Рабочая программа по речевому развитию для детей первой младшей группы.
рабочая программа по развитию речи (младшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
businki_programma.docx | 32.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа с детьми 2-3 лет по образовательной области «Речевое развитие».
Содержание:
1. Целевой раздел
1.1 введение
1.2 пояснительная записка
1.3 задачи программы
1.4 планируемые результаты
2. Содержательный раздел
2.1 содержание психолого-педагогической деятельности
2.2 перечень основных форм работы
2.3 взаимодействие с семьями воспитанников
2.4 перспективное планирование
3. Список литературы
4. Приложения
1.Целевой раздел
1.1 введение
Рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности педагога-психолога.
Рабочая программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста педагог-психолог создает индивидуальную психолого-педагогическую модель образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
В условиях дошкольного образования и с учетом его специфики данная система (модель) представляет собой оптимальные психолого-педагогические условия, обеспечивающие становление общечеловеческих ценностей, базиса личностной культуры, социальную успешность ребенка дошкольного возраста. Составляющими этих условия являются:
- содержательные условия;
- организационные условия;
- технологические условия (принципы, методы, приемы);
- материально-технические условия (развивающая среда);
- социо - культурные условия (взаимодействие с родителями, социальными партнерами различных социо-культурных институтов);
- контрольно-диагностические условия.
1.2 пояснительная записка
- Нормативной основой рабочей программы являются Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) к структуре основой общеобразовательной программе дошкольного образования.
- Рабочая программа разработана на основе Примерной основой общеобразовательной программы дошкольного образования: «Радуга» (авторы Т.И.Гризик, Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева, С.Г.Якобсон; научн. рук. Е.В.Соловьева).
- Содержание Программы включает интеграцию образовательных областей («Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»), которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
- Составляющий компонент Рабочей программы: раздел, отражающий «Речевое развитие».
- Рабочая программа разработана в соответствии с основным положением основной общеобразовательной программы МБДОУ «ДСОВ № 47».
Содержание данной области Программы направлено овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми у детей раннего возраста.
1.3 задачи программы
Развивающая речевая среда
- Способствовать развитию речи как средства общения. Давать детям разнообразные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми.
- Предлагать для рассматривания картинки, книжки, игрушки в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и воспитателем. Рассказывать детям об этих предметах, а также об интересных событиях. На картинках показывать состояния людей и животных: радуется, грустит и т. д.
- Добиваться того, чтобы к концу третьего года жизни речь стала полноценным средством общения детей друг с другом.
- Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи.
Формирование словаря
- На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь.
- Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру; называть их местоположение; имитировать действия людей и движения животных.
- Обогащать словарь детей:
- существительными, обозначающими названия игрушек, предметов личной гигиены, одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей, транспортных средств, овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей;
- глаголами, обозначающими трудовые действия, действия, противоположные по значению, действия, характеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть, подарить, обнять, их эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радоваться, обижаться);
- прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов (красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький, холодный, горячий);
- наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно, жарко, скользко).
Способствоватъ употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи.
Звуковая культура речи
- Упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных, в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2-4 слов).
- Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания.
- Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса («Киска, брысь! », «Кто пришел? », «Кто стучит? »,
Грамматический строй речи
- Совершенствовать грамматическую структуру речи.
- Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под) .
- Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2-4 слов («Кисонька-мурысенька, куда пошла? »)
Связная речь
- Помогать детям отвечать на простейшие («что? », «кто? », «что делает? ») и более сложные вопросы («во что одет? », «что везёт? », «кому? », «какой? », «где», «когда? », «куда? ») .
- Поощрять попытки детей старше 2,6 месяцев по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать об изображённом на картинке, о новой игрушке (обновке, о событии из личного опыта).
- Формировать умение слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.
Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений.
Развитие литературной речи.
- Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
- Побуждать называть знакомые предметы, показывать их по просьбе воспитателя, приучать задавать вопросы: «Кто (что) это? », «Что делает? »
- Продолжать приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также
- формировать умение слушать художественное произведение без наглядного сопровождения.
- Сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровыми действиями.
- Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений.
- Поощрятъ попытки читать стихотворный текст целиком с помощью взрослого.
1.4 планируемые результаты
Планируемые результаты: умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.
Может по просьбе взрослого или по собственной инициативе рассказать об изображённом на картинке, об игрушке, о событии из личного опыта.
Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.
2.Содержательный раздел
2.1содержание психолого-педагогической деятельности
Возрастные особенности детей 2 -3 лет
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребёнка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих
предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.
Интенсивно развивается активная речь детей. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребёнка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями.
На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трём годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
Основной формой мышления становится наглядно-действенное. Её особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребёнка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.
2.2 перечень основных форм работы
Формы работы: Дидактические игры и упражнения по речевому развитию. Пальчиковые игры. Психогимнастика. Речевая ситуация. Театрализация. Чтение. Обсуждение. Разучивание. Пересказывание и рассказывание.
2.3 взаимодействие с семьями воспитанников
Изучать особенности общения взрослых с детьми в семье. Обращать внимание родителей на возможности развития коммуникативной сферы ребенка в семье и детском саду.
Рекомендовать родителям использовать каждую возможность для общения с ребенком, поводом для которого могут стать любые события и связанные с ними эмоциональные состояния, достижения и трудности ребенка в развитии взаимодействия с миром и др.
Объяснить, что для развития речи детей полезно:
- Как можно больше говорить с ребёнком и как можно больше стимулировать его самого говорить. Задавать ему вопросы. Интересоваться его мнением. Комментировать свои действия.
- Развивать кругозор. Больше гулять: детские площадки, парки, музеи, прогулки в лес и т.д.
- Развивать моторику рук: пластилин, краски, поделки из природных материалов, конструкторы.
Показывать родителям ценность диалогического общения с ребенком, открывающего возможность для познания окружающего мира, обмена информацией и эмоциями. Показывать значение доброго, теплого общения с ребенком, не допускающего грубости; демонстрировать ценность и уместность как делового, так и эмоционального общения. Побуждать родителей помогать ребенку устанавливать взаимоотношения со сверстниками, младшими детьми; подсказывать, как легче решить конфликтную (спорную) ситуацию.
Показывать родителям ценность домашнего чтения, выступающего способом развития пассивного и активного словаря ребенка, словесного творчества.
Рекомендовать родителям произведения, определяющие круг семейного чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка. Показывать методы и приемы ознакомления ребенка с художественной литературой. Обращать внимание родителей на возможность развития интереса ребенка в ходе ознакомления с художественной литературой при организации семейных театров, вовлечения его в игровую деятельность, рисование. Ориентировать родителей в выборе художественных и мультипликационных фильмов, направленных на развитие художественного вкуса ребенка.
Привлекать родителей к проектной деятельности. Побуждать поддерживать детское сочинительство.
2.4 Перспективный план взаимодействия с детьми
Месяц | Тема | Темы НОД |
Сентябрь | «Мой детский сад, моя группа». | 1.Чтение русской народной песни «Большие ноги" |
2.Чтение стих.А. Барто «Игрушки». | ||
3. Д/и «Дерево» | ||
4.Д/и «Что любит наша кукла?» | ||
Октябрь | 5. Д/и «Кукла спит» | |
