (находящихся в группе риска по РАС) и их родителей; он носит долгосрочный характер, способствует созданию системы (модели) психолого - педагогического сопровождения ребенка с РАС в общеобразовательном дошкольном учреждении и учреждении комбинированного вида.
В проекте представлен опыт работы специалистов группы компенсирующей направленности №5 детского сада № 2 по сопровождению обучающихся с РАС.
Как показывает практика, специалисты и педагоги дошкольных учреждений испытывают существенный программно-методический дефицит при организации процесса развития и воспитания обучающихся с РАС. Недостаточная психологическая и методическая готовность значительно влияет на качество их работы.
Новообразованием стало моделирование развивающей среды, преобразование её в мотивирующую, составление индивидуальной траектории развития для обучающего с РАС, реализация коллегиального подхода всех специалистов, сопровождающих данного ребёнка.
Наряду с апробированными технологиями, используются инновационные, разработанные самими специалистами и педагогами данной группы такие как: тренажер «Обнимашка»; приём «Предметное расписание»; индивидуальная диагностическая карта развития ребёнка; « Соляной камин».
С мая 2018г. начался подготовительный этап к осуществлению проекта.
На начальном этапе (март-август) была проведена подготовительная работа.
На основе анализа работы прошлых лет с данной категорией детей, были предложены новые идеи, техники, приёмы. На изготовление пособий, разработку индивидуально-диагностической карты, тренажера и его апробацию также был отведён данный период.
На следующем этапе ( сентябрь 2018 - май 2019г.) проходила реализация основных мероприятий, запланированных специалистами, и согласованных на внутреннем консилиуме детского сада
Работа велась комплексно, затрагивая все сферы жизни ребёнка, по следующим направлениям:
- Сохранение и укрепление психического здоровья детей (педагог-психолог).
- Повышение порога тактильной и кинетической чувствительности (учитель-дефектолог).
- Преодоление речевых нарушений и сенсорного восприятия. Снижение уровня аутостимуляции (учитель-логопед).
- Развитие разных сфер жизнедеятельности ребёнка (воспитатель).
- Включение родителей в совместную деятельность.
- Повышение профессиональной компетентности педагогических работников.
Реализация запланированных мероприятий обеспечила: динамику в развитии обучающегося с РАС по всем сферам жизнедеятельности; расширение сенсорного опыта и, как следствие, повышение адаптивных способностей ребенка.
Семинары и практические занятия для педагогов и родителей повысили компетенции в вопросах развития детей с РАС.
В результате повышается заинтересованность педагогов и родителей в решении проблем воспитания и развития ребенка с РАС; внедряется в практику опыт работы с такими детьми, расширяется диапазон эффективных средств и методов работы.
Описание учреждения
Детский сад № 2 комбинированного вида является муниципальным казенным дошкольным образовательным учреждением города Новосибирска.
Функционирует с 14.03.2014 года, как детский сад комбинированного вида.
Всего в детском саду 12 групп: 1 группа раннего возраста для детей от 2 до 3 лет; 5 групп комбинированной направленности для детей в возрасте от 4 до 7 лет с общим недоразвитием речи; 4 группы общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 3 до 7 лет; 1 группа компенсирующей направленности для детей от 4 до 7лет с РАС, задержкой психического развития, интеллектуальными нарушениями. Общее количество детей: 390.
Деятельность ДОУ осуществляется в соответствии с целями Программы развития учреждения и с задачами годового плана:
- Обеспечение равных стартовых возможностей для дошкольников с разным уровнем физического и психического развития (в соответствии с Уставом МКДОУ д/сад № 2).
- Обновление системы взаимодействия с семьями детей, обеспечивающей индивидуальную траекторию развития каждому ребенку.
- Повышение профессиональной компетенции педагогов.
- Оптимизация системы работы по созданию условий для формирования ценностей здорового образа жизни в соответствии с правилами личной безопасности.
- Совершенствование форм организации режима двигательной активности для наиболее полного удовлетворения биологических потребностей детей (сочетание игровых, тренирующих и обучающих элементов).
- Повышение эффективности коррекционной работы в области речевого развития и сохранения психического здоровья детей с ОВЗ.
Постановка проблемы
В течение последних лет произошли существенные изменения с системе образования. Инклюзивная практика применяется в 90% образовательных учреждений города Новосибирска. Важно подчеркнуть, что в настоящее время возрастает запрос родителей детей с РАС на введение их в образовательное пространство. В нашем детском саду также отмечается увеличение количества детей с РАС от 1 ребенка в 2016 году до 10 в 2019году. Детям с РАС, которые идут в детский сад, на ПМПК рекомендуют создание специальных образовательных условий. Безусловно, ребенку с РАС необходимы занятия с командой специалистов. Анализ результатов работы с детьми РАС, проводимый в детском саду на итоговом ПМПконсилиуме за предыдущий период, показал, что динамика развития и адаптация данной категории детей является незначительной. Были отмечены наиболее проблемные зоны:
- содержание имеющихся диагностических карт не отражает зоны успешности ребенка, ближайшего развития;
- недостаточная психологическая и методическая готовность педагогов системы основного образования к работе с детьми с РАС;
- дефецит необходимой развивающей среды для детей с РАС;
- недостаточная профессиональная компетентность для организации ППМС сопровождения коррекционного образования;
- низкая толерантность «нейротипичных» детей и их родителей к принятию «особых» детей в своей группе.
Таким образом, проблема заключается в том, чтобы создать для ребенка с РАС в группе компенсирующего или комбинированного вида психологический комфорт, сформировать его познавательный интерес и развить личностные качества с опорой на его ресурсы. Для этого необходимо разработать особую модель психолого-педагогического сопровождения ребенка с РАС.
Цель и задачи проекта
Цель проекта:
Создание условий для комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с РАС в группе комбинированной, компенсированной направленности.
Задачи, решаемые в ходе проекта:
- Спроектировать модель психолого-педагогического сопровождения детей с РАС в группе комбинированной, компенсирующей направленности.
- Создать акцентирующую, мотивирующую, мультисенсорную предметно-развивающую среду в группе.
- Организовать коррекционно-развивающий процесс в рамках индивидуальных образовательных траекторий развития каждого ребенка.
- Гармонизировать эмоционально-аффективную сферу детей.
- Повысить педагогическую компетентность всех участников образовательного процесса при работе с ребенком с ОВЗ.
- Повысить активность родителей и их заинтересованность в результатах деятельности ребенка.
При построении деятельности в проекте соблюдаются следующие принципы:
- Онтогенетический принцип и принцип замещающего онтогенеза
- Принцип комплексного воздействия на ребенка.
- Принцип деятельностного подхода.
- Принцип постепенного усложнения коррекционных задач.
- Принцип индивидуализации коррекционного процесса, или личностного подхода.
Обоснование актуальности проекта
Как мы говорили выше, количество детей с аутизмом, посещающих дошкольные учреждения, за последние годы выросло в разы. Часто эти дети посещают общеразвивающие группы, и перед педагогами встает вопрос: «Как правильно строить работу с такими «особыми» детьми, какие способы и методы использовать?». В настоящее время назрела необходимость создания особой, специфической модели психолого-педагогического сопровождения детей с РАС как в группе комбинированной, компенсирующей направленности, так и в общеразвивающей группе.
Под аутизмом понимают врожденное нарушение развития, при котором у человека отмечаются нарушения в социальном взаимодействии и социализации; нарушение в развитии коммуникативных и речевых навыков; отмечаются стереотипное (регулярно повторяющееся) поведение и активное сопротивление новшествам, переменам, выражающееся в ограниченности интересов и стремлении к однообразию. Наряду с этими проблемами, у детей с РАС наблюдается дисфункция сенсорной интеграции. Задача социальной адаптации детей, имеющих расстройства аутистического спектра, также становится все более актуальной в настоящее время.
Дети с РАС имеют, чаще всего, специфические сложности в эмоциональной регуляции и поведении и неравномерный уровень интеллектуальных достижений, что не «вписывается» в стандартную систему дошкольного обучения. Но наряду с такими проблемами, эти дети нередко обладают выборочной одаренностью и в ситуации, когда учебно-коррекционная помощь построена правильно, имеют шанс развиваться полноценно.
Таким образом, работа с детьми с РАС в ДОУ - очень сложная задача для педагога. Подавляющее большинство известных педагогических приемов и методов не подходят для работы с такими детьми.
Выявление и понимание имеющихся проблем детей и адекватная программа (модель) помощи помогут снизить проявления проблемного поведения, освоить познавательные и социальные навыки в индивидуальной парадигме. Ребенок с РАС может научиться справляться с проявлениями тревоги, адаптироваться к неожиданным изменениям, поддерживать простой диалог, сможет планировать свой день, может освоить простые способы саморегуляции, и т. д.
Для родителей это новая форма воспитательной и развивающей ребенка деятельности, позволяющая решать актуальные проблемы дошкольников с РАС при поддержке и помощи специалистов и других родителей.
Предлагаемый проект является значимым для всей муниципальной системы образования, так как позволяет систематизировать и обобщить имеющийся опыт психолого-педагогического сопровождения детей-дошкольников с РАС, создать модель ППС, вывести систему коррекционной помощи таким детям на новый уровень, может помочь педагогам методически грамотно организовать инклюзивную практику.
Анализируя процесс и результаты реализации проекта, мы можем с уверенностью утверждать, что данная проблема актуальна как для нашего учреждения, так и для многих дошкольных образовательных учреждений Новосибирска.
Готовность к реализации проекта
Таблица 1 - Основные элементы и показатели инновационного потенциала ДОУ
Показатель | Оценка (1-5) |
Квалификационный состав коллектива педагогов | 5 |
Наличие и прогрессивность учебного оборудования | 4 |
Наличие современной информационной базы | 4 |
Наличие собственных методических разработок | 4 |
Материально-технические ресурсы | 4 |
Финансовые ресурсы | 4 |
Интеллектуальные ресурсы | 5 |
В нашем дошкольном учреждении инновационная деятельность носит системный характер. Образовательная программа дошкольного образования МКДОУ д/сад №2 является инновационной, разработанной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
За последние полтора года проведено четыре семинара по данному вопросу. Часть групп и специалисты нашего детского сада успешно работают по данному направлению.
Разработаны и реализуются как долгосрочные, так и краткосрочные проекты, такие как:
Проект по работе с родителями «Родительский клуб «По дороге к успеху»
Цель проекта: повышение родительской компетентности в вопросах воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ; формирование позиции активного взаимодействия всех участников педагогического процесса.
Задачи:
- Обучение родителей конструктивным приемам и методам работы по обучению и воспитанию ребенка с ОВЗ в условиях семьи.
- Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.
- Обеспечение родительского сообщества полной и достоверной информацией о системе дошкольного, начального общего, коррекционного образования в городе и области.
- Повышение педагогической культуры родителей.
Проект по работе с педагогами «Мы вместе!»
Цель проекта: Расширение диапазона взаимодействия специалистов, работающих с детьми с ОВЗ; активизация инновационной работы, выявление и поддержка педагогов в процессе освоения современных программ, методик и технологий развития, воспитания и обучения детей с ОВЗ.
Задачи проекта:
- Повышение педагогической компетентности при работе с ребенком с ОВЗ.
- Обучение педагогов способам использования простых диагностических методик и навыкам применения мотивационных игр и упражнений.
- Демонстрация возможностей новых педагогических технологий и новых форм работы с детьми (через мастер-классы, открытые просмотры педагогических мероприятий, творческие педагогические лаборатории, и др.).
- Повышение квалификации педагогических кадров, работающих с детьми с ОВЗ (через систему обмена опытом и специальное обучение).
Этапы, содержание и методы реализации проекта
Работа над проектом проходила в три этапа:
I этап - Подготовительный.
На данном этапе формулируется проблема, которая будет разрешена в ходе реализации проекта, согласуется творческая группа специалистов реализующих проект. Затем творческой группой намечается план реализации подготовительных работ, идет активное изучение литературы и интернет -ресурсов по данному направлению. Участники проекта активно посещают курсы повышения квалификации по организации работы с детьми РАС, семинары, практикумы. В данный период идет наполнение сенсорной среды, изготовление новых пособий и тренажеров, моделируется пространство группы. В работу вовлекаются и родители на правах партнеров. Также специалистами ведется сбор и изучение анамнестических данных детей группы, проводится анкетирование родителей и работников детского сада.
Цель: Определение системы и плана действий над проектом, анализ условий, определение уровня готовности к реализации проекта (таблица 1).