6. Артик.упр. «Открываем-закрываем ворота» 7. Д/и «Позови» 8. Д/и «Передай колокольчик» | ||
1. Д/и «Повтори за мной» 2. Д/и «Что в мешочке?» | ||
« Осень наступила» | 3.Театр игрушек по потешкам «Пришел медведь к броду», «Уж ты Петя-петушок», «Зайка серенький». | |
4. Д/и «Помоги Кате» (предметы заместители для лечения игрушек). 5. Д/и «Катя умывается». 6. Д/и «Повтори за мной». 7. Д/и «Что любит наша кукла?» 8. Рассказывание сказки «Курочка Ряба» | ||
Ноябрь | «Осень наступила» | 1.Чтение стихотворения Н.Саконской «Мой пальчик» |
2.Д/и «У меня зазвонил телефон». | ||
3.Инсценировка потешки «Большие ноги шли по дороге». | ||
4.П/и «Раздувайся пузырь» | ||
Декабрь | «Зима» | 5. Артикул.игра «Покажи забор» 6. Д/и «Разложи овощи по корзинкам» 7.Рассказывание сказки «Теремок» 8.Игра «Кто там?» 1.Рассказывание потешки «На ледок-то, на ледок выпал беленький снежок». 2.Театр игрушек по песенке «Жили у бабуси два веселых гуся». |
3.П/и «Зайка серенький сидит». | ||
4.Пальчиковая игра «Маша варежку надела» . | ||
Январь | «Зима» | 5.Арт.игра «Открываем-закрываем ворота» 6.Д/и «Еж-отец, ежиха-мать» 7.Д/и «Капитаны» 8.Д/и «Кто это?» |
1.Д/и «Волшебный мешочек» 2. Театр игрушек по стихотворению К. Чуковского «Черепаха». 3.Чтение А.Барто «Дело было в январе» 4.Артик. упр. «Чистим-чистим зубки». | ||
5.Пальч.игра «Тук,тук-я стучу, новый столик сколочу». 6.Д/и «Зайка» 7. Д/и «Все такое разное» | ||
Февраль | «Зима» | 1.Д/и «Стоит домик» 2. Театр игрушек по стихотворению М. Дружининой «Здравствуй, белка, здравствуй ёж». |
3.П/и «Догоню-убегу» | ||
4.Концерт для больной куклы 5.Д/и «Игрушка заблудилась» | ||
Март | «Весна стучится к нам в окно» | 6.Чтение русской народной потешки «Ой-ду-ду…», 7.Рассказывание р.н.сказки «Кот,петух и лиса». 8. Артик.упр. «Покажи забор» 1.Рассказывание р.н.сказки «Волк и козлята» |
2. Чтение русской народной потешки «Сорока –белобока...» | ||
3. Д/и «Ежик шел» 4.Пальчик. игра «Сорока-сорока» 5.»Д/и «Кто в доме, а кто в лесу живет?» 6.П/и Раздувайся, пузырь» 7. Артик. упр. «Художники» | ||
Апрель | «Весна стучится к нам в окно» | 8.Д/и «Барабан». |
1.Рассказывание р.н.сказки «Лиса и заяц». 2.Д/и «Найди такую же игрушку» 3. Артик. упр. «Художники» 4. Пальчик игры «Вышла курочка гулять» | ||
5.Чтение А. Барто «Игрушки» 6.Д/и «Яблоко или тарелка» 7. Д/и «Угадай, кто к нам пришел» 8. Театр игрушек по стихотворению М. Дружининой «Здравствуй, белка, здравствуй ёж». | ||
Май | «Весна стучится к нам в окно» | 1.Чтение русской народной потешки «Солнышко, ведрышко». |
2. Чтение русской народной потешки «Бежала лесочком лиса с кузовочком...» 3.Д/и «Найди такую же игрушку» 4. Артик. упр. «Художники» 5. Пальчик игры «Вышла курочка гулять» 6.Концерт для больной куклы 7.Д/и «Игрушка заблудилась» |
3. Список литературы
- РАДУГА. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Т.И.Гризик, Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева, С.Г.Якобсон; научн. рук. Е.В.Соловьева. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.
- Гербова В.В.Развитие речи в детском саду. Вторая группа раннего возраста. –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 112с.
- Хрестоматия:Для детей младшего дошкольного возраста: Уж ты, заинька послушай: Пособие для воспитателей и родителей/ Составитель Н.П.Ильчук и др. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2009. -432с.
- Агния Барто Детям. Москва «ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА» 2007
Приложение.
Развивающие игры для детей группы раннего возраста в детском саду
Игра «Дерево».
Цель: активизировать речь, побуждая, использовать в речи предлоги.
Описание: педагог читает стихотворение, показывая рукой: высоко - на, внизу - под. Предложить ребенку рассказать, что еще бывает «на...» и «под...».
Высоко на небе - облака,
А внизу - под облаком - река.
Высоко на дереве - листочки,
А внизу, под деревом, - цветочки.