Таблица 1 - План работы подготовительного этапа (май, август 2018г)
№/п | Содержание и методы работы | Задачи | ответственный | сроки |
1. | Совещание при заведующем | Формирование творческой группы специалистов, участвующих в проекте | Администрация (заведующий, ст. воспитатель) | Апрель 2018г |
2. | Заседание творческой группы | Анализ деятельности ДОУ по работе с детьми с РАС, Формирование модели ППМС - сопровождения в перспективе. Постановка целей и задач проекта и выстраивание алгоритма действий | Участники творческой группы | Май 2018г |
Анализ состояния материально-технической базы детского сада и группы. | Составление сметы проекта | Администрация (заведующий, ст. воспитатель) | Май 2018 | |
3 | Прохождение курсов педагогами | Повышение проф. компетентности | Ст. воспитатель Участники творческой группы | Апрель-декабрь 2018 |
3. | Изучение научной литературы по теме, | |||
4. | Приобретение и изготовление пособий | Пополнение базы пособий | Заведующий, специалисты, воспитатель, родители. | Май-август 2018 |
5 | Оснащение солевой комнаты | Насыщение помещения солевыми аэрозолями, для создания необходимого микроклимата, изготовление соляного каминра | Зам директора по АХЧ, педагог психолог | Май 2018 |
6. | Проведение анкетирования родителей | Сбор данных для анализа. | Воспитатель | Август 2018 |
7. | Проведение анкетирования педагогов ДОУ | Педаго-психолог | ||
8. | Сбор анамнестических данных детей с РАС | Определение индивидуальных особенностей детей. | Специалисты | |
9 | Консультативная работа | Проведение личных бесед для правильного выстраивания работы с родителями (законными представителями), подбора эффективных форм взаимодействия с каждой семьёй; - выявление проблем и организация работы по оказанию помощи семьям в вопросах развития, воспитания и обучения ребёнка | Педагог-психолог | Август 2018г |
II-й, Основной этап реализации проекта
Дата | Направления деятельности * *в своей работе мы используем онтогенетический принцип и принцип учета индивидуальных особенностей; учитывая, что каждый ребенок развивается по определенным онтогенетическим законам, мы работаем в индивидуальном темпе каждого ребенка – переход со ступени на ступень происходит в разные временные рамки, периоды обучения могут быть как сокращены, так и пролонгированы во времени | |||||||||||||||||||||
Сентябрь | ||||||||||||||||||||||
Работа с детьми | Психологическое сопровождение | Сенсомоторное и речевое развитие | Работа с тренажером – «Обнимашкой» | Работа с визуальным и предметным расписанием | Акценты среды | |||||||||||||||||
1.Диагностичес-кие мероприятия. 2.Выявление ресурсных возможностей ребенка и зоны его ближайшего развития. 3.Установление контакта с ребенком. Упр. «Улыбка» | 1.Диагностические мероприятия. 2.Определение сенсорного профиля ребенка. 3. Повышение чувствительности к слуховым стимулам. | Знакомство с тренажером «Обнимашка» - внесение тренажёра в поле видимости детей. Предложить ребёнку поглаживание руками по поверхности роликов (инд. работа) | 1.Диагностические мероприятия. 2.Знакомство детей с карточками визуального расписания. 3.Соотнесение карточки с реальной ситуацией: -предпочтение, избирательность в выборе предметов; -любимые и нелюбимые вещи; -избегание объектов, видов деятельности. 4. Знакомство с карточками, отображающими простые правила поведения | Сенсорные материалы. Компрессионный тренажер «Обнимашка». Демонстрационный стенд для визуального расписания. Карточки визуальной поддержки. Свистки, игрушки для жевания, трубочки для питья, бутылки с питьевыми клапанами, «съедобные бусы» из печенья, сухофруктов, и тп.), шумовые предметы. | ||||||||||||||||||
Работа с родителями | Круглый стол «Значение применения визуального расписания для ребенка с РАС в образовательной деятельности» Показ видеоролика о применении визуальной поддержки в детском саду. Показ готовых планшетов, папок с визуальным индивидуальным расписанием для ребёнка» (отв. - воспитатели) | |||||||||||||||||||||
Работа с педагогами | Консультация педагога-психолога для всех работников ДОУ «Техника безопасности общения с ребенком с РАС» | |||||||||||||||||||||
Октябрь | ||||||||||||||||||||||
Работа с детьми | Психологическое сопровождение | Сенсомоторное и речевое развитие | Работа с тренажером – «Обнимашкой» | Работа с визуальным и предметным расписанием | Акценты среды | |||||||||||||||||
1.Музыкально-вербальная коррекция с целью снятия психического напряжения. 2.Введение зрительно-музыкальных стимулов, направленных на устранение тревожности и формирование положительной установки на последующие занятия. 3.Введение дыхательных упражнений. Показать, что дыхание является способом релаксации и обретения спокойствия; научить правильному дыханию - Дыхательное упражнение «Задуй свечу» | 1.Профилактика сенсорной перегрузки – дифференциация прикосновений, регуляция силы нажима. 2.Работа по преодолению гравитационной неуверенности. 3.Систематизация и озвучивание информации, полученной с помощью органов чувств. 4.Формирование способности понимать значение объекта, воспринимаемого визуально. 5. Обучение приемам защиты от сенсорных перегрузок - наушники, ширмы, повязки на глаза, шалаши, тоннели, др. | 1.Продолжение знакомства с механизмом работы тренажёра. 2.Обучение способам безопасного обращения: руки вперёд, голову повернуть набок, поднять руками и предплечьями верхний ролик, для того, чтобы можно было пролезть между роликами. | 1.Введение в деятельность простых алгоритмов (самообслуживание, умывание, последовательность одевания и раздевания на прогулку, прием пищи и др.). 2.Введение индивидуального планшета, на знакомом алгоритме: 1 нед.: Знакомство с карточками. 2 нед.: Карточки - приветствия. 3 нед.: Учебные карточки. 4 нед. Введение планшета с карточками. 3.Введение предметов – заменителей для предметного расписания. 4.Знакомство с календарём (времена года, месяцы, дни недели, обозначение знаком, цветом) | Алгоритмы деятельности. Индивидуальные планшеты для визуального расписания. Календарь-схема на 3 осенних месяца. Балансировочные подушки, мячи, доски. Наушники, ширмы, повязки на глаза, шалаши, тоннели. Соляной камин, свечи. | ||||||||||||||||||
Работа с родителями | Консультация для родителей «Календарь как способ развития сукцессивных процессов у ребенка с РАС» (отв. - учитель-логопед, учитель-дефектолог). | |||||||||||||||||||||
Работа с педагогами | Мастер-класс для педагогов «Этапы развития способов сенсорной интеграции в онтогенезе» (отв. – учитель-логопед) | |||||||||||||||||||||
Ноябрь | ||||||||||||||||||||||
Работа с детьми | Психологическое сопровождение | Сенсомоторное и речевое развитие | Работа с тренажером – «Обнимашкой» | Работа с визуальным и предметным расписанием | Акценты среды | |||||||||||||||||
1.Введение релаксационных упражнений с целью нормализации тормозных процессов. 2.Обучение способам релаксации с помощью картинки, слова, предмета (как стимула для запуска процесса). | 1.Ритмические игры -хлопки, топанье; -прыжки на месте и с продвижением вперед в определенном темпе и ритме; -проговаривание взрослым коротких стихов; -пение потешек, песенок, звуковые имитации; -сопровождение текста движениями; -повторения простого сюжета с помощью игрушек; -показ предметных картинок и с простыми сюжетами (картинка, предмет в дальнейшем используются для запуска речевых реакций). | 1.Обучение разным способам пролезания между роликами. 2.Введение знаков-символов «Обнимашка отдыхает!», «Только со взрослым!» | 1.Расширение диапазона предметных картинок - введение карточек по лексическим темам. 2.Введение индивидуального расписания. 3.Введение группового расписания. | Предупреждающие знаки-символы. Демонстрационный стеллаж для предметного расписания и стенд для визуального расписания. Шумовые игрушки, предметы. Утяжеленные предметы – жилет, плед. | ||||||||||||||||||
Работа с родителями | Мастер-класс для родителей «Средства и методы сенсорной интеграции» | |||||||||||||||||||||
Работа с педагогами | Консультация педагога-психолога «Коррекция дезадаптивного поведения у детей с РАС» | |||||||||||||||||||||
Декабрь | ||||||||||||||||||||||
Работа с детьми | Психологическое сопровождение | Сенсомоторное и речевое развитие | Работа с тренажером – «Обнимашкой» | Работа с визуальным и предметным расписанием | Акценты среды | |||||||||||||||||
1.Продолжение работы по обучению способам релаксации. 2.Использование арт-терапевтических методов – работа с пластичными материалами, изготовление масок, рисование руками, пальцами. 3.Использование песочного стола для снижения уровня деструктивных двигательных автоматизмов. | 1.Снижение уровня аутостимуляций – расширение количества сенсорных стимулов. 2. Игры в сенсорных бассейнах с разными наполнителями, на сенсорных планшетах. 3.Работа на песочном столе. 4.Расширение сферы зрительных стимулов – смена цвета предметов в обстановке. Упражнения на прослеживание взглядом за предметом. | Продолжать осваивать способы пролезания между роликами. Игра « Посмотри на меня», « Сделай так». | Продолжение работы по пополнению коллекции карточек по лексическим темам (по направлениям деятельности, по действиям) | Качели, гамак, балансиры, перекладины для виса, подушки. Кресло-груша. Сенсорные бассейны. Песочный стол. Соляной камин, свечи. | ||||||||||||||||||
Работа с родителями | Консультация для родителей «Что такое «растормаживание» речи? Методы и средства» (отв. – учитель-логопед) | |||||||||||||||||||||
Работа с педагогами | Игровой тренинг «Ритмическая игра как средство развития навыков моторного планирования» (отв. – учитель-дефектолог, инструктор по физической культуре) | |||||||||||||||||||||
Январь | ||||||||||||||||||||||
Работа с детьми | Психологическое сопровождение | Сенсомоторное и речевое развитие | Работа с тренажером – «Обнимашкой» | Работа с визуальным и предметным расписанием | Акценты среды | |||||||||||||||||
1. Формирование навыка адекватного восприятия запретов и ограничений. 2. Обучение пониманию речевых инструкций как основного способа регуляции деятельности. 3.Введение элементов криотерапии – «Растопи кусочек льда» | 1.Развитие умения удерживать равновесие на разной опоре и на полу. 2.Создание зоны тактильного комфорта для каждого ребенка. Формирование способов сенсорной адаптации в момент выхода из зоны комфорта – коррекция сенсорного профиля. 3.Развитие умения отвечать на звуковой стимул адекватной проприоцептивной реакцией («сэндвич» из подушек). | Знакомство детей с новыми покрытиями роликов. Детям для знакомства предлагается материал, которым в дальнейшем будут покрыты ролики (сменные чехлы). | 1.Выстраивание последовательности действий по карточкам индивидуально для каждого ребенка; игра «Что сначала-что потом?» 2. Введение годового календаря – отрывного, (новая форма, расширение визуального образа). 3. Введение в практику совместной рабоы детей с РАС и детей с ЗПР: 1)ребенок в позиции наблюдателя; 2)ребёнок - участник деятельности. | Индивидуальные планшеты. Подушки разного веса. Балансиры, бумы, доска Бильгоу. Разнофактурные материалы. Сенсорные бассейны. Календарь - схема, отрывной календарь. | ||||||||||||||||||
Работа с родителями | Индивидуальные мини-тренинги для родителей по обучению техникам присоединения, отзеркаливания, совместным играм (отв. – педагог-психолог) | |||||||||||||||||||||
Работа с педагогами | Педагогическая творческая лаборатория «Альтернативные методы коммуникации» (отв. – учитель-логопед) | |||||||||||||||||||||
Февраль | ||||||||||||||||||||||
Работа с детьми | Психологическое сопровождение | Сенсомоторное и речевое развитие | Работа с тренажером – «Обнимашкой» | Работа с визуальным и предметным расписанием | Акценты среды | |||||||||||||||||
1.Введение подвижных игр – жмурки, прятки и др., с целью снятия торможения, связанного со страхом пространства, других людей, а также для развития координации движений. 2.Снятие напряжения с помощью чередования различных способов – бега, ходьбы, прыжков, отдыха на ковре, на подушках, под пледом, у камина. | 1.Коррекция пищевого поведения. 2.Формирование умения удерживать заданную позу в течение определенного времени (физическая фиксация взрослым). 3.Обучение навыкам напряжения и расслабления (с помощью массажа, объятий разной силы, передвижения тяжелых предметов, отжиманий от стены, работы с тестом). | Использование тренажёра «Обнимашка» с новым покрытием роликов – вельвет, ворсовая ткань, махровое покрытие, искусственный мех, «травка» | 1.Постепенный перевод ребенка от индивидуальной формы работы к подгрупповым и групповым формам работы 2.Введение разнообразных предметов - заместителей по образовательным областям (например, музыкальное занятие обозначалось бубном, погремушкой, меняем предмет на дудку и т.д.) 3. Выполнение различных заданий, работа в парах - ребенок с ЗПР и ребенок с РАС | Стеллаж для работы с предметами визуальной поддержки. Тренажер- обнимашка, сменные чехлы на валики. Муляжи продуктов, натуральные продукты. Чемоданы, коробки на колесах и без (разного веса). Мини-холодильник, кубики льда. | ||||||||||||||||||