Игра «Кукла спит».
Цель: развивать речь, слух.
Игровой материал и наглядные пособия: кукла (мягкая игрушка).
Описание: педагог предлагает ребенку уложить куклу спать: покачать ее на руках, спеть колыбельную, уложить в кроватку и накрыть одеялом. Объяснить ребенку, что, пока кукла спит, надо говорить шепотом, чтобы не разбудить ее. В это время можно поговорить о чем-нибудь с ребенком, задать ему вопросы, попросить что-нибудь рассказать. Не затягивать игру. Объявить, что кукле пора вставать и теперь можно разговаривать громко.
Игра «Что любит наша кукла?».
Цель: развивать речь, воображение.
Игровой материал и наглядные пособия: кукла (мягкая игрушка).
Описание: педагог предлагает ребенку спросить, что кукла любит делать: «Кукла, что ты любишь делать?» Голосом куклы рассказать короткими предложениями о ее любимых занятиях: «Я люблю играть. Я люблю бегать. Я люблю кушать». Теперь очередь куклы спрашивать, что любит делать ребенок. Помочь ему такими же простыми предложениями рассказать о своих занятиях. Можно предложить ребенку рассказать о том, что любят делать мама, папа, бабушка и т. д.
Игра «Закончи слово».
Цель: развивать речь, память, внимание.
Описание: предложить ребенку закончить слово, которое ему называет педагог. Например: доро-...(га), мага-...(зин), коло-.. .(бок) ит. д. Если ребенку трудно сориентироваться, показать на предмет, который назван. Взяв в руки куклу, сказать: «Кук-...(ла)». Взять в руки кубик - «Ку-...(бик)» и т. п.
Игра «Повтори за мной».
Цель: развивать речь, внимание.
Описание: предложить ребенку повторить рифмованные строки.
Птичка прилетела, песенку мне спела.
Девочка проснулась, сладко потянулась.
Солнышко садится, Маша спать ложится и т. д.
После многократного повторения делать паузу перед последним словом, даже когда читаются новые рифмовки:
Маленький зайчишка не читает... (книжки).
Игра «Яблоко или тарелка?».
Описание: задавая ребенку вопросы, предупредить его, что вы можете ошибаться.
Яблоко и груша - это овощи?
Ложка и тарелка - это посуда?
Шорты и майка - это мебель?
Ромашка и одуванчик - это деревья?
Усложнить задания, называя предметы из разных тематических групп:
Помидор и апельсин - это овощи?
Ложка и дерево - это посуда? И т. д.
Игра «У меня зазвонил телефон».
Цели: развивать речь; расширять словарный запас.
Описание: предложить ребенку поиграть в «телефон». Роль телефона могут исполнять любые предметы: кубики, палочки, детали от конструктора и т. п. По очереди изображать звонок телефона. Поговорить с ребенком от своего лица, задавая ему простые вопросы: «Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Как зовут твою любимую игрушку? Во что ты играешь?» И т. д. Поменяться ролями: педагог - ребенок, ребенок - папа (мама). Разговор по телефону вести от имени игрушек, животных. Строить диалог таким образом, чтобы ответ ребенка не ограничивался словами «Да» и «Нет». Описывать различные предметы, вещи, продукты и т. д.
Игра «Кто кем был».
Цель: развивать речь.
Игровой материал и наглядные пособия: картинки с изображениями взрослых животных и их детенышей.
Описание: поинтересоваться и проверить, знает ли ребенок, что названия детенышей часто отличаются от названий взрослых животных. Рассмотреть картинки, задавая ребенку вопросы о том, кто на них изображен. Прочитать стихотворение А. Шибаева «Кто кем становится»:
Жил-был маленький щенок.
Он подрос, однако,
И теперь он не щенок –
Взрослая... (собака).
Жеребенок - с каждым днем
Подрастал и стал... (конем).
Бык, могучий великан,
В детстве был... (теленком).
Толстый увалень баран –
Толстеньким... (ягненком).
Этот важный кот Пушок —
Маленьким... (котенком).
А отважный петушок –
Кро-о-хотным... (цыпленком).