Работа с родителями | Консультационная поддержка: информирование родителей о работе ППМС-центров, специализирующихся на оказании помощи детям с РАС, о ПМПК, МСЭ (отв. – ст. воспитатель, учитель-дефектолог) | |||||||||||||||||||||
Работа с педагогами | Игровой тренинг «Дышу – значит ЖИВУ!» (снятие эмоционального напряжения с помощью дыхательных упражнений) | |||||||||||||||||||||
Март | ||||||||||||||||||||||
Работа с детьми | Психологическое сопровождение | Сенсомоторное и речевое развитие | Работа с тренажером – «Обнимашкой» | Работа с визуальным и предметным расписанием | Акценты среды | |||||||||||||||||
1. Введение элементов музыкотерапии с целью регуляции психовегетативных процессов. 2.Расширение способов распознавания основных эмоциональных состояний (своих и других людей) | 1.Формирование навыков двигательного планирования (на материале карточек визуальной поддержки). 2.Развитие навыков мышечного расслабления, релаксации. 3.Расширение объема тактильных и визуальных стимулов. | Использование тренажёра в парах. Одновременная игра детей в парах. Взаимная помощь. | Продолжение работы по введению разнообразных предметов - заместителей по образовательным областям. | Стеллаж для работы с предметами визуальной поддержки. Тренажер- обнимашка, яркие игрушки. Сенсорные бассейны, сенсорные пакеты, бутылки. Карточки - эмоции | ||||||||||||||||||
Работа с родителями | Мастер-класс «Семь ключей к познанию себя» (отв. – учитель-логопед, педагог-психолог) | |||||||||||||||||||||
Работа с педагогами | Мастер-класс «Принимая себя – понимаю ребенка» (отв. – педагог-психолог) | |||||||||||||||||||||
Апрель | ||||||||||||||||||||||
Работа с детьми | Психологическое сопровождение | Сенсомоторное и речевое развитие | Работа с тренажером – «Обнимашкой» | Работа с визуальным и предметным расписанием | Акценты среды | |||||||||||||||||
1.Формирование образа-Я, чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых в группе. 2.Формирование позитивных установок к разным видам коммуникативной деятельности – работа в паре со взрослым и сверстником. | 1.Формирование перцептивного образа тела, выделения правой и левой стороны, основных частей тела. 2.Развитие навыков двигательного планирования (с опорой на звуковые стимулы, зрительные ориентиры). 3.Развитие умения адекватно реагировать на смену деятельности. | Продолжение игры детей с тренажёром в парах. Игра «Достань игрушку», «Передай игрушку» | 1.Расширение диапазона применяемых в предметном расписании объектов (например, мячик и погремушка означают, что зарядка будет проводиться в музыкальном зале): 1 нед. - ХЭР; 2 нед. -Развитие речи 3 нед.- ФЭМП 4 нед.- Мир природы | Стеллаж для работы с предметами визуальной поддержки. Тренажер- обнимашка, яркие игрушки. Карточки – схемы тела, куклы (разного пола). | ||||||||||||||||||
Работа с родителями | Семинар-коллаборация «Первые дорожки к успеху», в ходе которого родители детей с ОВЗ могут обменяться собственным опытом взаимодействия с ребенком, получить поддержку и по-новому оценить достижения своего ребенка (отв. – ст. воспитатель, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед) | |||||||||||||||||||||
Работа с педагогами | Студия «Открытый микрофон» - «Первые дорожки к успеху» - достижения и проблемы. | |||||||||||||||||||||
Май | ||||||||||||||||||||||
Работа с детьми | Психологическое сопровождение | Сенсомоторное и речевое развитие | Работа с тренажером – «Обнимашкой» | Работа с визуальным и предметным расписанием | Акценты среды | |||||||||||||||||
1. Формирование позитивных установок к разным видам коммуникативной деятельности – работа в малой подгруппе, выход на работу в группе. | 1.Развитие навыков зрительно-моторной координации (игры «Твоя рука-моя рука», «Ладушки», «твой-мой кубик», «Открываем занавески» и др.). 2.Развитие навыков двигательного планирования артикуляционных движений (с опорой на звуковые стимулы, зрительные ориентиры). 3.Преодоление гравитационной неуверенности (передвижение парами, тройками). | Самостоятельная игра с тренажёром «Обнимашка» под контролем, но без помощи взрослого. | 1.Продолжение работы по пополнению коллекции разных видов карточек («я сижу», «я играю», «я рисую», и т.д.). 2.Введение вариативных карточек по безопасности и алгоритмов безопасного поведения: 1,2 нед.-ОБЖ в природе 3,4 нед.–ТБ на участке. | Стенд и стеллаж для работы с карточками визуальной поддержки. Карточки - алгоритмы по безопасности. Фитнесс-мячи. Озвученные предметы. Утяжеленные объекты. | ||||||||||||||||||
Работа с педагогами родителями | Детско-родительский праздник «По сказочным дорожкам» |
ΙΙΙ. Заключительный этап
Целью данного этапа является: исполнение плана реализации проекта. Анализ результатов и планирование дальнейшей работы.
План работы заключительного этапа (апрель - май 2019г)
№/п | Содержание и методы работы | Задачи | ответственный | сроки |
1. | Мониторинг достижения воспитанников с РАС | Проведение анализа проделанной работы на основе итоговой диагностики. | Ст. воспитатель | Апрель |
2 | Проведение анкетирования родителей | Сбор и анализ информации | Воспитатель группы №5 | Май |
3 | Проведение анкетирования педагогических работников | Сбор и анализ информации | Педагог-психолог | Май |
4. | Заседание творческой группы | Анализ реализации проекта. Открытое обсуждение материалов проекта | администрация, участники творческой группы | Май |
5 | Обобщение и распространение опыта | Транслирование опыта работы по проекту: участие в семинарах, форумах, мастер – классах | участники творческой группы | Май - сентябрь |
Результаты реализации показали, что система всех видов деятельности, оформленная в виде проекта, является эффективным средством для создания в детском саду модели комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с РАС, в группах комбинированной и компенсированной направленности.
Прогнозируемые конечные результаты деятельности
- Спроектированная и реализованная модель психолого-педагогического сопровождения детей с РАС в группе комбинированной, компенсирующей направленности.
- Создание новой акцентирующей предметно-развивающей среды в группе: мобильность развивающей среды; эффективное использование различных помещений группы, ДОУ для решения задач коррекции и развития детей с РАС; использование оборудования с уникальными эксплуатационными характеристиками.
- Организация коррекционно-развивающего процесса в рамках индивидуальных образовательных траекторий.
- Гармонизация эмоционально-аффективной сферы детей за счёт создания обогащённой мультисенсорной среды в группе.
- Создание положительного эмоционального фона, повышение мотивации детей к любым видам детской деятельности (речевой, коммуникативной, художественно-эстетической, физической, трудовой).
- Смягчение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, страхов у детей.
- Низкий уровень заболеваемости детей группы.
- Повышение уровня профессионального мастерства педагогов, их компетентности в вопросах воспитания детей с РАС.
- Интеграция и координация деятельности специалистов ДОУ в рамках образовательного пространства группы и ДОУ.
- Активная позиция родителей в процессе реализации проекта, заинтересованность родителей в результатах деятельности.
Проблемы и риски:
- проблема воспроизведения инновационных способов работы в условиях слабого взаимодействия педагогов ДОУ;
- снижение уровня квалификации кадров в связи с физической и скрытой кадровой текучестью;
- проблема адаптации новшеств к конкретным условиям с учетом специфики и возможностей детей группы;
- отсутствие в пространстве группы места для зонирования, малая мобильность оборудования;
- проблема продвижения и поддержки педагогической инициативы на уровне района, города;
- риск отсутствия финансирования.
Перспективные задачи:
- формирование сетевого взаимодействия детских садов комбинированной, компенсирующей направленности, стажировочных площадок и заинтересованных в решении данной проблемы педагогов;
- участие образовательных организаций и отдельных педагогов, которые успешно реализовали авторские технологии и программы, в научно-практических конференциях, конкурсах, в выпуске методических пособий, научных статей, в том числе, с использованием возможности интернет- ресурсов для распространения собственного инновационного опыта;
- формирование банка данных (печатных, медиа) по ведущим направлениям коррекционной деятельности в ДОУ;
- создание обучающего фильма по изменению образовательного пространства группы, ДОУ;
- мониторинг повышения профессиональной компетентности, динамики инновационного потенциала педагогов.
Практическая значимость результатов проекта
Данный проект с интересом был воспринят педагогами и родителями. В ходе реализации проекта было создано особое образовательное пространство, усиливающее положительные эмоции всех участников образовательного процесса и ослабляющее негативные переживания. Работая над ним более года, мы добились значительных успехов, что подтверждается результатами диагностики (см. индивидуальную диагностическую карту – приложение 1).
Данный проект реализуется в настоящее время, в новой группе детей, и уже отмечаются положительные изменения в развитии воспитанников, а также наблюдается высокая включенность родителей в коррекционно-развивающий процесс.
Также, двое детей предшкольного возраста с РАС, в начале этого учебного года с целью дальнейшей социализации были переведены из группы компенсирующей направленности в общеразвивающие группы. После опроса педагогов и родителей детей, переведенных в подготовительные группы, можно сделать вывод о том, что и в рамках инклюзии в среде «нейротипичных» сверстников дети применяют полученные ранее знания и навыки, спокойнее относятся к изменениям среды, к окружающим детям. Эмоционально-аффективные реакции на новизну ситуации, ее необычность и неожиданность возникновения стали не такими яркими, что снижает деструктивное влияние отрицательных аффектов на поведение ребенка.
В апреле 2019 года в рамках Межрегионального инклюзивного фестиваля «ЛюдиКакЛюди» на базе детского сада был проведен хакатон по теме: «Особенные дети». Специалистами детского сада представлен инновационный опыт работы в проекте «Первые дорожки к успеху». Данная практика вызвала огромный интерес в среде коллег и родителей, представленный опыт в настоящее время реализуется в других детских садах-партнерах. В декабре 2019 года на Межрегиональном научно-практическом форуме «Современное образование обучающихся с ОВЗ» был представлен доклад «Содержание индивидуальной диагностической карты ребенка дошкольного возраста с РАС / находящегося в группе риска по РАС», также вызвавший большой интерес у специалистов-практиков.
Применение данного опыта эффективно и в работе с детьми с ЗПР и интеллектуальной недостаточностью, что говорит о его универсальности.
Проект «Первые дорожки к успеху» может помочь специалистам дошкольных образовательных учреждений муниципальной системы образования грамотно и квалифицированно организовать коррекционно-развивающее пространство для детей с ОВЗ.
Критерии и показатели эффективности реализации проекта
Эффективность реализации проекта оценивается по трем направлениям – работа с детьми, работа с педагогами и работа с родителями.
Для родителей разработан специальный опросник, позволяющий оценить степень их удовлетворенности результатами работы педагогов, а также увидеть уровень соответствия реальных достижений ребенка ожидаемым (См. Приложение 3). Уровень удовлетворенности родителей составляет на конец учебного года более 90%.
Эффективность деятельности педагогов в проекте оценивается по степени их вовлеченности в коррекционный процесс, по активности участия педагогов в методической работе, по разнообразию методов и средств реализации проекта. Уровень готовности педагогов к инновационной деятельности повысился на 30%.
В процессе работы над проектом возникла необходимость разработки такой системы обследования ребенка, чтобы максимально качественно оценить его возможности, сильные и слабые стороны, и построить адекватный индивидуальный образовательный маршрут.
Необходимо было выявить уровень развития ребенка, степень сохранности психических функций, готовность к учебной деятельности ребенка с РАС для определения коррекционно - развивающих направлений программы развития и обучения. Основной метод при этом – динамическое наблюдение, которое может осуществляться или непосредственно, или опосредованно (с помощью опроса близких людей). Так как поведение ребенка с РАС может резко меняться в зависимости от места и ситуации, необходимо организовывать наблюдение и в специально организованной, и в обычной повседневной деятельности.