А из маленьких гусят
Вырастают... утки –
Специально для ребят,
Тех, кто любит шутки.
Игра «Кто там?».
Цель: развивать воображение, речевые навыки.
Описание: предложить ребенку поиграть в игру «Кто пришел?». Выйти за дверь, постучать: «Тук-тук-тук». - «Кто там?» Изобразить какое-нибудь животное, например:
- Это я, корова. Му-у-у.
- Заходи, корова. Здравствуй, корова. Откуда, ты, корова, идешь?
Поменяться ролями с ребенком, поочередно представляя различных зверей, людей, сказочных персонажей. Попытаться вести диалог с простыми вопросами и ответами.
Игра «Еж - отец, ежиха - мать».
Цели: развивать речь; познакомить с основами формообразования имен существительных.
Описание: предложить ребенку изобразить различных животных, при этом напевая или приговаривая текст:
Если папа - серый слон,
Мамочка - слониха!
А ребенок, а ребенок –
Маленький слоненок!
Если папа - еж колючий,
Мамочка - ежиха.
А колючего мальчонку
Называют все ежонком.
Если папой будет конь,
Мамой будет лошадь.
Знаешь ли, что их ребенок –
Быстроногий жеребенок.
Знают все наверняка,
Чуть ли не с пеленок:
Сын коровы и быка –
Маленький теленок.
Игра «Ежик шел».
Цели: развивать речь; познакомить с функциональным назначением предметов.
Описание: составить вместе с ребенком коротенькие веселые стихи, которые расширят его познания, например:
Ежик шел по лесу, шел
И один грибок нашел.
Сел, съел
И дальше пошел.
Так перечисляется все, что можно найти в лесу, в саду, на огороде, а также любые другие предметы, которые может назвать ребенок. В стихотворение можно вставлять имя ребенка.
Даня шел, шел, шел,
Телевизор нашел.
Сел, посмотрел
И дальше пошел.
Света шла, шла, шла,
Гребешок нашла.
Причесала волосы
И дальше пошла. И т. д.
Игра «Все такое разное!».
Цель: развивать речь, внимание.
Описание: педагог задает ребенку вопросы, побуждая его отвечать.
Подушка мягкая, а стол... (твердый).
Снег белый, а земля... (черная).
Слон большой, а мышка... (маленькая). И т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированная НОД (художественно-эстетическое, речевое развитие) для детей первой младшей группы «Морковка для зайчонка» с учетом ФГОС
Программные задачи: Образовательные: Стимулировать речевую и двигательную активность на занятии. Способствовать получению положительных эмоций в процессе овладения основным приёмом лепки, совершенст...
Интегрированная НОД (художественно-эстетическое, речевое развитие) для детей первой младшей группы «Снеговик» с учетом ФГОС.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, художественно-эстетическая. Цели: научить детей рисовать снеговика с помощью тычка(ватной палочки); упражнять детей в рисовании п...
Конспект непрерывной непосредственной деятельности по речевому развитию для детей первой младшей группы. "Русская народная сказка "Козлятки и волк".
Конспект знакомит с содержанием сказки "Козлятки и волк", учит проявлять отзывчивость на доступное их возрасту литературно - художественное произведение....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию для детей первой младшей группы /2-3 г/ Тема: « Знакомство с грузовым автомобилем».
Цель: повторить знания детей первой младшей группы, соответствующие их возрастным особенностям.Задачи:- познакомить детей с грузовым автомобилем- учить детей называть и показывать основные части автом...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию для детей первой младшей группы. "Путешествие в мир игрушек"
Активизация речевого взаимодействия детей со сверстниками, повторение и закрепление стихов А. Барто....
Рабочая программа по физическому развитию.Физическая культура. Первая младшая группа.
Рабочая программа...
Конспект НОД по разделу программы «Речевое развитие» для детей первой младшей группы. Тема: «Ёжик в гостях у малышей».
Конспект НОД по разделу программы «Речевое развитие»для детей первой младшей группы.Тема: «Ёжик в гостях у малышей». Подготовил: воспитатель Родионова И.А....