В процессе педагогического наблюдения оцениваются разные сферы жизнедеятельности ребенка (См. Приложение 1). Результаты наблюдений выражаются в цветовом соотношении (таблица 2).
Таблица 2 – Критерии оценки
Зона риска для ребенка, создает значительные проблемы в адаптации к окружающей действительности, требует особого внимания педагогов, коррекции | |
Требует дополнительной коррекционной работы. Показатели, находящиеся в стадии формирования. | |
Зона успешности ребенка, является положительным достижением в развитии, помогает ребенку в адаптации |
Анализ результатов наблюдения не только выявляет уровень актуальных возможностей ребенка, но и позволяет определить его «зону успешности, зону ближайшего развития», с учетом которых составляется план индивидуальных занятий с ребенком, и определяется его «образовательный маршрут» в целом (См. Приложение 2). В процессе педагогического наблюдения оценивается динамика развития разных сфер жизнедеятельности ребенка, при незначительной динамике проводится корректировка индивидуальной образовательной траектории.
Ресурсное обеспечение проекта
Наименование | Количество | Цена | Стоимость | Имеется | Требуется | |
Техническое оснащение | ||||||
Интерактивный комплекс (доска, проектор) | 1 шт. | 150000-00 | 150000-00 | 150000-00 | ||
Ноутбук | 1 шт. | 30000 -00 | 30000-00 | 30000-00 | ||
Фотоаппарат | 1 шт. | 15000-00 | 15000-00 | 15000-00 | ||
Ламинатор | 1 шт. | 5000-00 | 5000-00 | 5000-00 | ||
Принтер цветной | 1 шт. | 15000-00 | 15000-00 | 15000-00 | ||
Брошюратор | 1 шт. | 5500-00 | 5500-00 | 5500-00 | ||
Магнитола | 1 шт. | 2500-00 | 2500-00 | 2500-00 | ||
Документ-камера | 1 шт. | 1500-00 | 1500-00 | 1500-00 | ||
Мебель | ||||||
Стеллаж детский | 2 шт. | 1500-00 | 3000-00 | 3000-00 | ||
Специальное оборудование, материалы | ||||||
Компрессионный тренажер «Обнимашка» | 2 шт. | 15000-00 | 30000-00 | 15000-00 | 15000-00 | |
Магнитные доски | 3 шт. | 1000-00 | 3000-00 | 3000-00 | ||
Доска Бильгоу | 3 шт. | 2000-00 | 6000-00 | 6000-00 | ||
Балансир | 5 шт. | 500-00 | 2500-00 | 2500-00 | ||
Мяч - фитбол | 2 шт. | 600-00 | 1200-00 | 1200-00 | ||
Гамак | 2 шт. | 1500-00 | 3000-00 | 3000-00 | ||
Соляной камин | 1 шт. | 20000-00 | 20000-00 | 20000-00 | ||
Кресло-мешок | 3 шт. | 1300-00 | 3900-00 | 1300-00 | 2600-00 | |
Утяжеленный жилет | 2шт. | 2500-00 | 5000-00 | 5000-00 | ||
Утяжеленный плед | 1шт. | 5000-00 | 5000-00 | 5000-00 | ||
Песочный стол | 1 шт. | 8000-00 | 8000-00 | 8000-00 | ||
Пластиковые контейнеры | 20 шт. | 100-00 | 2000-00 | 1000-00 | 1000-00 | |
Ткань разнофактурная | 5 мп | 300-00 | 1500-00 | 1500-00 | ||
Сенсорные наполнители (сыпучие) | 10 уп. | 200-00 | 2000-00 | 2000-00 | ||
Предметы для развития сенсорных ощущений | 30 шт. | 30-00 | 900-00 | 450-00 | 450-00 | |
Лента-велькро | 20 мп | 50-00 | 1000-00 | 1000-00 | ||
Мяч массажный | 10 шт. | 50-00 | 500-00 | 500-00 | ||
Расходные материалы | ||||||
Фотобумага | 4 уп. | 250-00 | 1000-00 | 1000-00 | ||
Писчая бумага | 5 уп. | 180-00 | 900-00 | 900-00 | ||
Папки для бумаг | 30 шт. | 14-00 | 420-00 | 420-00 | ||
Мультифоры | 200 шт. | 100-00 | 200-00 | 200-00 | ||
Скотч | 5 шт. | 10-00 | 50-00 | 50-00 | ||
Клеящий карандаш | 15 шт. | 24-00 | 360-00 | 360-00 | ||
Маркеры | 2 уп. | 50-00 | 100-00 | 100-00 | ||
Пленка для ламинирования | 2 уп. | 1000-00 | 2000-00 | 2000-00 | ||
Спираль для брошюрования | 1 уп. | 400-00 | 400-00 | 400-00 | ||
Бумага цветная | 20 уп. | 20-00 | 400-00 | 400-00 | ||
Картон | 20 уп. | 15-00 | 300-00 | 300-00 | ||
Всего: | 329,33 | |||||
Имеется: | 232,88 | |||||
Требуется: | 96,45 |
Смета на запрашиваемый объем финансирования
Наименование | Количество | Цена | Стоимость |
Техническое оснащение | |||
Ноутбук | 1 шт. | 30000 -00 | 30000-00 |
Фотоаппарат | 1 шт. | 15000-00 | 15000-00 |
Мебель | |||
Стеллаж детский | 2 шт. | 1500-00 | 3000-00 |
Специальное оборудование, материалы | |||
Компрессионный тренажер «Обнимашка» | 1 шт. | 15000-00 | 15000-00 |
Доска Бильгоу | 3 шт. | 2000-00 | 6000-00 |
Балансир | 5 шт. | 500-00 | 2500-00 |
Гамак | 2 шт. | 1500-00 | 3000-00 |
Кресло-мешок | 2 шт. | 1300-00 | 2600-00 |
Утяжеленный жилет | 2шт. | 2500-00 | 5000-00 |
Утяжеленный плед | 1шт. | 5000-00 | 5000-00 |
Пластиковые контейнеры | 10 шт. | 100-00 | 1000-00 |
Ткань разнофактурная | 5 мп | 300-00 | 1500-00 |
Сенсорные наполнители (сыпучие) | 10 уп. | 200-00 | 2000-00 |
Предметы для развития сенсорных ощущений | 15 шт. | 30-00 | 450-00 |
Лента-велькро | 20 мп | 50-00 | 1000-00 |
Расходные материалы | |||
Фотобумага | 4 уп. | 250-00 | 1000-00 |
Пленка для ламинирования | 2 уп. | 1000-00 | 2000-00 |
Спираль для брошюрования | 1 уп. | 400-00 | 400-00 |
Итого: | 96,45 |
Функционал участников проекта
№/п | Участники проекта | Функциональные обязанности в процессе реализации проекта |
1. | Заведующий | -создание условий для эффективной диссеминации инновационного педагогического продукта; -создание мотивационных условий вхождения коллектива групп комбинированной, компенсирующей, общеразвивающей направленности в инновационную деятельность, учет индивидуальных качеств участников инновационного процесса, их профессионального уровня, психологической готовности к новым видам деятельности, к дополнительной педагогической нагрузке |
2. | Старший воспитатель | -помощь в насыщении развивающей среды; -анкетирование педагогов; -помощь в подготовке и проведении семинаров, педсоветов, мастер – классов по теме проекта |
3. | Педагог- психолог | -диагностика, отслеживание процедуры диагностики воспитателей; -наблюдение за детьми; -проведение релаксационных мероприятий; -психологическое сопровождение; -подготовка презентаций; транслирование опыта коллегам, в виде презентаций и мастер – классов; -консультирование родителей и педагогов |
4. | Учитель- дефектолог | -диагностические мероприятия; -повышение порога тактильной и кинетической чувствительности, преодоление нарушений сенсорного восприятия; -снижение уровня гравитационной неуверенности; - проведение специальных занятий на компрессионном тренажере; -специальные занятия для снижения уровня аутостимуляции; - подготовка презентаций; транслирование опыта коллегам, в виде презентаций и мастер – классов; - работа с родителями |
5. | Учитель- логопед | -диагностические мероприятия; -сенсомоторное развитие детей; -специальные занятия по формированию двигательного плана действий (в том числе артикуляционных, речевых); -специальные занятия по «растормаживанию» речи; -обогащение коммуникативного опыта, понимания обращенной речи; -подготовка презентаций; транслирование опыта коллегам, в виде презентаций и мастер – классов ; - консультирование родителей |
6. | Воспитатель | -подбор литературы; -разработка мини – проектов по отдельным направлениям деятельности (методы визуальной поддержки и альтернативной коммуникации, предметное расписание); -анкетирование родителей; -разработка и подбор игр, консультаций, -подготовка презентаций; транслирование опыта коллегам, в виде презентаций и мастер – классов |
7. | Музыкальный руководитель | - подготовка и проведение музыкальных мероприятий; -ритмическая организация деятельности; -подбор музыкальных произведений для индивидуальной работы |
8. | Инструктор по физическому воспитанию | -подготовка и проведение занятий по физической культуре; -подбор упражнений для развития крупной моторики, координационных умений, для снятия «мышечных зажимов» |
9. | Педагог дополнительного образования (изодеятельность) | - подготовка и проведение занятий по изобразительной деятельности; -подбор упражнений для развития мелкой моторики |
10. | Родители | - активное участие в процессе реализации проекта (посещение занятий, участие в режимных моментах); - приобретение практического опыта взаимодействия с детьми и другими родителями; - участие в наполнении развивающей среды в группе (изготовление пособий, приобретение) |
Перечень источников
- Айрес Э.Д. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э.Д. Айрес [пер. с англ. Юлии Даре]. – М.: Теревинф, 2009. – 277 с.
- Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие/ К.Ю. Белая - М.: Творческий центр «Сфера», 2010. -
- Борисова, Н. П. Детский сад и родители. Поиск активных форм взаимодействия/ Борисова Н. П., Занкевич С. Ю. // Дет. сад. управление. – 2007.
- Исханова С.В. Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками / С.В. Исханова – С-Пб.: ДЕТСВО-ПРЕСС, 2011. – 208 с.
- Крановиз К.С. Разбалансированный ребенок / К.С. Крановиз – С-Пб.: Редактор, 2012. – 396 с.
- Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук - СПб.: Речь, 2001. - 220 с
- Микляева Н.В. Инновации в детском саду. Пособие для воспитателей / Н.В. Микляева - М.: «Айрис пресс», 2011. -
- Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребёнок. Пути помощи. М.: Теревинф, 2000. 336 с.
- Нищева Н.В. Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста / сост. Н.В. Нищева – С-Пб.:ДЕТСВО-ПРЕСС, 2011. – 128 с.
- Опыт применения стандартизированных диагностических оценочных шкал в комплексной программе лечебно-коррекционной помощи детям с расстройствами спектра аутизма // Касаткин В.Н., Шапошникова А.Ф., Письменная Н.В. и соавт. Сб. докл. гор. научно-практ. конф. «Детский аутизм: исследования и практика». М.: Образование и здоровье, 2008. С. 26–58
- Психолого-педагогическая диагностика Левченко И.Ю., Забрамная С.Д., Басилова Т.А. и др. Учебное пособие для ВУЗов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. 320 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические рекомендации для педагогов ДОУ по созданию благоприятных психолого-педагогических условий работы с одарёнными детьми
Разработанны рекомендации для повышения эффективности работы с одарёнными детьми....
«Создание комплекса психолого-педагогических условий профессионального самоопределения воспитанников МБДОУ ДСКВ № 92»
Сообщение по результатам работы МБДОУ «ДСКВ № 92»...
«Создание комплекса психолого-педагогических условий профессионального самоопределения воспитанников МБДОУ ДСКВ № 92»
Сообщение по результатам работы МБДОУ «ДСКВ № 92»...
ПРОЕКТ МОДЕЛИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ.
В данной статье описан проект модели для создания предметно-развивающей среды в группе компенсирующей направленности (с ОНР) для детей старшего дошкольного возраста. Данный проект наполнения предметно...
Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования (ребенок с ДЦП в детском саду компенсирующего вида)
Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования (ребенок с ДЦП в детском саду компенсирующего вида)...
Модель психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
В статье дается обоснование актуальности проблемы роцесса адаптации детей раннего возраста. Автором предлагается модель психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации детей раннего в...
Модель психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ
Презинтация на тему психолого-педагогического сопровождения детей в ДОУ...